Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Надзор за исполнением законов о противодействии терроризму 2 страница





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Серьезную роль в регулировании отдельных вопросов деятельности службы судебных приставов, и это прямо вытекает из требований вышеназванных законов, играют постановления Правительства РФ, например, от 02.10.2009 N 776 "Об обеспечении боевым ручным стрелковым и иным оружием, патронами к нему, специальными средствами, оборудованием и снаряжением Федеральной службы судебных приставов".

Регламентация отдельных вопросов осуществляется и на уровне ведомственных и межведомственных нормативных правовых актов, среди которых можно назвать: приказ Минюста России от 03.08.1999 N 226 "Об утверждении Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности", приказ ФССП России и Росимущества от 25.07.2008 N 347/149 "Об утверждении Порядка взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество", приказ ФССП России и ФСБ России от 10.04.2009 N 100/157 "Об организации взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы безопасности Российской Федерации при установлении (отмене) временного ограничения на выезд должников из Российской Федерации" и др.

Предмет и пределы надзора за исполнением законов судебными приставами. В соответствии с Законом о прокуратуре предмет надзора за исполнением законов судебными приставами включает:

соблюдение прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, вовлеченных в сферу исполнительного производства;

соблюдение Конституции РФ и исполнение действующих на территории РФ законов должностными лицами службы судебных приставов;

соответствие законам правовых актов, издаваемых должностными лицами службы судебных приставов;

законность применения мер обеспечения исполнительного производства должностными лицами службы судебных приставов;

законность применения мер административного принуждения в рамках исполнения законодательства об административных правонарушениях;

законность применения мер по обеспечению установленного порядка деятельности судов, в особенности при применении ими физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Следует также отметить, что с учетом произошедших в 2000-е гг. изменений в законодательстве, направленных на усиление статуса судебных приставов, надзор за исполнением ими законов из ранее сугубо "общенадзорного" стал комплексным, поскольку на службу судебных приставов возложена функция уголовного преследования, осуществляемая в форме дознания (вопросы надзора в этой сфере излагаются в 7.2).

Пределы надзора в рассматриваемой сфере определяются полномочиями, установленными в гл. 1 разд. III Закона о прокуратуре, особенностями их применения, отраженными в указании Генпрокурора РФ от 12.05.2009 N 155/7 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами", а также компетенцией прокурора соответствующего уровня.

Организация работы прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами. Общие требования к организации надзора за исполнением законов судебными приставами определены в указании Генпрокурора РФ от 12.05.2009 N 155/7. Учитывая адресный характер данного указания, проверки исполнения законов судебными приставами вправе проводить только территориальные прокуроры.

Источниками информации о нарушении законов в сфере исполнительного производства для прокуроров являются:

обращения (жалобы, заявления) физических и юридических лиц;

сообщения СМИ;

официальные сообщения руководителей предприятий и организаций, поступающие в государственные органы (в частности, в суды и в органы ФССП России);материалы дел (уголовных, гражданских и арбитражных, об административных правонарушениях) о неисполнении актов судебных органов;

данные анализа и обобщения практики надзора;

материалы проведенных проверок;

информация общественных организаций, занимающихся защитой прав потребителей, а также ассоциаций банковских вкладчиков;

сведения статистической отчетности ФССП России по формам, утв. приказом Минюста России от 12.03.2009 N 69, в том числе формы: N 1-1 "Основные показатели деятельности территориальных органов ФССП России"; N 2-1 "Сведения об арестованном, переданном на реализацию и реализованном имуществе"; N 2-2 "Сведения о результатах деятельности территориальных органов ФССП России по розыску должников и их имущества"; N 3-1 "Основные показатели деятельности территориальных органов ФССП России по обеспечению установленного порядка деятельности судов"; N 5-1 "Сведения о проверках территориальных органов ФССП России"; N 6-1 "Сведения об обращениях, поступивших в Федеральную службу судебных приставов"; N 6-2 "Сведения по жалобам на постановления, действия (бездействие) должностных лиц ФССП России, поданным в порядке подчиненности" и др.

