Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Основные направления кадровой работы в органах прокуратуры





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Содержание работы с кадрами в основном выражается в осуществлении правильного отбора, расстановки и воспитания кадров. Наряду с этим кадровое обеспечение предполагает выполнение и других видов работы, непосредственно направленных на формирование высокопрофессионального кадрового корпуса работников прокуратуры. Среди них нужно выделить следующие основные виды кадровой работы: 1) информационно-аналитическое обеспечение кадровой работы; 2) отбор, расстановку и воспитание кадров; 3) аттестацию работников прокуратуры; 4) работу с кадровым резервом; 5) подготовку, повышение квалификации и профессиональную переподготовку работников прокуратуры; 6) пенсионное обеспечение прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих; 7) учет кадров и отчетность о работе с кадрами; 8) делопроизводственное обеспечение кадровой работы. К видам кадровой работы тесно примыкает психологическое обеспечение служебной деятельности работников органов и учреждений прокуратуры.

Указанные виды кадровой работы, находясь во взаимосвязи, дополняя друг друга, позволяют развивать новые подходы в кадровой политике всей системы прокуратуры РФ, способствовать успешному выполнению работниками прокуратуры возложенных на них обязанностей по службе. Учитывая, что некоторые виды кадровой работы, в частности, подготовка, повышение квалификации и профессиональная переподготовка, деятельность по воспитанию работников, вопросы психологического обеспечения прокурорской деятельности, являются предметом последующего отдельного рассмотрения, имеются основания уделить особое внимание в данном параграфе характеристике других видов работы с кадрами в системе прокуратуры.

Первоначальным этапом организации работы с кадрами является деятельность по информационно-аналитическому обеспечению кадровой работы. Сбор, накопление, обработка, обобщение и оценка информации о работе с кадрами служат основой для прогнозирования и планирования потребностей в кадрах, определения рациональной структуры управления, наиболее целесообразного использования кадрового потенциала. Систематический анализ профессионального, возрастного состава, дисциплинарной и аттестационной практики позволяет своевременно вносить коррективы в работу с кадрами в прокуратуре. Источниками информации о кадровой работе является статистическая отчетность, различные сведения о работе с кадрами и самих кадрах органов прокуратуры, общая справочная информация о современном состоянии кадрового обеспечения деятельности правоохранительных органов, в том числе научные и научно-методические материалы. Существенную помощь в информационно-аналитической работе оказывает создание и внедрение автоматизированных информационных комплексов (АИК) "Надзор" и "Кадры".

Обобщение и анализ состояния кадровой работы проводится систематически. К примеру, обобщение и анализ практики исполнения прокурорскими работниками обязанностей и соблюдения ограничений и запретов, требований к служебному поведению, как правило, проводится не реже раза в полугодие. На основе анализа вырабатываются предложения руководству органа прокуратуры о реализации конкретных мер по профилактике таких правонарушений, распространению положительного опыта; готовится информация для структурных подразделений, осуществляющих взаимодействие со СМИ и институтами гражданского общества, для обеспечения прозрачности и открытости органов прокуратуры.

Процесс непосредственно кадровой работы обычно начинается с отбора кадров на службу в органы прокуратуры. Этот вид работы осуществляется фактически на всех трех уровнях системы органов прокуратуры. Как кадровые подразделения Генпрокуратуры РФ и прокуратур регионального звена, так и прокуроры районного звена при наличии вакантных должностей проводят работу по подбору кандидатов. Эта работа строится на основе соблюдения принципов законности, равного доступа граждан к службе в системе прокуратуры, единых требований к лицам, претендующим на занятие соответствующих должностей. Она предполагает всестороннее изучение личности кандидата (путем изучения представленных им документов, а при необходимости - и иных документов) с целью определения его соответствия предъявляемым требованиям, а также наличия (или отсутствия) у него обстоятельств, препятствующих приему на службу. Перечень документов, представляемых кандидатом при приеме на федеральную государственную службу в органы прокуратуры РФ и назначении на должность прокурорского работника, установлен приказом Генпрокурора РФ от 09.11.2009 N 983-к.

