Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Тема 2. Две модели хозяйственного развития: «азиатский способ производства» и античное рабство IV т.л. до н.э. - V в.н.э. 2 страница





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В ремесле большое распространение получила бронза, из которой делали не только орудия труда, оружие, но и домашнюю утварь. Но из-за дороговизны меди продолжали использовать каменные орудия. От этой эпохи сохранились некоторые железные изделия, но пока это была редкость, лишь в VII - VI веке до н.э. повсеместно стали изготавливать орудия труда из железа.

В этот период усовершенствовали соху, в металлургии стали применять ножные меха, в ткачестве - вертикальный ткацкий станок, возросло производство стекла. Активизировалась внутренняя торговля, внешняяторговля приобрела значение только во второй половине Нового царства, поскольку до этого все необходимое Египет получал в виде дани или военной добычи.

В этот период войн и расширения территории особенно усилилась роль храмов. Жрецы превратились в крупнейших земельных собственников. Примерно 20% населения и 30% земельных угодий принадлежало храмам. Их земли обрабатывались общинниками в порядке трудовой повинности.

В эпоху Нового царства работа на государственных и храмовых землях становится характерной для большинства крестьянского населения. Развивались арендные отношения. Известно, что если арендатор использовал свой скот, семена, инвентарь, то он отдавал земельному собственнику от 1/4 до 1/3 урожая. Если же он пользовался средствами земельного собственника, то арендная плата повышалась до 5/6 урожая. В период Нового царства различие в положении рабов и свободных крестьян все более стирается. Рабы так же заняты в дворцовом хозяйстве, выполняя обязательный объем работ, наделяются землей. В этом случае наблюдается некоторое приближение к начальным формам феодализма. В то же время положение крестьян менялось от свободного состояния к зависимости.

В XII в. до н.э. Египет одновременно подвергся нападению ливийских племен, расположенных западнее Египта на северном побережье Африки, а также нападению народов моря – группы племен (возможно, среди них были ахейские греки, разгромившие Трою), вторгшихся на рубеже XIII – XII вв. до н.э. с Балканского полуострова через Эгейское море в Переднюю Азию.

С большим трудом эти нападения завоевателей были отражены, но Египет потерял прежнее могущество, начался кризис центральной власти, проявляющийся в частой смене правителей, мятежах, усилении позиций местной, номовой, знати, утрате иноземных владений. В результате в XI в. до н.э. единое государство распадается на два царства - Нижний и Верхний Египет. В Нижнем Египте большую роль начинают играть иноземцы – ливийцы, основавшие свою династию. С этого времени единое самостоятельное египетское государство прекращает существование.

В период Позднего царства (X - VI вв. до н.э.) Египет постепенно теряет независимость. Страна подвергается нападениям со стороны ливийцев, затем эфиопов, позже ассирийцев. В 525 году до н.э. его завоевали персы, и начался так называемый персидский период, который продолжался почти два века.

В 332 году до н.э. Египет был завоеван греками во главе с Александром Македонским. Этот период носит название эллинистического. Почти 300 лет Египет находился в составе государства Птолемеев. Птолемеи (Лагиды) – царская династия в эллинистическом Египте в 305 – 33 годы до н.э., основанная Птолемеем I (сыном Лага) – полководцем Александра Македонского. При последней правительнице династии – царице Клеопатре - государство Птолемеев было завоевано Римом. В 33 году до н.э. Египет превратился в Римскую провинцию.

Система государственного управления в Древнем Египте. Власть фараона была практически неограниченной. Осуществлялась она через чиновников, которые составляли строгую иерархию. Управление возглавлялось высшим сановником (визирь), который сосредотачивает в своих руках огромную власть: издает законы, повышает в чинах, устанавливает размежевание территорий, осуществляет суд и высшие полицейские функции, является председателем шести судебных палат.

Другими высшими сановниками являются: главный казначей государства («заведует всем, что дает небо, земля и воздух»); затем идет «начальник работ», обязанностью которого было наблюдение за оросительной системой; в одном ряду с ним стоит сановник, управляющий «домом оружия» (комплектованием и снабжением армии).

В практику управления рано вошли всякого рода советы и совещания, объезды областей, переписи населения, податные списки. Особые инструкции предписывали правила обращения с секретными документами, устанавливали ответственность за разглашение государственной тайны, определяли сроки прохождения жалоб. Из истории Египта известны примеры формпроявления бюрократической системы: иерархия чиновников, порядок прохождения службы и ступеней иерархической лестницы, присвоение званий и титулов, связанное с награждениями землей и крестьянами, приемы и доклады, специальная форма одежды, знаки отличия и т.д. Все это характерно и для современной системы бюрократического аппарата.

