Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Информационные системы функционального назначения





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Автоматизированная информационная система (АИС) "Досудебное производство 2010/3". АИС "Досудебное производство 2010/3" является информационно-справочным программным комплексом, состоящим из автоматизированных систем информационного обеспечения участия прокурора на стадиях досудебного производства. В дополнение был подготовлен вариант АИС "Досудебное производство 2010/3" и "Дежурный следователь 2010/01", разработанный НИИ Академии Генпрокуратуры РФ совместно с Военно-следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре РФ и рекомендованный для использования следователями, руководителями следственных органов, дознавателями и начальниками подразделений (органов) дознания, а также следователями ФСБ и МВД России в процессе расследования уголовных дел.

Цель создания программного комплекса АИС "Досудебное производство 2010/3" состоит во внедрении информационных технологий, максимально отражающих специфику практической правоохранительной деятельности на конкретном рабочем месте. Он обеспечивает: а) повышение эффективности труда прокуроров за счет сокращения времени на подготовку документов в процессе досудебного производства; б) исключение (минимизацию) возможных ошибок при подготовке процессуальных документов за счет использования имеющихся в базе данных АИС шаблонов; в) оперативное предоставление пользователям справочных и методических материалов по раскрытию и расследованию преступлений. Основу АИС "Досудебное производство 2010/3" составляет база электронных документов, содержащая несколько сотен бланков процессуальных документов. Все шаблоны документов разработаны в соответствии с действующим УПК.

Базы данных программного комплекса содержат материалы правовой и методической поддержки, которые могут быть полезны прокурору на стадиях досудебного производства. Правовая и методическая информация представлена как контекстно-ориентированными выдержками, предоставляемыми пользователю в ходе подготовки процессуальных документов, так и целыми подсистемами АИС "Досудебное производство 2010/3". Все документы представлены в удобной форме: тексты выполнены с помощью редактора Word и могут при необходимости корректироваться и дополняться пользователем. Основная задача, которую решали разработчики АИС "Досудебное производство 2010/3", - это структурирование большого объема документов, организация удобного доступа к информации в базах данных. Подход реализован в системе иерархических меню, которые позволяет найти и использовать нужный в данный момент процессуальный документ или правовой материал.

Система поиска информации отличается простотой и логикой, управление АИС "Досудебное производство 2010/3" рассчитано на обычного пользователя. Эти качества в сочетании с мощной базой электронных документов делают АИС "Досудебное производство 2010/3" удобным и полезным рабочим инструментом, экономящим силы и время, перекладывающим ряд рутинных операций на компьютер, что и составляет содержание современных информационных технологий. Работа данного программного комплекса осуществляется под управлением Internet Explorer, входящего в состав операционной системы Windows. После запуска АИС автоматически открывается стандартное окно Internet Explorer, в котором находится Главное меню программного комплекса АИС "Досудебное производство 2010/3", которое дает исчерпывающее представление о функциях системы.

Стандартная версия АИС "Досудебное производство 2010/3" содержит все перечисленные выше автоматизированные информационные системы. Кроме того, для ведения и передачи электронных документов с защитой от несанкционированного доступа Главное меню дополнено специализированными элементами (специализированными АИС). Работа с соответствующими компонентами подробно отражена в документации на систему.

Информационное обеспечение государственного обвинения по уголовным делам. При реализации автоматизированного рабочего места государственного обвинителя (АРМ-Гособвинение) были учтены: а) особенности реализации функций гособвинения в условиях состязательности; б) формы и специфические признаки, характеризующие доказательную деятельность прокурора в суде; в) механизм реализации гособвинения прокурором в стадиях подготовки к судебному заседанию; г) юридическая природа гособвинения через соответствующее правовое обеспечение. В первую очередь, это отнесено к содержанию процессуальных действий гособвинителя при реализации гособвинения и включает: ходатайство, заявление, возражение, изложение мнения, высказывание предложения, замечания, выступление с речью, выступление с репликой. Были приняты во внимание криминалистические аспекты участия гособвинителя в рассмотрении уголовных дел.

