Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Тема 1. История экономики как наука. Этапы развития мировой экономики





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Содержание

1. Предмет истории экономики, ее функции. Взаимосвязь с другими науками.

2. Проблемы периодизации экономической истории. Формационный и цивилизационный подход в исторической науке.

3. Этапы развития мировой экономики. Переход от присваивающей к производящей экономике. Понятие цивилизации.

 

1. Предмет истории экономики, ее функции. Взаимосвязь с другими науками. Экономическая история рассматривает экономическую жизнь общества во всем ее многообразии с древнейших времен до современности. В рамках истории экономики выделяют 1) экономическую историю различных стран, регионов, мира в целом; 2) историю народного хозяйства; 3) историю экономической мысли.

Такая структура экономической истории объясняет многообразие объектов исследования. В самом общем понимании объектом изучения является история зарождения, становления и развития экономических процессов и явлений. Для экономической истории различных стран, регионов объектами исследования будут экономические причины и последствия отдельных исторических событий (например, буржуазных революций), экономическая политика государств. Для истории народного хозяйства объектами являются эволюция экономической системы, история отраслей хозяйства, история отдельных экономических процессов (аграрные реформы, индустриализация и т.д.); история экономических институтов (налоги, цены, финансы и кредит). Для истории экономической мысли – история экономической теории, история отдельных теорий, история методов экономического анализа.

Экономической истории свойствен целый ряд функций: прагматические (обобщение и усвоение опыта хозяйственного развития), ценностные (нравственная оценка средств и результатов различных преобразований); культурные (сохранение преемственности в хозяйственной практике, знакомство с альтернативными моделями развития); фундаментальные (анализ и обработка разнообразной экономической информации); мировоззренческие (формирование логики и стиля экономического мышления).

Основными методами являются исторический, логический, метод классификаций, а также хронологический, сравнительно исторический, исторического моделирования, математической статистики, социальной психологии и т.д.

Экономическая история связана со многими общественными науками, и прежде всего со всемирной историей. Экономическая история тесно связана с политикой государства, с другой стороны, политические события не могут быть поняты без знания экономической истории. В поле зрения экономической истории находится влияние религиозных, политических и моральных идеалов на экономическую деятельность, поскольку экономическую жизнь нации невозможно отделить от повседневной жизни людей. Таким образом, всемирная история изучает изменение цивилизаций в целом, а экономическая история - изменения в экономических процессах, хозяйственной деятельности, но во взаимосвязи с другими событиями, происходящими в обществе.

Особо следует подчеркнуть взаимосвязь экономической истории и экономической теории. Первая базируется на историческом методе исследования, вторая - на логическом, но обе они взаимозависимы. Экономическая история рассматривает закономерности экономических явлений в разные эпохи, а экономическая теория занимается теоретическим анализом общества и использует главным образом абстрактно-логический и математический методы исследования. Без теоретических абстракций экономическая история лишается теоретической основы обоснования исторических событий; в свою очередь экономическая теория без историко-экономических обобщений превращается в бездоказательную науку. Поэтому в равной степени необходимо развитие обоих направлений. Историко-экономический материал является либо подтверждением верности теории, либо основанием для критики ее ошибочных построений. Хорошо изученные, систематизированные, проанализированные факты могут стать основанием для создания новых экономических теорий.

Экономическая история также тесно связана с историей экономической мысли, которая занимается изучением экономических концепций относительно тех или иных экономических явлений. Все остальные гуманитарные науки имеют значение в той степени, в какой они помогают объяснить экономическое развитие.

2. Проблемы периодизации экономической истории. Одним из наиболее сложных вопросов в исторической науке является периодизация экономической истории, то есть установление хронологически последовательных этапов развития.

Со времени развития исторической науки учеными-историками разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития.

Сегодня существует два основных подхода к проблеме периодизации истории: формационный и цивилизационный.

Формационный подход основан на марксистской теории социально-экономического развития общества. В соответствии с материалистической концепцией К. Маркса, история общества предстает как последовательная смена общественно-экономических формаций (первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической). Этот подход действительно отражает объективную реальность: античная, средневековая, буржуазная формация существенно различаются по основным принципам организации экономики, организации труда. Рассматривая древний период, мы говорим о системе рабовладения; применительно к средневековью ведем речь о феодальной экономике; анализируя новое время, рассматриваем становление и развитие капиталистической экономики. Но нельзя сводить всю историю только к смене формаций. Формационный взгляд представляет собой упрощенное понимание истории как линейно-прогрессивного процесса смены низших общественных форм высшими. Его слабая сторона - однолинейность, неизбежно упрощающая историю, лишающая ее богатства и разнообразия связей.

Под воздействием научно-технической революции стали применяться другие подходы к периодизации истории, например, доиндустриальное – индустриальное – постиндустриальное общество (Д. Белл, А. Турен и др.); аграрная – индустриальная – технотронная цивилизация (О. Тоффлер). Однако, для них характерны те же недостатки, что и для марксизма, и главный их них – представление о развитии общества как о движении от простого к сложному, от менее к более развитым отношениям.