В соответствии с п. 2 ст. 40.1 Закона о прокуратуре лицо не может быть принято на службу в органы прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно: а) имеет гражданство иностранного государства; б) признано решением суда недееспособным или ограничено дееспособным; в) лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока; г) имело или имеет судимость; д) имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей; е) состоит в близком родстве или свойстве с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; ж) отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений. Требования для лиц, претендующих на должности федеральной государственной гражданской службы в органах прокуратуры, установлены ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Основными требованиями к лицам, претендующим на замещение должностей прокуроров (п. 1 ст. 40.1 Закона о прокуратуре), являются: а) наличие гражданства России; б) наличие высшего юридического образования, полученного в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию; в) способность по состоянию здоровья исполнять возлагаемые служебные обязанности; г) обладание необходимыми профессиональными и моральными качествами. При этом законом допускается возможность назначения в исключительных случаях на должности помощников прокуроров прокуратур районного звена лиц, обучающихся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончивших третий курс указанных образовательных учреждений. В последние годы практически исключены случаи приема на прокурорские должности лиц, не имеющих высшего юридического образования, поскольку в кадровом резерве имеется немало дипломированных специалистов.

Перечень заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу РФ или ее прохождению, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 984н "Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения".

При оценке профессиональных и моральных качеств лиц, поступающих на службу в прокуратуру, следует учитывать положения, содержащиеся в Кодексе этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации, утв. приказом Генпрокурора РФ от 17.03.2010 N 114. Важным является наличие у кандидатов таких морально-этических качеств, как честность, правильная самооценка, наличие развитого интеллекта, эрудиция, склонность к анализу, готовность работать в сложных условиях психофизических перегрузок, коммуникабельность (подробнее об этом см. 3.5).

Обязательным условием для назначения на должности прокурорских работников и гражданских служащих в органах прокуратуры является готовность кандидатов соблюдать ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, в том числе обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

В соответствии со ст. 40.4 Закона о прокуратуре нарушение Присяги прокурора несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры, поэтому на службу в органы и учреждения прокуратуры РФ не принимаются лица, ранее работавшие в органах прокуратуры и уволенные за нарушение Присяги прокурора, а также за совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника.

Одним из основных источников пополнения кадрами органов прокуратуры в настоящее время являются образовательные учреждения высшего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, в первую очередь, институты Академии Генпрокуратуры РФ, институты прокуратуры в составе Московской и Уральской государственных юридических академий, Саратовской государственной академии права, иные вузы, осуществляющие целевую подготовку кадров для органов прокуратуры. Кадровые подразделения органов прокуратуры в целях пополнения кадрового состава составляют списки претендентов на службу. При этом учитываются все требования Закона о прокуратуре, предъявляемые к кандидатам о профессиональной, возрастной, моральной и медицинской пригодности к прохождению службы в органах прокуратуры.

После изучения, оценки и выбора кандидата, претендующего на службу в прокуратуру, обычно следует предложение конкретному претенденту занять определенную вакантную должность. С подобным предложением к кандидату, после беседы с ним, как правило, обращается работник кадрового подразделения и (или) прокурор-руководитель, в непосредственном подчинении которого будет служить претендент. Завершается процесс отбора кандидатов на службу в прокуратуру приказом соответствующего руководителя прокуратуры о назначении конкретного лица на определенную должность.

