Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Тема 2. Две модели хозяйственного развития: «азиатский способ производства» и античное рабство IV т.л. до н.э. - V в.н.э. 4 страница





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эти противоречия привели в начале VI в. до н.э. к социально – политическому конфликту, который выражался в требовании передела земли и смены государственного строя. В результате конфликта в 594 г. до н.э. на должность архонта был избран поэт и политический деятель Солон (около 640-559 гг. до н.э.), который выражал интересы новых социальных групп населения. Наделенный чрезвычайными полномочиями, Солон провел реформы, направленные на уничтожение остатков родового строя. В первую очередь было отменено долговое рабство и аннулированы все поземельные долги («сисахвия» - «стряхивание бремени»). Закладные камни были убраны с полей, граждане, ставшие долговыми рабами были отпущены на свободу, а те, кто продан в другие страны, выкуплены за счет государства. Согласно этим реформам, граждане Афин теперь признавались свободными, рабство распространялось только на иноплеменников – военнопленных или приобретенных на рынках работорговли. Крестьяне вновь приобретали статус собственника. Чтобы предотвратить разорение мелких землевладельцев, ограничивался максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках, то есть устанавливался земельный максимум.

Частная земельная собственностьсохранялась, разрешалось дробить земельные владения между наследниками и продавать землю за пределы общины.

Важнейшей политической реформой Солона было установление нового порядка выборов на государственные и общественные должности в соответствии с имущественным цензом. Вместо принципа аристократического (принадлежность к определенным родам) был утвержден принцип имущественный, принцип богатства. От этого выигрывали купцы, ростовщики, но проигрывала родовая знать. Все свободные граждане были разделены на четыре разрядапо имущественному принципу. Представители первого и второго разряда получали право на замещение всех важнейших должностей в государственном аппарате, но архонтами и казначеями могли становиться лишь представители первого разряда. Третий разряд составляли граждане среднего достатка. Все остальные малообеспеченные граждане – феты, были зачислены в четвертый разряд. За единицу исчисления богатства был избран медиан – мера сыпучих тел (приблизительно 50-60 л). Для зачисления в первый класс требовался доход в 500 медиан зерна ежегодно, для зачисления во второй разряд – триста, для зачисления в третий разряд - двести. На каждый разряд возлагались определенные военные обязанности. Первые два разряда служили в коннице, третий разряд – это тяжеловооруженная пехота, четвертый разряд первоначально был отстранен от военной службы, затем составил легковооруженную пехоту. Все граждане Афин должны были примыкать к какой-либо из сложившихся в городе партий, основные из них – земледельческой знати, торгово-ремесленного среднего слоя и бедноты.

Высшим органом власти стало народное собрание, в котором участвовали все разряды свободного населения, включая фетов. Это отвечало политическим требованиям демоса. В противовес народному собранию были созданы совет четырехсот и так называемая гелиэя – суд присяжных заседателей. Совет четырехсот избирался старыми ионическими племенами, каждое из которых посылало в совет 100 человек. То есть здесь власть принадлежала родовой знати. Играя важную роль в законодательной процедуре, заведуя всеми текущими делами, совет четырехсот оказывал сдерживающее влияние на народное собрание и прямо ограничивал власть ареопага. Гелиэя была судебным и законодательным органом одновременно.

Реформы Солона представляли компромисс между интересами знати и демоса. Однако через некоторое время Афины вновь переживают политический кризис, завершившийся установлением тирании, которая направлена была на защиту интересов низших слоев населения, и сопровождалась конфискацией земель у знати с последующей раздачей их бедноте.

Демократические преобразования Солона были продолжены в конце VI - н.V вв. до н.э. афинским законодателем Клисфеном. Реформы Клисфена, проведенные в 509 году до н.э. окончательно устраняют остатки родового строя. Вместо родоплеменного деления граждан было введено территориальное разделение. Аттика делилась на десять территориальных «племен» (фил). Каждая фила состояла из трех частей – тритий. В новых филах состав населения был таким, что преобладающим были горожане ремесленники, купцы, мореплаватели. Земледельческое население было оттеснено на второй план. Помимо этого страна была поделена на наименьшие районы – демы. Их было около ста.

