Выборочный метод в социологическом исследовании. Основные понятия выборочного метода. Сплошные исследования. Генеральная и выборочная совокупность. Нормативные требования, предъявляемые к выборке. Единицы анализа и единицы отбора как основа выборки. Случайные и систематические ошибки выборки и их влияние на итоги исследования. Типичные ошибки выборочного социологического исследования: замена намеченных единиц наблюдения, неполный охват выборочной совокупности. Зависимость объема выборки от уровня однородности или разнородности изучаемых объектов, от степени дробности группировки анализа и от целесообразного уровня надежности выводов.
Основные виды выборки в социологическом исследовании. Зависимость вида и способов выборки от целей исследования и его гипотез. Виды выборки: вероятностная (случайная), серийная (гнездовая, стихийная, квотная, многоступенчатая, районированная, стратифицированная). Способы формирования выборочной совокупности. Процедура простого случайного отбора. Определение объема выборочной совокупности и обеспечение ее представительности. Выборочный метод в условиях недостатка информации о генеральной совокупности.
Понятие репрезентативности. Требования репрезентативности выборки. Пределы допустимой ошибки выборки. Влияние объема, типа выборки, гипотез на величину ошибки выборки. Прямая и обратная задача репрезентативности. Репрезентативность в экспериментальных исследованиях. Пути повышения репрезентативности исследований. Репрезентативная функция теории. Процедура поиска новых признаков объекта в его различных теоретических моделях.
Тема 6.Обработка, анализ и интерпретация первичной социологической информации (по результатам опроса)
Методы обработки первичной социологической информации. Ручная и машинная обработка. Подготовка первичной социологической информации к компьютерной обработке. Выбраковка анкет. Кодировка ответов на открытые вопросы. Компьютерная обработка полученных данных. Простая группировка, перекрестная группировка или классификация, типологизация первичной социологической информации. Правила процентирования. Интерпретация и формулирование выводов. Понятие иррелевантного фактора. Подготовка отчета по результатам исследования. Научный отчет как презентация результатов исследования. Разработка рекомендаций для принятия управленческих решений.
Создание базы данных исследования: основные принципы, структура.
Общественное значение информации, получаемой в социологическом исследовании. Роль и ответственность социолога как интерпретатора социологической информации, влияющего на принятие управленческих решений, затрагивающих основы жизнедеятельности людей. Нормы научной этики социолога.