Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Организация надзора за исполнением законов в сфере экологии





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В соответствии с приказом Генпрокурора РФ от 07.12.2007 N 195 среди основных направлений надзорной деятельности назван надзор в сфере экологической безопасности. С учетом складывающейся в стране крайне неблагоприятной экологической обстановки прокурорам предписывается наладить эффективный надзор за исполнением законов об охране природы и рациональном использовании ее ресурсов и по каждому факту экологического правонарушения принципиально ставить вопросы об ответственности виновных лиц и взыскании причиненного материального ущерба. В надзоре за исполнением законов контролирующими органами первостепенное значение следует придавать выполнению ими обязанностей по выявлению и пресечению правонарушений, требовать в необходимых случаях выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проверять законность и полноту принятых этими органами мер по устранению нарушений и привлечению виновных к ответственности.

Надзор за исполнением законодательства в рассматриваемой сфере осуществляют: отдел по надзору за исполнением законов в экологической сфере Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генпрокуратуры РФ; подразделения Генпрокуратуры РФ в федеральных округах; прокуратуры регионального уровня, включая специализированную Волжскую межрегиональную природоохранную прокуратуру, прокуратуры районного звена, в том числе специализированные межрайонные природоохранные прокуратуры.

Вопросы разграничения компетенции прокуроров в природоохранной сфере определены в приказе Генпрокурора РФ от 07.05.2008 N 84. Непосредственно компетенция природоохранных прокуроров закреплена в п. 2.3 приказа. Согласно п. 4 приказа Волжский межрегиональный природоохранный прокурор осуществляет надзор и иные функции в границах бассейна реки Волга, что предопределяет необходимость согласования с Генпрокуратурой РФ и закрепления в совместных документах с прокуратурой субъектов РФ перечней городов и районов в регионах, расположенных в бассейне реки Волги, на которые распространяются полномочия Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры.

На основании п. 2.4 приказа в пределах установленной компетенции прокурорами специализированных прокуратур обеспечиваются координация деятельности правоохранительных органов по соответствующим направлениям борьбы с преступностью, участие в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел, разрешение обращений, формирование статистической отчетности, анализ состояния законности и правопорядка. А п. 2.5 предписывает прокурорам субъектов РФ при отсутствии на территории региона специализированной прокуратуры (на правах районной), руководствуясь требованиями федерального законодательства и организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ, возлагать соответствующие полномочия по осуществлению надзора на прокуроров городов и районов.

В организации надзора большое значение имеет информационно-аналитическая работа, содержательную сторону которой составляют ряд взаимосвязанных этапов: сбор информации, ее обработка, выводы и предложения (результат). Она включает анализ эффективности деятельности правоохранительных органов, в том числе органов прокуратуры. Для правильной постановки аналитической работы необходимы: 1) информация о нарушениях экологического законодательства и обстоятельствах, способствующих этим нарушениям; 2) средства сбора, накопления и обработки информации; 3) наличие унифицированных показателей, характеризующих состояние законности.

Источниками информации о нарушениях экологического законодательства могут стать сведения из разных организаций, в первую очередь из органов контроля (надзора) в рассматриваемой сфере, где можно получить сведения: а) о составе и степени опасности загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, водных объектах и их концентрациях (превышениях ПДК) в компонентах природной среды;

б) о выявленных нарушениях экологического законодательства и принимаемых мерах к их устранению и недопущению в будущем;

в) об оснащении предприятий газоочистными, водоочистными и пылеулавливающими установками, приборами контроля вредных выбросов, сбросов и об их работе; г) о строительстве новых и реконструкции действующих очистных сооружений; д) о числе должностных и иных лиц, привлеченных к дисциплинарной и административной ответственности за загрязнение окружающей среды; е) о количестве и суммах заявленных исков в суды о возмещении ущерба, причиненного нарушениями экологического законодательства; ж) о количестве материалов, направленных в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; з) о приостановлении производственной деятельности предприятий, цехов, участков.

Природоохранные органы составляют также перспективные и текущие планы или программы своей деятельности, направленной на оздоровление окружающей среды, с которыми необходимо знакомиться прокурору. Естественно, в силу возложенных на прокуратуру полномочий в поле ее зрения должны находиться ежегодные планы проверок хозяйствующих субъектов (Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").

Прокурорами также должна быть востребована обширная и разносторонняя информация о состоянии окружающей среды в регионах и мерах, принимаемых по ее оздоровлению, которой обладают представительные и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Начиная с 1992 г. ежегодно публикуется Государственный доклад "О состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации". Это обобщенный свод данных, представленных всеми специально уполномоченными в области охраны и использования окружающей среды и иными органами. Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора издает ежегодный Государственный доклад "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации". На МЧС России возложена обязанность по составлению ежегодного доклада "О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Перечисленные источники информации содержат анализ официальных данных из статистических отчетов. Прокурорам необходимо изыскивать возможности для получения таких документов.