Совет четырехсот был ликвидирован. Вместо него стали выбирать совет пятисот – по 50 человек от каждой филы. Значение реформы Клисфена в том, что решающая роль в государстве стала принадлежать не родовой аристократии, а зажиточным слоям населения. Вместе с тем окончательно побеждает государство рабовладельцев – знатных и незнатных.

На пути афинской демократии находился один ареопаг. По традиции за ним сохранялось право отменять решения народного собрания и привлекать к ответственности должностных лиц. Состав и политические функции его практически не изменились. Во время греко-персидских войн (492-479гг. до н.э.) ареопагу удалось увеличить свое значение. Однако в 462 г. до н.э. афинская демократия провела закон о лишении ареопага всех политических функций.

К середине V вв. до н.э. уходят в прошлое разряды, введенные Солоном. Замещение должностей стало доступно всем гражданам независимо от их имущественного положения. Производилось оно по жребию. Оставался следующий шаг: ввести вознаграждение за службу, без чего граждане с низким уровнем дохода, не могли занимать общественные должности. По предложению стратега Перикла стали получать жалование совет пятисот, присяжные заседатели, солдаты, матросы военного флота и все должностные лица вообще, за исключением самых высших – стратегов. Должность стратега не оплачивалась, и потому занимать ее могли состоятельные лица. Специальной компетенцией стратегов являлось командование армией и флотом, но они ведали и многими другими делами, относящимися к внутренней и внешней политике. Стратеги считались равными друг другу, но фактическое руководство всегда поручалось одному из них – по выбору народного собрания. Таким лицом на протяжении 15 лет, из года в год переизбираемым был Перикл.

Имущественные правоотношения достигли в Афинах высокой степени развития. Собственник имущества имел ничем не стесненное право распоряжаться землей и другим недвижимым и движимым имуществом. Широкое распространение денежных отношений, особенно ростовщичества, позволяло накапливать большие состояния. Частная собственность, возведенная в ранг «священной и неприкосновенной», охраняется самыми суровыми мерами. Термин «священная и неприкосновенная» возник в Древней Греции. Он был применен первоначально к тем городам и храмам, которые добились признания их земли и собственности неприкосновенными во время войны, свободными от ареста.

Другой вариант социально-экономического развития представляет Спарта, а также города-государства в Фессалии, Беотии и другие. Основателями Спарты в X в. до н.э. были дорийцы, вторгшиеся в область южной Греции (Лаконику) и завоевавшие в VIII в. до н.э. богатую соседнюю область Мессению, что сделало Спарту одним из крупнейших греческих государств. В отличие от Афин Спарта оставалась на протяжении всей своей истории земледельческой общиной. Ремеслом и торговлей были заняты периэки - неполноправное население. Свободным спартиатам эти профессии были запрещены. Их занятие – военная служба. К началу классического периода Спарта стала самым сильным в военном отношении государством в Греции. Свободное время посвящалось пирам, празднествам, спортивным состязаниям. Земля в Спарте была поделена на 9 тысяч равных участков – по числу полноправных граждан. Эти наделы нельзя было дарить, продавать, дробить между наследниками. Число это должно было оставаться неизменным. Не было участка – не было гражданства. Только по усмотрению государства наделы передавались новым владельцам. Обрабатывали землю илоты, местное население захваченных территорий, которое становилось собственностью государства. На каждый надел земли приходилось несколько семей илотов. Они имели семьи, наделялись двором и земельным наделом. Обязанности их ограничивались определенной суммой платежей, этим они отличались от рабов и напоминали по положению зависимых крестьян. На эти платежи существовала вся община, и каждый ее участник в отдельности. Илотов в Спарте было около 200 тысяч, то есть в несколько раз больше спартиатов. Но каждый раз их восстания терпели неудачу. Тем не менее, Спарта постоянно чувствовала грозящую ей опасность. Законы Спарты предписывали простоту быта и умеренность в пище. Граждане имели одинаковую одежду и вооружение. Социальное равенство подчеркивалось ежедневными трапезами, на устройство которых спартиаты отчисляли часть своего дохода. Основателем спартанских порядков в IX в. до н.э. был легендарный законодатель Ликург. Его законы были направлены против роскоши, населению запрещалось иметь предметы роскоши, деньги. Деньги предписывалось чеканить в виде больших и тяжелых железных монет, чтобы предотвратить их накопление и затруднить оборот.