Полезными для целей анализа деятельности подразделений ФССП России являются данные, регулярно готовящиеся в рамках исполнения приказа ФССП России от 13.05.2011 N 231 "Об утверждении методики расчетов, используемых в системе оценки эффективности деятельности территориальных органов Федеральной службы судебных приставов".

Типичные нарушения законов. В последние годы не сокращается количество жалоб граждан и юридических лиц в связи с нарушением порядка и сроков возбуждения исполнительных производств; совершением действий по принудительному исполнению судебных решений без вынесения постановления о возбуждении исполнительных производств; изъятием имущества, не принадлежащего должникам; необоснованным задержанием граждан; с реализацией арестованного имущества по заниженной стоимости; невыявлением денежных средств и иного имущества должников. Нарушения законодательства допускаются судебными приставами-исполнителями практически на всех стадиях исполнительного производства и к наиболее типичным из них можно отнести:

несоблюдение сроков возбуждения исполнительных производств. Вопреки положению ч. 8 ст. 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" постановления о возбуждении исполнительных производств судебными приставами-исполнителями нередко выносятся с несоблюдением трехдневного срока со дня поступления к ним судебных решений, а иногда вообще не выносятся;

нарушение ч. 17 ст. 30 Закона, согласно которой копии постановлений о возбуждении исполнительных производств должны направляться взыскателю, должнику и в орган, выдавший исполнительный документ;

несоблюдение установленного ч. 12 ст. 30 Закона пятидневного срока для добровольного исполнения решения суда;

нарушение требований правовых норм, регулирующих основания и порядок наложения ареста на имущество должников (несоблюдение требований ст. 80 Закона о своевременном наложении ареста на имущество должника, позволяющее должнику принять меры к сокрытию, реализации имущества, фиктивно оформить право собственности на других, возможно, подставных лиц;

при наложении ареста не устанавливается принадлежность имущества;

непроведение оценки имущества в нарушение требований ст. 85 Закона;

несоблюдение процедуры ареста ценных бумаг, определенной ст. 82 Закона;

невыполнение требований Закона в части установления очередности наложения ареста на имущество должника);

наложение ареста на имущество без участия понятых либо с участием всего лишь одного понятого (иногда в качестве понятых привлекаются лица, заинтересованные в совершении исполнительных действий);

возвращение исполнительных листов взыскателям с актом о невозможности исполнения и вынесение постановлений об окончании исполнительного производства вместо прекращения производства на основании п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона в связи со смертью должника (при наличии справок о смерти должников);

обращение взыскания на имущество должника, которое согласно Закону не может быть арестовано, изъято и принудительно реализовано;

несоблюдение требований ст. 33 Закона, обязывающих судебных приставов следить за переменой места жительства должником (несвоевременное сообщение о таких фактах затягивает или делает невозможным исполнение судебных решений);

нарушение Закона на завершающей стадии исполнительного производства (постановления об окончании исполнительных производств выносятся не везде, в ряде случаев исполнительные документы без какого-либо обоснования возвращаются взыскателям);

нарушение установленного Законом двухмесячного срока реализации арестованного имущества;

превышение должностных полномочий (незаконная реализация имущества, повлекшая за собой крупный материальный ущерб его собственнику) и др.

Проверки исполнения законов судебными приставами. Прокурорская проверка в зависимости от ее целей и задач может проводиться в районном (городском) отделе службы судебных приставов и (или) в управлении ФССП России по субъекту РФ.

В ст. 5 Федерального закона "Об исполнительном производстве" ФССП России и ее территориальные органы обозначены как органы принудительного исполнения. Непосредственное осуществление функции по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов ФССП России. Права и обязанности судебных приставов определены ст. 11-19 Федерального закона "О судебных приставах".

