Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Продукт, товар и услуги





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1.2.1. Понятие продукта, товара и услуг, их классификация

Товар — это продукт труда, произведенный для продажи, с целью обмена на другие продукты труда или деньги на рынке.

В процессе обмена у товара проявляются два свойства:

- Свойство удовлетворять какие-либо человеческие потребности, быть полезным для потребителя, т.е. обладать общественной полезностью (потребительной стоимостью).

- Свойство обмениваться на другой товар (деньги) в определенных пропорциях, т.е. обладать меновой стоимостью.

Продукт труда, произведенный фирмой, еще не товар. Он проходит длинный путь. Прежде всего он должен обладать определенным набором качественных характеристик: технико-экономических, соответствия предполагаемому назначению, экологичностью, эргономичностью, эстетичностью. Набор качественных характеристик отвечает на вопрос, какой продукт произведен. Но с точки зрения маркетинга важно не то, каким видит продукт производитель, а то, каким видит этот продукт потребитель. Поэтому качество — это то, что считает таковым потребитель. И поэтому необходимо формирование «образа» качества для разных потребителей и на различных рынках, что достигается маркетинговыми мерами поддержки.

Важнейшая из таких мер — принятие решения производителя об использовании марочного названия. Марка — имя, термин, знак, символ или их сочетание, предназначенное для идентификации товара и услуг одного продавца и дифференциации их от товаров и услуг другого продавца, конкурента.

В комплекс мер по поддержке включается также принятие решения фирмой об упаковке товара. Упаковка — разработка и производство вместилища или оболочки для данного товара. Различают внутреннюю упаковку (непосредственно вместилище товара) и внешнюю упаковку. Последняя служит защитой для внутренней упаковки и удаляется при подготовке товара к использованию. Упаковка выполняет ряд функций.

Прежде всего, она идентифицирует товар и этим самым создает “образ” марки и производителя. Упаковка используется и как возможность для новаторства, реализаций новых идей.

Немаловажное значение в комплексе маркетинговых мер отводится и такому элементу как маркировка товара. Средствами маркировки являются этикетки, ярлыки, которые несут дополнительную информацию о данном товаре, описывая его. Таким образом, осуществляется также идентификация данного товара и его пропаганда.

Все эти элементы создают «образ» товара, отличный от другого товара, т.е. делают его товарной единицей. Товарная единица — обособленная целостность, характеризуемая показателями качества, величины, цены, специфическим оформлением, марочным названием, упаковкой и маркировкой.

И, наконец, чтобы данная товарная единица окончательно превратилась в товар в маркетинговом смысле, необходимо использовать так называемые инструменты маркетинга. К ним относятся: грамотная реклама, налаженный сбыт, предусматривающий предоставление дополнительных услуг и выгод (бесплатная доставка, установка, наладка, обучение и т.д.), эффективное обслуживание, прочные связи с общественностью, гибкая политика цен.

В целом формулу товара в маркетинговом значении можно выразить следующим образом:

Товар = продукт + поддержка + инструменты маркетинга.

Все товары, с которыми встречаются покупатели в бытовой и хозяйственной деятельности, могут быть объединены в однородные группы по различным принципам.

Определяющим классификационным признаком является цель применения товара. Исходя из этого принципа, все товары подразделяются на:

- Товары, непосредственно предназначенные для удовлетворения личных потребностей людей, т.е. потребительские товары;

- Товары, используемые для продолжения производства других товаров, или товары производственного назначения (средства производства).

В свою очередь, потребительские товары классифицируются еще по двум признакам. Первый признак — это степень долговечности или материальной осязаемости, т.е. характер потребления. В соответствии с этим признаком выделяют три категории потребительских товаров:

- Товары краткосрочного пользования, применяются один или несколько раз (газета, спички, мыло);

- Товары длительного пользования, применяются многократно (автомобили, холодильники, телевизоры);

- Услуги - это действия, приносящие человеку полезный результат и удовлетворение. Они неосязаемы и не могут быть транспортированы и упакованы.

