Список возможных положительных и отрицательных моделей поведения поможет оценить навыки участия в дискуссии. На основе этого списка Вы можете составить форму наблюдения и оценивания учащихся (см., напр, формы оценивания 5-7). Можно выбрать нескольких учащихся для оценивания работы всей группы и отдельных участников дискуссии. Этот список (а также вопросы перед ним) поможет также провести общее обсуждение (оценивание) навыков участия в дискуссии всей учебной группой. Если Вы запишите дискуссию на видеокассету, то участникам дискуссии будет легче оценивать себя, просматривая запись. На основе списка и обсуждения результатов дискуссии возможно попросить учащихся составить контракт или список личных обязательств от первого лица (например: «Я поощряю других к участию» или «Я пытаюсь понять все точки зрения на проблему» и т. д.).
Вопросы к перечню моделей поведения
Замечаете ли Вы, что во время проведения дискуссии на уроке происходят следующие действия? Какие навыки и умения Вы считаете необходимым для себя развить в будущем? Какие из данных умений Вы приобрели за последнее время? Каких действий Вы стараетесь избегать?
• Инициирование - кто-то предлагает задание, обозначает проблемы, обговаривает процедуру проведения дискуссии.
• Стимулирование - кто-то запрашивает информацию, побуждает к реагированию, призывает к выражению своих мыслей.
• Информирование - кто-то предоставляет информацию, реагирует, призывает к выражению своих мыслей.
Прояснение — кто-то проясняет недоразумения, восстанавливает нить разговора, предлагает альтернативные подходы к проблеме.
• Обобщение — кто-то обобщает высказанные мнения, предлагает выводы, пытается прояснить смысл высказываний других.
• Толкование — кто-то привлекает внимание к чьим-то действиям или высказываниям и пытается их истолковать.
• Поиск консенсуса - кто-то спрашивает, насколько близко группа подошла к решению, и предлагает прийти к заключению на основе общего согласия.
• Примирение - кто-то пытается примирить противоречия, шутит в нужный момент для снятия напряженности, подбадривает менее активных товарищей.
Рефлексия - кто-то спрашивает, насколько группа удовлетворена ходом обсуждения или самой темой привлекает внимание к скрытым или явным нормам поведения, принятым в группе, и предлагает альтернативные задания.
• Срыв - кто-то вторгается в работу группы, пытается внести напряженность, маскируя обидные замечания или угрозы под шутки.
• Блокирование - кто-то допускает неуместные высказывания, меняет тему разговора, ставит под сомнение способности товарищей.
• Нападение — кто-то допускает циничные замечания, вносит раздор, всеми силами старается обезопасить себя.
Запутывание - кто-то создает неразбериху, заявляет, что значение слов «действительно» невозможно определить, намеренно заходит в тупик, уводит от сути проблемы с помощью игры с семантическими различиями слов, затуманивает понятия