Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О НАРУШЕНИЯХ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ



Неправильное звукопроизношение, которое до сих пор именуется как косноязычие, является одним из самых частых проявлений речевой патологии; дефекты звукопроизношения встречаются почти при любом нарушении речи, к тому же они оказываются наиболее элементарными проявлениями всего речевого нарушения и потому наиболее легко уловимыми. Резкое несоответствие особенностей произношения его возрастным нормам и стабильность неправильных форм произношения характерны для случаев патологии.

Понимание сущности этого явления до сих пор вызывает много споров; оно претерпело значительные изменения ≈ сузилось, но вместе с тем приобрело большую глубину (см. табл. 4 и 5).

В настоящее время возникновение неправильного звукопроизношения может объясняться на основе как моторных, так и сенсорных нарушений, центрального или периферического характера. Следовательно, необходимо учитывать: 1) изменения в строении артикуляторного аппарата и многообразные нарушения иннервации мышц, участвующих в артикулировании; 2) снижение периферического слуха и нарушения слухового восприятия центрального характера.

Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого звука, практически же оно чаще всего встречается в группах: свистящих - 22 %, шипящих - 24%, . р - 26 %, л - 10%, звонких - 4,5%, задненёбных - 1 %, и - 1,5%. Указанная закономерность в распределении дефектов произношения связана с большей или меньшей сложностью артикуляционной работы, необходимой для произношения этих звуков, и сложностью их звучания. Дефекты озвончения, смягчения, йотации и задненёбных звуков наблюдаются значительно реже. Дефекты искажения таких простых звуков, какм, н, п, т и особенно гласных, наблюдаются очень редко (при снижении слуха и при гнусавости).

Таким образом, мы можем говорить о семи основных видах неправильного звукопроизношения (названия некоторых из них образованы от названий греческих букв, соответствующих основному звуку каждой группы): сигматизм ≈ при нарушении в группах свистящих и шипящих, ротацизм ≈ при нарушении произношения звука р, ламбдацизм ≈ при нарушении произношения звука л, каппацизм ≈ при нарушении произношения задненёбных, йотацизм≈при нарушении произношения звука й. Для нарушения озвончения и смягчения особых терминов нет.

Чем сложнее звук, тем позже и труднее устанавливается у ребенка его правильное произношение и тем многообразнее будут дефекты произношения. Так, звук т может или смягчаться или заменяться звуками п или к, а вариантов нарушения произношения звука р насчитывается свыше 20: р боковое, гортанное, носовое, одноударное, губное, щечное, замена звука р звукамил, л', р', й, в, д и т. д. Если мы проанализируем приведенные варианты искажения звука р, то увидим, что для части их характерно только изменение привычного 'звучания звука р, но наличие звука р в произношении остается несомненным для слушающих, тогда как в других случаях вместо звука р произносится тот или иной звук того же языка - его заменитель. Случаи замены одного звука другим носят название паралалий.

Таким образом, в группе сигматизмов различают фонетические сигматизмы (боковой, межзубный и др.) и парасигматизмы (замены шипящих звуков свистящими, замены свистящих и шипящих звуками т и д и др.), т. е. сигматизмы, имеющие фонетико-фонематический характер.

В группах ротацизме в, ламбдацизмов, каппацизмов также можно выделять чисто фонематические ротацизмы, ламбдацизм ы и параротацизм ы, параламбдацизмы и т. д.

Для дефектов озвончения и смягчения согласных характерны только паралалий, т. е. замены звонких парными глухими, или наоборот, и мягких согласных их парными твердыми, или наоборот. В логопедии учитываются три уровня неправильного звукопроизношения: а) полное неумение произносить (хотя бы повторить по образцу) тот или иной звук или всю группу звуков; б) неправильное произношение их в речевом потоке при наличии умения правильно произносить их вне слова, изолированно, или в легких словах; в) недостаточное дифференцирование - смешение двух близких по звучанию или по артикуляции при умении правильно произносить оба звука.

Постоянная замена одних звуков другими в произношении ведет обычно к недостаточной дифференциации, смешению их при восприятии (на слух). При обучении школьник переносит смешения в письменную речь. Это явление относится к одному из видов дисграфии (нарушение письма).

***

У разных детей неправильное произношение может то касаться только одной группы звуков (звонких, задненёбных или свистящих и др.), и тогда оно носит названиепростого, частичного, мономорфного дефекта звукопроизношения, то охватывать многие группы звуков (одновременно один и тот же ребенок может страдать ротацизмом, сигматизмом и дефектами озвончения и т. п.), тогда дефект называетсясложным диффузным, полиморфным.

На основании всего вышеизложенного содержание понятия неправильное звукопроизношение может быть наглядно изображено в следующей таблице (см. табл. 4).

Таблица 4 Основные виды неправильного звукопроизношения согласных

Естественно, что, чем сложнее указанный дефект, тем больше страдает благозвучность и внятность речи. В логопедии известны более сложные речевые нарушения, в которых фонетический дефект оказывается только одним из симптомов, характеризующих все речевое нарушение в целом. К таким сложным речевым нарушениям относятся дизартрии, алалии, афазии, нарушения речи при тугоухости.

Если изобразить место неправильного звукопроизношения в указанных речевых нарушениях заштрихованной частью .прямоугольника (табл. 5), изображающего все речевое нарушение, то мы увидим, что при дислалии штриховка заполняет весь пря-

Таблица 5

моугольник, т. е. понятия дислалии и нарушения звукопроизношения в данном случае равнозначны, тогда как при дизартрии оно занимает большое место, но не исчерпывает всего содержания этого нарушения. Наконец, при алалии, афазии и речевых нарушениях, связанных с тугоухостью, место неправильного звукопроизношения среди других проявлений оказывается значительно меньшим.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.