Вторым признаком классификации потребительских товаров является поведение покупателя. В соответствие с этим признаком выделяются:

- Товары повседневного спроса (продукты питания и др.);

- Товары предварительного выбора (мебель, одежда и др.);

- Товары особого спроса

Товары производственного назначения в зависимости от степени их участия в процессе производства делятся на две группы:

- Средства труда

- Предметы труда

С точки зрения маркетингового подхода все товары могут быть подразделены на две группы: стандартизованные и дифференцированные товары.

Под стандартизованным товаром понимается товар, предлагаемый различными предприятиями, но воспринимаемый покупателями как однородный во всех случаях. Например, сельскохозяйственные продукты. Покупателей в данном случае не интересует, какое сельскохозяйственное предприятие вырастило эту продукцию.

Под дифференцированным товаром понимается товар, предлагаемый различными предприятиями и воспринимаемый покупателями как различный у каждого продавца.

Большинство из дифференцированных товаров продаются как фирменные товары. Под фирменным товаром понимается дифференцированный товар стандартного качества, который в стандартных количествах и упаковке продается под определенным наименованием на значительном сегменте рынка. Например, кроссовки «Адидас», кофе «Нестле».

Следует отметить, что от каждого конкретного покупателя зависит, воспринимает ли он данный товар как стандартизованный или как дифференцированный. Каждое предприятие может путем создания новых модификаций продукции, придания ей новых качеств попытаться дифференцировать свой товар с целью завоевания более прочных позиций на рынке.

 

1.2.2. Понятие номенклатуры и ассортимента продукции

Товарная политика предприятия предусматривает формирование товарного ассортимента.

Товарный ассортимент — группа товаров, тесно связанных между собой схожестью функционирования.

Ассортиментная политика предприятия является важным параметром воздействия на сбыт. Каждый товарный ассортимент требует особой стратегии. В большинстве предприятий работу с каждой ассортиментной группой товаров поручают отдельному лицу. Он принимает ряд решений относительно широты товарного ассортимента и товаров, его олицетворяющих. Товарный ассортимент считается «узким», если можно увеличить прибыль, дополнив его новыми товарами. И, наоборот, товарный ассортимент «широк», если прибыль можно увеличить, исключив из него ряд товаров. Широта ассортимента в значительной части определяется теми целями, которые ставит перед собой предприятие. Если оно желает поставлять на рынок исчерпывающий ассортимент, добиваясь значительной доли товара данной группы на рынке, то товарный ассортимент будет широкий. Но если предприятие заинтересовано в высокой прибыльности своего бизнеса, оно будет иметь суженный ассортимент доходных товаров.

С течением времени происходит обновление и насыщение товарного ассортимента новыми товарами, что дает возможность предприятию:

- Получить дополнительную прибыль, удовлетворяя возникшую потребность;

- Попытаться удовлетворить дилеров, жалующихся на проблемы существующего ассортимента;

- Обеспечить более высокий уровень использования существующих производственных мощностей;

- Стать ведущей фирмой и не допустить появления новых конкурентов.

Товарная номенклатура - совокупность всех ассортиментных групп и товарных единиц, предлагаемых покупателям продавцом.

 

1.2.3. Система показателей объема продукции

Система показателей объема продукции состоит из натуральных, условно­натуральных, трудовых и стоимостных показателей.

Продукты в их натурально-вещественной форме учитываются фирмами прежде всего в натуральных (физических) единицах измерения (шт., тонны, кв. м., количество клиентов и т. д.).

Если производится несколько разновидностей продукта, обладающего общностью основных потребительских свойств, в целях упрощения учета и технико-экономических расчетов фирма может использовать условно-нату­ральные единицы измерения (условные банки консервов, вес удобрений одного типа в пересчете на содержание основного питательного вещества и т. д.)