С целью своевременного заполнения имеющихся в органах прокуратуры вакансий необходимо учитывать не только ожидаемое изменение штатной численности, номенклатуры и состава должностей на будущий период времени (в связи с совершенствованием структуры органов прокуратуры, образованием новых органов прокуратуры, определением новых видов выполняемой работы, увеличением служебной нагрузки и т.д.), но и прогнозируемое внутреннее движение кадров (увольнения из органов прокуратуры по различным основаниям, служебное перемещение работников внутри системы). Только при одновременной реализации кадровыми подразделениями двух этих направлений кадровой работы можно составить реальное представление о количестве должностей, подлежащих заполнению новыми работниками. Построение достоверных прогнозов в этой сфере осуществляется с учетом проводимой кадровой политики и стратегии, опирающихся на объективную и относительно долгосрочную программу развития прокуратуры. Приблизительный нормативный расчет потребности в кадрах органов прокуратуры зависит от многих факторов, в том числе характеризующих инфраструктуру территории или объект (численность населения на обслуживаемом участке, размер поднадзорных территорий, состав муниципальных образований, состояние законности и правопорядка, уровень преступности и др.), работу органов прокуратуры (количество поступающих в прокуратуру обращений граждан, состояние исковой работы, поддержание государственного обвинения и др.), количество штатных должностей работников других правоохранительных органов на поднадзорной территории (количества и штатной численности органов внутренних дел, следователей и дознавателей, федеральных и мировых судей и др.).

К следующим видам кадровой работы относится деятельность по расстановке и воспитанию кадров. Правильность расстановки прокурорских работников выражается в оптимизации структурирования должностей и заполнения их такими работниками, которые по своим профессиональным, деловым и морально-нравственным качествам способны с максимальной результативностью выполнять служебные обязанности. Эффективность расстановки кадров связана с обеспечением возможности служебного роста, с перемещением прокурорских работников по различным должностям. Надлежащая расстановка кадров и особенно их закрепление в органах прокуратуры, кроме тщательного и ответственного изучения кадрового состава, зависит и от проведения с прокурорскими работниками воспитательной работы. Специфика прокурорской деятельности вызывает необходимость воспитания у них нравственной чистоты, верности служебному долгу, ответственности за порученное дело.

Существенную роль в повышении качественного состояния кадрового корпуса, его профессионализма, возможностей служебного роста выполняет аттестация работников прокуратуры, которая проводится для определения их соответствия занимаемой должности и в целях повышения квалификации прокурорских работников, формирования резерва для выдвижения, укрепления служебной дисциплины, а также для присвоения классных чинов (воинских званий). Порядок и сроки проведения аттестации установлены Положением об аттестации работников органов и учреждений прокуратуры, утв. приказом Генпрокурора РФ от 30.10.1998 N 74. Аттестация проводится не реже одного раза в пять лет специально создаваемыми в органах прокуратуры аттестационными комиссиями, выводы которых утверждаются соответствующими руководителями прокуратур. По результатам аттестации дается оценка профессиональных, деловых, нравственно-психологических и других качеств аттестуемого лица и делается вывод о соответствии или несоответствии его занимаемой должности. Кроме того, высказываются рекомендации о возможности зачисления в резерв для выдвижения на вышестоящую должность, присвоении классного чина (воинского звания) и другие рекомендации.

Первичной аттестации подлежат прокурорские работники, имеющие соответствующее образование и стаж службы (работы) в занимаемой должности не менее шести месяцев. До истечения шести месяцев службы в занимаемой должности с учетом квалификации и стажа работы по специальности аттестации могут подлежать работники, перешедшие (принятые) на службу в прокуратуру с должностей по юридической или иной родственной специальности, занимаемых ими в других правоохранительных органах, адвокатуре, нотариате, органах власти, образовательных и иных учреждениях юридического профиля, если перерыв между увольнением и поступлением на службу в прокуратуру не превысил двух месяцев. В числе лиц, не подлежащих аттестации, в Положении указаны беременные женщины и работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, при этом определено, что аттестация этих лиц проводится не ранее чем через год после их выхода из отпуска. Однако данное правило касается лишь проведения очередной аттестации. В иных случаях необходимо руководствоваться правилом о проведении первичной аттестации прокурорских работников, имеющих стаж службы в занимаемой должности не менее шести месяцев. Также Положением определено, что аттестация работников, достигших предельного возраста нахождения на службе в органах прокуратуры, проводится по инициативе соответствующего руководителя органа прокуратуры при возникновении объективной необходимости, вызванной существенным снижением служебной активности или недостатками в личном поведении работника.

