Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Целевые индикаторы реализации поставленных задач





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Наименование индикатора

 

Удельный вес России в общемировом числе публикаций, % к общему числу публикаций в журналах, индексируемых в Web of Science

2,48 (2008)

 

Удельная оснащенность (стоимость оборудования) одного исследователя, тыс. руб.

 

Кадры для эффективной науки

 

 

Одна из ключевых стратегических задач, которые необходимо решить в период реализации Стратегии состоит в восстановлении нормального процесса воспроизводства кадрового потенциала науки, который в значительной степени оказался разрушенным в последние десятилетия. Этот процесс включает механизмы выявления талантливой молодежи на всех этапах образования, начиная с максимально ранних, сквозную систему подготовки и повышения квалификации студентов, аспирантов и молодых исследователей, эффективные механизмы передачи научных знаний и опыта и, в конечном счете, должен обеспечивать преемственность в развитии научных школ, плавную смену поколений исследователей без потери накопленного потенциала.

 

Решение этой задачи предполагает реализацию мер, направленных на:

 

- создание благоприятных условий и стимулов для прихода в науку талантливой молодежи, склонной к исследовательской работе;

 

- закрепление способных молодых исследователей в науке, в том числе, создание условий, снижающих стимулы к выезду таких исследователе на постоянное место жительства за рубеж без введения каких-либо административных барьеров для мобильности научных кадров;

 

- поддержка как сохранившихся, так возникающих новых научных школ, объединяющих исследователей разных поколений;

 

- дальнейшую интеграцию академической и вузовской науки, создание в области фундаментальных и поисковых прикладных исследований единого университетско-академического комплекса, характеризующегося высокой внутренней мобильностью между научными образовательными организациями, более широкой практикой совмещения преподавательской и исследовательской деятельности.

 

- отработка и внедрение новых моделей аспирантского обучения с ориентаций на наилучшие мировые практики, в том числе, включение в программу аспирантского обучения компонента, предусматривающего аудиторные занятия по специальности;

 

- привлечение к подготовке аспирантов в научно-исследовательских университетах ведущих российских и зарубежных ученых, включая привлечение их к управлению такими программами, а также привлечение ведущих зарубежных университетов в качестве партнеров в реализации таких программ.

 

Комплекс мер по повышению качества кадрового потенциала науки будет базироваться на систематизации и переосмыслении богатого российского и советского опыта и опыта ведущих мировых научных держав.

 

На стадии высшего специального образования повышение качества подготовки исследователей должно происходить за счет расширения числа научно-учебных лабораторий и научно-образовательных центров, специальных вузовских программ по привлечению студентов и аспирантов к практической научной и инновационной деятельности.

 

Модернизация кадровой политики российского сектора исследований и разработок включает также расширение действующих и создание новых механизмов привлечения и закрепления в науке и инновационных видах деятельности молодых специалистов, такие как планирование карьеры, введение системы индивидуальных грантов для молодых ученых, их поощрений, предоставление грантов, займов и венчурное финансирование на реализацию собственных разработок. При этом будет обеспечена поддержка создания новых лабораторий, возглавляемых молодыми учеными, получившими поддержки в ведущих лабораториях. Предполагается сохранить и расширить практику долгосрочных (от 6 месяцев до двух лет) стажировок молодых исследователей в ведущих российских и зарубежных университетах и научных центров, прежде всего за счет развития практики академического и межуниверситетского обмена. Важным элементом системы повышения качества научных кадров и освоения современных исследовательских технологий станет программа приглашения ведущих зарубежных ученых, в том числе, российского происхождения для создания в российских институтах и вузах новых актуальных направлений исследований, лабораторий и , в перспективе, новых научных школ.

 

Следует понимать, что увеличение притока талантливой молодежи в инновационную сферу и, в частности, в фундаментальную и прикладную науку не может быть реализовано только за счет прироста численности занятых в этой сфере. Процесс омоложения научных кадров будет идти параллельно с неизбежным сокращением неэффективно работающих научных работников и подразделений. С целью повышения ответственности работников за результаты работы и сокращения доли не ведущих активной научной деятельности сотрудников на первом этапе реализации Стратегии должны быть пересмотрены нормативные регламенты и практика проведения регулярных аттестаций, с привлечением внешней экспертизы, в результате чего будут расширены возможности для увольнения или перевода на другие виды деятельности научных и вспомогательных сотрудников по результатам аттестации в целях замещения рабочих мест более эффективными научными сотрудниками.