При выборе объекта плановой проверки следует исходить из существа совокупной информации, свидетельствующей о неблагополучном состоянии исполнения законов в деятельности судебных приставов, прежде всего в сфере исполнительного производства. Поводом для планирования проверки могут являться факты систематического невыполнения должностными лицами службы судебных приставов законных требований прокурора, а также непредставление информации о результатах рассмотрения представлений, принятых мерах по устранению выявленных нарушений законов.

В начале проверки тщательно проверяется достоверность имеющихся у прокурора сведений о нарушениях законов, допущенных судебными приставами, а также использование главными и старшими судебными приставами полномочий по отмене незаконных постановлений подчиненных судебных приставов. Прокурору на подготовительной стадии необходимо: 1) изучить законодательство, регулирующее деятельность судебных приставов; 2) проанализировать соответствующие статистические и иные данные; 3) обратить внимание на устранение ранее выявленных недостатков в деятельности службы судебных приставов; 4) составить план, в котором отразить все вопросы, подлежащие рассмотрению в ходе проверочных действий и их сроки.

Для установления каких-либо данных об исполнительном производстве или получения сведений о его ходе прокурор вправе вызывать судебного пристава-исполнителя для получения от него необходимых объяснений.

Неоконченные исполнительные производства прокурорам следует изучать в подразделениях службы судебных приставов по месту их нахождения, исключив факты их изъятия и истребования в прокуратуру, что прямо отражено в указании Генпрокурора РФ от 12.05.2009 N 155/7.

В ходе проведения проверки прокурору следует ознакомиться с реестром дел, ведущимся в проверяемом территориальном подразделении службы судебных приставов, а также с иными материалами, к которым относятся:

журналы регистрации входящей и исходящей корреспонденции;

журнал учета исполнительных производств, собственно исполнительные производства;

журнал учета материалов по взысканию сумм временных пособий на несовершеннолетних детей, выплаченных в период розыска их родителей;

журнал учета штрафов, налагаемых приставом-исполнителем в стадии исполнения судебных решений;

книга учета арестованного имущества;

книга учета депозитных сумм подразделения судебных приставов;

книга регистрации жалоб и заявлений, собственно жалобы и заявления и переписка по ним;

отчетно-статистические документы, различные постановления и акты, другие документы.

В ходе проверки прокурором выясняется:

налажен ли в службе судебных приставов учет исполнительных документов;

соблюдается ли трехдневный срок вынесения постановления о возбуждении либо об отказе в возбуждении исполнительного производства (ч. 8 ст. 30, ч. 1 ст. 31 Федерального закона "Об исполнительном производстве");

имеются ли факты уклонения судебных приставов от возбуждения исполнительных производств;

своевременно ли (не позднее следующего дня за днем вынесения постановления) направляются копии постановлений судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ч. 17 ст. 30 Закона);

все ли предусмотренные законом меры предпринимаются судебными приставами в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, включая опись имущества должника, наложение ареста на его имущество;

соблюдается ли установленный (двухмесячный) срок исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (ч. 1 ст. 36 Закона);

законны ли действия судебного пристава-исполнителя по отсрочке или рассрочке исполнения судебных актов и актов других органов, изменению способа и порядка их исполнения, отложению исполнительных действий, соблюдается ли порядок приостановления, прекращения и окончания исполнительного производства;

на законном ли основании приостанавливаются исполнительные производства и откладываются исполнительные действия;

правомерно ли устанавливаются временные ограничения на выезд должника за пределы России;

регистрируются ли поступающие в службу судебных приставов жалобы и заявления;

своевременно ли они рассматриваются и разрешаются и соответствуют ли закону принимаемые по ним решения;

соответствуют ли закону принимаемые судебными приставами решения и не ущемляют ли они права соответствующих физических и юридических лиц;

принимаются ли меры, и какие конкретно, к розыску скрывшихся должников и розыску имущества должников;

не превышают ли судебные приставы-исполнители свои полномочия при наложении ареста на имущество, реализации арестованного имущества, применении штрафных санкций.