В тексте аттестации должны быть отражены результаты профессиональной деятельности, деловые и личные качества аттестуемого. При этом следует акцентировать внимание на объеме и результативности выполненной им работы, на творческих и организаторских способностях работника, личном вкладе в решение задач прокуратуры, повышении эффективности деятельности того или иного органа или подразделения, его инициативности, компетентности, способности принимать ответственные решения, конкретных недостатках в работе, которые работнику необходимо устранить. В основу оценки должны быть положены квалификационная характеристика должности (квалификационные требования к должности), а именно: а) профессиональные качества (уровень знаний, умений и навыков по основному направлению профессиональной деятельности; уровень квалификации; компетентность; результативность труда и руководства коллективом; отношение к обучению, повышению квалификации и т.п.); б) деловые качества (личная организованность, ответственность, инициативность, работоспособность, организаторские способности, уровень руководства подчиненными и результативность деятельности и др.); в) морально-психологические и другие качества (уровень правосознания, воспитания, культуры, честность, объективность, принципиальность, скромность, нравственная чистота, уровень интеллекта, эрудиции, аналитических способностей, сила воли, уравновешенность и т.п.). В настоящее время приказом Генпрокурора РФ от 12.08.2010 N 316 утверждена квалификационная характеристика должности (квалификационные требования к должности) прокурора города, района и приравненного к ним прокурора.

На основании выводов аттестационных комиссий формируется кадровый резерв, который в отличие от резерва для приема на службу в прокуратуру имеет целью выдвижение наиболее подготовленных и проверенных в практической деятельности прокурорских работников на вышестоящие должности. Он формируется из числа работников, добросовестно исполняющих возложенные на них обязанности, обладающих необходимыми профессиональными знаниями, профессиональным опытом, организаторскими способностями и соответствующими моральными качествами. В этот резерв не могут зачисляться работники, имеющие дисциплинарные взыскания за серьезные упущения по службе и нарушения норм прокурорской этики, а также имеющие стаж работы в органах прокуратуры менее трех лет. После зачисления работника в кадровый резерв с ним проводится работа по дальнейшей подготовке для занятия вышестоящей вакантной должности, которая осуществляется по индивидуальным планам, составляемым руководителем кадрового подразделения прокуратуры регионального звена, и срок пребывания в резерве в нормативном порядке не ограничен. Порядок проведения работы с резервом изложен в Рекомендациях, утв. 07.10.1997 заместителем Генпрокурора РФ (см. приложение N 3 к настоящему пособию).

Письмом заместителя Генпрокурора РФ от 26.01.2007 N 6/3-39-07 рекомендовано при нахождении прокуроров районного и областного звеньев в одной и той же должности свыше 10-15 лет проводить глубокий анализ эффективности профессиональной деятельности таких прокуроров и при необходимости принимать соответствующие меры по ротации кадров.

Важным условием служебного роста прокурорских работников является их профессиональная подготовка. Кроме получения высшего профессионального образования по юридической специальности, профессиональная подготовка и повышение квалификации в соответствии со ст. 43.4 Закона о прокуратуре представляют собой систему непрерывного обучения, включающую индивидуальную и групповую учебу по специальным планам, стажировку в вышестоящих органах прокуратуры, обучение в институтах повышения квалификации (более подробно эти вопросы излагаются в 3.4).

