Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Виды договоров при оказании туристических услуг




Договорные отношения в туризме регулируются нормами международного и национального частного права. Такие отношения на международном уровне регулируются следующими основными документами: Международной конвенцией по контракту на путешествие (1970 г.), Положением по туристским контрактам и обменам, принятым на Венской встрече государств - участников СБСЕ (1992 г.), Соглашением по унификации основных правил международных воздушных перевозок (1929 г.), Женевской конвенцией по международной автомобильной перевозке пассажиров и багажа, Кодексом отношений между гостиницами и турагентствами, Афинской конвенцией о перевозке морем пассажиров и их багажа, Международными гостиничными правилами, Директивой Совета Европы в области организации туристской деятельности и др., а на национальном - Гражданским кодексом РФ, законами и подзаконными актами.

Многообразие видов договоров в туризме можно разделить на три большие группы в соответствии с субъектами туристских отношений, а именно на договоры между:

 

  • туристскими организациями и непосредственно производителями туристских услуг, работ, товаров;
  • самими туристскими организациями;
  • туристскими организациями и туристами - потребителями туристских услуг14.


1. Отношения между туроператорами и поставщиками услуг строятся на основании договоров о сотрудничестве в области туризма. Существо отношений между туроператором и производителями услуг состоит не в том, что туроператор приобретает право на услуги, а в том, что он заключает договор о предоставлении соответствующих услуг третьему лицу - туристу. Стороны такого договора устанавливают, что должник (принимающая сторона) обязан произвести исполнение не кредитору (направляющей стороне), а указанному или не указанному в договоре третьему лицу (туристу), имеющему право требовать исполнения обязательств. Документом, подтверждающим это право, является туристская путевка.

Вид договора, заключаемого с партнерами, зависит от характера обязанностей, возлагаемых на последних. Виды договоров (контрактов) туроператоров с третьими лицами - поставщиками услуг, из которых формируется туристский продукт, определяются законодательством страны-отправителя и тех стран, резидентами которых являются поставщики туруслуг.

Поскольку в международном туризме туроператоры и поставщики туруслуг находятся в разных государствах, возникает вопрос о применимом праве при регулировании возникающих между ними отношений, другими словами, затрагивается сфера международного частного права. Анализ литературы в области туризма показывает, что данной проблематике не уделялось должного внимания. Вместе с тем появление части третьей Гражданского кодекса РФ и разд. 4 "Международное частное право" породило определенное правовое поле для дискуссий и обсуждений. Так, в соответствии со ст. 1210 ГК РФ стороны договора могут при его заключении выбрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этому договору. Пункт 3 данной статьи гласит, что выбор сторонами подлежащего применению права, сделанный после заключения договора, имеет обратную силу и считается действительным, без ущерба прав третьих лиц, с момента заключения договора. Но, как было отмечено, в сфере туристского обслуживания услуги оказываются не непосредственно заказчику услуг, а третьему лицу - туристу. Получается, что туроператор и поставщик услуг могут изменить условия договора в части применимого права без участия главного субъекта и непосредственного потребителя этих услуг, что представляется явным нарушением прав туриста. Таким образом, п. 3 ст. 1210 ГК РФ нарушает права и законные интересы потребителя туристских услуг.

Договоры между туроператорами и поставщиками услуг, в свою очередь, тоже можно разделить на несколько групп в зависимости от вида услуг, оказываемых поставщиком. Так, в туризме общепринято выделять услуги по организации: проживания туристов, международных перевозок, питания туристов, оздоровительных, спортивных, познавательных, экскурсионных мероприятий, дополнительные туристские услуги.

Контракты с собственниками гостиниц обеспечивают туроператору права на предоставление услуг по проживанию. В международной практике известны и имеют широкое применение документы, регулирующие взаимоотношения гостиничных предприятий и турагентов и туроператоров. Один из них - Гостиничная конвенция 1970 г., разработанная под эгидой Международной гостиничной ассоциации и Всемирной федерации ассоциаций туристских агентств. В 1979 г. в Гостиничную конвенцию был внесен ряд поправок, и она получила название Международной гостиничной конвенции, а с 1993 г. стала называться Кодексом отношений между гостиницами и турагентствами и использоваться при заключении гостиничных контрактов.