Аппарат подавления состоял из армии и полиции. Основу армии со времен Древнего царства составляли профессиональные части. Для военных экспедиций за пределами страны продолжают набирать ополченцев. В период Нового царства почти вся армия становится профессиональной, ее отборные части комплектуются из иностранцев.

Полицейская система была достаточно развита. Существовала полиция явная и тайная, пограничная охрана, специальные отряды, обеспечивающие безопасность каналов и других важных сооружений, служба охраны фараона и высших сановников.

Судебное устройство в Древнем Египте не совсем ясно. Суд еще не был отделен от администрации, т.е. чиновники одновременно осуществляли и суд в отношении подчиненных им людей. Высший суд находился в ведении специального учреждения - шести палат, главой которых был визирь. Все судебные дела решались здесь коллегиально.

Местное управление было сосредоточено в руках номарха и его чиновников. В отдельные периоды, например в период Среднего царства, каждый ном был государством в миниатюре во главе с номархом, сосредоточившим в своих руках административную и судебную власти, а также высшее руководство делами местного культа. Каждый ном имел своего особого бога-покровителя, свой аппарат чиновников, свои общественные работы, подати, войско.

Шумеро-Вавилонское государство. Другим древнейшим центром цивилизации стала территория в долине рек Тигра и Евфрата – Двуречье (Междуречье), позже названная греками Месопотамией. По археологическим данным известно, что первые поселения появились здесь еще в VI тысячелетии до н.э., а в начале IV тыс. до н.э. в южной Месопотамии расселились племена шумеров, основавших первые государства на этой территории (современный Ирак).

В Южной Месопотамии в IV - III тыс. до н.э. в отличие от Египта не сложилось централизованное государство. Здесь существовало множество мелких городов-государств, во главе со своими правителями. Города являлись политическими центрами и укрепленными пунктами. Центрами городов были храмы, вокруг которых формировались храмовые хозяйства, сыгравшие огромню роль в экономике Двуречья. Наиболее влиятельными были Аккад, Ларс, Эриду, Лагаш, Урук, Умма, Ур, Шуруппак, Ниппур, Киш, с населением 40-50 тыс. жителей. Эти и другие города-государства в этническом, религиозном, культурном отношении представляли собой единое целое – государство Шумер.

Раскопки показывают, что в VI - IV тыс. до н.э. в Месопотамии развивается земледелие. Здесь выращивают пшеницу, ячмень, овощи, финики, разбивают виноградники и сады. Из плодов финиковой пальмы делали муку, вино, сахар, уксус, из волокон пальмы изготавливали ткани.

В IV тыс. до н.э. создаются ирригационные сооружения, по берегам Евфрата строятся каналы, плотины, водохранилища.

Во второй половине IV тыс. до н.э. появляется пиктографическое письмо (рисунчатое) и зарождается «глиняная цивилизация». В III тыс. до н.э. клинописные таблички стали изготовляться в огромном количестве.

Природные ресурсы. На территории Двуречья недоставало леса, по берегам рек росли ивы, тростник, камыш. В отличие от Египта в Междуречье не было залежей мрамора, гранита и других каменных пород. Но имелись богатые запасы природного асбеста и глины, из которой производили гончарные изделия. Для строительства храмов, дворцов, плотин изготавливали глиняный кирпич. В конце IV - начале III тыс. до н.э. шумеры значительно усовершенствовали гончарное производство, строили крупные здания из необожженного кирпича.

В IV т.л. до н.э. наблюдается переход от использования шлифованного камня к металлическим орудиям труда. Широко используется медь. Около 4000 года до н.э. шумеры научились получать чистую медь из руды, нагревая ее до высоких температур. В ранний период шумеры выковывали изделия из цельных кусков меди. Они открыли также способ литья из расплавленной меди, серебра и золота с помощью литейных форм. Мастера изготавливают прекрасные золотые и серебряные сосуды, инкрустированные перламутром украшения (были найдены при раскопках города Ура). Развивалось камнерезное, ювелирное дело.

Примерно в 3500 г. до н.э. шумеры научились делать бронзу, соединяя в определенных пропорциях медь и олово. Период с 3000 до 1000 гг. до н.э. часто называют бронзовым веком, так как бронза получает в это время особенно широкое распространение. На севере Месопотамии выплавляли железо, свинец, олово.