По своему государственному строю, Спарта была аристократическойреспубликой. Здесь сохранялось народное собрание, совет старейшин, и два царя (два вождя). Народное собрание с течением времени утратило реальную власть. Выступать в собрании, предлагать законы и кандидатов для избрания могли только должностные лица. Когда собрание выходило из подчинения властей, оно распускалось, а решения его считались не имевшими силы. Совет старейшин, или герусия, избирался собранием, но не была подотчетна собранию. Герусия рассматривала и подготавливала законопроекты, осуществляла суд по уголовным делам. Цари входили в состав герусии и должны были подчиняться ее решениям. Функции царей ограничивались военными, религиозными и некоторыми судебными делами. С течением времени в Спарте появилась и приобрела решающее влияние на дела государства коллегия эфоров, состоящая из 5 человек, избиравшихся на один год народным собранием. Они руководили всей внешней и внутренней политикой, следили за неуклонным исполнением законов. Отчитывались эфоры только перед своими преемниками.

Особенности общественного и государственного устройства Спарты можно объяснить следующими причинами:

а) численность зависимого, враждебно настроенного населения илотов значительно превосходила число спартиатов, и чтобы удерживать власть над ними, спартанцы превратили город в постоянно действующий военный лагерь. Власть в военных условиях должна была принадлежать немногим;

б) той же опасностью было вызвано стремление предотвратить имущественное неравенство, а значит и несогласия внутри спартанской общины;

в) земледельческий характер общины препятствовал появлению той социальной силы (торговцев, ремесленников, ростовщиков), которая могла бы взять на себя переустройство общества и государства на демократических началах, устранив пережитки родовых отношений, как это было в Афинах.

Классический период и эпоха эллинизма (V-IV вв. до н.э.). В начале V вв. до н.э. греческий мир испытал сильнейший кризис – военное столкновение с огромной персидской державой и ее союзником на западе – Карфагеном. В этот период в Греции не имелось единой общенациональной организации, существовала разрозненность интересов меду отдельными полисами и областями, многие полисы - Спарта и Аргос, Афины и Эгина, беотийские города и Фивы конфликтовали. Для войны с персами в 481году до н.э. был создан временный Военно-морской союз, к которому присоединился 31 полис, хотя некоторые полисы, такие как Аргос, Фессалия, Фивы оставались нейтральными по отношению к нему. Во главе союза сначала стояла Спарта, как наиболее сильная в военном отношении, а с 478 года до н.э. – Афины. На общие военные цели союзники собрали денежные средства и передали их спартанцам в качестве военного налога.

В 490 г. до н.э. персидское войско высадилось с кораблей в 40 км от Афин в местечке Марафон. Но греки отразили это вторжение. Однако вскоре персидский царь Ксеркс собрал большую армию и флот и вторгся в Грецию с суши и моря. В 480 г. до н.э. персы захватили всю Аттику, разрушили Афины, оставленные жителями. Было очевидно, что на суше греки не могли победить персов. Тогда афинский стратег Фемистокл (ок. 525 – ок.460 до н.э.) собрал весь греческий флот у острова Саламин и дал бой огромному персидскому флоту. В 479 г до н.э. эллины смогли разбить персов и на суше. После этого остатки персидской армии ушли из Греции.

Финансовая реформа Фемистокла. Победа греков над персами во многом стала возможной благодаря морской и финансовой реформе Фемистокла.

В Древней Греции налоговых сборов для формирования городских (государственных) финансов не проводилось. Обычно на военные нужды население предоставляло средства в виде займов, а затем военная добыча распределялась между гражданами как оплата долга. В 483 г. до н.э. Фемистокл провел финансовую реформу, положившую начало существованию афинского городского (государственного) бюджета. Во время правления Фемистокла Афины получали большой доход от серебряных рудников. По традиции эти доходы необходимо было распределить между гражданами. Фемистокл предложил отказаться от этой раздачи, и передать средства на государственные нужды без вознаграждения. В частности греческий народ согласился на устройство крупного военного флота. Так фактически были организованы общегосударственные финансы.

Эта реформа имела важные военные и политические последствия. Было усилено военное могущество Афин, укреплена военная гавань Пирей. В 478 г. до н.э. на острове Делос во главе с Афинами был создан Делосский союз греческих государств. Чтобы создать боеспособный флот, участники союза делали взносы в виде кораблей и денег в общую казну, которая находилась в распоряжении Афин. Афины стали главным городом Греции, экономическим и политическим центром сильной морской державы, в которую входили города не только Пелопоннеса, но и Малой Азии.

