Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Правовые основы деятельности прокуратуры РФ 5 страница





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Деятельность органов контроля анализируется в первую очередь: по числу соответствующих жалоб, заявлений и иных обращений, содержащих информацию о совершаемых нарушениях закона, поступающих в органы прокуратуры; по результатам предыдущих прокурорских проверок органов контроля, а также практике согласования проведения внеплановых выездных проверок. Предметом анализа является информация о нарушениях закона, допускаемых органами контроля, накапливаемая в правоохранительных органах (жалобы, рапорты, материалы проверок, уголовные дела). К примеру, из материалов уголовных дел о хищениях у предпринимателей можно выявить факты нарушения трудового, налогового законодательства, причем часто это свидетельствует о бездействии органов федеральной службы по труду и занятости, налоговых органов.

К источникам информации также относится переписка, жалобы, первичные материалы проверок, ревизий, организационно-распорядительные документы органов контроля. Особое внимание необходимо уделять анализу административной практики органов контроля, которая отражается в статистической отчетности и иных документах. Помимо тех данных, которые органы контроля представляют по запросам прокуратуры, следует изучать статистическую информацию и сопровождающие ее пояснительные записки, которые эти органы представляют в вышестоящие органы. При анализе деятельности контролирующих органов следует критически рассматривать представляемую ими статистическую и аналитическую информацию. Определенную помощь оказывает сопоставление данных уголовного учета и статистики гражданско-правовых, административных и дисциплинарных правонарушений. Между разными видами противоправного поведения существуют определенные статистические связи, аналогично тем, которые существуют между преступлениями различной тяжести. К примеру, уменьшение числа административных правонарушений - это один из признаков, свидетельствующий о возможном росте латентных преступлений.

Анализ деятельности правоохранительных органов, на которых распространяется компетенция прокуратуры районного звена, тесно связан с анализом причин, влияющих на уровень и динамику преступности. Изменения в динамике, уровне и структуре показателей преступности могут зависеть от:

а) состояния оперативно-розыскной работы;

б) исполнения законодательства о регистрации сообщений о преступлениях в правоохранительных органах;

в) проведения специальных мероприятий по борьбе с преступностью;

г) внесения изменений в законодательство.

Такой анализ осуществляется не только прокуратурой, но и вышестоящими правоохранительными органами. Это дает возможность использовать сведения, имеющиеся в этих органах, в частности аналитические материалы о состоянии правопорядка, об основных результатах деятельности подчиненных органов, в которых дается характеристика криминальной обстановки в городе (районе, на объектах) и отражается динамика, структура и уровень преступности, результаты деятельности правоохранительных органов.

Для достижения всесторонности и глубины изучения вопроса в ряде случаев целесообразно дополнить данные статистики информацией из других источников, содержащих сведения о деятельности правоохранительных органов (изучение материалов проверок, обобщений, документов первичного учета). Традиционно анализ деятельности правоохранительных органов осуществляется по следующим направлениям: а) регистрация и разрешение сообщений о совершенных преступлениях; б) состояние законности в ОРД по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению виновных в их совершении и розыску лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда либо уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыску без вести пропавших граждан; в) законность и обоснованность применения к подозреваемым и обвиняемым мер процессуального принуждения; г) качество следствия и дознания, в том числе при расследовании дел о тяжких, особо тяжких преступлениях; д) состояние законности в сфере противодействия преступным проявлениям в экономике, организованной преступности, коррупции, терроризму и экстремизму, незаконному обороту оружия, наркотиков и психотропных средств, преступности несовершеннолетних и т.д.; е) состояние профилактики преступлений; ж) законность принятых решений по сообщениям о нарушениях закона, допущенных работниками правоохранительных органов; з) иные вопросы с учетом местных особенностей.

К примеру, учитывая, что качество расследования входит в число основных критериев, на которых основывается анализ деятельности правоохранительных органов, прокурорами оценивается число внесенных требований об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия, их эффективность, причины возвращения уголовных дел для производства дополнительного расследования в порядке ст. 221 УПК, а также судами в порядке ст. 237 УПК, и сравниваются показатели за разные периоды.

Помимо информации о нарушениях в деятельности правоохранительных органов, накапливаемой в прокуратуре, следует использовать также информацию, имеющуюся в этих органах. Необходимо учитывать структуру и численный состав правоохранительных органов, их материально-техническую базу, экспертные возможности, нагрузку, профессионализм и другие характеризующие данные. Анализируется также деятельность по рассмотрению обращений граждан (как по статистическим данным, так и непосредственно по материалам проверок, обобщений), аналитические материалы о состоянии правопорядка, об основных результатах деятельности, в которых дается характеристика криминальной обстановки, отражается динамика, структура и уровень преступности.