Учет кадров органов прокуратуры осуществляется в соответствии с приказом Генпрокурора РФ от 09.11.2009 N 983-к по различным показателям. Учитывается общая численность работников органов и учреждений прокуратуры; штатная численность прокурорских работников; половозрастной состав прокурорских работников; стаж службы в органах прокуратуры; количество работников, имеющих почетное звание "заслуженный юрист Российской Федерации"; награжденных нагрудным знаком "Почетный работник прокуратуры" и т.д. Кроме того, в кадровых службах подлежат учету работники, имеющие классные чины (воинские звания), количество аттестованных работников за определенный период, уволенных со службы с выделением оснований прекращения службы в органах прокуратуры. Соответственно учитываются перемещения прокурорских работников, количество поощренных и привлеченных к дисциплинарной ответственности, прошедших повышение квалификации и другие показатели, связанные с прохождением службы. Большинство показателей по учету кадров сводятся в единую форму отчета о работе с кадрами, установленную для всей системы органов прокуратуры. Эта статистическая отчетность является необходимым источником информации для обобщения и оценки кадровой работы.

Существенное место в работе с кадрами занимает организация делопроизводства, которое осуществляется в соответствии с приказом Генпрокурора РФ от 29.12.2011 N 450 "О введении в действие Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации". Необходимость правильности технического оформления кадровой работы не вызывает сомнений. Особо выделяется обязательность ведения личных дел на каждого прокурорского работника, оформление и выдача служебных удостоверений, ведение пенсионных дел и других вспомогательных действий, непосредственно связанных с основными видами кадровой работы, а также прием, обработка, регистрация и контроль за своевременным исполнением документов, отправление ответов, формирование дел (нарядов) для их хранения.

 

Особенности государственной службы в органах прокуратуры

 

Согласно Закону о прокуратуре (ст. 40) служба в органах прокуратуры является федеральной государственной службой, а прокурорские работники по своему статусу относятся к федеральным государственным служащим, исполняющими обязанности по должности федеральной государственной службы с учетом требований названного Закона*(10). Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Соответственно согласно Закону о прокуратуре служба в прокуратуре как специальный вид государственной службы - это деятельность прокурорских работников, занимающих соответствующие должности федеральной государственной службы, по реализации полномочий от имени России по надзору за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории РФ законов, а также по выполнению иных функций, установленных законодательством.

Служба в органах прокуратуры строится на принципах и условиях, установленных Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", с учетом особенностей, предусмотренных Законом о прокуратуре. Принципами службы в органах прокуратуры являются: а) приоритет прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства; б) единство выполнения всеми прокурорами возложенных на прокуратуру целей и задач; в) законность и объективность действий и решений; г) централизм - подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящему прокурору и Генпрокурору РФ; д) профессионализм и компетентность прокуроров и служащих органов прокуратуры; е) стабильность службы в органах прокуратуры; ж) защищенность прокуроров и служащих органов прокуратуры от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Важное значение в определении принципов прохождения службы прокурорскими работниками имеет Указ Президента РФ от 12.08.2002 N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", в котором закреплено, что государственный служащий призван: а) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении должностных (служебных) обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственных органов; б) при возникновении конфликта интересов - ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных (служебных) обязанностей, - сообщать об этом непосредственному руководителю и выполнять его решение, направленное на предотвращение или урегулирование данного конфликта интересов; в) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные (служебные) обязанности, и др.

К основам службы в органах прокуратуры, характеризующим ее сущность, относятся такие элементы, как правовое положение прокурорских работников, поступление на службу, условия прохождения службы, а также прекращение службы.

Правовой статус прокуроров представляет собой совокупность прав, обязанностей, ограничений, запретов, установленных законодательством и гарантированных государством. Согласно ст. 54 Закона понятие "прокурор" распространяется на: Генпрокурора РФ, его советников, старших помощников, помощников и помощников по особым поручениям, заместителей Генпрокурора РФ, их помощников по особым поручениям, заместителей, старших помощников и помощников Главного военного прокурора, всех нижестоящих прокуроров, их заместителей, помощников прокуроров по особым поручениям, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, действующих в пределах своей компетенции.