Торговля. Месопотамия находилась на перекрестке дорог между Востоком и Западом, поэтому торговля здесь получила значительное развитие. Во всех направлениях были проложены удобные дороги, транспортными путями служили реки и каналы, по которым ходили гребные и парусные суда, со стороны Аравийской пустыни подходили караванные пути, с моря приплывали корабли из южных стран, особенно из Индии. Купцы бывали в Малой Азии, Армении, на побережье Средиземного моря и Персидского залива.

С севера в страны Двуречья ввозили медь, драгоценные металлы и камни, древесину, строительные материалы, с юга кочевники везли шерсть, кожу, из Индии – слоновую кость, пряности, драгоценности. Из государств Двуречья вывозили продукты земледелия и ремесленные изделия, в частности ковры, узорчатые ткани, холодное оружие, глиняную утварь с художественной росписью и др.

Организация экономики. В шумерском государстве весь земельный фонд был распределен между различными собственниками. Государственная (царская) земля делилась на несколько категорий. Часть земли являлась непосредственно царской, она обрабатывалась разорившимися общинниками, ставшими зависимыми работниками, получавшими натуральное довольствие, и рабами из числа военнопленных. Другая часть царской земли выделялась в пользование храмов, третья - административному и храмовому персоналу, воинам в виде пожалований или в условное владение, за службу. Это так называемые земли кормления, они существовали и в царском и в храмовом хозяйстве. Значительная часть земли принадлежала храмам и делилась на три категории: собственно храмовая; земля, предоставляемая в виде небольших наделов храмовому персоналу в пользование; земля, сдаваемая в аренду (в том числе общинникам) с уплатой доли урожая. Наряду с государственными (царскими) и храмовыми землями существует и земельная собственность территориальных общин, где развиваются частные семейные хозяйства. Эта земля могла покупаться и продаваться, хотя общинные ограничения существовали. Покупать землю у общин приходилось даже царям. Сохранилось около сотни документов о сделках такого рода. Существовала частная земельная собственность аристократии и чиновников.

Важнейшую роль в экономике шумерского государства играло храмовое хозяйство. Сохранились документы, которые рассказывают об организации храмового хозяйства. Например, архив города Урука, относящийся IV – III т.л. до н.э., свидетельствует о существовании крупного хозяйства храма богини плодородия Иннины. Здесь развивалось земледелие, хлебопечение, пивоваренное дело. Имелось 211 рабынь иноземного происхождения. Земли, принадлежащие храму, обрабатывались трудом общинников.

Архив храмового хозяйства города Ура (2800-2700 гг. до н.э.) рассказывает, что здесь численность работников составляла 400 человек, среди них рабы, служащие храма, общинники. Среди ремесленников были кузнецы, мастера медного дела; существовало плужное земледелие, причем плуг имел металлические части; культивировалась финиковая пальма. Земли предоставлялись для обработки общинникам за определенную плату.

В архиве города Шуруппака (современные Фары), который датируется 2700-2600 гг. до н.э., отмечается, что храмовые земли раздавались для обработки. Получило развитие земледелие, животноводство, ремесло. Сложился административный аппарат и система натурального обеспечения храмового персонала. Характерно появление дамгаров – торговых агентов, которые тоже получали земельные наделы.

Более поздние сведения, относящиеся к эпохе Урукагины, дает архив храма Бау в Лагаше (первая половина 2400 г. до н.э). Среди людей, работающих в храме, указываются «рабыни и их дети». Кроме того, была особая категория «игинуду, носильщики, люди, работающие по отдельным табличкам». Они выполняли разнородные работы – садовые, землекопные, по переноске грузов, подаче воды и т.д., получая 22-58 кг зерна в месяц. В разряде «получавших по отдельным табличкам» числились слуги, повара, парикмахеры, пастухи, ремесленники. Отмечались «кормленщики», близкие к игинуду, получавшие меньше продовольствия и имевшие небольшие наделы (около 1 га). На землекопных работах были заняты общинники, которые периодически привлекались к храмовым работам. Из 36 тыс. населения Лагаша 10-15 тыс., или 30-40% было вовлечено в систему храмового хозяйства. Но и остальное население привлекалось принудительным образом к строительству храмов, дворцов, городских стен. Отмечены передачи целых групп общинников в распоряжение храмов.