Трудовые показатели выражают объем производства во временных показателях — нормо-часах, станко-часах, машино-сменах, человеко-днях, трудоднях и т. п.

Стоимостные показатели измеряют объем производства в денежных измерителях. В стоимостных показателях объем производства измеряется как валовая, товарная, реализованная и чистая продукция.

Валовая продукция (ВП) — это стоимость общего результата производственно-хозяйственной деятельности фирмы за определенный период, включая незавершенное производство (НП), а также работы и услуги выполненные для себя (СП).

Товарная продукция (ТП) — это стоимость продукции, имеющей вид товара, включая готовую продукцию на складе.

Отгруженная продукция (ОП) — это продукция отправленная

покупателям независимо от того, оплачена она или нет. Определяется как разница остатков готовой продукции на складе фирмы.

ОП = Он.г. +ТП+ Ок.г.

Реализованная продукция (РП) — это стоимость проданной продукции или выручка от реализации. Это очень важный показатель, поскольку на его основе рассчитывается прибыль. В развитой рыночной экономике очень много товаров продается в кредит, т.е. с рассрочкой или отсрочкой платежа. Поэтому в объем реализации включается как продукция, за которую получены деньги, так и дебиторская задолженность.

Чистая продукция (ЧП) - это стоимость реализованной продукции без учета материальных затрат (МЗ).

ЧП = РП - МЗ

Для получения необходимого результата производственно-хозяйственной деятельности следует отметить важность тщательной проработки системы показателей объема продукции. В силу системных особенностей, цели фирмы и цели подразделения фирмы могут не совпадать, потому система показателей результата должна обеспечивать соподчиненность интересов всех подразделений фирмы.

 

1.2.4. Качество и конкурентоспособность продукции

Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. В современных условиях конкуренция между предприятиями развертывается главным образом на поле качества выпускаемой продукции.

Понятие качества продукции регламентировано в Российской Федерации государственным стандартом, ГОСТ 15467—79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения»: «Качество — совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением».

Покупатель считает качественной ту продукцию, которая отвечает условиям потребления независимо от того, какие специфические потребности ей предназначалось удовлетворять. По мере развития научно-технического прогресса и потребностей общества происходит формирование новых требований, и качественная продукция становится недостаточно качественной.

Совокупность свойств не может быть плохой или хорошей вообще. Качество может быть только относительным. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить данный набор свойств (совокупность свойств) с каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные или международные образцы, требования, закрепленные в стандартах или технических условиях. При этом применяется термин «уровень качества» (в зарубежной литературе — «относительное качество», «мера качества»).

Но любой документ или эталон узаконивает определенный набор свойств и характеристик лишь на какой-то период времени, а потребности непрерывно меняются, поэтому предприятие, изготовляя продукцию даже в точном соответствии с нормативно-технической документацией, рискует выпускать ее некачественной, не устраивающей потребителя.

Таким образом, основное место в оценке качества продукции или услуг отводится потребителю, а стандарты, законы и правила (в том числе и международные) лишь закрепляют и регламентируют прогрессивный опыт, накопленный в области качества.

Следовательно, качество как экономическая категория — это общественная оценка, характеризующая степень удовлетворения потребностей в конкретных условиях потребления той совокупности свойств, которые явно выражены или потенциально заложены в товаре.

Потребности обычно выражаются в свойствах, в их сравнении с аналогичными свойствами базового, или эталонного, образца. Такими свойствами могут быть вес, габариты, производительность, цвет, надежность, долговечность и др. Все свойства продукции выделены в группы: показатели назначения (производительность, модность, диапазон измерения); показатели надежности и технологичности; показатели унификации и стандартизации; эстетические показатели; экономические показатели и др.

В зависимости от потребности используется тот или иной показатель или группа показателей. Так, в целях безопасности эксплуатации важен показатель безотказности и надежности; экономии финансовых ресурсов — показатель использования ресурсов; снижения затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии — долговечность.