Оценка состояния законности должна опираться на статистическую информацию правоохранительных органов города, района за несколько отчетных периодов. Это позволяет не только установить динамику изменений, но и прогнозировать их тенденции в будущем. Вместе с тем не о всех преступлениях информация попадает в статистические отчеты. Существует и латентная преступность. Именно поэтому в соответствии с приказами Генпрокурора РФ от 06.09.2007 N 137 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания" и от 02.06.2011 N 162 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия" прокуроры обязаны проводить не реже одного раза в месяц проверки исполнения требований федерального законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

Основным способом проверки достоверности статистических данных является сверка. При проведении сверок в прокуратуре районного звена следует использовать документы учета, предусмотренные приказами Генпрокурора РФ, совместными приказами и распоряжениями руководителей правоохранительных органов. К ним относятся: книга учета следственных дел, предусмотренная Инструкцией по делопроизводству, как средство контроля за количеством уголовных дел, реально направленных в суд; журнал передачи документов первичного учета; Единая книга учета уголовных дел, преступлений и лиц, их совершивших, как источник информации о полноте и своевременности оформления документов первичного учета. В ходе проведения сверок в целях достижения полноты и достоверности получаемой информации возможно использование и других предусмотренных форм и видов учета.

Существует ряд опробованных аналитических методов, применение которых позволяет выявить отклонения от требований закона, в частности, при регистрации и учете сообщений о преступлениях. Обычно сопоставляются число заявлений об утерянных паспортах и число зарегистрированных краж, число судебно-медицинских исследований половых состояний и число уголовных дел об изнасилованиях и т.п. Анализ завершается оценкой состояния правоохранительной деятельности, выводами относительно недостатков в работе, мерах по их устранению, констатацией положительного опыта, предложениями о необходимых мерах реагирования и организационных мероприятиях по приоритетным направлениям.

В процессе осуществления информационно-аналитической работы в прокуратуре районного звена непосредственно на прокуроре лежит обязанность по подготовке докладов, докладных записок по итогам работы прокуратуры за полугодие, год, представляемых в вышестоящую прокуратуру, а также подготовка информации, информационных записок о состоянии и мерах по укреплению законности и правопорядка, которые направляются в органы местного самоуправления. Основными требованиями, предъявляемыми к содержанию этих документов, является недопустимость их чрезмерной краткости или перегруженности цифрами, излишними подробностями, а также обязательность наличия выводов и предложений по повышению эффективности деятельности прокуратуры или соответствующего органа, должностных лиц.

Прогнозирование и планирование деятельности в прокуратуре районного звена осуществляется с соблюдением общих рекомендаций по ведению данной работы. Наряду с планом работы прокуратуры (см. приложение 2 к настоящему пособию), планом основных мероприятий по координации деятельности по борьбе с преступностью, планом работы постоянно действующего семинара по повышению профессиональной подготовки работников и другими в прокуратуре в обязательном порядке должен быть утвержденный прокурором план предаттестационной подготовки молодого специалиста, а также при необходимости составляться план по устранению нарушений и недостатков, выявленных проверкой вышестоящей прокуратуры.

Кроме того, прокурорские работники должны иметь личные, индивидуальные планы работы. Наличие таких планов является обязательным для работников, состоящих в резерве кадров для выдвижения на вышестоящие должности.

При распределении обязанностей между прокурорскими работниками в прокуратуре районного звена так же, как и в других звеньях системы прокуратуры, используется предметно-зональный принцип распределения обязанностей, однако организационно-распорядительный документ должен издаваться прокурором в форме распоряжения (см. приложение 2 к настоящему пособию), как это и предусмотрено Инструкцией по делопроизводству. На практике, исходя из рекомендаций вышестоящих прокуратур, при распределении обязанностей применяются различные подходы к регламентации служебных обязанностей. В одних случаях конкретным работникам в распоряжении о распределении обязанностей определяется только перечень основных функций (обязанностей) - предметов деятельности и органов, учреждений, юридических лиц в качестве объектов их прокурорской деятельности. В других - каждая осуществляемая функция детально регламентируется и дополняется ссылкой на необходимость исполнения конкретного закона и (или) приказа Генпрокурора РФ, определяющего порядок реализации соответствующей функции или направления деятельности прокуратуры. При этом важно, как указывалось ранее, обеспечить полный учет объема работы прокуратуры, рациональное соотношение прав, обязанностей, ответственности, согласованность и целенаправленность в работе.