В числе информационных источников следует выделить формы статистического наблюдения. Приказом Росстата от 10.08.2009 N 166 утверждены: форма N 4-ОС "Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды и экологических платежах" (годовая); форма N 1-ЛХ "Сведения о воспроизводстве лесов и лесоразведении" (годовая); форма N 12-ЛХ "Сведения о защите лесов" (годовая); форма N 2-ТП (воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха"; форма N 2-ТП-воздух (срочная) "Сведения об охране атмосферного воздуха". Кроме того, продолжают действовать некоторые формы, утв. приказом Росстата от 18.08.2008 N 194, в том числе: форма N 1-заповедник "Сведения о государственных природных заповедниках и национальных парках"; N 6-ОС "Сведения о загрязнении окружающей среды при авариях на магистральных трубопроводах"; N 5-ЛХ "Сведения о лесных пожарах"; N 2-ТП (охота) "Сведения об охотничьих хозяйствах". Форма N 2-ТП (отходы) утверждена приказом Росстата от 28.01.2011 N 17. Приказом Росстата от 19.10.2009 N 230 введена в действие с отчета за 2010 г. форма N 2-ТП (водхоз) "Сведения об использовании воды".

Сведения по перечисленным формам могут быть получены в территориальных органах Росстата либо в органах и организациях, обязанных их заполнять. Следует иметь в виду, что формы статистического наблюдения периодически отменяются или утверждаются в новой редакции. Это налагает на прокурора обязанность следить за подобными изменениями и учитывать их в надзорной деятельности.

В административных комиссиях органов местного самоуправления могут быть получены сведения о лицах, привлеченных к административной ответственности за отдельные нарушения экологического законодательства.

Данные о материальном ущербе, причиненном загрязнением окружающей среды, о количестве и суммах рассмотренных и удовлетворенных исков можно получить в судах.

Банковские, финансовые и налоговые органы имеют сведения о поступлении платежей за пользование природными ресурсами и объектами, за сбросы и выбросы предприятиями загрязняющих веществ, за размещение отходов и иные виды негативного воздействия, а также о поступлении денежных средств, взыскиваемых с виновных по решениям судов и органов, обладающих правом наложения штрафов.

Емкими источниками информации о нарушениях экологического законодательства являются письменные и устные обращения граждан (жалобы, заявления), поступающие в прокуратуру; сообщения СМИ (печатных изданий, радио, телевидения); обращения в прокуратуру должностных лиц.

В качестве основания для прокурорских проверок принимаются во внимание материалы уголовных, гражданских, арбитражных дел, а также дел об административных правонарушениях, прокурорской и правоприменительной практики, содержащие данные о нарушении законов.

Полученная прокурорами информация о нарушениях экологического законодательства должна подвергаться тщательному анализу, что позволяет: а) видеть реальное состояние окружающей среды, вред, причиненный ей выбросами и сбросами стационарных и передвижных источников загрязнения, размещением отходов; б) определять наиболее неблагополучные в экологическом отношении промышленные и иные предприятия, другие объекты; в) оценивать результативность мер борьбы с нарушениями экологического законодательства, роль природоохранных и правоохранительных органов, а также самой прокуратуры; г) определять круг вопросов, по которым проведение проверок можно поручить природоохранным и другим органам; д) избегать дублирования в работе, осуществлять более целенаправленно надзор за исполнением названного законодательства.

Одним из важных аспектов работы прокуратуры в сфере экологии является планирование надзорной деятельности, обеспечивающее ее комплексную научную основу. Планированием достигается: а) четкое определение задач прокуратуры в целом и отдельных ее звеньев на определенный отрезок времени; б) разработка и реализация программы мероприятий по решению этих задач, составленной на основе рационального распределения сил и средств для укрепления законности и более эффективной борьбы с правонарушениями; в) установление персональной ответственности за выполнение намеченных мероприятий и последовательности их выполнения во времени; г) определение форм взаимодействия прокуратуры с другими государственными органами и общественными организациями.

Плановые мероприятия прокуратуры согласовываются с мероприятиями природоохранных и других органов. При этом применяются требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ. В соответствии с приказом Генпрокурора РФ от 27.03.2009 N 93 прокуроры обязаны при проведении надзорных проверок органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля уделять особое внимание исполнению требований Закона и привлечению к ответственности виновных в нарушении закона лиц с использованием всех полномочий, предусмотренных Законом о прокуратуре. По итогам работы за каждое полугодие необходимо организовывать проведение сверок данных с органами государственного контроля (надзора) об осуществленных внеплановых выездных проверках хозяйствующих субъектов. Следует помнить, что основанием для проведения внеплановой выездной проверки, подлежащей согласованию в органах прокуратуры, является, в частности, поступление в органы государственного контроля (надзора) информации (обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, сведений из СМИ) о фактах причинения (угрозы причинения) вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, а также возникновение (угрозы возникновения) чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Прокурор должен убедиться, что проверки действительно проведены и приняты реальные меры, направленные на устранение и недопущение в будущем выявленных правонарушений, а виновные лица понесли наказание.

Одним из путей совершенствования надзорной практики органов прокуратуры является обобщение и анализ информации о выявленных нарушениях, допущенных уполномоченными органами при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью прав субъектов предпринимательской деятельности.

К числу важнейших элементов организации прокурорского надзора за исполнением законов, в том числе и за исполнением экологического законодательства, относится надлежащий контроль со стороны руководителей прокуратур за рассмотрением актов прокурорского реагирования и исполнением требований прокурора. С этой целью в прокуратуре должен быть налажен учет всех актов прокурорского реагирования и оперативный контроль за сроками и качеством их рассмотрения.

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.