Показатели назначения характеризуют основную функциональную величину полезного эффекта от эксплуатации изделия.

Показатели надежности характеризуют изделия с точки зрения надежности и эксплуатации — безотказность, ремонтопригодность, долговечность и т.д.

Показатели технологичности — показатели, обеспечивающие рациональное использование материалов, средств труда и времени в процессе технологического цикла. Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все изделия могут быть подразделены на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем выше коэффициент стандартизации и унификации изделия, тем лучше с точки зрения производства и эксплуатации.

Экономические показатели отражают удобство эксплуатации изделия человеком. Взаимодействие человека с изделием выражается через комплекс антропометрических, физиологических и психологических свойств человека.

Эстетические показатели характеризуют композиционное совершенство изделия (сочетание цветов, выразительность формы).

Показатели транспортабельности отражают степень возможности транспортировки изделия различным транспортом без нарушения его свойств. Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции. Экологические показатели отражают степень влияния вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при хранении, эксплуатации или потреблении продукции. Показатели безопасности определяют степень безопасности эксплуатации и хранения изделия, т.е. обеспечивают безопасность при соблюдении условий эксплуатации, ремонта, простоя.

Указанные показатели в совокупности создают базу для сравнения с другой аналогичной продукцией, позволяют оценить их технический уровень.

В условиях рынка удовлетворенность конкретного потребителя совокупностью предлагаемых ему свойств в товаре находит выражение в акте купли-продажи. Такое совпадение свойств, характеристик «товара и требований потребителя, при котором соблюдаются интересы производителя и потребителя, означающее полное соответствие товара условиям рынка, называется его конкурентоспособностью.

Каждый покупатель приобретает тот товар, который максимально

удовлетворяет его личные потребности. Поэтому степень удовлетворенности покупателя товаром тоже складывается из совокупности мнений единичных покупателей и формируется еще в преддверии появления его на рынке, на любом этапе жизненного цикла изделия до момента утилизации. В это время и происходит острая конкурентная борьба за потребителя.

Конкурентоспособность зависит от степени удовлетворенности покупателя товаром.

Конкурентоспособность товара определяется (в отличие от качества) только той совокупностью свойств, которые представляют несомненный интерес для определенной группы покупателей и обеспечивают удовлетворение данной потребности. Прочие характеристики и свойства продукции во внимание не принимаются. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей, для которых он предназначен. Кроме того, один и тот же продукт может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем, и наоборот.

Оценка способности товара конкурировать производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения.

За базу сравнения принимается либо потребность покупателя, либо образец. Обычно образец — это аналогичный товар, имеющий максимальный объем продаж и наилучшую перспективу сбыта в будущем.

Иногда параметры продукции не имеют физической меры. В этом случае для оценки этих характеристик используются методы оценки в баллах. Описанный метод (дифференциальный) позволяет лишь констатировать факт необходимости повышения или снижения параметров продукции для обеспечения конкурентности, но не отражает влияние каждого параметра при выборе товара потребителем.

В новых условиях решение проблемы качества в России во многом будет зависеть от формирования системы стандартов качества как основы нормативно-правовой базы организации и функционирования систем управления качеством. Повышение их роли и значения в мировой практике вызвано стремлением выработки единого подхода к понятию «качественная продукция».

Стандартизация — деятельность, направленная на достижение упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих и потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в разработке, опубликовании и применении стандартов.

Стандарт — нормативный документ, разработанный на основе соглашения большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом (или предприятием), в котором устанавливаются общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, направленных на упорядочение и оптимизацию работы в определенной области.

Объектом стандартизации могут быть продукция, услуги и процессы, имеющие перспективу многократного воспроизведения и (или) использования. В стандартах регламентируются методы измерения, контроля и испытания продукции. Стандартизации подлежит и сам порядок разработки, согласования, утверждения и регистрации стандартов и технических условий. Именно в стандартах устанавливаются требования к выпускаемой продукции, соблюдение которых позволяет считать эту продукцию качественной. Положения стандартов государственной системы стандартизации Российской Федерации применяются всеми предприятиями и организациями независимо от форм собственности.

