Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

МЕХАНИЗМЫ ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ И ИХ НАРУШЕНИЯ



Голос обеспечивает слышимость речи на большом расстоянии. В понятие человеческого голоса входит представление о любых звуках, исходящих из гортани человека, независимо от их сложности и социальной значимости: от рефлекторного крика новорожденного до модулированного голоса знаменитого оратора или певца. Голос является одним из средств слышимости, выразительности, эмоционального и смыслового значения речи.

В основе громкой речи и пения лежит образование гласных звуков. Гласные звуки обеспечивают голосовую звучность речи, но возможность понимания ее смыслового содержания зависит в основном от согласных. Поэтому в устной речи главную роль играет артикуляция, обеспечивающая устойчивость и определенность звуков, в основном согласных звуков речи, и второстепенное место принадлежит интонации, а в пении - голос; фиксированная мелодия является одним из существенных признаков, тогда как произношение отходит на второй план, - словом, гласные звуки начинают превалировать над согласными.

Показательными в этом отношении являются следующие факты: когда взрослому, нормально говорящему человеку случается неправильно произнести тот или иной звук в слове, он ощущает какую-то неловкость во рту; если же певец фальшивит, то он может чувствовать непривычное ощущение в гортани. Диапазон певческого голоса всегда шире, чем диапазон речевого, который лежит обычно в нижней части певческого диапазона. Для бытовой речи оказывается достаточно 4 - 7 тонов.

Самые элементарные проявления голоса мы обнаруживаем в таких реакциях человека, как стон, крик, громкий зевок, смех и даже звучный кашель. По качеству этих реакций можно судить о состоянии голосовых связок у маленького, еще не говорящего ребенка и у взрослого человека при нарушениях голоса.

Физическими свойствами всякого звука являются: сила, обусловливаемая величиной амплитуды колебаний; высота, зависящая от частоты колебаний; длительность звучания и тембр, определяемый примесью к основному тону добавочных обертонов с различными частотами (некоторые из них улучшают тембр голоса, а другие могут ухудшать его).

Сила звука голоса зависит от силы выдыхаемой воздушной струи и силы смыкания истинных голосовых связок.

Высота звука голоса определяется степенью натяжения, длиной и толщиной голосовых связок: на низких и средних тонах вибрирующие голосовые связки удлиняются и утолщаются, они имеют в это время вид двух толстых напряженных мышечных валиков, плотно прижатых друг к другу, раскрытие их происходит на короткий момент, колебания происходят в перпендикулярном направлении к току воздуха, звук получается богатый обертонами (тонами, дополнительными к основному тону), металлический. При повышении тона голоса связки укорачиваются и становятся тоньше; при фальцетном звучании голосовые связки имеют вид плоских, сильно растянутых широких и тонких пластинок, причем полное закрытие их не имеет места даже во время наибольшего сближения голосовых связок (рис. 10).

Тембр - окраска, качество звука голоса. Тембр характерен: а) для голоса каждого человека; б) для каждого речевого звука, произносимого с голосом. В первом случае он зависит от строения и функционирования всего голосового аппарата, во втором случае - от артикуляционного уклада, свойственного каждому звуку.

Координированная и сложная изменчивость всех этих свойств создает все многообразие звучания голоса и обеспечивает все богатство интонации и выразительности как устной речи, так и пения человека. В настоящее время есть две теории голосообразования. Более старая, так называемая миоэластическая (она существует уже около 100 лет), считает, что голосовая мышца колеблется пассивно, голос образуется при совместном действии двух факторов: а) подсвязочного давления воздуха и б) действия массы и натяжения голосовой мышцы. Более новая - нейрохронаксическая теория. Автор ее - французский физиолог Юссон считает, что при образовании голоса края голосовой мышцы расходятся активно в результате нервного импульса на сокращение этой мышцы. Число импульсов, идущих к голосовой мышце по нижнегортанному нерву (возвратному), в точности соответствует частоте основного тона голоса человека. Последние годы усиленно обсуждается правильность этих теорий.

Тонкое различение речевых звуков и речевых интонаций и способность воспроизводить их устанавливаются не сразу, а только в процессе развития речи в целом; в речевой и певческой практике создается так называемое кинестезии-мышечное чувство движений в гортани, но только при наличии слуха голос может получить свое полное развитие ≈ только слышащий ребенок научается полноценно говорить и петь: при нарушениях слуха голос становится глухим, монотонным, приобретает неприятный тембр. Среди речевых звуков больше и прежде всего страдают гласные (они звучат неясно, глухо), затем свистящие звуки, страдает ударение.

Хорошее восприятие как речи, так и пения обеспечивается средней силой голоса, ясностью произношения, неторопливым темпом и умением доносить голос до слушателя, т. е. направлять звуковую струю в переднюю часть ротового резонатора. Резкая, пронзительная громкость голоса оказывает влияние на произношение, ухудшая его.

Все сказанное говорит о том, что как речевой, так и певческий голоса представляют собой сложнейшие, чрезвычайно разнообразные условнорефлекторные функции мозга человека, формирующиеся под влиянием окружающей социальной среды.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.