В системе прокуратуры проходят службу федеральные государственные гражданские служащие, чьи должности включены в разд. 17 Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, утв. Указом Президента РФ от 31.12.2005 N 1574. На этих работников требования Закона о прокуратуре не распространяются, и их правовой статус определяется соответственно законодательством РФ о государственной гражданской службе и иными нормативными правовыми актами.

В общем виде наименования должностей прокурорских работников приведены в Законе о прокуратуре и в принятых на его основании нормативных правовых актах, регулирующих различные аспекты деятельности органов и учреждений прокуратуры (например, в постановлениях Правительства РФ от 12.08.1994 N 942 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям" и от 30.07.2005 N 467 "Об установлении должностных окладов прокурорских работников органов прокуратуры Российской Федерации"). Более детально (с указанием наименования органа прокуратуры и подразделения, в котором замещается должность) наименования должностей прокурорских работников и гражданских служащих указаны в организационно-распорядительных документах органов прокуратуры, определяющих их структуру и штатное расписание. Кроме того, личное дело прокурорского работника содержит сведения об указанном работнике, о прохождении им службы в органах прокуратуры, повышении квалификации. Запрещаются сбор и внесение в личное дело сведений о политической и религиозной принадлежности прокурорского работника.

Прокурорский работник имеет право на: а) на ознакомление с документами, определяющими его права, обязанности и функции по занимаемой должности; б) рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда, получение полной и достоверной информации об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте; в) своевременную в полном объеме выплату денежного содержания; г) ознакомление с материалами, находящимися в его личном деле, приобщение к личному делу своих объяснений в письменной форме; д) обеспечение защиты своих персональных данных, хранящихся у представителя работодателя; е) защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами.

Прокурорский работник обязан: а) добросовестно исполнять свои служебные обязанности, не совершать проступков, порочащих честь прокурорского работника; б) выполнять приказы, указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных; в) соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, трудовую дисциплину, установленный режим рабочего времени, порядок работы со служебной информацией и сведениями, составляющими государственные и иную охраняемую законом тайну; г) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности; д) соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда; е) бережно относиться к имуществу органа прокуратуры, экономно расходовать материальные ресурсы, соблюдать установленный порядок хранения документов и материальных ценностей. Прокурорский работник исполняет иные обязанности, установленные Законом о прокуратуре, ТК, законодательством о прохождении государственной службы.

На прокурорских работников возложена обязанность соблюдать ограничения и запреты, установленные законодательством РФ, в том числе:

- на осуществление предпринимательской деятельности;

- выезд за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;

- использование в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средств материально-технического и иного обеспечения, другого государственного имущества, а также на передачу их другим лицам;

- разглашение или использование в целях, не связанных с гражданской службой, сведений, отнесенных в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебной информации, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

- публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в СМИ, в отношении деятельности органов прокуратуры, их руководителей, включая решения Генпрокуратуры РФ, если это не входит в его должностные обязанности;

- прием без письменного разрешения представителя нанимателя наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

- использование должностных полномочий в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также на публичное выражение отношения к указанным объединениям и организациям в качестве прокурорского работника, если это не входит в его должностные обязанности;

- создание в системе прокуратуры РФ структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, организаций ветеранов органов и учреждений прокуратуры) и религиозных объединений или способствование созданию указанных структур;

- вхождение в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;

- занятие без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;

- получение в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и др.). Подарки, полученные прокурорским работником в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и передаются им по акту в орган прокуратуры, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных ГК. Прокурорский работник, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом федеральным законодательством.

Прокурорский работник после увольнения с гражданской службы не вправе: а) в случае замещения должностей гражданской службы, перечень которых установлен федеральным законодательством, в течение двух лет замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности гражданского служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом федеральным законодательством; б) разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Закон о прокуратуре (ст. 4) запрещает прокурорам быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. На прокурорских работников также распространяются и иные ограничения, запреты, установленные ст. 17, 18 и 20 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". В частности, им запрещено быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в государственном органе, в котором они состоят на государственной службе; приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход, и др.