Целью создания "АРМ-Гособвинение" является информационное обеспечение возможностей анализа материалов уголовного дела для повышения эффективности участия гособвинителя в состязательном уголовном процессе. "АРМ-Гособвинение" предназначено для оптимизации работы прокурора, повышения качества работы за счет сокращения затрат на поиск информации, включая доступ к законодательной справочной информации, к оперативным справочникам, розыскным и криминалистическим учетам, к материалам каждого уголовного дела; исключения и минимизации ошибок при применении законодательства в ходе подготовки к судебному заседанию; выработки обоснованных и рациональных решений при проведении комплексного анализа доказательственной, оперативной, нормативно-справочной и иной информации; использования автоматизированных методик при принятии процессуальных решений. Структурно оно состоит из функциональных блоков - подсистем, все информационно-справочные подсистемы и базы электронных документов АРМ становятся доступными после входа в систему.

Поясним каждую из функций автоматизированного комплекса:

1) обвинительные заключения [акты]. Уголовные дела. Надзорное производство [режим хранения электронных носителей]. Гособвинитель здесь может ознакомиться с уголовным делом, материалами надзорного производства;

2) передача уголовного дела и материалов [режим передачи электронных носителей]. Раздел больше выполняет технологические функции, позволяя выполнить различные виды передачи уголовного дела, его сохранение, получение копии;

3) шаблоны документов [государственного обвинителя] АС "Документ". База данных содержит электронный вид основных документов, необходимых в работе гособвинителя: шаблоны документов, рубрикатор документов, название документа;

4) формирование информации к уголовному делу [по материалам КС РФ, ВС РФ и судебной практики]. АС "Выполнить поиск". Подсистема предназначена для оперативного получения подборки документов по конкретному уголовному делу из материалов КС РФ и ВС РФ, а также по судебной практике;

5) методическое обеспечение судебного следствия. АС "Рекомендации" предназначена для методической помощи гособвинителю в его практической работе как при подготовке публичного выступления, так и в процессе подготовки к нему при работе с материалами уголовного дела. В систему включены разделы ораторское искусство, куда вошли речи гособвинителей, рекомендации по психологии и региональные методические рекомендации;

6) правовое обеспечение судебного следствия. АС "Право". В процессе подготовки к работе в судебном заседании и во время самого судебного процесса обеспечивается быстрый доступ к законодательным и иным нормативно-правовым базам. Законодательство сгруппировано по разделам: федеральное законодательство, ведомственные правовые акты, региональные правовые акты;

7) справочник [указатель статей УПК, регулирующих сроки в уголовном процессе]. Эта подсистема предназначена для оперативной помощи гособвинителю в предоставлении необходимой в работе информации. Например, таблица "Указатель статей УПК Российской Федерации, регулирующих сроки в уголовном процессе" не только дает перечень временных сроков и содержание, соответствующих им процессуальных действий, но и ссылку на статью УПК. Переход по ссылке выводит на экран текст соответствующей статьи. Сроки в таблице выстроены по времени: от минимального (1 час) до максимального;

8) справочник [квалификация преступлений, проблемы их регистрации и учета] включает Особенную часть УК со ссылками на текст самих статей Кодекса и на соответствующие разделы Методических указаний "Вопросы квалификация и учета преступлений, регистрации уголовных дел";

9) "судебные экспертизы (в ходе судебного следствия)". Раздел состоит из четырех подсистем: АС "Классы и роды экспертиз", АС "Экспертные учреждения", АС "Справочные сведения", АС "Экспертизы-право";

10) судебные экспертизы [правовое регулирование]. АС "Справочник" содержит правовое обеспечение судебных экспертиз. В ней приводится справочная информация по видам экспертиз, законодательное обоснование, проведения данного вида экспертизы и ссылки на статьи в соответствующих законах, подтверждающие проведение экспертизы такого вида;

11) запросы и учеты в МВД России. АС "Произвольный запрос" обеспечивает формирование запросов к соответствующим учетам МВД России;