Отношения между туристским бизнесом и гостиничными предприятиями регулируются Международными гостиничными правилами, одобренными в 1981 г. Советом Международной гостиничной ассоциации, и Межрегиональной гармонизацией критериев гостиничной классификации на основе классификационных стандартов, одобренной региональными комиссиями ЮНВТО в 1989 г.

Международные взаимоотношения по организации перевозок занимают отдельное место в системе международного частного права. Особую роль они играют и в международном туризме, поскольку перемещение туристов - определяющий признак туризма. Международные перевозки в зависимости от вида транспорта делятся на воздушные, железнодорожные, водные, автотранспортные.

Автотранспортные перевозки туристов регулируются Европейским соглашением о нерегулярных международных перевозках пассажиров автобусами, принятым в Дублине 26 мая 1982 г. Правила авиаперевозок регулируются воздушными кодексами отдельных стран, а также международными соглашениями, одним из которых является Варшавская конвенция "Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок" 1929 г. В 1980 г. на конференции по пересмотру Бернских конвенций было принято новое Соглашение о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ). Пассажирские перевозки морем стали предметом ряда международных соглашений, одно из которых - Афинская конвенция о перевозках морем пассажиров и их багажа от 13 декабря 1974 г. СССР присоединилась к ней в 1983 г.

Договоры с перевозчиками, страховыми компаниями, турагентами и туроператорами принимающих стран обычно представляют собой агентские соглашения.

Общая черта подобных правоотношений - приобретение туроператором неимущественных прав на предоставление поставщиками соответствующих услуг, возникновение у поставщиков определенных обязательств перед туроператором по виду услуг, их объему, качеству и времени предоставления.

2. Следующая группа договорных отношений возникает между туроператорами и турагентами. В международной практике предусмотрено несколько типов договоров, на основании которых могут регулироваться отношения между туроператором и турагентом:

 

  • договор коммерческой концессии;
  • договор коммерческого представительства;
  • агентский договор;
  • договор возмездного оказания туристских услуг;
  • договор купли-продажи туристского продукта;
  • смешанный договор.


Выбор типа договора зависит прежде всего от избранной учетной политики туристского предприятия и деловой практики.

3. Обязательственные правоотношения между фирмой и туристом возникают на основе договора как юридического факта, направленного на установление гражданских прав и обязанностей сторон. И здесь возникает основной вопрос, какой вид договора заключить. При определении вида договора существенным условием становится правильное понимание его предмета. Практика законодательного регулирования взаимоотношений субъектов туристского рынка на мировом уровне весьма разнообразна. Рассмотрим разные подходы к сущности предмета договора между туристской фирмой и туристом.

Закон Республики Беларусь о туризме, например, устанавливает, что предметом договора является туристский продукт, определяемый в нем как комплекс услуг, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, предоставляемых в период его туристского путешествия и в связи с ним. Но реализуются туристу эти услуги по договору купли-продажи, а не по договору оказания услуг15.

Предметом договора оказания туристских услуг по законодательству Украины является комплекс туристских услуг (туристский продукт), т.е. услуги субъектов туристской деятельности по размещению, питанию, транспортному, информационно-рекламному обслуживанию, а также услуги учреждений культуры, спорта, быта, развлечений, направленные на удовлетворение потребностей туристов (ст. 1 Закона "О туризме").

Предметом договора на туристское обслуживание по гражданскому уложению в ФРГ является оказание организатором путешествий туристу всей совокупности услуг по их организации. В соответствии с Законом ФРГ "О защите прав потребителей туристских услуг" (Закон "О контрактах") сторона - организатор поездки обязана предоставить участнику поездки комплекс услуг. Участник поездки обязан заплатить стороне - организатору поездки оговоренную цену.