В процессе надзорных проверок прокурор особое внимание должен уделять охране прав и законных интересов лиц, участвующих в исполнительном производстве. В связи с этим в ходе проверки надлежит выяснять:

было ли сделано должнику предложение о добровольном исполнении решения;

соблюдается ли срок, предоставленный Законом для добровольного исполнения (не более пяти дней);

своевременно ли исполняются судебные решения о защите трудовых прав граждан (восстановление на работе, взыскание заработной платы), а также исполнительные документы, предусматривающие немедленное их исполнение (ч. 10 ст. 30 Закона);

обоснованно ли возвращаются исполнительные документы взыскателю (ст. 46 Закона);

выполняются ли судебными приставами-исполнителями требования по розыску должника, его имущества или розыску ребенка (ст. 65 Закона);имеют ли место нарушения в части наложения ареста или обращения взыскания на вновь поступающие на счет должника денежные средства (ст. 69-70 Закона);

насколько правомерны наложенные на должника взыскания за неисполнение решений суда, были ли такие взыскания соответствующим образом мотивированы;

насколько уважительны причины, по которым исполнение не было произведено в установленный срок;

применял ли судебный пристав все имеющиеся в его распоряжении меры для исполнения судебного решения;

не было ли обращено взыскание на имущество должника, которое в соответствии с федеральным законодательством не может быть арестовано, изъято и принудительно реализовано (гл. 8 Закона);

соблюдаются ли требования о наложении ареста на имущество должника и о его реализации (гл. 10 Закона);

соблюдается ли очередность удовлетворения требований взыскателей (ст. 111 Закона);

не допускаются ли нарушения в части привлечения виновных граждан и должностных лиц к ответственности за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя (ст. 113, 114 Закона);

соблюдаются ли требования закона при взыскании исполнительского сбора (ст. 112 Закона);

соблюдаются ли требования об исполнении исполнительных документов по спорам неимущественного характера (гл. 13 Закона);

каковы результаты рассмотрения заявлений и жалоб граждан, должностных лиц, организаций по оспариванию постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) в арбитражном суде либо в суде общей юрисдикции по исполнению исполнительного документа (в соответствии со ст. 128 Закона) и др.

Прокурорам следует тщательно проверять факты, когда действия судебного пристава-исполнителя по взысканию задолженности ограничиваются лишь взысканием исполнительского сбора. Практика показывает, что в таких случаях может существовать сговор между должником и судебным приставом, направленный на препятствование реальному исполнению судебного акта.

Специфика проверочных действий в региональных управлениях ФССП России предопределяет необходимость истребования и оценки приказов, указаний и распоряжений главного судебного пристава на предмет их законности и обоснованности.

В тех случаях, когда главными и старшими судебными приставами не проверялась законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчиненных судебных приставов-исполнителей, прокурору необходимо направлять в их адрес жалобы граждан, поступившие в органы прокуратуры, и осуществлять соответствующий контроль за результатами их рассмотрения.

Важным направлением надзора является проверка правомерности выплаты судебным приставом-исполнителем вознаграждения за работу переводчиков, специалистов и иных лиц, привлеченных в установленном порядке к организации и проведению исполнительных действий, и компенсацию понесенных ими, а также понятыми расходов (ст. 116 Закона).

Особое внимание необходимо уделять вопросам выявления и предупреждения судебными приставами уголовно наказуемых правонарушений.

Кроме того, подлежат проверкам сведения о фактах превышения полномочий судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов, в особенности при применении ими физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. По каждому факту применения судебными приставами огнестрельного оружия, повлекшему человеческие жертвы (гибель и ранения людей), необходимо проводить проверки на предмет установления законности применения данного оружия.