Прокурорам, научным и педагогическим работникам в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы пожизненно присваиваются классные чины.

Военные прокуроры, а также другие офицеры органов военной прокуратуры имеют статус военнослужащих и обладают правами и льготами, установленными Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Законом о прокуратуре и другими нормативными правовыми актами.

Приобретение правового статуса прокурорского работника связано с имеющим юридическое значение фактом поступления лица на службу в органы прокуратуры и назначением его на должность, предусмотренную Законом о прокуратуре. Требования к лицам, впервые поступающим на службу в органы прокуратуры, были изложены выше. На должности прокурора районного звена могут назначаться лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором не менее трех лет. На должности прокуроров областного звена назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором не менее пяти лет.

Для лиц, впервые принимаемых на службу в органы прокуратуры, за исключением лиц, окончивших образовательные учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования, в целях проверки их соответствия занимаемой должности может устанавливаться испытание на срок до шести месяцев.

Учитывая значимость службы на должности прокурора, лицо, впервые назначаемое на эту должность, принимает Присягу прокурора. Принятие особой Присяги предусматривается и для вновь назначаемого Генпрокурора РФ.

Порядок приема на службу в органы прокуратуры на вакантные должности федеральной государственной гражданской службы наряду с законодательством о государственной службе установлен приказом Генпрокурора РФ от 22.05.2006 N 445-к "Об утверждении Инструкции о порядке реализации руководителями органов прокуратуры полномочий нанимателя от имени Российской Федерации".

Исходя из централизации системы органов прокуратуры, подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генпрокурору РФ, в Законе о прокуратуре определены полномочия по назначению на должность и освобождению от должности прокурорского работника. При этом к исключительной компетенции Генпрокурора РФ отнесено назначение на должность и освобождение от должности: а) в Генпрокуратуре РФ - начальников главных управлений, управлений и отделов и их заместителей, советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, помощников и помощников по особым поручениям Генпрокурора РФ, помощников по особым поручениям первого заместителя и заместителей Генпрокурора РФ, старших прокуроров и прокуроров отделов (управлений); б) прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур; в) заместителей прокуроров областного звена; г) прокуроров районного звена; д) директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры и их заместителей. Прокуроры областного звена назначают на должность и освобождают от должности: а) работников аппарата соответствующей прокуратуры, за исключением своих заместителей; б) заместителей прокуроров районного звена, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров. В свою очередь прокуроры районного звена в пределах компетенции назначают на должность и освобождают от должности работников, на занимающих должности прокуроров.

За примерное исполнение прокурорскими работниками своих служебных обязанностей, продолжительную и безупречную службу в органах прокуратуры, выполнение заданий особой важности и сложности применяются следующие поощрения: объявление благодарности; награждение Почетной грамотой; занесение на Доску почета, в Книгу почета; выдача денежной премии; награждение подарком; награждение ценным подарком; награждение именным оружием; досрочное присвоение классного чина или присвоение классного чина на ступень выше очередного; награждение нагрудным знаком "За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации"; награждение нагрудным знаком "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации" с одновременным вручением грамоты Генпрокурора РФ. Положения о нагрудных знаках "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации" и "За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации" утверждаются Генпрокурором РФ. Особо отличившиеся работники могут быть представлены к присвоению почетных званий "заслуженный юрист Российской Федерации" и "заслуженный работник прокуратуры Российской Федерации", награждению государственными наградами России.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, руководители органов прокуратуры имеют право налагать на них следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; понижение в классном чине; лишение нагрудного знака "За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации"; лишение нагрудного знака "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации"; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение из органов прокуратуры.