12) справочник [учеты и учетные документы других ведомств]. Кроме рассмотренных подсистем имеется также отдельная подсистема, содержащая информацию об учетах и учетной документации других ведомств, в которые можно обращаться, например, Минздравсоцразвития России или военные комиссариаты;справочник [краткий справочник государственного обвинителя]. Данная система представляет таблицу, объединяющую многие материалы, которые могут оперативно потребоваться гособвинителю в процессе;

13) справочники. Справочники составляют значительную часть АРМ. В них сосредоточена важная и часто используемая информация. Она представлена в наиболее удобной (табличной) форме, что позволяет быстро получить ответ по интересующему вопросу: а) справочник (указатель статей УПК, регулирующих сроки в уголовном процессе); б) справочник (квалификация преступлений, проблемы их регистрации и учета); в) справочные сведения (в разделе судебные экспертизы); г) судебные экспертизы (правовое регулирование); д) справочник (учеты и учетная документация других ведомств); е) справочник (краткий справочник гособвинителя); ж) персональный справочник пользователя (адресов и телефонов);

14) схематическая карта региона [справочная информация по региону]. Этот раздел предусматривает возможность подключения географической карты конкретного региона;

15) персональный справочник пользователя [адреса и телефоны]. Справочник предназначен для персонального заполнения пользователем;

16) бланки процессуальных документов АИСС АРМ-Следователя, а также рекомендуемые к использованию образцы процессуальных документов. АС "БЛАНК" является одной из основных информационно-справочных подсистем АРМ, ее база данных содержит несколько сотен электронных документов. Подсистема включена в АРМ государственного обвинителя в качестве справочной;

17) учет работы гособвинителя [статистические карточки].

Автоматизированная информационно-справочная система в помощь уполномоченному прокурору по исполнению законов в ОРД. Программный комплекс АИСС "НОРД" - это автоматизированная информационно-справочная система, состоящая из автоматизированных подсистем информационного обеспечения прокурорского надзора за ОРД. Он создан с целью повышения эффективности труда надзирающего прокурора за счет доступа к правовой, методической и связанной с документированием процессуальных и надзорных действий информации. Информация сгруппирована по различным направлениям, и доступ к ней обеспечивают автоматизированные подсистемы, входящие в состав комплекса: а) подсистема "Право" (систематизированная база правовых документов); б) подсистема "Методики" (систематизированная база учебно-методических рекомендаций и научно-практических материалов); в) подсистема"Сроки" (сводная таблица сроков, регулирующих ОРД); г) подсистема "Документирование" (систематизированная база бланков документов и рекомендаций по их заполнению для оформления действий, связанных с ОРД, а также контролю и надзору за ней).

Информационные базы содержат материалы, которые представлены как в виде полнотекстовых документов, так и в виде тематических выдержек. Все документы открываются с помощью редактора Word и могут, при необходимости, быть поправлены, дополнены и сохранены в месте, заданном пользователем.

Кроме основных подсистем, перечисленных выше, имеется дополнительная система "Телефоны и адреса", предназначенная для заполнения пользователем.

Основная задача, которую решали разработчики АИСС "НОРД" - это структурирование большого объема документов, организация быстрого и удобного доступа к ним. Подобный подход был реализован в системе многоуровневого пользовательского меню, которое позволило быстро находить нужный в данный момент правовой, методический или процессуальный документ или материал.

Развитие систем функционального назначения ведется на базе стандартизированного программного обеспечения, реализованного в технологии тонкого клиента, программная среда и сценарии соответствуют технологии Веб-программирования.

В настоящее время разрабатывается специализированный АРМ - "Автоматизированная информационно-справочная система обеспечения надзора за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму и терроризму".

 

2.5. Анализ состояния законности и правопорядка*(7)

 

Анализ состояния законности - это необходимая предпосылка эффективного осуществления надзорных и иных полномочий органов прокуратуры и одновременно вершина аналитической деятельности, результаты которой составляют основу предоставляемого Генпрокурором РФ ежегодного доклада палатам Федерального Собрания и Президенту РФ "О состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению" (п. 7 ст. 12 Закона о прокуратуре). Аналитические доклады в силу ст. 4 Закона готовят прокуроры нижестоящих органов прокуратуры, информируя органы публичной власти и население о состоянии законности.