 

В последние годы предпринятые государством меры по повышению уровня оплаты труда в государственном секторе науки, в том числе в области фундаментальных исследований впервые за постсоветский период позволили сектору заметно опередить большинство других секторов экономики по уровню оплаты труда. В 2008 году среднемесячная заработная плата в сфере исследований и разработок составила 19,3 тыс. руб. или 112% от средней по всей экономике и 120% от обрабатывающей промышленности. Вместе с тем, учитывая, что основная часть российской науки сконцентрирована в столицах и крупных городах, где средняя заработная плата выше средней по стране, а также структуру персонала, в которой около половины составляют исследовательские кадры, обладающие более высокой квалификацией и образованием, такой разрыв недостаточен для повышения престижа научного труда. Достижение адекватного уровня оплаты труда в науке должно быть одновременно и фактором и результатом роста ее эффективности. В стратегии ставится задача довести средний уровень оплаты персонала в секторе исследований и разработок до 120% от средней по экономике к 2016 году и 125 к 2020 году. На первом этапе основными источниками повышения оплаты должны стать дополнительные средства от реструктуризации сети организаций и подразделений, на втором – рост негосударственного финансирования исследований и разработок. Принципиальным условием для того, чтобы рост оплаты труда способствовал эффективности является увязка заработной платы с реальными результатами, не только и не столько финансовыми, деятельности исследователя или исследовательского коллектива (подразделения). Это предполагает разработку и внедрение в практику организаций государственного сектора науки более гибких систем оплаты, учитывающих отдачу конкретного сотрудника.

 

Одновременно будут совершенствоваться процедуры проведения конкурсов на занятие должностей в научных и образовательных организациях с целью повышения их прозрачности, в том числе, за счет создания общефедерального портала имеющихся в вузах и научных институтах вакансий. При этом будет обеспечено содействие повышению качества менеджмента в научных организациях для реализации инновационных проектов и обеспечения эффективного взаимодействия с бизнесом

 

Наряду со стимулированием притока молодежи не менее важной задачей является сохранение преемственности в науке, сохранения традиций и научных школ. Для усиления позиций в науке ведущих ученых, доказавших свою способность проводить глобальные конкурентоспособные исследования, будет осуществляться через создание позиции «Федеральных научных сотрудников» / «Федеральных профессоров», в рамках которой отвечающие формальным требованиям с точки зрения международной публикационной активности (или, в случаях когда это неуместно в силу особенностей данной научной дисциплины, по результатам международной экспертной оценки) будут автоматически получать индивидуальные профессорские ставки, оплачиваемые на мировом или близком к мировому уровню, сроком на 7 лет. Данные ставки будут отрыты как для российских, так и для зарубежных исследователей, работающих на постоянной основе в российских научных или образовательных организациях. Присуждение данных ставок будет осуществляться специально созданным независимым фондом под управлением наблюдательного совета в составе ведущих российских и зарубежных ученых, финансирование ставок будет осуществляться напрямую фондом. Аналогичная система будет создана для поддержки наиболее перспективных начинающих ученых. К 2015 году будет присуждено не менее 10 000 таких ставок всех уровней.

 

Эффективность исследовательских и научно-образовательных организаций в значительной мере зависит от качества управленческих кадров и технологий менеджмента в этой сфере. На обеспечение динамичного развития науки будет направлено формирование практики ротации управленческих кадров в исследовательских и образовательных организациях, а также обеспечение своевременной подготовки нового поколения руководителей. Будет введен возрастной ценз (70 лет) на занятие руководящих постов в сфере науки и образования, включая должности президентов и вице-президентов академий, директоров институтов, ректоров государственных вузов, директоров государственных научно-исследовательских и проектных организаций, деканов, заведующих лабораториями и кафедрами в государственных вузах. При этом в целях стимулирования своевременного обновления кадров будет решен вопрос о повышении уровня пенсионного обеспечения ведущих ученых.

 

Срок пребывания одного и того же лица на каждом из этих постов будет ограничен 10 годами. Будут разработаны и введены процедуры оценки научного потенциала кандидатов на занятие руководящих постов с обязательным участием в такой оценке ведущих зарубежных ученых и с учетом показателей международной публикационной активности для тех случае, когда процедура назначения руководителя не предусматривает его избрания. Будет стимулироваться горизонтальная мобильность управленческих кадров за счет привлечение в качестве кандидатов на руководящие должности ученых, работающих других за пределами соответствующих организаций.

 

Будет реализована пилотная программа по целевому привлечению на руководящие посты в научно-исследовательских и федеральных университетах специалистов, обладающих опытом руководящей работы в ведущих зарубежных вузах и сняты законодательные ограничения на привлечение на руководящие должности ( том числе, ректоров) иностранных граждан.

 

Основным инструментом государственной политики повышения качества кадрового потенциала в секторе генерации знаний будет выступать на первом этапе реализации Стратегии Государственная федеральная целевая программа «Научные научно-педагогические кадры инновационной России», которая реализуется в настоящее время (срок завершения 2013 год). К 2014 году будет разработана и начнет действовать новая государственная программа, учитывающая опыт реализации ФЦП и включающая более широкий круг мероприятий.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.