После персидской войны наступило время расцвета и могущества Афин. Его называют «золотым веком». В этот период (479-431 гг. до н.э.) благодаря торговле Афины стали очень богатым городом. Как крупный центр культуры Афины привлекали лучших скульпторов, гончаров, архитекторов, драматургов, историков и философов. В этот период в Афинах окончательно сложилась демократическая система, выдающимся представителем которой был Перикл (ок. 490-429 гг. до н.э.). Он упрочил экономику и военно-политическую мощь Афин, превратил город в центр просвещения, в культурную столицу Греции. При Перикле получили развитие все сферы экономики Афин – строительство, ремесла, торговля, судостроение и морские перевозки, текстильное производство, что позволило значительно увеличить занятость населения. Получила дальнейшее развитие финансовая система. Огромные расходы на укрепление и украшение Афин осуществлялись из денежных запасов храмовых сокровищ, образовавшихся из доходов со священных земель, из долей военной добычи и из частных вкладов и дарений. По реформе Перикла эти сокровища перестали быть неприкосновенным запасом. Кроме того, использовались средства военного бюджета, включавшего поступления союзников, поскольку Перикл полагал, что раз главный город выполняет обязательства в отношении союзников, он имеет право потратить излишки на благоустройство и строительство, что даст заработок гражданам и украсит город. Таким образом, строительство и благоустройство города теперь происходило не только за счет частных средств, но и за счет общегородских финансов.

Именно в этот период в Афинах, Коринфе, Милете и других полисах наивысшего уровня достигло ремесленное производство, особенно гончарное, ювелирное и кузнечное дело. Строились великолепные храмы и дворцы. Афины превратились в центр культуры, ремесла, торговли. Афинская гавань Пирей стала самым крупным торговым портом на Средиземноморье.

Древнегреческие ученые – Архимед, Пифагор, Демокрит, Сократ - внесли неоценимый вклад в развитие мировой науки. В области экономической мысли известны труды Платона, Аристотеля, Ксенофонта. Были созданы основы таких наук как логика, история, химия, физика, астрономия, география. Древнегреческие астрономы первыми выдвинули идею о том, что Земля имеет форму шара и вращается вокруг Солнца. Позже греческий ученый Птолемей, живший в Александрии, высказал идею о том, что Земля стоит неподвижно в центре мира. Система Птолемея была опровергнута только в XVI веке Н. Коперником.

Получила развитие внешняя торговля. Греция торговала с Древним Римом, Египтом, странами Черноморского региона, и Ближнего Востока. На экспорт поставлялись в основном готовые ремесленные изделия – керамика, металлические изделия, а традиционные продукты – оливковое масло, виноградное вино, зерно (ячмень). В Грецию привозили медь и железо, шерстяные ткани и пряности, предметы роскоши.

Купцы, занятые внешней торговлей нередко объединялись в фиасы, предоставляли друг другу взаимные ссуды, обменивались информацией.

Единая денежная система в Греции отсутствовала, но афинские деньги пользовались наибольшим доверием, поэтому они имели хождение почти во всех полисах. Основной денежной единицей был талант серебра (29кг), а также мина (1/60 таланта), драхма (0,01 мины).

Кредитно-финансовой деятельностью занимались менялы – трапезиты (как правило метеки или отпущенные на свободу рабы). Они выдавали ссуды, проводили безналичные расчеты. Обычно ссудный процент составлял 12-18% годовых, но при кредитовании внешнеторговых сделок мог повыситься до 30%. Ростовщическую деятельность могли вести также служители храмов.

Благополучие и процветание Афин нарушилось с началом Пелопонесской войны. Она велась за господство в Греции между демократическими Афинами и олигархической Спартой. Она длилась 27 лет (431-404 гг. до н.э) и закончилась победой Спарты. По требованию победителей демократия в Афинах сменилась аристократией. Позднее демократия в Афинах была восстановлена, но стать общегреческим лидером Афинам больше не удалось. Но и Спарта, потеряв много сил в этой войне, не смогла стать мощным полисом.