Применительно ко всей системе прокуратуры важной задачей является анализ деятельности органов прокуратуры по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Для разработки стратегии прокурорско-надзорной деятельности необходимо не только оценить состояние преступности и иных видов правонарушений, но и дать прогноз развития ситуации, установив типичные и наиболее устойчивые группы правонарушений, информировать Генпрокурора РФ о влиянии социальных процессов на различные формы отклоняющегося правового поведения, об эффективности прокурорского надзора и мерах по совершенствованию законодательства, правоприменительной практики, общесоциальных и организационных мерах по противодействию преступности и наиболее опасным видам иных правонарушений, являющихся питательной средой для процветания коррупции, преступлений, посягающих на жизнь, здоровье граждан, государственные устои.

Правовой основой анализа состояния законности и правопорядка помимо Закона о прокуратуре служит приказ Генпрокурора РФ от 09.09.2002 N 55 "О совершенствовании информационно-аналитической работы в Генеральной прокуратуре Российской Федерации".

Законность как родовое понятие, включающее представление о состоянии преступности и иных видах правонарушений без признаков уголовно-наказуемых деяний, имеет свои особенности, поддающиеся статистическому наблюдению. Поэтому изучение статистических данных - обязательное направление количественного статистического наблюдения, имеющего целью разработку мер по коррекции процессов, оказывающих воздействие на интенсивность, динамику, структуру совершаемых в регионе общественно-опасных противоправных деяний. Необходимо при этом исключить подмену анализа воспроизведением данных статистической отчетности или приведением многочисленных примеров, не иллюстрирующих существенные изменения в динамике, структуре преступлений и правонарушений. Чтобы статистическая информация более достоверно характеризовала состояние законности, необходимо использовать данные как минимум за последние три года с выделением тенденций, сложившихся на заключительном этапе. Генпрокурор РФ в приказе от 09.09.2002 N 55 требует от подчиненных прокуроров привлекать для анализа и иные данные, в том числе статистическую отчетность правоохранительных и контролирующих органов, обращения граждан, общественных организаций, материалы уголовных и гражданских дел, публикации СМИ.

Для наглядности представленных сведений можно использовать схемы, таблицы и графики, которые целесообразно оформлять в виде приложений. Истребование необходимой информации органами прокуратуры производится в соответствии со ст. 6 Закона о прокуратуре.

Генпрокуратурой РФ, а также прокуратурами субъектов РФ заключены соглашения о взаимодействии с государственными органами и общественными организациями. Полученные от этих структур материалы также могут быть использованы для целей анализа.

При истребовании информации из органов государственного и муниципального контроля следует руководствоваться п. 15 приказа Генпрокурора РФ от 07.12.2007 N 195, согласно которому запрещается возложение на контролирующие и иные органы обязанности по представлению статистических данных, не предусмотренных законодательством.

Официальная статистическая информация формируется в соответствии с планом федерального статистического учета, содержащим перечни субъектов статнаблюдения и выполняемых ими работ с указанием периодичности выполнения каждой из них, сроков предоставления пользователям (ст. 5 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации").

Широкие возможности получения необходимой для анализа информации представляют компьютерные технологии, связанные с размещением сведений о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в сети Интернет (Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления").

Наработанная начиная с 2000-х гг. практика подготовки информационно-аналитических записок о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации за полугодие и за год, представляемых Генпрокурору РФ, позволяет выделить следующие блоки вопросов, подлежащих освещению: 1) общая характеристика состояния законности на поднадзорной территории (в поднадзорной специализированному прокурору сфере); 2) характеристика состояния законности в отдельных сферах социальной жизни, серьезно влияющих на уровень, динамику, структуру правонарушений, включая преступность; 3) противодействие преступности и иные меры укрепления законности; 4) общие выводы и предложения.