Генпрокурор РФ вправе налагать дисциплинарные взыскания в полном объеме на прокурорских работников и определяет полномочия соответствующих руководителей по привлечению к дисциплинарной ответственности работников, назначаемых на должность Генпрокурором РФ. Прокуроры областного звена имеют право налагать дисциплинарные взыскания на работников, назначаемых ими на должность, за исключением лишения нагрудного знака "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации". В свою очередь прокуроры районного звена правомочны налагать дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, строгого выговора, а также увольнения работников, назначаемых ими на должность. Наложение дисциплинарного взыскания в виде увольнения из органов прокуратуры работников, награжденных нагрудным знаком "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации", может быть применено только с согласия Генпрокурора РФ.

Дисциплинарное взыскание налагается непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено во время болезни работника либо в период его пребывания в отпуске. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - двух лет со дня его совершения. Работник, совершивший проступок, может быть временно (но не более чем на один месяц) до решения вопроса о наложении дисциплинарного взыскания отстранен от должности с сохранением денежного содержания. Отстранение от должности производится по распоряжению руководителя органа прокуратуры, имеющего право назначать работника на соответствующую должность. За время отстранения от должности работнику выплачивается денежное содержание в размере должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет.

Важным элементом службы в органах прокуратуры являются условия прохождения службы, к числу которых относится внутренний распорядок, продолжительность рабочего времени, отпуска, денежное содержание, меры правовой и социальной защиты различных категорий прокурорских работников.

Лица, претендующие на должности прокуроров, принимаются на службу в органы прокуратуры на условиях трудового договора (федеральные государственные гражданские служащие - служебного контракта), заключенного на неопределенный срок или на срок не более пяти лет. В соответствии с трудовым законодательством на прокурорских работников возлагаются обязанности по соблюдению правил внутреннего распорядка, установленные в органе прокуратуры. На них распространяется общая продолжительность рабочего времени, предоставляются ежегодный оплачиваемый отпуск и другие гарантии с учетом особенностей прохождения данного вида службы. Эти особенности касаются продолжительности отпуска, установленного в количестве 30 календарных дней без учета времени следования к месту отдыха и обратно с оплатой стоимости проезда в пределах территории РФ и предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за стаж службы до 15 календарных дней.

Денежное содержание прокурорских работников состоит из должностного оклада; доплат за классный чин, выслугу лет, особые условия службы (в размере 50% должностного оклада); доплат за сложность, напряженность и высокие достижения в труде (в размере до 50% должностного оклада); процентных надбавок за ученую степень и ученое звание по специальности, соответствующей должностным обязанностям, за почетное звание "заслуженный юрист Российской Федерации"; денежного поощрения (премии) по итогам за квартал и год; других выплат, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.

Пенсионное обеспечение прокуроров и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством РФ для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей. Этой категории прокурорских работников, имеющих право на пенсию за выслугу лет, предусматривается также выплата ежемесячной надбавки к денежному содержанию в размере 50% пенсии, которая могла быть им назначена.

Прокуроры подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму, равную 180-кратному размеру их среднемесячного содержания (см. приказ Генпрокурора РФ от 15.04.2010 N 165 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о мерах социальной защиты, осуществляемых в случае гибели (смерти), причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью прокуроров органов прокуратуры Российской Федерации в связи с их служебной деятельностью").

Законодательством РФ предусматриваются и другие льготы и гарантии различным категориям прокурорских работников в связи с прохождением ими службы в органах прокуратуры.

К особенностям прекращения службы прокуроров относится возможность их увольнения помимо оснований, предусмотренных трудовым законодательством, в связи с выходом в отставку и по инициативе руководителя органа прокуратуры в случаях достижения предельного возраста пребывания на службе, прекращения гражданства России, нарушения Присяги прокурора, а также совершения проступков, порочащих честь прокурорского работника, несоблюдения ограничений и неисполнения обязанностей, связанных со службой, разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.

Определенная специфика прекращения службы установлена также для федеральных государственных гражданских служащих органов прокуратуры.

Контроль соблюдения порядка и условий прохождения службы прокурорскими работниками осуществляется соответствующими кадровыми подразделениями органов прокуратуры.

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.