 

Храмовое хозяйство имело большое значение для крестьян- общинников. В голодные годы общинники пользовались храмовым хлебом, он считался общественным достоянием. Часто крестьяне получали рабочий скот во временное пользование или земельные наделы за долю урожая. Работая в храмовом хозяйстве, общинники получали натуральное довольствие. Однако шла борьба за это хозяйство. Из истории Лагаша известно, что патеси, или правители города все больше захватывали управление и доходы храмов. Это вызывало протесты со стороны общинников и привело к восстанию, в ходе которого власть в городе захватил Урукагина (около 2400 г). Реформы Урукагины были направлены на укрепление храмового хозяйства, ограничение деятельности государственных чиновников в храмовом хозяйстве, расширение прав общинников на получение зерна из храмовых запасов. Однако уже через 6 лет эти реформы были отменены другими правителями, пришедшими к власти.

Шумеро-Аккадское централизованное государство (2369-2200 гг. до н.э.). Во второй половине III тыс. до н.э. происходит возвышение города Аккад, связанное с развитием торговли (город находился в северной части Шумера, там, где Тигр и Евфрат наиболее близко подходят друг к другу, что упрощало перевозку товаров). В 2369 г. до н.э. правителем Аккада стал Саргон (Шаррукина), который объединил шумерские города под своей властью и создал в Месопотамии крупное централизованное государство с неограниченной властью царя.

В борьбе с шумерскими городами Саргон опирался на семитские племена, которые вторгались на территорию Месопотамии. Успеху способствовало то, что Саргон организовал (считается, что впервые в истории) постоянное войско, вероятно наемное. Дойдя до Персидского залива, он сверг полсотни мелких правителей. Были захвачены также обширные области Сирии.

Политическое объединение привело к значительным экономическим изменениям. Царское хозяйство значительно возрастает за счет захвата новых земель в ходе завоеваний (земли знати, храмов, а также общинные), а также за счет массовой конфискации земель при подавлении восстаний. Земельные владения раздавались представителям новой знати. Экономическая роль храмовых хозяйств снижается, они все более подчинены государству, роль общины в экономике также отходит на второй план.

Централизованное государство способствовало созданию оросительных систем в общегосударственном масштабе, что вело развитию земледелия и других отраслей экономики.

Завоевания привели к значительному увеличению числа рабов (прежде всего, военнопленные), труд которых теперь использовался не только в домашнем хозяйстве, но и на тяжелых земледельческих, строительных общегосударственных работах, а также в царском хозяйстве и хозяйстве знати. Существовало также долговое рабство, которое в основном применялось в частном хозяйстве. Положение этих рабов было лучше: они могли иметь семью и выкупиться на волю.

Деспотическое государство в значительной степени использует труд свободных крестьян-общинников, на которых возлагалась трудовая повинность, и которые в огромном количестве направляются на землекопные работы и строительство ирригационных сооружений и других общегосударственных объектов.

В условиях централизованного государства стала интенсивнее развиваться торговля. Дороги теперь были более безопасны. Саргон установил единую систему мер и весов, что также вело к развитию торговли.

Экономическое развитие Шумеро-Аккадского государства было прервано в 2200 г. до н.э. вторжением гутеев - горцы, жившие к северу от Элама. Многие города были разрушены, в том числе Аккад, население должно было платить дань. Только спустя 60 лет гутеи были разгромлены. Политическая власть переходит к городу Ура.

Новый период в истории Шумера известен как период III династии Ура, продолжавшийся более ста лет (2132–2024 гг. до н.э). Правители носили титул царя Шумера и Аккада. Сохранились сотни тысяч глиняных табличек, дающих сведения о данном периоде. Царская власть имела ярко выраженный деспотический характер; был создан сильный центральный аппарат управления; в царских и храмовых владениях велся учет всех направлений хозяйственной деятельности. В производстве широко использовались медь и бронза. Совершенствовалось ткацкое дело. Одежда изготавливалась из шерстяных и льняных тканей (вместо волокна из пальмовых листьев). Развитым было судостроение. В документах перечисляется множество профессий: земледельцы, пастухи, садовники, виноградари, повара, пивовары, кузнецы, ювелиры, плотники, резчики, каменщики, строители, судостроители, ткачи, гончары, парфюмеры и т.д. Торговля достигла высокого уровня, возникали разнообразные формы хозяйственных сделок. В качестве денег функционировало серебро. Сохраняется аккадская система мер и весов.

В 2024 г. до н.э. на территорию шумерского государства вторглись с востока – эламетяне, а с севера – семитские племена амореев. Ур был разрушен. Централизованное государство прекратило существование. Появилось множество местных династий аморейского происхождения.