Обычно подготавливаемые на местах доклады включают два взаимосвязанных направления: а) собственно анализ состояния законности и правопорядка; б) оценку деятельности органов прокуратуры.

Такой информационно-аналитический документ представляется в Генпрокуратуру РФ и Академию Генпрокуратуры РФ в виде докладов прокуроров регионального уровня об итогах работы за год, в которых освещаются следующие вопросы: а) планирование и организация работы; б) результаты работы по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; в) результаты работы в сфере надзора за исполнением федерального законодательства; г) результаты работы по противодействию преступности; д) состояние прокурорского надзора за расследование отдельных видов преступлений; е) состояние прокурорского надзора за исполнением законодательства, регулирующего ОРД подразделений органов внутренних дел, таможенных органов, органов федеральной службы исполнения наказаний, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

В связи с особыми задачами, стоящими перед органами прокуратуры по противодействию коррупции, выделяется специальный раздел. В виде отдельных подразделов доклада обозначены другие направления, характеризующие деятельность прокуратуры: а) результаты работы по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел; б) результаты работы органов прокуратуры по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе.

Как видим, изучение состояния законности, проводимое районными, городскими прокуратурами, а также прокуратурами субъектов РФ, служит практическим задачам организации противодействия правонарушениям и их предупреждению.

Поскольку вопросам организации работы органов прокуратуры посвящены отдельная глава настоящего пособия, сосредоточимся на анализе данных о преступности и иных правонарушениях, позволяющих характеризовать явление в целом. Отправной точкой анализа является статистическая картина выявленных прокурорами, органами государственного и муниципального контроля правонарушений и зарегистрированных преступлений.

Формирование единой картины правонарушаемости в настоящее время затруднено, поскольку в нашей стране единый учет правонарушений отсутствует. Важным источником информации об этом явлении служит прокурорская отчетность, однако этого явно недостаточно. Поэтому следует стремиться к созданию банка данных, аккумулирующих информацию о выявленных контролирующими органами нарушениях закона. Отчасти проблемы неполноты источников информации решает реализация предоставленных Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" прокурорам полномочий о даче согласия на внеплановую проверку субъектов предпринимательской деятельности. При этом приказом Генпрокурора РФ от 27.03.2009 N 93 утвержден Порядок согласования с органами прокуратуры проведения внеплановых проверок контролирующими органами.

Одним из важнейших источников информации в регионе становятся сегодня материалы координационных совещаний по обеспечению правопорядка в субъектах РФ, создаваемые в соответствии с Указом Президента РФ от 11.12.2010 N 1535 "О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка".

Основными задачами координационных совещаний, куда входят руководители территориальных органов МВД России и иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, являются: 1) обобщение и анализ информации о состоянии правопорядка в регионе, а также прогнозирование тенденций его развития; 2) анализ эффективности деятельности территориальных органов по обеспечению правопорядка; 3) разработка мер, направленных на обеспечение правопорядка в субъектах РФ; 4) организация взаимодействия правоохранительных органов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества. Решения координационных совещаний оформляются актами высших должностных лиц, а в необходимых случаях - актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Анализ состояния правонарушаемости по данным формы "П" (с 2011 г. формы "ОН", "ГАС" и др.) включает в себя: а) количество выявленных правонарушений на поднадзорной территории (в абсолютных и относительных показателях за последние три года); б) данные о структуре, динамике правонарушаемости (в абсолютных и относительных показателях за последние три года); в) территориальное распределение правонарушений по районам (в абсолютных и относительных показателях за последние три года); г) предложения по принятию мер, направленных на улучшение состояния законности и правопорядка, в том числе о совершенствовании законодательства, правоприменительной практики и повышении эффективности прокурорской деятельности.

Работа органов прокуратуры по осуществлению надзорной и иной функциональной деятельности на конкретном направлении оценивается с позиций: а) соответствия мер прокурорского реагирования характеру выявляемых нарушений законов; б) эффективности мер прокурорского реагирования, в том числе: соотношения количества принесенных и удовлетворенных протестов (в %); соотношения количества направленных в суд и удовлетворенных заявлений (исков), в том числе сумма ущерба (в %); соотношения материалов, направленных в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК для решения вопроса об уголовном преследовании, и принятых решений о возбуждении уголовного дела (в %); в) отражения существенных изменений показателей прокурорского реагирования за последние три года с объяснением причины их роста или снижения. Особое внимание должно уделяться состоянию законности в правотворческой практике органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления.