В Великобритании, где основным источником гражданского права является судебная практика, в законодательном порядке закреплен договор купли-продажи. Одновременно действует в полном объеме Закон "О продаже товаров" 1893 г., также используемый во взаимоотношениях между организаторами туристских путешествий и потребителями туристских услуг. Под продажей понимается соглашение, по которому право собственности на приобретенный тур от организатора путешествия к потребителю туристских услуг переходит позже, в момент начала обслуживания, а оплата туристского путешествия - сразу же, непосредственно в момент совершения сделки по купле-продаже16.

По австрийскому праву (распоряжение федерального министра по экономическим делам в редакции 1994 г. "О порядке осуществления предпринимательской деятельности бюро путешествий") предметом договора, заключаемого организатором путешествия и туристом, является оказание услуг, связанных с комплексным путешествием или отдельными туристскими услугами.

Таким образом, в международной практике под предметом договора между турфирмой и туристом понимается либо продажа тура как комплекса услуг, и тогда данные взаимоотношения регулируются договором купли-продажи, либо оказание туристских услуг, и тогда имеет место договор возмездного оказания услуг.

Парадоксальная ситуация сложилась несколько лет назад в российском законодательстве. В силу традиционной для России несогласованности и противоречия нормативных правовых актов договор между туристом и турфирмой по гражданскому законодательству определялся как договор возмездного оказания туристских услуг, а по Закону о туризме (в ред. 1996 г.) - как договор купли-продажи тура. Ввиду явного противоречия Закона Гражданскому кодексу РФ сейчас принята более завуалированная формулировка - вместо договора купли-продажи договор реализации туристского продукта.

Статья 128 ГК РФ рассматривает услуги как один из объектов гражданских прав, а ст. 779, посвященная договору возмездного оказания услуг, определяет, что по этому договору исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или деятельность), заказчик же обязуется оплатить эти услуги. Далее в этой статье говорится, что правила гл. 39 ГК РФ "применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристскому обслуживанию и иных...".

Казалось бы, имеется прямое указание о виде договора по туристскому обслуживанию. Это должен быть договор возмездного оказания услуг, который может иметь формы договоров комиссии или поручения или содержать элементы нескольких типов договоров (смешанные договоры).

Договор комиссии - договор, согласно которому одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (ст. 990 ГК РФ).

Договор поручения - договор, согласно которому одна сторона (поверенный) за вознаграждение обязуется от имени и за счет другой стороны (доверителя) совершить определенные действия (ст. 971 ГК РФ).

Однако в Законе о туризме ввиду неоднозначности предмета договора делается ссылка просто на договор, который должен заключаться в соответствии с законодательством РФ, в том числе о защите прав потребителей. Таким образом, законодатель дает право выбора вида договора на усмотрение сторон - это может быть договор как возмездного оказания услуг, так и купли-продажи.

По договору купли-продажи, указывается в ст. 454 ГК РФ, одна сторона (продавец) обязана передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Для договора купли-продажи наименование и количество реализуемых товаров являются предметом договора, т.е. его существенным условием (ст. 432 ГК РФ), обеспечивающим действительность договора. Поэтому туристская услуга вряд ли может быть равнозначной законодательному термину "вещь (товар)" и признана как предмет рассматриваемого вида договора. Для "вхождения" туристской услуги в отношения купли-продажи Законом о туризме было введено понятие "туристский продукт".

В теоретических трудах юристов также существуют совершенно противоположные взгляды на правовую природу договора, заключаемого между туристом и туристской фирмой. Мнения части теоретиков и практиков сводятся к тому, что такой договор является договором об оказании услуг и отношения, вытекающие из него, регулируются нормами гл. 39 ГК РФ. Такой точки зрения придерживаются, например, М.И. Брагинский и Я.Е. Парций, который следующим образом обращает внимание на противоречие Закона о туризме нормам ГК РФ: "Со вступлением в силу части второй ГК РФ (1 марта 1996 г.) все дискуссии о виде договора между туристом и турфирмой должны быть прекращены: это договор возмездного оказания услуг. Об этом прямо сказано в ст. 779 ГК.

Разрыв во времени между заключением договора и началом его исполнения характерен для многих видов договоров. По своей сущности турпродукт означает лишь комплекс соответствующих услуг".