Но уже в начале II тысячелетия (1895 г. до н.э.) возникло новое объединение на юге Месопотамии, созданное амореями – Вавилонское государство с центром в городе Вавилон (т.н. Старовавилонское царство). На севере к этому времени сформировалось государство Ассирия со столицей в городе Ашшур – крупном торговом центре, где пересекались пути из Месопотамии в Северную Сирию, Малую Азию, Египет.

В первой половине XVIII в. до н.э. вавилонский царь Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), захватив всю южную Месопотамию, подчиняет Ассирию. Возникает могущественное государство с сильной царской властью. Роль Вавилонского царства в мире была столь значительной, что вавилонский язык вышел за пределы страны, на нем объяснялись не только купцы разных стран, но и их правители.

Развивается земледелие, ремесленное производство, расширяются и улучшаются оросительные системы. Большое значение имеет внутренняя и внешняя торговля. Вывозят зерно, финики, шерсть, ремесленные изделия. Ввозят лес, металлы, драгоценные камни, ювелирные изделия. Во внутренней торговле объектом купли-продажи были не только готовые изделия, но также дома, земля, рабы и др.

Рост торговли ведет к развитию денежного обращения. При обмене использовались небольшие кусочки металла одинакового веса (то есть монеты), причем внешний вид был самым разнообразным – кружочки, кольца и т.д. Применялись при обмене также небольшие слитки из меди, серебра, золота. Деньги накапливали для совершения крупных покупок. Большие суммы денег имелись у купцов, а также были сосредоточены в храмах, куда их приносили в качестве даров, а также на хранение. Кроме того, храмы имели большие денежные поступления от своих земельных угодий и ремесленных мастерских. Храмы и купцы выступали в качестве кредиторов, предоставляя займы под определенный процент.

Кредитные сделки требовали особой точности, поэтому обычно заключались письменные обязательства, которые оформлялись на глиняных табличках. Кредитные отношения были широко распространены, в связи с чем, почти у всего взрослого населения имелись печати, вырезанные из камня, которые служили вместо подписи.

В годы правления Хаммурапи был написан свод законов – Кодекс Хаммурапи, в котором отражены характерные черты социально-экономическом развитии этой эпохи. Законы, состоящие из 282 статей, были высечены на базальтовом столбе, обнаруженном в 1901 г. французской археологической экспедицией в Эламе (к востоку от Вавилона). Законы регламентируют все сферы экономической деятельности. В них подробно определены правила пользования водой из каналов, условия найма работников, покупка рабов, условия кредита, условия аренды и многое другое.

Кодекс Хаммурапи свидетельствует, что в Вавилонии существовали известные формы землевладения: царское землевладение, общинное в сочетании с индивидуальным землевладением крестьян, частное землевладение чиновников и знати, храмовое землевладение. Особенность по сравнению с предшествующими периодами состояла в том, что крупные царские латифундии не сохранились. Часть царской земли обрабатывалась зависимыми крестьянами. Другая часть была разделена на участки и предоставлялась в аренду. В Кодексе подробно описаны условия аренды. Арендная плата определялась в «серебре» или в натуральной форме. Так за аренду садовых земель следовало платить 2/3 урожая, а пахотных угодий 1/3. Арендовать землю могли как крестьяне, так и крупные землевладельцы, ростовщики, которые в свою очередь сдавали эти земли в субаренду на более тяжелых условиях. Еще часть предоставлялась в качестве служебных наделов. Держатели таких наделов составляли прослойку так называемых мушкенум, связанных с царским хозяйством, стоящих вне общины и несших царскую службу. Царские наделы давались в качестве условного владения. Лишь переходя от отца к сыну, служебный надел становился сравнительно прочным достоянием владельца.

Участки, находившиеся вне царского хозяйства, служебных наделов и непосредственных владений общины, были объектом частной собственности.

Кодекс активно защищал частную собственность, предусматривая наказания за кражу рабов, похищение разных видов имущества, потраву чужого поля, порубку деревьев в чужом саду и т.д.

В Вавилонии община сохраняла важное значение. Бегство из общины осуждалось, изгнание из общины применялось как наказание за преступление. Крестьяне-общинники владели небольшими земельными наделами, и в их среде происходило социальное расслоение. Но разорившиеся крестьяне не превращались в люмпен-пролетариат в античном смысле, а становились долговыми рабами или поглощались как зависимые работники царским и храмовым хозяйством.

В Вавилонии существовал наемный труд. Наемными работниками могли быть строители, корабельщики, врачи, ремесленники, батраки и т.д. Например, при постройке домов, судов предусматривалось заключение подрядных договоров. В Кодексе определялись тарифы на оплату их труда.