Меры прокурорского реагирования. Установив факты нарушения законов в деятельности судебных приставов, прокуроры используют меры реагирования, предусмотренные ст. 22 Закона о прокуратуре, в том числе: а) протест на противоречащий закону нормативный правовой акт, содержащий требование изменить либо отменить такой акт; б) заявление в суд о признании нормативного правового акта недействующим, действий (бездействия) и решений судебных приставов незаконными; в) представление об устранении нарушений закона; г) предостережение о недопустимости нарушения закона.

Согласно п. 1.10 указания Генпрокурора РФ от 12.05.2009 N 155/7 протесты на незаконные постановления судебных приставов-исполнителей должны приноситься вышестоящим должностным лицам. В связи с этим постановления, вынесенные единолично судебным приставом-исполнителем, подлежат опротестованию старшему судебному приставу. В случаях, когда выносимое постановление требует утверждения старшим судебным приставом (о розыске должника, о проведении государственной регистрации прав собственности на имущество, иного имущественного права должника, о временном ограничении на выезд должника из России), протест адресуется главному судебному приставу субъекта РФ.

Пункт 1.9 указания предписывает вносить представления об устранении нарушений главным судебным приставам субъектов РФ с постановкой вопроса о привлечении виновных судебных приставов-исполнителей к дисциплинарной ответственности. Данное обстоятельство не исключает возможности внесения требования о наказании старшего судебного пристава.

Для того чтобы меры прокурорского реагирования были эффективными, при подготовке протестов и представлений необходимо четко формулировать требования, опираясь на положения законов, регулирующих исполнительное производство. При этом необходимо обращать внимание не только на факт своевременного получения ответов, но и на их содержание, на мотивировку ответа и подтверждение исполнения требований прокурора (в том числе копиями приказов об отмене незаконного акта либо о наложении дисциплинарного наказания).

В случае неисполнения законных требований прокурора (например, безмотивное непринятие мер по внесенному представлению, неявка без уважительных причин по вызову прокурора и т.д.) должны выноситься постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП.

В соответствии с указанием Генпрокурора РФ от 12.05.2009 N 155/7 в случае неисполнения законных требований прокурора следует применять предоставленные ст. 45, 254, 441 ГПК и ст. 198 АПК полномочия по обращению в суды с заявлениями о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и возмещении причиненного ими ущерба.

По согласованию со взыскателем - лицом, в интересах которого было предъявлено исковое заявление, по делу, возбужденному по инициативе прокурора, постановление, действие (бездействие) должностного лица службы судебных приставов при наличии достаточных оснований могут быть оспорены прокурором. В соответствии со ст. 441 ГПК такие заявления рассматриваются в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

Как указано в п. 3 постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам гл. 25 ГПК, в частности, относятся должностные лица службы судебных приставов, исполняющие судебные постановления или постановления иных органов, а также должностные лица службы судебных приставов, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов. Заявления рассматриваются судами общей юрисдикции, за исключением случаев, которые относятся к компетенции арбитражных судов: когда речь идет об исполнении исполнительного документа, выданного арбитражным судом в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также в иных случаях, установленных АПК.

Согласно ч. 2 ст. 197 АПК прокурором могут быть оспорены решения и действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей по исполнению судебных актов арбитражного суда. При этом необходимо учитывать, что установленные Федеральным законом "Об исполнительном производстве" сроки обжалования (10 дней) адресованы участникам исполнительного производства, т.е. не лимитируют прокурора. Он руководствуется положениями процессуального законодательства.

В случае выявления в ходе проверки фактов совершения уголовно-наказуемых деяний, в том числе по составам, отнесенным непосредственно к подследственности органов дознания ФССП России, прокурор в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК выносит мотивированное постановление о направлении материалов проверки в соответствующий орган предварительного расследования. Факты совершения преступлений непосредственно должностными лицами службы судебных приставов (злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, служебный подлог и т.д.) также должны влечь за собой своевременное реагирование прокурора в установленном порядке.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Винокуров А.Ю. Гришин А.В. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями: пособие / А.Ю. Винокуров, А.В. Гришин. - М.: Академия Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2012.

