Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

НАРУШЕНИЯ ТЕМПА РЕЧИ



Темп является одним из выразительных средств устной речи, он зависит как от быстроты произнесения следующих друг за другом речевых звуков, так и от частоты и длительности пауз между словами и предложениями.

Нормально говорящий человек произносит за одну секунду от 9 до 14 звуков, при убыстрении темпа речи возможно произнесение 15≈20 звуков в секунду, но произношение не теряет своей ясности и разборчивости.

Нарушение темпа речи - это чрезмерное замедление речи и такое же убыстрение ее. Большинство детей в дошкольном возрасте говорят быстро; это может объясняться тем, что у них еще слабы тормозные процессы и контроль за своей речью. Если в семье преобладает быстрая, торопливая речь, то быстрый темп речи становится привычным; в переходном возрасте он имеет тенденцию еще усиливаться; у детей-невропатов быстрый темп речи приводит к возникновению заикания.

В процессе развития речи быстрый темп мешает формированию речевых дифференцировок и может привести к закреплению детского неправильного звукопроизношения и общей неряшливости в речи.

Замедленный темп речи в большинстве случаев наблюдается одновременно с монотонностью речи и той или иной степенью нечеткости, смазанности звукопроизношения; такая речь носит название брадилалии. Причиной ее является общая вялость, паретичность речевой мускулатуры, что характерно для некоторых форм дизартрии (органически обусловленных речевых нарушений). Для преодоления брадилалии работа логопеда должна быть направлена на укрепление паретичной речевой мускулатуры при помощи артикуляторных упражнений под счет. Требовать убыстрения темпа как отдельных движений, так и речи нужно осторожно, учитывая постепенно и медленно возрастающие возможности такого ребенка и его повышенную истощаемость.

В конце работы можно перейти к заучиванию и проговариванию скороговорок.

При выборе заучиваемых текстов желательно подбирать такие, которые по своему содержанию требуют энергичной речи.

Чрезмерное ускорение темпа речи, имеющее устойчивый характер, известно под названием тахилалии.

Признаком тахилалии является стремительность и поспешность общих движений тахилалика. Ускоренный темп речи проявляется больше всего при произнесении длинных слов и фраз, причем отдельные слоги и слова могут повторяться, выпадать и искажаться, что называется парартриями.

Говорящий (тахилалик) не отдает себе отчета в неправильностях своей речи. Он часто не дослушивает собеседника и начинает говорить сам. В незнакомой обстановке он говорит несколько лучше, но вскоре переходит на быстрый темп. При этом слушателю бывает трудно следить за содержанием речи тахилалика, так как быстрый темп скрывает за собой более глубокие нарушения речи, затрагивающие словарь, грамматический строй, звукопроизношение, восприятие, устную и письменную формы.

А. Либман и Ю. А. Флоренская ставили вопрос о родстве этого нарушения с афазическими расстройствами как сенсорного, так и моторного характера. Все эти данные говорят об органическом происхождении тахилалии. М. Зееман связывает ее с расстройствами функции экстрапирамидной (подкорковой) системы.

Преодоление быстрого темпа речи требует систематической работы в течение 2- 3 месяцев. Занятия желательно проводить в группе, причем коллектив должен оказывать сдерживающее влияние на тахилалика. Работа с тахилаликом в группе заикающихся бывает полезной, так как заикающиеся с их пассивностью, нерешительностью являются прямой противоположностью тахилалику; включенная в эти занятия ритмика помогает перевоспитывать всю двигательную сферу, а также и речь тахилалика. Чем старше тахилалик, тем длительнее должна быть работа с ним.

Логопед в процессе первичного обследования, а также на логопедических занятиях должен тщательно проверить состояние словарного запаса (его полноту, устойчивость и смысловое содержание), построение и употребление фразовой речи и звукопроизношение.

Чтобы определить глубину поражения речи, логопед начинает работу с формирования коротких фраз по картинкам и предъявления требований повторить еще раз сказанное. В процессе повторений ребенок может осознать и исправить все недостатки в своей речи. Не исключена возможность, что замедление темпа и формирование навыка контролировать собственную речь снимут многие неправильности. В других случаях подобное обследование может поставить вопрос о необходимости поместить ребенка в ту или иную специальную школу.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.