Некоторые авторы, в частности М.Б. Биржаков, предлагают выделять две сущности туристского продукта: юридическую и экономическую. В экономическом смысле под турпродуктом понимается упорядоченный и взаимоувязанный комплекс туристских услуг, а в юридическом смысле - право туриста или иного потребителя на получение в будущем отдельных или комплексных туристских услуг17. С одной стороны, такой подход позволяет внести ясность в сложную природу и сущность понятия "туристский продукт", связанную с тем, что туристские услуги оказываются не непосредственно туристской фирмой, а представителями туриндустрии на территории другого государства. Но, с другой стороны, данный подход не позволяет решить главную проблему предмета договора между туристом и турфирмой.

Существует мнение, что отношения между туристской организацией и туристом не являются ни договором возмездного оказания услуг, ни договором купли-продажи, а относятся к договорам, не предусмотренным законом или иными правовыми актами, возможность заключения которых установлена в ст. 422 ГК РФ. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре.

Однако целью договоров об оказании туристских услуг является удовлетворение потребностей граждан в организации их отдыха. Поэтому, несмотря на разнообразие квалификаций этих договоров, их сущность выражается в предоставлении комплекса туристских услуг - путешествия (отдыха), включающего элементы перевозки, размещения и других услуг.

Следующая проблема, связанная с регулированием отношений между турфирмой и туристом, относится непосредственно к сфере международного частного права, а именно каким правом будут руководствоваться стороны договора в случае возникновения спора. Данная проблема касается только международного туризма, в силу которого турист заключает договор на территории одного государства, а получает заказанные услуги на территории другого государства. В соответствии со ст. 1212 ГК РФ при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору с участием потребителя применяется право страны места жительства потребителя. Таким образом, турист как потребитель туристских услуг, заключивший договор на туристское обслуживание на территории России, имеет право в случае возникновения споров или разногласий ссылаться на российское законодательство. Но здесь стоит обратить внимание на п. 3 ст. 1212 ГК РФ, который предусматривает договоры-исключения из общего правила, а именно договор перевозки и договор о выполнении работ или оказании услуг, если работа должна быть выполнена и услуги должны быть оказаны исключительно в иной стране, чем страна места жительства потребителя. Данное исключение не распространяется на договоры об оказании за общую цену услуг по перевозке и размещению (независимо от включения в общую цену стоимости других услуг), в частности на договоры в сфере туристского обслуживания (здесь опять законодатель сталкивается с проблемой единой терминологии "туристский" и "туристический"). Данное замечание законодателя вполне согласуется с Директивой ЕС 1990 г. N 90/314/ЕЕС. Но в специальном законе данная формулировка не закреплена, что лишний раз подчеркивает необходимость приведения всех национальных нормативных актов в соответствие с международными стандартами и нормами.

Вопрос содержания договора между туристом и турфирмой, как правило, не вызывает сомнений. Детальное перечисление существенных условий договора позволяет предохранить туриста от неправомерных действий туристских организаций.

В статье также предусмотрен порядок изменения и расторжения договора, в том числе и при существенном изменении обстоятельств.

Понятие существенного изменения обстоятельств регулируется ст. 451 ГК РФ. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. В туризме к таким обстоятельствам относятся: ухудшение условий путешествия, указанных в договоре и туристской путевке; изменение сроков совершения путешествия; непредвиденный рост транспортных тарифов; невозможность совершения туристом поездки по не зависящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и др.). При наступлении перечисленных обстоятельств стороны могут либо расторгнуть договор, либо достичь соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами.

В случае нарушения условий договора о реализации туристского продукта законодательством РФ предусмотрен претензионный порядок рассмотрения споров между сторонами. Это означает, что перед непосредственным обращением в суд турист, чье право было нарушено, должен соблюсти претензионный порядок и письменно обратиться к туроператору с претензией в течение 20 дней со дня окончания действия договора. Туроператор должен ответить на полученную претензию в течение 10 дней. Если турист не согласен с объяснениями туроператора, изложенными в ответе на претензию, он может обратиться в суд.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.