2. Воеводина Т.Г. Организация прокурорского надзора за исполнением судебных решений: рекомендации прокурорам / Т.Г. Воеводина. - СПб., 2003.

3. Воеводина Т.Г. Прокурорский надзор за соблюдением законов судебными приставами-исполнителями при исполнении судебных постановлений по гражданским делам: учеб. пособие / Т.Г. Воеводина. - СПб., 2004.

 

5.10. Надзор за законностью правовых актов*(72)

 

Предмет и пределы надзора за законностью правовых актов. Как было отмечено со ссылкой на ст. 21 Закона о прокуратуре в 5.1 настоящего пособия, соответствие законам правовых актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, является составной частью предмета такой отрасли прокурорского надзора, как надзор за исполнением законов. Вместе с тем было бы неправильно ограничивать деятельность прокурора по проверке законности правовых актов поднадзорных ему органов и лиц и реагированию на выявленные несоответствия таких актов законам только рамками "общенадзорной" отрасли, поскольку в ряде статей Закона о прокуратуре прямо упоминается о возможности принесения протеста, который, как известно, является наиболее распространенной формой постановки вопроса об отмене либо приведении в соответствие с законом противоречащих ему правовых актов.

Так, в ст. 28 Закона о прокуратуре, определяющей отдельные полномочия прокурора в правозащитной сфере надзора, закреплено право прокурора (его заместителя) приносить протест на акт, нарушающий права человека и гражданина (которые, соответственно, должны быть закреплены в законе), а ст. 33 в свою очередь допускает возможность принесения протестов на не соответствующие законодательству РФ приказы, распоряжения и постановления администраций органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, причем до рассмотрения протеста действие оспоренного прокурором акта приостанавливается. На опротестование постановлений органов, осуществляющих ОРД, нацеливает приказ Генпрокурора РФ от 15.02.2011 N 33 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности", что должно находить отражение в утвержденной данным документом статистической отчетности. Деятельность прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами также сопряжена с необходимостью проверки выносимых этими должностными лицами правовых актов и обязанностью приносить протест в случае наличия признаков незаконности таких актов.

Таким образом, надзор за законностью правовых актов фактически является межотраслевой деятельностью, но традиционно с учетом закрепления положений о нем именно в ст. 21 Закона о прокуратуре ассоциируется именно с "общенадзорной" деятельностью, являясь ее самостоятельным направлением (подотраслью). Поэтому предметом надзора за законностью правовых актов выступает соответствие законам правовых актов, издаваемых (принимаемых) перечисленными в названной статье органами и лицами. Немаловажным с практической точки зрения представляется вопрос о пределах надзора в рассматриваемой сфере, под которыми понимаются допускаемые законом и компетенцией конкретного прокурора возможности осуществления проверок законности правовых актов, а также реагирования в случае несоответствия их законам.

В качестве первого ограничителя (предела) выступает понятие "закон", под которым выступают законодательные акты федерального и регионального уровней. То есть прокурор вправе оценивать соответствие правовых актов поднадзорных ему органов и лиц лишь на предмет противоречия (непротиворечия) их законодательным актам. Данное обстоятельство снижает потенциал прокуроров, поскольку буквально не позволяет решать вопрос о реагировании в случае выявления нормативной рассогласованности между другими актами различной юридической силы, например, между распоряжением главы администрации района и постановлением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Вторым ограничителем является "компетенция прокурора", определяющая его возможность осуществлять проверки и реагировать лишь на акты поднадзорных именно ему органов и лиц. Данное обстоятельство не носит абсолютного характера, поскольку вышестоящий по уровню прокурор вправе самостоятельно решать вопрос об отмене (приведении в соответствие с законом) правового акта органа (или лица), поднадзорного подчиненному ему прокурора. Однако такие случаи следует рассматривать как исключение, поскольку каждый прокурор именно на своем месте должен достигать необходимой эффективности за счет собственной надлежащей организации работы.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.