Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

НАБЛЮДЕНИЯ И ЗАМЕТКИ. 1885 г.



Дневник относится к тому периоду "артистического отрочества" Станиславского, который сам он называл "междуцарствием".

В это время двадцатидвухлетний Станиславский пробует свои силы на открытых любительских сценах. К 1885 г. относится кратковременное пребывание его в школе при Малом театре и начало занятий пением с Ф. П. Комиссаржевским в связи с мечтой об "оперной карьере".

Театральный дневник Станиславского 1885 г. публикуется впервые, по рукописи (No 743). Помимо записей, сделанных непосредственно в форме дневника, в публикуемой рукописи содержатся режиссерские заметки и записи об актерском искусстве.

1 Русский драматический театр был организован в 1882 г. Ф. А. Коршем. В сезоне 1884/85 г. в труппу театра Корша вошли известные артисты И. П. Киселевский, Н. П. Рощин-Инсаров и В. Л. Форкатти.

2 Форкатти (Людвигов) Виктор Людвигович (1846--1906) -- популярный провинциальный актер, в дальнейшем антрепренер.

14 января 1885 г. состоялся бенефис Форкатти (в комедии К. А. Тарковского "Пришла беда -- растворяй ворота" Форкатти играл роль дельца Гирша). В своем дневнике Станиславский, по-видимому, говорит об игре Форкатти 13 января в пьесе В. Крылова "Откуда сыр-бор загорелся" (роль Руслова), где имеется сходная ситуация, но не полностью совпадающая с той, которую описывает Станиславский. Возможно, что Форкатти, в порядке импровизации, вносил подробности, не указанные в тексте пьесы.

3 Станиславский допускает здесь неточность в датировке. 3 февраля 1885 г. в Русском драматическом театре в утреннем спектакле была показана комедия А. Н. Островского "На всякого мудреца довольно простоты", вечером шли "Денежные тузы" М. Балуцкого в переделке А. Ф. Крюковского, второй акт "Свадьбы Кречинского" А. В. Сухово-Кобылина и "Ночное" М. А. Стаховича.

Декорация, о которой говорит Станиславский, относится ко второму акту комедии П. М. Невежина "В капкане", ставившейся в сезоне 1884/85 г. (В авторской ремарке второго акта указывается: "Улица. Постройки бревенчатые, крашеные. Посреди сцены дом, возле которого ворота и скамья для дворника. Перед домом тротуар с деревянными тумбами... При поднятии занавеса дворник Панфил, сидя на скамье и облокотившись на ворота, спит".)

4 Музиль Николай Игнатьевич (1841--1906) -- артист Малого театра, выдающийся исполнитель комедийных и характерных ролей в пьесах Островского. Музиль стремился к глубокому раскрытию внутренней сущности изображаемых образов и тщательности их отделки. Тонкий художник-реалист, обладавший острой наблюдательностью, он вносил в исполняемые им роли много характерных бытовых подробностей, подсмотренных в самой действительности.

Спектакль "За чем пойдешь, то и найдешь" ("Женитьба Бальзаминова") А. Н. Островского Станиславский мог видеть на сцене Малого театра 3 февраля 1885 г.

Реплика Бальзаминова, приведенная Станиславским в дневнике при описании игры Музиля, отсутствует в тексте Островского. По-видимому, Станиславский записал ее неточно, по памяти, или же в игре Музиля имела место словесная импровизация.

В этом спектакле, кроме Музиля -- Бальзаминова, Станиславский видел Акимову, Рыкалову, Садовскую, Медведеву, Федотову.

5 Макшеев Владимир Александрович (1843--1901) -- артист Малого театра с 1874 г. В его исполнении особенно удачными были роли бытового и комедийного плана.

В водевиле А. Трофимова "На Песках" (картины петербургской жизни) Макшеев играл роль отставного чиновника Таныгина. Фраза, на которую ссылается Станиславский, в печатном тексте водевиля отсутствует. По-видимому, Макшеев допускал здесь словесную импровизацию.

