Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

МЕТОДИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ



Природные голосовые данные можно развивать, т. е. улучшать работу голосовых связок и резонаторов. В результате такой работы развивается гибкость, выносливость голоса и способность выдерживать продолжительную речевую нагрузку без потери качества звучания.

Следует особенно подчеркнуть, что недостаточно описать, объяснить приемы постановки голоса, нужно уметь показать их на себе и, кроме того, необходимо систематически проверять правильность выполнения данных установок, так как слух учащихся не всегда бывает достаточно развит для того, чтобы контролировать правильность звучания собственного голоса, а ошибки внедряются с такой же быстротой, как и правильные навыки. Вполне понятно, что сам руководитель должен обладать музыкальным слухом и поставленным голосом.

Воспитание здорового голоса требует прежде всего организации и воспитания речевого дыхания, произношения, и только после этого следует приступать к собственно голосовым упражнениям. Основные требования к правильному речевому дыханию следующие: не следует добиваться какого-либо одного типа дыхания, предпочтительнее смешанный тип дыхания - диафрагмально-реберный. Участие диафрагмы и грудной полости контролируется рукой.

Вдох должен происходить через рот, но к нему может присоединяться и носовой вдох. В любом случае вдох должен быть бесшумным. Количество воздуха, забираемое при вдохе, не должно быть чрезмерным, чтобы не переполнять легкие, что затрудняет выдох. Выдох должен быть задержанным, медленным и плавным (длительность его вырабатывается постепенно, одновременно с уточнением произношения звуков). В конце выдоха происходит расслабление дыхательных мышц и следует новый вдох. Во время небольших, логически обусловленных пауз можно производить добор воздуха (2 - 3 см3) без полного расслабления дыхательных мышц.

Не следует начинать речь на вдохе. Перед началом речи нужно соблюдать вдыхательную установку, которая связана с ощущением полузевка.

Для укрепления и уточнения произношения как всех согласных, так и гласных звуков проводится артикуляционная гимнастика, после чего можно перейти к дыхательно-артикуляционным упражнениям, которые заключаются в произношении речевых звуков в следующей последовательности: взрывные глухие п, т, к, слоги с ними при беззвучном произнесении гласных (только артикуляцией); щелевые ф, с, ш, х, слоги и слова, состоящие из всех указанных звуков, например: пат, тот, так, кот... папа, папка, поток... касса, каска, кофта, сук, суп . шапка, штопка; фразы, состоящие из этих же звуков, например: У Паши кот, у Саши шапка и шубка; пословицы, поговорки, например:

У осы не усы, а усики; Шесть шалунов несли шест; Щи да каша ≈ пища наша; у Сени и Сани сом с усами..

Таким же образом укрепляется произношение звонких согласныхб, д,г, в, з, ж, затем соноровм, н, л, р, после чего можно перейти к включению голоса и на гласные, т. е уже к полноценному звучному произношению предлагаемого материала.

Непосредственная работа над голосом - это работа над всеми его качествами: силой, высотой, длительностью и тембром - и их изменчивостью в речевом процессе.

Голоса бывают высокие, средние и низкие, но для каждого голоса характерны свои верхи, середины и низы, т. е. свой диапазон высоты. Каждый человек должен пользоваться естественным, именно ему свойственным голосом. В силу подражания многие говорят и поют не своими голосами: или слишком высокими, или слишком низкими (в частности, мальчики часто подражают голосам взрослых).

Особенно нужно остерегаться визгливых, пискливых, сдавленных, неустойчивых, высоких звуков - они очень вредны и неприятны на слух. Найти естественное звучание голоса и научить пользоваться им - основная задача педагога-вокалиста и логопеда. Только на этой основе следует разрабатывать голос во всех его направлениях.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

· Алмазова Е. С. Опыт логопедической работы с детьми, страдающими нарушениями голоса. В сб.: ⌠Очерки по патологии речи и голоса, под ред. проф. С. С. Ляпидевского, вып. 2. М., Учпедгиз, 1963.

· Алиазова Е. С. Логопедическая работа и ее значение в комплексном методе лечения расстройства голоса при органических заболеваниях гортани. ⌠Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина, вью. 219, 1964.

· Алмазова Е.С. Нарушения голоса у детей и подростков. В кн.: ⌠Нарушения речи у детей и подростков, под ред. проф. С. С. Ляпидевского. М., "Медицина, 1969.

· 3ееман М. Расстройства речи в детском возрасте, гл. IX. М., Медгиз, 1962.

· Ермолаев В. Г., Лебедева Н. Ф., Морозов В. П. Руководство по фониатрии. Л., Медицина, 1970.

· Ивановская Ф. А. Профилактика голосовых расстройств. В сб.: "Очерки по патологии речи и голоса, под ред. проф. С. С. Ляпидевского, âûï 2. Ì.. Ó÷ïåäãèç, 1963.

· И в а н о в с к а я Ф. А. Сборник логопедических упражнении при расстройствах голоса. М., Учпедгиз, 1961.

· Корсакова Е. А. и Прянишников О. В. Мастерство речи, вып. I иII. Пособие для колхозных театральных кружков. М., Изд-во Комитета по делам искусств, 1938.

· Митринович-Моджиевска А. Патофизиология речи, голоса и слуха. Польское гос. мед. изд-во, Варшава, 1965.

· Морозов В. П. Вокальный слух и голос. М.≈Л., ⌠Музыка, 1965. Морозов В. П. Тайны вокальной речи. Л., ⌠Наука, 1967. Правдина О. В. Голос и его нарушения. В сб.: ⌠Очерки по патологии речи и голоса, под ред. проф. С. С. Ляпидевского, вып. 2. М., Учпедгиз, 1963.

· РябченкоА.Т. Функциональные нарушения голоса. М., ⌠Медицина, 1964.

· Таптапова С. Л. Методика образования звучной речи у лиц с экстирпированной гортанью. Дисс. М., 1962




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.