Стандарты могут носить как рекомендательный характер, так и обязательные требования ко всем объектам стандартизации.

Требования государственных стандартов РФ подлежат обязательному выполнению, если это связано с безопасностью жизни и здоровья людей, их имущества, охраны окружающей среды и т.д. Обязательными к применению на предприятиях и в организациях России являются также требования стандартов, которые включены в договоры на производство и поставку проектируемой продукции, и требования, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации.

В Российской Федерации существуют следующие нормативные документы по стандартизации:

- Государственные стандарты РФ (ГОСТ);

- Отраслевые стандарты (ОСТ);

- Технические условия (ТУ);

- Стандарты предприятий и объединений, ассоциаций, концернов;

- Стандарты научно-технических обществ и инженерных союзов, ассоциаций и других общественных организаций.

Государственная система стандартизации (ГСС) регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации и включает пять основополагающих стандартов:

1) ГОСТ Р 1.0-92 ГСС РФ. Основные положения;

2) ГОСТ Р 1.2-92 ГСС РФ. Порядок разработки государственных стандартов;

3) ГОСТ 1.3-92 ГСС РФ. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий;

4) ГОСТ Р. 1.4-92 ГСС РФ. Стандарты предприятия. Общие положения;

5) ГОСТ Р. 1.5-92. ГСС РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

Существующая система стандартов преследует правовые и социально­экономические цели.

Во-первых, в законодательном порядке обеспечивается защита интересов потребителя и государства в вопросах качества продукции, охраны окружающей среды, безопасности жизни и здоровья населения.

Во-вторых, гарантируется техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции.

В-третьих, система стандартов служит нормативно-технической базой социально-экономических программ и проектов.

Государственные стандарты обеспечивают также рациональное использование ресурсов за счет оптимизации всех видов работ, проводимых в системе качества, развития унификации, взаимозаменяемости продукции и процессов.

Создание в России системы стандартов, соответствующих требованиям рыночной экономики, позволяет:

- Значительно расширить круг заказчиков и потенциальных поль­зователей стандартов, существенно повысить заинтересованность и изменить мотивации их разработки, усиливая внимание к проблеме снижения издержек производства;

- Превратить стандарты в практический инструмент борьбы за рынок потребителей;

- Стимулировать в интересах потребителей использование стандартов для усиления конкуренции между производителями за более высокие потребительские свойства товаров;

- Превратить стандарты в продукт демократического согласования (консенсуса) заинтересованных участников, что позволяет избегать диктата и обеспечивает заинтересованность в применении и соблюдении требований стандартов;

- Создать необходимые условия конкурентоспособности и успешной работы на рынке.

Международная организация по стандартизации (ИСО) и Международная техническая комиссия (МЭК) разработали международные стандарты. Основное назначение международных стандартов — это создание на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствования действующих систем качества и их сертификации.

Система качества создается и внедряется на предприятии как средство, обеспечивающее проведение политики в области качества — достижение поставленных стратегических целей.

Система качества охватывает все жизненные циклы продукции. Типичные этапы жизненного цикла в своей совокупности образуют «петлю качества».

 

В соответствии с международными стандартами ИСО 9000 выделяются 11 этапов (рис. 1):

- Планирование качества;

- Управление качеством;

- Обеспечение качества;

- Улучшение качества.

Эти функции распространяются на каждый этап «петли качества» и имеют свою специфику.

Так, планирование качества включает в себя: определение требований к качеству продукции, ее оценку, выработку положений по улучшению качества, подготовку программы качества, планирование затрат на достижение необходимого уровня качества, проверок системы качества и др.