6 Киселевский Иван Платонович (1839--1898) -- талантливый провинциальный артист, выступал также на сценах театра Корша и Александрийского театра. Известный исполнитель ролей Кречинского, Скалозуба, Крутицкого, Несчастливцева.

Киселевский обладал даром сценической импровизации. Играя в шаблонных, ремесленных пьесах, он умел обогащать роль, внося от себя ряд ярких жизненных подробностей, не предусмотренных автором.

О каком спектакле с участием Киселевского и Форкатти пишет в дневнике Станиславский, установить не удалось.

Об отношении Станиславского к Киселевскому свидетельствует то, что в 1897 г. он передал свою инсценировку повести Ф. М. Достоевского "Село Степанчиково" ("Фома") Киселевскому "для исполнения ее на провинциальных сценах, _п_р_и_ _у_с_л_о_в_и_и_ _е_г_о_ _у_ч_а_с_т_и_я_ _в_ _н_е_й".

7 Занимаясь пением с Ф. П. Комиссаржевским, Станиславский готовился к "первому дебюту в опере". Намечавшийся в доме Алексеевых у Красных ворот спектакль из оперных отрывков, в котором Станиславский должен был выступать в ролях Мельника (в первом акте "Русалки") и Мефистофеля (в прологе оперы Гуно "Фауст"), не состоялся. "Со второй репетиции,-- вспоминает Станиславский,-- я охрип и чем дальше пел, тем было хуже" (см. Собр. соч., т. 1, стр. 92).

Публикуемая запись может рассматриваться как первый из известных нам режиссерских планов Станиславского. В Доме-музее Станиславского хранится клавир оперы "Фауст" с режиссерскими пометками и исправлениями текста, сделанными Станиславским, относящимися к работе над ролью Мефистофеля.

8 Лицен-Майер Александр (1839--1898) -- живописец, портретист и иллюстратор. Писал картины на исторические темы. Серия его иллюстраций к "Фаусту" Гёте пользовалась известностью в конце XIX века. Не лишенные исторической и бытовой точности, произведения Лицен-Майера отличаются внешней красивостью и лишены глубоких психологических характеристик.

9 Образ Мефистофеля интересовал Станиславского в разные периоды его творческой жизни. С. С. Мамонтов рассказывает о выступлении Станиславского в роли Мефистофеля в пантомиме, разыгранной в доме его отца, С. И. Мамонтова. "К нам в дом прикатила компания ряженых...-- вспоминает С. С. Мамонтов. -- В залу вошли темные капуцины с закрытыми лицами... Вдруг среди темных монашеских ряс мелькнуло что-то огненно-красное, и перед нами... предстал Мефистофель... Монахи продолжали свое чинное шествие вокруг зала, а Мефистофель корчился от их святости и забегал вперед, стараясь ввести в соблазн святых отцов. Юношеский его стан был на диво строен и гибок, каждое движение обдуманно, красиво и выразительно". Об этом выступлении юного Станиславского рассказывают также в своих воспоминаниях А. С. Штекер и В. С. Алексеев (см. "О Станиславском", стр. 32 и 48). Более подробное описание этой пантомимы приводится в воспоминаниях З. С. Соколовой ("К. С. Станиславский. Материалы. Письма. Исследования", стр. 377--378).

Когда в Художественном театре возникала мысль о постановке "Фауста" Гёте, предполагалось, что роль Мефистофеля будет играть Станиславский.

10 Стружкин (Куколевский) Николай Сергеевич (ум. 1889) -- поэт и актер. Выступал на провинциальной сцене, в Московском артистическом кружке, Пушкинском театре и Немецком клубе. Сотрудничал в журналах "Искра", "Будильник", "Осколки" и др. Читал лекции по теории драматического искусства, выступал со статьями в специальных изданиях (см. статью "Записки актера" в ежемесячном журнале "Театральная библиотека" за 1879 и 1880 гг.).

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.