Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Правовое регулирование в сфере экологии





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Конституция РФ, обязывая каждого охранять природу и бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), одновременно гарантируют ему право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, а также на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; допускается частная собственность на землю и иные природные ресурсы (ст. 9). Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, охраны окружающей среды и экологической безопасности, природопользования относятся к совместному ведению России и ее субъектов (ст. 72). Согласно ст. 76 Конституции РФ издаваемые субъектами РФ правовые акты, регулирующие различные отношения в сфере экологии, не должны противоречить соответствующему федеральному законодательству, что не препятствует им в случае отсутствия на федеральном уровне определенного законодательного акта регулировать общественные отношения самостоятельно.

Базовым законодательным актом в рассматриваемой сфере является Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), в котором закреплены: принципы и объекты охраны окружающей среды; компетенция России, ее субъектов, органов местного самоуправления, специально уполномоченных государственных органов в области охраны природы и использования ее ресурсов; права и обязанности граждан и общественных организаций. Следует также выделить Федеральные законы от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". К законодательным актам отраслевого характера относятся: Водный кодекс, ЛК, Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах"; федеральные законы от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха". Отдельные вопросы экологической безопасности регулируются федеральными законами от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".

Водным кодексом установлено, что регулирование отношений, связанных с определением права собственности на подземные водные объекты, предоставлением и прекращением права пользования водными объектами, с использованием подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, должно осуществляться в соответствии с законодательством о недрах (ст. 8-10, 43, 59 Закона РФ "О недрах"). Водным кодексом не предусмотрено ограничение оборота водных объектов, предоставленных в пользование на основании договора водопользования (ст. 9), ограничение перехода права пользования такими водными объектами (ст. 19), в связи с чем серьезным образом могут нарушаться права граждан на доступ к водным объектам. Кроме того, замена разрешительного порядка предоставления права пользования водными объектами на договорные отношения приводит к снижению эффективности государственного регулирования. Статьей 11 Водного кодекса разрешено использование водных объектов для сброса сточных и дренажных вод и при этом не предусмотрена платность за загрязнение. Вообще отсутствует норма, регулирующая рациональное использование и охрану водных объектов от загрязнения, истощения и деградации.

В свою очередь, ЛК определено, что гражданско-правовые отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регламентируются гражданским законодательством, а также ЗК, если иное не установлено ЛК и другими федеральными законами. ЛК вместо разрешительного введен заявительный порядок осуществления лесопользования (лесная декларация).

Нормативные правовые акты Президента РФ в основном содержат концептуальные положения о направлениях государственной политики в рассматриваемой сфере. Речь идет об указах от 04.02.1994 N 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", от 01.04.1996 N 440 "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию", от 04.06.2008 N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики".

Положения федеральных законов конкретизируются в постановлениях Правительства РФ, а также в актах специально уполномоченных в экологической сфере федеральных органов исполнительной власти. В качестве примеров можно привести постановление Правительства РФ от 02.02.2010 N 42 "Об уничтожении запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов" и приказ Минприроды России от 06.09.2010 N 344 "Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания". Начиная с 2008 г. в экологическом законодательстве наметилась неоднозначно оцениваемая тенденция акцентирования внимания в подзаконном нормотворчестве на акты министерств и федеральных служб (например, в водной, лесной и ряде других сфер).

Значительная роль в правовом регулировании экологических отношений отведена актам субъектов РФ и муниципальных образований. Региональное законодательство развивается с разной степенью интенсивности, однако вопросы, подлежащие регулированию в силу требований федеральных законов, субъектами РФ, как правило, решаются своевременно. Муниципальное нормотворчество напрямую вытекает из компетенции, определенной федеральным и региональным законодательством.

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.