Период IV в. до н.э характеризуется глубоким кризисом полисной системы как формы социально - экономической организации общества в Древней Греции. Кризис наблюдался на фоне экономического подъема, вызванного восстановлением хозяйства после Пелопоннесской войны. Полисные принципы мешали значительной части богатого населения Афин – метекам, занимавшимся ремеслом, торговлей. Не имея прав гражданства, они не могли получать в качестве залога землю. В то же время не земля, а деньги стали престижной формой богатства. В этот период увеличилось число сделок по купле-продаже земли. Результатом стала концентрация земельной собственности в одних руках. Подрывался основной принцип полиса – единство понятия гражданина и земельного собственника: можно было быть гражданином и не иметь земли и наоборот. Все в большей степени развивалась частная собственность, усилилась социальная дифференциация. Наблюдался кризис рабовладения - в торговле, ремесле применялся труд вольноотпущенников, в сельском хозяйстве рабов переводили на оброк. Автономия и автаркия полиса мешала развитию экономики. В этих условиях Греция не могла оказать достаточного сопротивления внешним вторжениям и попала под власть Македонии. Однако полис не исчез с исторической арены. На эллинистическом этапе развития древнегреческой цивилизации (к. IV – I вв. до н.э) полис существует в составе крупного государства, обеспечившего его автономию и безопасность. В конце I в. до н.э эллинистические государства были подчинены Риму. Теперь полис в форме римского муниципия стал одной из основных социально-экономических и политических единиц Римской империи.

В середине IV в. до н.э на севере Греции возвысилась Македония. В 340 г. македонский царь Филипп II (ок. 382-336 до н.э.) потребовал, чтобы греки признали его власть и вступили в войну с Персией. Отказавшиеся подчиняться фиванцы и афиняне были разбиты в битве с македонцами в 338 г. до н.э. при Херонее. В этой битве отличился 18-летний сын Филиппа Александр (356-323 гг. до н.э), ставший через два года царем Македонии и правителем Эллады. После завоеваний Филиппа Македонского, когда Греция вошла в состав крупного централизованного государства, Афины и многие другие полисы потеряли свою независимость. Тем не менее, каждый город имел собственное право, во многом отличающееся от права других городов. Судебные споры должны были решаться на основе местного права.

Александр, вступив на престол в 20 лет, предполагал укрепить свое господство в Греции и расширить владения в Азии. В результате многочисленных походов в течение 334-325 гг. до н.э он создал огромную империю, которая охватывала территорию Греции, Египта, все Персидское царство, включая часть Средней Азии, часть Индии вдоль реки Инд. Александр, получивший титул Великий, был гениальным полководцем, обладал необыкновенной энергией, отвагой и влиянием на людей, его соратники и войска были ему безгранично преданы, его армия не знала поражений.

Период с 336 по 30 гг. до н.э называют эпохой эллинизма. По всей империи прокладывались дороги, строились города, получавшие название по его имени – Александрии. Получали распространение греческие идеи и греческая культура. В то же время традиции и культура восточных государств не могла не сказаться на поведении и мировоззрении участников походов. Однако империя оказалась непрочной. Когда в 323 г. до н.э. Александра не стало (по одной из версий – он был отравлен), его военачальники поделили империю между собой. Были образованы македонское царство, египетское царство, сирийское царство, часть территории отошла к Индии. Это привело к территориальным войнам, продолжавшимся с 323 по 281 гг. до н.э.

Стремившиеся увеличить свою территорию римляне с III в. до н.э. сначала угрожали греческим колониям в Италии, а затем в результате трех войн с Македонией и после восстания в Македонии в 147-146 гг. до н.э. превратили Македонию и Грецию в провинции своей державы.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Почему древние цивилизации называют «первичными»?. Каковы важнейшие различия между «речными» и «морскими» цивилизациями?

2. Каковы существенные черты «восточного» и «западного» типа цивилизации?

3. Объясните, каким образом создание ирригационных систем способствовало образованию централизованных государств с административной системой управления.

4. Какую роль играла община в древневосточных государствах? Почему она длительное время сохраняла экономическую устойчивость?

5. Каковы основные виды землевладения в Древнем Египте и как был организован труд и производство в различных типах хозяйств?

6. Что такое «азиатский способ производства», поясните на примере организации труда в Древнем Египте.

7. Какова роль храмов и жрецов в древнеегипетском обществе?

8. Назовите основные этапы развития Древнего Египта . Какие изменения происходили в организации труда и землевладении?

9. Назовите важнейшие технические достижения Др. Египта.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.