Традиционно на прокурора города, района возлагаются не только организация, но и непосредственное осуществление одного-двух внешнефункциональных видов деятельности. К их числу, кроме координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, относятся организация и осуществление надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции, за исполнением законов в ОРД и др. Главное в таком распределении, с одной стороны, не допускать чрезмерной загруженности прокурора, а с другой - не перекладывать основной объем организации работы на заместителей и других подчиненных работников. Что касается определения круга обязанностей помощников прокурора, то кроме конкретного предмета и зоны (объекта) обслуживания необходимо также проводить разграничение объема работы старших помощников и помощников прокурора, возлагая на первых дополнительные обязанности по проведению обобщений, составлению аналитических и информационных записок, ведению отчетности.

Какой-либо специальной периодичности обновления подобных распоряжений (к примеру, ежегодно) не установлено. Необходимость изменения распоряжения зависит от конкретной ситуации и может быть обусловлена причинами изменения штатной численности, законодательства, перечня объектов, на которые распространяется компетенция прокуратуры и иными обстоятельствами.

В распоряжении о распределении обязанностей в обязательном порядке следует указывать взаимозаменяемость работников на период длительного отсутствия в связи с болезнью, нахождением в отпуске и другим причинам.

Как правило, круг должностных обязанностей специалистов (государственных гражданских служащих) определяется отдельно служебными регламентами и не требует дополнительной регламентации. В ряде прокуратур районного звена практикуется наряду с распоряжением о распределении обязанностей составление регламента прокуратуры (порядка, процедуры деятельности). В этом документе отражаются основные виды работы, которую необходимо выполнять ежедневно, еженедельно, ежемесячно, каждый квартал, полугодие, год. При этом определяются работники, ответственные за выполнение тех или иных действий, мероприятий, а также указываются основания необходимости осуществления конкретных действий, их существо со ссылкой на нормативный правовой акт, организационно-распорядительный документ, предусматривающий обязательность проведения проверок, анализа, обобщения и других действий по его выполнению.

Важным и значимым элементом в организационном обеспечении деятельности прокуратуры районного звена имеет организация работы по отбору, расстановке и воспитанию кадров. Прокуроры-руководители в пределах компетенции осуществляют работу с кадрами не только основного персонала, но и вспомогательного. При этом прокурор районного звена проводит значительный объем работы по подбору кандидатов для обучения в вузах в порядке целевой подготовки кадров для органов прокуратуры, по изучению их морально-волевых качеств, успеваемости, наклонностей, круга общения. После поступления на учебу студент, как правило, продолжает поддерживать связь с прокуратурой, проходит ознакомительную и производственную практику, приобретает необходимые практические навыки и получает четкое представление о деятельности прокуратуры. Кроме того, прокурор ведет учет лиц, желающих поступить на службу в органы прокуратуры на вакантные должности помощников прокуроров и государственных гражданских служащих и отвечающих установленным требованиям, привлекает их к работе в качестве общественных помощников прокурора.

Также много внимания уделяется прокурором районного звена организации работы по предаттестационной подготовке молодых специалистов, повышению квалификации и профессиональной переподготовки прокурорских работников и государственных гражданских служащих. Это выражается зачастую в закреплении за молодым специалистом наставника, оказании помощи в поэтапном ознакомлении этого работника со всеми видами прокурорской деятельности, в прохождении им стажировки в вышестоящей прокуратуре, в обеспечении участия в надзорных проверках, проводимых наставником, заслушивании отчетов его и наставника о ходе выполнения плана предаттестационной подготовки, в оценке профессиональных и моральных качеств работника при подготовке аттестации.

К числу обязанностей прокурора районного звена в сфере кадрового обеспечения относится подготовка и подписание аттестаций на своих заместителей, помощников и специалистов, а также внесение предложений вышестоящему прокурору о назначении, перемещении и освобождении прокурорских работников и государственных гражданских служащих, их поощрении и дисциплинарной ответственности, присвоении им классных чинов.

Что касается организации работы в прокуратуре города, района по ведению делопроизводства, учета и отчетности, систематизации законодательства и других видов деятельности, носящих вспомогательный характер, то она осуществляется по установленным для прокуратур всех уровней правилам с учетом особенностей, предусмотренных Законом о прокуратуре, приказами, указаниями и другими организационно-распорядительными документами Генпрокурора РФ и прокуроров регионального уровня.

 

2.4. Информатизация органов прокуратуры Российской Федерации*(6)

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.