В состав процедур управления качеством входят: контроль качества, разработка и реализация мер корректирующего воздействия. Основная функция управления качеством — выявлять каждое отклонение от установленных требований к качеству, обусловленное проектированием продукции, соответствием продукции проекту и материально-техническим обеспечением.

Обеспечение качества включает в себя деятельность по созданию уверенности в выполнении требований к качеству продукции у руководства предприятием и деятельность, направленную на обеспечение уверенности потребителей, что все элементы системы качества функционируют в управляемых условиях.

Международный опыт организации систем качества на предприятиях отражен в стандартах МС ИСО 9004 — «Общее руководство качеством и элементы системы качества».

Стандарт рекомендует выбор основных элементов системы качества предприятия-изготовителя и определяет их место в общей системе руководства качеством. В основе организации систем качества лежат шесть принципов:

- Соответствия;

- Документирования;

- Единоначалия;

- Подконтрольности;

- Комплексности;

- Законности.

Принцип соответствия воплощается и в организации самой системы качества, т.е. в эффективности ее организации. Считается, что система качества соответствует своему назначению при выполнении следующих условий:

- Работа ее элементов обеспечивает предупреждение и нейтрализацию причин, вызывающих снижение качества;

- Выполняются требования потребителя к продукции;

- Работа самой системы экономически оправданна.

Система качества документируется в соответствии с МС ИСО 90011. В документах подробно описываются процедуры по обеспечению качества, а для выполнения этих процедур разрабатываются инструкции.

Накапливаемый опыт в области обеспечения качества постоянно нуждается в осмыслении, анализе и систематизации. Вопросами этого опыта и юридическим его оформлением занимается Международная организация по стандартизации (ИСО). Основной задачей ИСО является разработка международных стандартов для содействия международной торговле, ликвидации «нетаможенных» барьеров, возникающих в силу действия различных национальных стандартов, изданных правительствами законов и правил.

В 1987 г. были одобрены и введены в действие пять международных стандартов серии ИСО 9000 на системы качества: МС ИСО 9000; МС ИСО 9001; МС ИСО 9002; МС ИСО 9003; МС ИСО 9004. В это же время Европейская организация по стандартизации выпустила Европейские стандарты Е № 29000 и Е № 29004, основные требования которых совпадают с требованиями международных стандартов к системам качества.

В настоящее время все развитые страны мира признают и используют международные стандарты для совершенствования действующих в фирмах систем качества.

В решении проблемы обеспечения качества выделяют пять этапов: индивидуальный контроль качества, цеховой контроль качества, контроль качества при приемке продукции, статистический контроль продукции (статистический контроль качества), комплексное управление качеством.

 

1.2.5. Сертификация продукции

Одним из гарантов выпуска высококачественной продукции является ее сертификация.

Сертификация - это совокупность действий и процедур, подтверждающих соответствие фактических характеристик продукции требованиям стандартов или технических условий.

Сертификация появилась в связи с необходимостью защитит внутренний рынок от продукции, не пригодной к использованию Вопросы безопасности, защиты здоровья и окружающей среды заставляют законодательную власть, с одной стороны, устанавливать ответственность поставщика (производителя, продавца и др.) за ввод в обращение недоброкачественной продукции, с другой стороны, устанавливать обязательные к выполнению требования, касающиеся характеристик продукции, вводимой в обращение.

Переход на рыночные отношения, активизация внешнеэкономической деятельности настоятельно требуют проведения работ по сертификации продукции исходя из международных требований.

Сертификация основана на проведении испытаний и оценке условий производства сертифицируемой продукции, контроле за выполнением этих процедур и надзоре за качеством продукции со стороны независимого органа.

Сочетание всех этих операций позволяет установить в нормативно­технической документации (НТД) и контролировать любые важные для потребителя характеристики продукции. Поэтому сертификация - не только надежная гарантия строгого их соответствия установленным требованиям и источник достоверной информации о таком соответствии, но и эффективное средство и стимул повышения качества продукции.

