Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Целевые индикаторы реализации поставленных задач





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Наименование индикатора

 

Средний возраст исследователей

49 (2008)

 

Доля исследователей в возрасте 30-39 лет, % от общего числа исследователей

14,2 (2008)

 

Численность персонала, занятого исследованиями и разработки, в расчете на 10000 занятых в экономике, чел.

111 (2008)

 

Эффективность государственных расходов на науку

Стабильный рост государственных вложений в поддержку научных исследований в последнее десятилетие не сопровождался адекватным увеличением результативности, что свидетельствует о необходимости совершенствования механизмов государственного финансирования, обеспечивающих рост эффективности этих вложений. На первом этапе реализации стратегии основным направлением повышения эффективности и результативности государственных расходов на фундаментальные и прикладные исследования будет дальнейшее развитие механизмов конкурсного финансирования фундаментальных и прикладных исследований, обеспечивающих формирование необходимых стимулов для повышения научного и технологического уровня проводимых работ.

 

В этих целях будет обеспечено направление всего прироста средств на финансирование фундаментальной науки на увеличение объема финансирования исследований в рамках РФФИ и РГНФ, а также программ фундаментальных исследований государственных академий наук, формируемых на конкурсной основе. Возможность получения финансирования в рамках этих программ будет открыта для всех исследователей, работающих в российских научных образовательных организациях независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности. Будет рассмотрена возможность создания дополнительных фондов по модели РФФИ и РГНФ, в том числе, ориентированных на финансирование исследований по приоритетным направлениям и тематикам.

 

Будет расширена типология предоставляемых фондами грантов, прежде всего, за счет грантов, стимулирующих координацию и сотрудничество между исследователями из различных организаций, грантов направленных, на развитие международного сотрудничества (в том числе, между исследователями стран СНГ и ближнего зарубежья), институциональных грантов на создание новых лабораторий, занимающихся исследованиями в перспективных и новых для России областях фундаментальной и прикладной науки, долгосрочных (пролонгируемых) грантов на реализацию перспективных проектов, требующих длительного горизонта планирования. При этом пролонгация не должна быть автоматической и предполагать внешнюю экспертизу промежуточных результатов исследований.

 

Увеличение объемов финансирования РФФИ и РГНФ будет сопровождаться совершенствованием условий предоставляемой поддержки по проектам, включая:

 

расширение спектра по размеру выделяемых исследователям грантов с увеличением среднего размера гранта;

 

формирование механизмов поддержки инициативных проектов междисциплинарного характера и разработки прозрачных процедур оценки таких проектов;

 

разработка и реализация мер по поощрению руководителей наиболее успешных грантов и широкому освещению результатов, полученных в ходе выполнения проектов.

 

Одновременно будут совершенствоваться процедуры отбора проектов, финансируемых в рамках РФФИ и РГНФ и в рамках программ фундаментальных научных исследований государственных академий наук, включая обязательное привлечение к оценке проектов ведущих зарубежных ученых, ориентацию при отборе проектов на показатели международной публикационной активности заявителей (за исключением программ, направленных на поддержку начинающих ученых).

 

Для повышения интеграции исследований, реализуемых исследователями различных секторов науки все программы конкурсного финансирования должны быть открыты для доступа любым квалифицированным исследователям и научным группам, независимо от места работы их членов, включая исследователей, работающих в организациях, не входящих в систему государственных академий наук; исследователей работающих в организациях всех форм собственности; и независимых исследователей. Квалификация заявителя, подтвержденная результатами прошлых проектов и публикациями международного уровня должна быть единственным критерием доступа к конкурсному финансированию фундаментальных и прикладных исследований.

 

Более высокая прозрачность процедур отбора будет достигаться за счет обязательной публикации максимально полной информации о поступающих на конкурсы заявках и ознакомления участников конкурса, по их требованию, с отзывами на их заявки, послужившими основанием для удовлетворения или неудовлетворения последних. Большая прозрачность и открытость процедур выделения средств на исследования позволит вести детальный учет расходуемых средств в различных разрезах (отраслей знаний, направлений, регионов и т.п.) и впоследствии (примерно к 2015 году) создать общенациональную открытую базу данных, аккумулирующую информацию о получении отдельно взятыми исследователями и исследовательскими группами всех видов государственного финансирования из различных источников, включая РГНФ, РФФИ, программы исследований государственных академий наук и конкурсы и тендеры, проводимые органами государственной власти всех уровней.