Целесообразно анализировать также информацию: 1) о появлении новых тенденций в состоянии, структуре правонарушений и возникающих в связи с этим проблемах правоприменения; 2) о динамике криминогенных факторов социальной жизни и социальных отношений, оказывающих существенное влияние на реализацию надзорной функции прокуратуры в регионе; 3) об организационно-управленческих проблемах прокурорской деятельности на региональном уровне, включая предложения о совершенствовании организации работы и управления в органах прокуратуры; 4) об оценке состояния законности в деятельности контролирующих органов; 5) об использовании данных контролирующих органов в работе прокуратуры (влияние на планирование работы, совершенствование методик прокурорского надзора, на предметную специализацию прокуроров и др.).

Данные о выявленных правонарушениях должны увязываться со сведениями, характеризующими уровень, динамику зарегистрированных преступлений в их взаимосвязи и обусловленности с тем, чтобы нацелить средства прокурорского реагирования на предупреждение тех правонарушений, которые продуцируют преступность, создают комфортные условия для укоренения самых опасных противоправных деяний.

При анализе состояния преступности следует выделять криминогенные детерминанты. С этой целью:

- производится общая оценка уровня преступности за последние три года, особое внимание фокусируется на истекшем годе (темпы прироста, падения), приводится объяснение отмечаемой динамики;

- выявляются города и районы, где отмечается наибольший рост или сокращение количества зарегистрированных преступлений, а также применительно к их социально-экономическим условиям излагаются причины и условия произошедших изменений;

- производится оценка позитивного или негативного влияния тенденций отдельных видов преступлений на динамику всей преступности в субъекте РФ;

- анализируется динамика поступления в органы внутренних дел заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях и ее сопоставление с динамикой преступлений, зарегистрированных в субъекте РФ по итогам истекшего года, и объясняются причины их расхождения;

- дается итоговая оценка выявленных тенденций зарегистрированных преступлений, зафиксированных в истекшем году с учетом динамики за продолжительный период (не менее трех лет в зависимости от характера изменений).

Выводы и оценки должны подтверждаться конкретными доказательствами, основанными на реальных свидетельствах совершенствования деятельности органов прокуратуры и правоохранительных органов, а не только на формальных статистических данных.

Для оценки динамики зарегистрированных преступлений и для расчетов уровневых показателей используются соответствующие формы государственной статистической отчетности, в том числе: 1-А; 1-ЕГС, 3-ЕГС, 4-ЕГС, 2-Е и др., а также при необходимости могут привлекаться материалы, поступившие из правоохранительных органов. Характеризуя сложившуюся криминальную ситуацию, нужно излагать тенденции в ее изменении, а не перечислять показатели форм статистической отчетности, для чего целесообразно пользоваться диаграммами, графиками и схемами.

Важно также анализировать следующую информацию:

- динамику состояния и структуры преступности, а также раскрываемости преступлений;

- данные о ходе реализации федеральных и региональных программ профилактики правонарушений и приоритетных направлениях социальной профилактики правонарушений;

- принятые нормативные документы, определяющие основы системы профилактики в регионе;

- данные о привлечении к решению задач предупреждения преступлений представителей конкретных институтов гражданского общества и об эффективности их работы;

- данные о законности и полноте мер, применяемых к лицам, состоящим на профилактическом контроле органов внутренних дел, с разбивкой по категориям: осужденные к мерам наказания, не связанным с лишением свободы; освободившиеся из мест лишения свободы; подследственные, не взятые под стражу на период расследования и рассмотрения уголовного дела в суде; лица, допускающие правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений; хронические алкоголики, наркоманы и другие лица, представляющие опасность (все показатели по сравнению с аналогичным периодом прошлого года);

