Основными элементами системы стратегического управления являются:
1 – анализ внешней среды организации;
2 – внутренняя диагностика (оценка сильных и слабых сторон) организации;
3 – определение миссии и целей («дерева целей») организации;
4 – разработка, оценка и выбор альтернативных стратегий по конкретным подсистемам организации;
5 – разработка и развернутое определение корпоративной стратегии как программы конкретных действий;
6 – реализация стратегии;
7 – оценка результатов и обратная связь.
Этапы развития стратегического управления.
Выделяют 4 этапа в развитии корпоративного планирования:
1. Начало 20 в до 2-й мир. войны. Бюджетирование.Управление фирмой как научное направление в экономике сформировалось в начале 20 века ( школа научного менеджмента – Тейлор; административная школа управления – Файоль). Они выделяли планирование как основную функцию управления. Оно носило форму бюджетирования. Бюджеты составлялись как по отдельным структурным единицам корпораций ( заводы и т.д). , так и по каждой крупной производственно- хоз-й функции ( НИОКР, маркетинг, производство и т.д.). В нем учитывались доходы и расходы от предпринимательской деятельности.
2. В 50-е.г. на Западе развивается система долгосрочного планирования, в основном она соответствовала приростному типу организационного развития компании. Долгосрочное планирование применялось в крупных и средних компаниях. Основным методом долгосрочного планирования являлась экстраполяция ключевых тенденций и фактов, определявших специфику развития организации в прошлом, с некоторой их коррекцией для будущего.
3. Развитием долгосрочного планирования в США и Западной Европе в начале 60х годов стала система стратегического планирования. Главное отличие стратегического планирования от всех других видов планирования – это его принципиальная направленность не внутрь организации, а на внешнюю среду. В арсенал новых методов, используемых стратегическим планированием, входят: модели инвестиционных портфелей компаний, разработка ситуационных планов развития, использование систем экспертных оценок, применение различных аналитических матриц для исследования альтернатив возможного стратегического развития и т.д. Основной недостаток стратегического планирования заключался в том, что будущее по-прежнему переносятся параметры и тенденции, уже заданные прошлым периодом ( «идти в будущее от прошлого»)
4.К началу 70-х гг. на Западе происходит переход от стратегического планирования к стратегическому менеджменту. Среди факторов, определивших переход, выделяют: качественное изменение конкурентной среды; новое понимание стратегии, представленное в трудах А.Чандлера, Г.Саймона, И.Ансоффа, Г.Минцберга и др.; новые методы решения стратегических проблем развития организаций, которые стали предлагать и осуществлять в бизнес практике McKinsey, BCG, и другие консалтинговые фирмы. В 1973 г. Высшая школа управления при Университете Вандербилта (г. Нэшвилл ,США) провела первую международную конференцию по стратегическому менеджменту, где публично И.Ансофф изложил концепцию стратегического менеджмента. В 1979 году вышла знаменитая книга И.Ансоффа «СУ», где большое внимание уделяется не только разработке, но и реализации стратегии. СМ в отличии от стратегического планирования включает реализацию, оценку и контроль.
В Отечественной практике в 90-е годы наблюдается активное распространение методов и технологий стратегического управления.