В практике различных стран встречаются различные системы сертификации, которые классифицируются по следующим направлениям.

В зависимости от круга участников сертификация может быть национальной, международной, региональной, многосторонней, двухсторонней.

По правовому признаку сертификация может быть обязательной и добровольной, по проведению проведения - самосертификация, которая согласно терминологии ИСО называется «заявлением о соответствии» и сертификация третьей стороной.

В качестве национального органа по сертификации в Российской Федерации определен Госстандарт России.

Обязательной сертификации подлежат те изделия или показатели качества, которые могут оказать нежелательное воздействие на человека или окружающую среду, а также другие показатели и качественные характеристики, которые ограничиваются правительственными актами- регламентациями. Например, обязательной сертификации подлежат продукты питания, автомобили, самолеты, электрооборудование, газовые приборы, строительные материалы и др. Продукцию, подлежащую обязательной сертификации и не прошедшую ее, производитель не имеет права не только реализовать, но и производить.

Добровольная система сертификации предусматривает сертификацию продукции только по инициативе ее изготовителя. В этом случае он вправе сертифицировать свою продукцию на соответствие любым требованиям НТД, в том числе зарубежной. Данный вид сертификации может дать очень многое в повышении конкурентоспособности продукции.

Самосертификация допускается для надежного партнера. Она широко распространена в Германии, Голландии, Канаде, США, Японии и др. При этом сертификаты на изделия выдает само предприятие строго под свою ответственность.

Сертификация третьей стороной, те. посредническая сертификация, предусматривает участие сторонней организации, независимой от участвующих в вопросе стороне. Сторонняя организация оценивает и подтверждает правильность проводимых мероприятий в соответствии с принятыми правилами, осуществляет испытание образцов, надзор за состоянием технического процесса.

Сертификация третьей стороной может осуществляться как в рамках своей страны, так и в зарубежных центрах, имеющих высокий международный авторитет.

Сертификационный знак, выданный престижным испытательным центром, является лучшей рекламой продукции.

Продукция, прошедшая сертификацию, отмечается следующим образом:

- Выдается документ - сертификат соответствия;

- Продукция маркируется знаком соответствия;

- Продукция заносится в список изделий, разрешенных к продаже, который имеется в сертификационных центрах.

Сертификат выдается на единичную мощность изделия (автоматическую линию, прокатный стан, пресс и др.); на массовую продукцию выдается знак соответствия, который должен наноситься под контролем Главного контролера сертификационного центра и только на изделие из выпущенной партии или на их упаковку, или на то и другое.

Постепенное формирование организационно-технического механизма

проведения сертификации осуществляется и в нашей стране.

Основополагающим документом федерального уровня в области сертификации являются «Правила по проведению сертификации в Российской Федерации». Данные правила применяются при организации работ по обязательной и добровольной сертификации, служат основой для создания систем (правил) сертификации однородной продукции.

Положения данного документа разрабатывались с учетом действующих в международной и европейской практике сертификации и аккредитации нормативных документов. Это позволяет обеспечить признание сертификатов и знаков соответствия за рубежом.

Такое признание в России (соответственно российских за рубежом) осуществляется на основе многосторонних и двухсторонних соглашений, участником которых является Российская Федерация.

Обязательная сертификация в стране, как это предусмотрено Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» вводится законодательными актами РФ для определенной продукции и проводится уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти.

Организация и проведение работ по обязательной сертификации возложены на Госстандарт России. Им разработана Система сертификации ГОСТ РФ. Применительно к ней сформулирована номенклатура продукции, работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации.

Контрольные вопросы по теме

1. Объясните разницу между продукцией, продуктом и услугой?

2. Как классифицируются потребительские товары?

3. Перечислите основные показатели объема выпускаемой продукции?

4. Что больше — валовая или товарная продукция?

5. Какие показатели характеризуют качество и конкурентоспособность продукции?

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.