 

Увеличение доли конкурсного финансирования, в том числе, в виде грантов не должно привести к росту административной нагрузки на исполнителей работ. В этой связи, будут радикально сокращены объемы отчетности, предоставляемой научными группами и индивидуальными исследователями - получателями государственного финансирования. В случае грантов на фундаментальные исследования стратегическая задача - полный отказ от финансового контроля за использованием выделяемых средств и минимизацию содержательной отчетности. Основным критерием целевого использования средств станет, прежде всего, публикация результатов исследований в международнопризнанных научных журналах и/или получение патентов.

Государственные научно-технологические приоритеты

Ключевым инструментом государственной политики в сфере науки будут долгосрочные государственные научно-технические приоритеты. Система приоритетов в области науки и технологий должна базироваться на национальных приоритетах в области модернизации, определенные Президентом Российской Федерации и конкретизировать их в применении к сектору генерации знаний.

 

Основополагающим принципом при определении Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники будут максимальная прозрачность и публичность этой процедуры. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники будут формулироваться на основании результатов регулярного научного аудита российских исследовательских организаций и прогнозов развития науки и технологий в мире, в том числе, получаемых с использованием методик «Форсайт». Окончательное определение Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники будет происходить в процессе открытого обсуждения результатов научного аудита российских исследовательских организаций и прогнозов развития науки и технологий в мире с широким кругом ведущих российских и зарубежных ученых и представителей российского бизнеса. Приоритетные направление развития науки, технологий и техники будут пересматриваться каждые пять лет с учетом новых тенденций в мировых науке и технологии и результатов, достигнутых российскими исследовательскими организациями за истекший период.

 

Исходя из результатов последних проведенных в России и ведших зарубежных странах прогнозов основными тенденциями мирового технологического развития до 2020 года являются:

 

формирование всепроникающих глобальных инфокоммуникационных сетей;

 

широкое внедрение материалов со специальными свойствами, в первую очередь, композиционных;

 

начало формирования рынка нанотехнологий, переход от микроэлектроники к нано- и оптоэлектронике как новому «ядру» информационных технологий;

 

начало широкого использования биотехнологий, которые изменят не только традиционный аграрный сектор, но и станут основой развития высокотехнологичных методов профилактики заболеваний, диагностики, лечения и биоинформатики;

 

достижение технологиями альтернативной энергетики (водородная энергетика, использование энергии ветра, солнца, приливов и иных возобновляемых источников) экономически приемлемых параметров;

 

улучшение экологических параметров тепловой энергетики, в первую очередь, угольной;

 

радикальные изменения в методах и средствах природоохранной деятельности, что уменьшит техногенное воздействие на биосферу Земли.

 

Особенностью технологического развития в ближайшие 15 лет станет развитие технологий, обеспечивающих технологические прорывы или создание опережающего научно-технологического задела в целях разработки принципиально новых видов материалов, продукции, обладающих ранее не достижимыми возможностями, а также технологий, формирующихся на стыке различных предметных областей. При этом ожидается возникновение качественно новых эффектов в различных сферах применения этих технологий, включая как традиционные сферы их использования (промышленность, транспорт, связь, оборона и безопасность), так и новые – здравоохранение и образование, государственное управление, домашние хозяйства. Основными конвергентными технологиями являются:

 

нанобиотехнологии – технологии на стыке производства наноматериалов и, в дальнейшем, наноустройств и биологических объектов. В перспективе на этой базе возможно создание принципиально новых технологий в области здравоохранения (включая средства «точечной» диагностики и доставки лекарств к пораженным органам);

 

биоинформатика – создание компьютеров и сетей обработки информации на основе принципов, существующих в биологических объектах.

 

Другая ожидаемая тенденция – усиление диффузии современных высоких технологий в средне- и низкотехнологичные сектора производственной сферы. Ожидается формирование новых производственных технологий, обеспечивающих в рамках традиционных отраслей существенное изменение характера производственных процессов и свойств готовой продукции. Прежде всего, предполагается интеграция информационных и производственных технологий (развитие систем контроля качества, ориентации продукции на требования конкретного потребителя, поддержки продукции в течение жизненного цикла).

 

Данное видение в отношении перспектив и направлений технологического развития сформировано в 2008 году и предположительно сохранит свою актуальность как минимум до 2013 года. Затем оно должно быть пересмотрено.