Торговля в Вавилонии была обычным явлением, и Кодекс Хаммурапи требовал договорного оформления сделок. Кодекс регулировал продажу рабов, земли, домов и т.д. Специальные статьи регулировали отношения купца (тамкара) с торговым агентом, которому поручался сбыт товара. Предусматривались договоры относительно хранения товаров.

В Кодексе внимание уделяется разным видам имущественного найма и таксации цен за пользование помещениями, судами и др.

Кодекс Хаммурапи установил правовую основу рабовладения. В Вавилонии существовало военное, торговое и долговое рабство. Раб признавался полной собственностью своего господина, допускалась продажа раба. Рабство было патриархальным, рабы могли иметь собственное имущество, вступать в брак со свободными. Кабальное рабство свободного человека не могло продолжаться больше 3 лет (на рабов, отданных в залог, это не распространялось). Ввоз рабов происходил на своеобразных условиях. Раб вавилонского происхождения получал на родине свободу. Иноземный раб мог быть возвращен первоначальному хозяину на территории Вавилонии за надлежащее вознаграждение. Для Вавилонии характерно было широкое развитие долгового рабства. Большое распространение долгового рабства вело к уменьшению числа налогоплательщиков. Кроме того, возрастала опасность народных выступлений. Поэтому Хаммурапи пытается ограничить развитие долговой кабалы законодательными мерами. В Кодексе устанавливается ограничение для процента по займам: 20% за взятое в долг серебро, 33% - за зерновую ссуду, обязанность ростовщиков принимать любую недвижимость взамен хлеба и серебра в уплату долга.

В эпоху Хаммурапи Вавилония превратилась в одно из самых богатых государств Древнего Востока. Как отмечали впоследствии путешественники, в жизни населения было много роскоши, изысканной одежды, украшений из золота и драгоценных камней. Сам город Вавилон был окружен высокими стенами, по которым могли ехать в ряд несколько военных повозок. В них имелось около ста медных ворот, запиравшихся на ночь. Вокруг стен находились глубокие рвы, заполненные водой. Город был построен по строгому плану, улицы пересекались под прямым углом, берега Евфрата укрепляли каменные набережные. В городе было много храмов, входы в которые охранялись высеченными из камня мифическими существами.

В Вавилонии большое развитие получила наука. Особенное внимание уделялось астрономии. Именно в эту эпоху определены были орбиты Солнца, Луны и пяти самых ярких планет, видимых невооруженным взглядом (их латинские названия Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн). Вавилонские жрецы составили лунный и солнечный календарь. Они разделили год на 12 частей (месяцев) по 30 дней в каждой и на небесном круге движения Солнца отметили эти месяцы созвездиями Зодиака. Каждый месяц разделили на 4 недели, а каждый день недели получил название по имени семи великих вавилонских богов. Такой принцип деления года потом заимствовали европейцы.

Жрецы научились предсказывать солнечные и лунные затмения. Они установили время летнего и зимнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия. Именно в Вавилонии было принято деление часа на 60 минут, а минуты на 30 секунд. В Вавилонии были придуманы цифры, которые сохранились до настоящего времени под названием «арабские». В Вавилонии была составлена азбука, грамматика. Позже финикийцы взяли из этой азбуки только 22 звуковых знака, на основе которых сформировалась греческая, латинская и все позднейшие европейские азбуки. Способ письма отличался от египетских иероглифов, и получил название клинопись. Из глиняных табличек составляли книги и целые библиотеки.

Правление Хаммурапи – время высшего расцвета вавилонского государства во II тыс. до н.э. В начале XVI в. до н.э. Вавилония подвергается вторжению внешних врагов. В 1600 г. до н.э. Вавилон был разграблен хеттами. Около 1518 г. до н.э. Вавилонию захватили касситы, горские племена, жившие к востоку от Вавилона, их господство продолжалось длительное время, до 1204г. до н.э. Складывается военная каста, которая существует за счет доходов всего населения. В то же время, касситы поощряли торговлю, охраняли торговые тракты. На пути в Сирию строились колодцы. Засвидетельствованы торговые связи с Египтом. Некоторые города (Сиппар, Ниппур, Вавилон) добились больших привилегий, иммунитетных прав (свободы от царских налогов, воинской повинности, общественных работ, царского суда). Появились богатые торговые дома (дом сыновей Набушарраха), которые располагали крупными денежными средствами.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.