Наряду с формационной теорией развития общества существует теория цивилизационного подхода к изучению общественного развития. В отличие от марксистского подхода западные ученые Х1Х-ХХвв. рассматривали исторический процесс как возникновение и развитие самостоятельных локальных цивилизаций. В самом общем виде цивилизацию можно определить как общественно-культурную систему, имеющую определенный набор ценностей (нравственных, культурных, экономических), другими словами, цивилизация – это своеобразная система материальной, духовной, социальной жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития. Цивилизационный подход представлен в трудах таких известных западных историков, философов, социологов ХХ века, как О.Шпенглер, А.Дж. Тойнби, М.Вебер, Ф. Бродель, а также российских - Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев, П.Сорокин.

Цивилизации возникают и развиваются независимо друг от друга, и каждая цивилизация отличается определенным набором ценностей, поэтому ученые говорят о множестве цивилизаций. А.Дж. Тойнби называл 13 цивилизаций, среди них наиболее значительные Китайская, Индийская, Исламская, Русская, Западная. Различия определяются географической средой и историческими особенностями их возникновения. Все цивилизации проходят в своем развитии одни и те же стадии: зарождение, расцвет, дезинтеграция, упадок; на смену им приходят другие цивилизации.

Не существует единого мнения по вопросу о том, передается ли накопленный опыт от одной цивилизации другой. С точки зрения Тойнби, новые цивилизации, которые пришли на смену ушедшим, воспринимают их достижения в правовой, экономической, духовной, технологической сфере. В качестве примера можно рассмотреть Европейскую цивилизацию, которая сформировалась на базе Римской, и восприняла основные принципы организации политической и экономической системы, римское право, христианство, идею индивидуализма и признания прав и взаимных обязанностей субъектов.

В центре внимания цивилизационного подхода – не одна какая-либо сторона, а совокупность всех черт того или иного общества - материальных, идейных, культурных, религиозных, нравственных в их единстве, развитии и преемственности. Это подход, во-первых, с позиций общечеловеческих интересов и ценностей; во-вторых, в основе этого подхода – критерии западной цивилизации с ее либерально-демократическими ценностями и научно-техническим уровнем развития. Он позволяет более детально изучать пути развития отдельных стран, их социально-экономические системы. В рамках цивилизационного подхода французский историк Ф. Бродель представляет мировую экономическую историю как чередование высокоразвитых «миров-экономик», задающих ритм жизни всему человечеству.

Большинство современных исследователей согласны с тем, что ни одна из существующих теорий не может претендовать на универсальность, что в принципе любая периодизация истории произвольна и может быть оспорена. Многие теории отражали реальные тенденции исторического процесса, но утратили актуальность потому, что возобладали другие тенденции.

Американский ученый Уолт Ростоу (социолог, политолог, экономист, историк) в 60-е гг. ХХ в. разработал теорию стадий экономического роста. Он определил пять стадий экономического роста: традиционное общество; период предпосылок развития или переходного общества; период «взлета»; период зрелости; эра высокого массового потребления. Ростоу считает, что он дал теорию истории в целом, являющуюся альтернативой марксизма. Общественно-экономическим формациям Ростоу противопоставляет стадии роста и идеальным типом эры высокого уровня массового потребления признает «английско-американский образец». В 70-е годы Ростоу дополнил свою схему шестой стадией – на этой стадии общество занято поиском путей качественного улучшения жизненных условий человека.

Многие историки и экономисты применяют в настоящее время хронологическую периодизацию: древняя история (100т.л. до н.э. – У в. н.э.), средние века (У – ХУвв.), новое время (ХУ – начало ХХ вв.), новейшая история (ХХ в. – до настоящего времени). В учебном пособии будем придерживаться данного подхода к определению исторических периодов. Основной критерий для характеристики экономических эпох – это степень развития рыночных отношений. Для анализа экономики в определенной степени будем применять формационный и цивилизационный подходы.

3. Этапы становления и развития мировой экономики. Начало антропогенеза (истории человеческого общества) относится к периоду раннего палеолита (древний каменный век) - 3-5 млн. лет до н.э. Его завершение происходит около 40тыс. лет назад на рубеже верхнего и среднего палеолита (т.н. мустьерская эпоха), и характеризуется появлением кроманьонского человека, человека современного типа (Схема 1.1).

Эпоха современного человека включает два периода: 1) архаический (первобытный) – период присваивающей экономики, который охватывает верхний палеолит (40 - 10тыс. лет до н.э.) и мезолит, т.е. средний каменный век (10-8тыс. лет до н.э.); и 2) цивилизационный – период производящей экономики (5-4тыс. лет до н.э. – с.1тыс.л. н.э.). Это – начало истории, или период образования, расцвета и упадка великих цивилизаций древности.

Между ними – эпоха неолита (новый каменный век 8-5тыс.л. до н.э.) и период «неолитической», или аграрной революции. Аграрная революция знаменует переход от присваивающей экономики (охота, собирательство) к производящей (с/х экономике). Происходит первое разделение труда - обособление земледелия в особую отрасль.

С точки зрения применяемых в производстве материалов цивилизационный период охватывает период энеолита – медно–каменный век (У-1Утыс. л. до н.э.), бронзовый век (1У - 11тыс. л. до н.э), железный век (с.1тыс. л. до н.э; в Индии - 1Х – У111вв. до н.э.). Применение металлов ведет ко второму разделению труда – отделению ремесла от земледелия Развитие ремесла как самостоятельной отрасли способствовало индивидуализации труда и стало предпосылкой развития городского типа хозяйства.

Схема 1.1

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.