 

В процессе разработки приоритетов следует разделять принципы их определения для фундаментальных и для прикладных исследований. Основными критериями включения направлений в перечень приоритетов фундаментальной науки выступают передовой уровень российских научных школ в мире, соответствие направлений исследований тенденциям мировой фундаментальной науки, наличие значимых научных заделов. Основную роль в обсуждении и выработки этих приоритетов должно играть само научное сообщество с привлечением представителей мировой науки. В области прикладных исследований наряду с указанными критериями является соответствие научных приоритетов целям и задачам долгосрочного социально-экономического развития страны, потребности отраслей и секторов экономики, потенциальный экономический эффект от использования результатов исследований и разработок в производстве. Выработка этих приоритетов должна проходить с активным участием, как ученых, так и представителей государства и бизнеса.

 

Распределение средств с учетом приоритетов не должно способствовать росту монополизации в области науки. Выделение средств по приоритетным направлениям будет осуществляться на конкурсной основе с доступом к конкурсам всех организаций, обладающих соответствующей компетенцией. Тенденции к монополизации исследований и доступа к государственному финансированию в рамках отдельных направлений отдельными организациями делают невозможным получение органами государственной власти объективной научной экспертизы и представляют в долгосрочной перспективе угрозу для стратегического развития и национальной безопасности Российской Федерации. В этой связи одной из целей государственной политики в области развития фундаментальной и прикладной науки будет поддержание как минимум нескольких конкурирующих между собой исследовательских организаций глобального научного уровня в рамках каждого из направлений с существенно пересекающимися тематиками исследований.

Развитие негосударственного сектора генерации знаний

В силу традиций и особенностей российской науки государство сохранит ведущую роль в формировании сети организаций сектора и финансировании исследований на всем периоде реализации Стратегии. Вместе с тем, стратегическая задача состоит в постепенном переломе тенденций в развитии и финансировании исследований и разработок, постепенном увеличении как числа негосударственных организаций, так и доли финансирования исследований, поступающих из негосударственных источников, прежде всего, из средств предпринимательского сектора.

 

Необходимость увеличения доли негосударственных источников финансирования исследований и разработок диктуется не только и не столько задачами экономии бюджетных средств, но, в большей степени, необходимостью более сильной и гибкой ориентации развития науки, в первую очередь, прикладной на нужды экономического развития. Рост доли негосударственного сектора в сфере науки будет происходить за счет темпов роста этого сегмента опережающих рост государственного финансирования. Целевым показателем стратегии является повышение доли негосударственного сектора к 2020 году до уровня среднего для стран ОЭСР.

 

Решение этой задачи предполагает использование различных рычагов и инструментов, имеющихся у государства. Прежде всего, в целях расширения негосударственного сектора генерации знаний и стимулирование опережающего роста финансирования фундаментальных и прикладных исследований из негосударственных источников будет обеспечено законодательное закрепление права доступа научных и образовательных организаций всех видов собственности, обладающих необходимой квалификацией, ко всем видам государственного финансирования фундаментальных и прикладных исследований, осуществляемого на конкурсных условиях. При этом одновременно будет обеспеченно последовательное увеличение доли конкурсного финансирования исследований в общем объеме бюджетных средств, выделяемых на поддержку науки.

 

Другими важнейшими направлениями поддержки должны стать следующие.

 

Во-первых, использование роли основного акционера в крупнейших государственных компаниях и компаниях с доминированием государства для увеличения в среднесрочной перспективе объемов затрат на финансирование НИОКР до уровня, характерного для компаний соответствующих секторов экономики и масштабов деятельности в странах ОЭСР и БРИК; в том числе, стимулирование развтия внутрикорпоративной науки и научно-исследовательских организаций в рамках крупнейших компаний.

 

Во-вторых, расширение масштабов софинансирования прикладных НИОКР, осуществляемых предприятиями через предоставление субсидий, в том числе в рамках федеральных целевых программ, программ Российского фонда технологического развития и Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере, программ поддержки малого и среднего предпринимательства, а также реализация программы софинансирования расходов предприятий на проведение прикладных исследований, головными исполнителями по которым являются высшие учебные заведения.

 

В-третьих, обеспечение доступа заинтересованных предприятий и организаций к использованию инфраструктуры центров трансфера технологий, центров коллективного пользования научным и экспериментальным оборудованием, а также использования ими оборудования иных государственных научных и образовательных организаций на коммерческой основе.

 

Для формирования негосударственного сегмента исследовательских организаций предполагается изменение законодательства с целью стимулирования частных пожертвований для формированию целевого капитала научных и образовательных организаций, в том числе за счет через введение льгот по налогу на прибыль организаций в отношении доходов, направляемых на формирование и пополнение целевого капитала.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.