- данные о соблюдении законности при осуществлении мер наблюдения за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией, представляющими опасность для окружающих, в целях профилактики правонарушений;

- данные о соблюдении законности и полноте мер по контролю за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также осужденными, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно;

- удельный вес преступлений различного вида тяжести (особо тяжкие, тяжкие, средней тяжести, небольшой тяжести) по сравнению с отчетным периодом прошлого года;

- динамику удельного веса и структуры преступлений, имеющих наибольшую распространенность в регионе, а также вызывающих значительный общественный резонанс, по сравнению с отчетным периодом прошлого года;

- анализ состава лиц, совершивших преступления, в том числе несовершеннолетних, женщин, учащихся, безработных, совершивших преступления в группе (по сравнению с прошлым годом);

- анализ состава иностранных граждан, в том числе граждан СНГ, лиц без гражданства, совершивших преступления; удельный вес преступлений, совершенных такими лицами; причины и условия, способствующие совершению преступлений иностранными гражданами (по сравнению с прошлым годом);

- динамику и структуру преступлений, совершенных указанными лицами;

- возрастной и социальный состав лиц, совершивших преступления;

- динамику рецидива (простого и специального);

- динамику количества лиц, совершивших преступления в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Чтобы обеспечить полноту и достоверность выводов об изменениях в состоянии и структуре преступности, необходимо соблюдать определенные правила, в их числе: а) правильная систематизация (группировка) статистической информации; б) правильное определение периода анализа; в) правильная и точная формулировки анализируемых событий; г) отбор сопоставимых и сравнимых показателей.

В противном случае неправильная группировка статистического материала может дать искаженную (некорректную) картину преступности.

Необходимо стремиться точно воспроизводить показатели, приводимые как в табличной форме, так в текстовом изложении выводов. Они должны соответствовать правовым нормам и понятиям, уголовно-правовой структуре преступлений и отражать те статистические приемы, которые использовались для получения выводов. При характеристике преступности в статистике используются различные показатели.

Абсолютные показатели характеризуют преступность и деятельность правоохранительных органов в абсолютных цифрах (количество преступлений, число осужденных, сумма ущерба и т.д.). Наряду с абсолютными используют относительные показатели - коэффициент преступности (соотношение числа преступлений и осужденных к численности населения на 100 тыс. и 10 тыс. человек) и показатели структуры преступности - отдельных видов преступлений (удельный вес отдельных видов преступлений, преступлений, совершенных ранее судимыми, и т.д.). Перечисленные три вида показателей (абсолютные показатели, коэффициенты преступности и структурные показатели) характеризуют состояние преступности. Эти же показатели, взятые в сравнении за разные периоды, характеризуют динамику преступности (правонарушаемости). Судить об уровне преступности следует с привлечением коэффициентов, рассчитанных на 100 тыс. или 10 тыс. населения, что позволит в масштабах области выделить города и районы с высоким, средним, низким уровнем преступности, наметить и осуществить мероприятия, в том числе связанные с проверкой достоверности учета преступлений и фактического состояния борьбы с ними.

При общности задач по анализу законности и правопорядка на территории района (города) и субъекта РФ есть и существенные различия. Прокуратура субъекта РФ решает управленческие по отношению к районному звену задачи, поэтому исходная база анализа, объем используемой информации в первом и во втором случаях разнятся. Важно провести анализ по единой методологии и методике с тем, чтобы обеспечить сопоставимость данных на всех уровнях прокурорской системы от районного звена до Генпрокуратуры РФ включительно.

Итак, анализ данных о выявленных прокурорами правонарушениях и зарегистрированных преступлениях должен показать, какие из совершенных деяний обнаруживают тенденцию к росту (снижению), какова структура правонарушений, какие из них оказывают существенное влияние на общее состояние законности, на организацию работы прокуратуры в целом (отражаются на планировании, выборе приоритетов в надзорной и иных видах деятельности), в организации проверок на социально-значимых объектах, в тематике учебы прокуроров на местах и т.д.

