В каждом вагоне поезда (состава) должны быть установлены первичные средства пожаротушения - огнетушители: углекислотные ОУ-5, порошковые ОП-5, пенновоздушные ОВП-10.
Тип и расположение огнетушителей в головных и промежуточных вагонах определено в местных инструкциях по электродепо.
Огнетушитель считается исправным, если он: опломбирован и имеет бирку с датой проведенного освидетельствования и технического обслуживания, отсутствуют трещины на корпусе и головке огнетушителя, стекло манометра не разбито.
Огнетушители ОУ-5, ОП-5 и ОВП-10 освидетельствуются не реже одного раза в год при этом на бирке, прикрепленной к огнетушителю, проставляется дата последнего освидетельствования.
Для приведения в действие углекислотного огнетушителя (ОУ-5) необходимо: выдернуть предохранительную чеку, направить раструб на очаг загорания и нажать на рычаг.
Наибольшая эффективность при тушении очага загорания достигается на расстоянии 0,7 - 1м от очага загорания. Время работы огнетушителя не менее 6 сек. Допускается ликвидация очага загорания находящегося под напряжением не более 1000 В, в диэлектрических перчатках. Рекомендуется для ликвидации загораний в салоне вагона.
Для приведения в действие порошкового огнетушителя (ОП-5) необходимо: выдернуть предохранительную чеку, резко ударить по кнопке, выдержать 5 сек., направить сопло на очаг загорания и нажать на ручку на шланге. Время работы огнетушителя 12-15 сек; длина струи 5 метров. Допускается ликвидация очага загорания находящегося под напряжением не более 1000В, в диэлектрических перчатках. Рекомендуется для ликвидации загораний в закрытых объёмах (стативах, ящиках, под сидениями диванов и т.п.).
Для приведения в действие воздушно-пенного огнетушителя необходимо: выдернуть предохранительную чеку, резко ударить по кнопке, выдержать 5 сек., направить сопло на очаг загорания и нажать на ручку на шланге. Время работы огнетушителя 40-50 сек, длина струи .4-5 метров. Не допускается тушение оборудования находящегося под напряжением.
Кроме огнетушителей, размещенных на подвижном составе, на всех станциях в торцах платформ располагаются огнетушители ОП-5 0, которые при необходимости локомотивная бригада может использовать для ликвидации загорания на подвижном составе. Порядок приведения огнетушителя ОП-50 в действие такой же, как и ОП-5. Время работы огнетушителя ОП-50 45-60сек; длина струи 11 метров.
При использовании порошковых огнетушителей для ликвидации загорания необходимо использовать защитные очки и респиратор.
Режим тушения загорания при использовании порошкового огнетушителя импульсный - нажимать, на рычаг необходимо, на 2-5 сек, с последующей проверкой результатов тушения. Порошковый огнетушитель рекомендуется использовать для ликвидации загорания под диванами вагонов, в отсеках, т.е. в закрытых объёмах. Ликвидацию загорания непосредственно в кабине машиниста необходимо производить через открытую дверь из салона. В случае не полной ликвидации загорания или тления, снять напряжение и ликвидировать остаточные очага с использованием углекислотного или пенного огнетушителя.
При неэффективном действии огнетушителя, а так же для ликвидации очага загорания на тяговом двигателе необходимо применять воду.
Использование воды для ликвидации загорания на подвижном составе допускается только при отсутствии напряжения в контактном рельсе, отключённой на вагоне аккумуляторной батареи разъединённых электрических межвагонных соединений (электрически отсечён вагон от смежных вагонов). После применения воды необходимо отжать башмаки токоприёмников неисправного вагона и вытащить предохранители аккумуляторной батареи (2 штуки), установленные непосредственно на ящике аккумуляторных батарей.
Огнетушитель воздушно-пенный закачной предназначен для тушения возгорания твердых и жидких веществ.
Огнетушитель не предназначен для тушения загораний щелочных и щёлочно-земельных металлов, горение которых может происходить без доступа воздуха, а также электроустановок, находящихся под напряжением.
Огнетушитель состоит из корпуса, наполненного пенообразующим раствором, в верхнюю часть которого ввинчиваются запорно-пусковая головка с индикатором давления. На головке закреплены ручка для переноски огнетушителя и ручка для управления подачей пены, связанная с пружинным клапаном. На выходном отверстии головки установлен рукав с генератором пены. Для предохранения от самосрабатывания огнетушитель снабжен чекой.
Принцип действия огнетушителя основан на использовании энергии закачанного в корпус сжатого газа.
Для приведения огнетушителя в действие достаточно выдернуть опломбированную чеку, после чего огнетушитель готов к работе.
Дальнейшее управление работой огнетушителя осуществляется путем нажатия кистью руки на ручку.
Не допускается:
разборка огнетушителя, находящегося под давлением;
эксплуатация огнетушителя при неисправном индикаторе давления.
При тушении пожара необходимо:
· поднести огнетушитель к месту пожара;
· выдернуть чеку;
· направить генератор пены на очаг пожара и нажать ручку.
Тушение начинают с наветренной стороны с расстояния не менее 3,5 метров и продолжают до полного выхода пены.