Если речь идет об оценке исполнения федерального законодательства и законов субъектов РФ, то отдельное внимание уделяется следующим сферам и областям общественных отношений: а) экономике; б) охране окружающей среды и природопользованию; в) соблюдению прав и свобод человека и гражданина; г) соблюдению прав и интересов несовершеннолетних; д) деятельности органов государственной власти; е) исполнительному производству; ж) государственной и муниципальной службе; з) обеспечению безопасности дорожного движения; и) обеспечению пожарной безопасности; к) транспортной сфере; л) таможенной сфере.

Все из перечисленных сфер отражены в действующих в настоящее время отчетах о работе прокурора, являются обязательными для заполнения, однако для отдельного рассмотрения должны выделяться особо значимые для региона области общественных отношений и, в первую очередь, те, где обнаруживаются резкие колебания статистики.

Применительно к преступности и оценке результативности деятельности органов прокуратуры следует выделить следующие данные: а) организованную преступность и противодействие ей; б) террористические преступления и борьба с ними; в) преступления в сфере экономики; г) таможенные преступления; д) преступления, связанные с оборотом наркотиков; е) экологические преступления; ж) преступления на транспорте; з) преступления несовершеннолетних; и) преступления, совершенные осужденными в местах лишения свободы, а также работниками администраций органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера.

Общество и государство нуждаются в достоверной информации о состоянии законности и правопорядка, поскольку без этого невозможна должная организация борьбы ни в районе, ни в субъекте РФ. Другим непреложным условием этой борьбы является изучение практической деятельности правоохранительных органов с целью выявления передового опыта и устранения негативных явлений в их работе.

Анализ состояния законности и правопорядка осуществляется в два этапа:

1) сбор необходимой информации о состоянии законности и правопорядка. Помимо статистических данных необходимо прибегнуть к изучению уголовных дел, приговоров, постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, документов прокурорского реагирования, материалов контролирующих органов и др.;

2) анализ собранной информации в целях принятия управленческих решений, значимых для прокурорской системы, формулирования выводов, на основе которых разрабатываются предложения о совершенствовании законодательства, правоприменительной деятельности, по коррекции контрольной политики государства.

Помимо изложенных выше методов анализа собранной информации о состоянии законности и правопорядка в регионе, могут использоваться более сложные методы анализа, изложенные в подготовленном научно-методическом пособии "Анализ состояния законности и правопорядка в Российской Федерации: методы сбора и анализа эмпирической информации" (М.: Академия Генеральной прокуратуры РФ, 2010).

 

Рекомендуемая литература к главе

 

1. Анализ состояния законности и правопорядка в Российской Федерации: схема и методические рекомендации / под рук. О.С. Капинус. - М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2009.

2. Иншаков С.М. Состояние законности и правопорядка в Российской Федерации: методы сбора и анализа эмпирической информации: научно-методич. пособие / С.М. Иншаков [и др.]; под рук. О.С. Капинус. - М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2010.

3. Мыцыков А.Я. Взаимодействие прокуратур субъектов Российской Федерации с отделами Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах / А.Я. Мыцыков, А.Ф. Смирнов. - М., 2003.

4. Настольная книга прокурора: пособие / под ред. С.И. Герасимова. - М.: ЛексЭст, 2002.

5. Организация работы в прокуратуре района: пособие для прокурора района. - Казань: Мастер Лайн, 2001.

6. Организация работы городской (районной) прокуратуры: методич. пособие. - М., 2001.

7. Основы организации и управления в органах прокуратуры Российской Федерации: учебник / под ред. А.Ф. Смирнова. - М.: ИПК прокуратуры, 2005.

8. Смирнов А.Ф. Прокуратура и проблемы управления / А.Ф. Смирнов. - М., 1997.

9. Шинд В.И. Определение штатной численности прокурорских работников районного (городского) звена территориальных органов прокуратуры: методич. пособие / В.И. Шинд, В.П. Рябцев. - М., 1997.

 

Глава 3. Кадровое обеспечение прокурорской деятельности и прохождение службы в органах прокуратуры Российской Федерации*(8)

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.