Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Надзор за соблюдением прав несовершеннолетних 2 страница





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При подготовке к проведению проверки следует ознакомиться со статистическими данными: о подростковой преступности в районе, об увеличении (снижении) числа подростков, не занятых учебой и работой и совершивших преступления; о состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, не занятых общественно полезной деятельностью подростках; об отчисленных из образовательных учреждений района (города), в том числе с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; о состоящих на учете в комиссиях нуждающихся в трудоустройстве; об обратившихся в службу занятости несовершеннолетних по вопросам содействия в трудоустройстве и работающих на предприятиях города (района). Анализу подлежат также поступавшие в прокуратуру жалобы, материалы гражданских дел о незаконных увольнениях подростков, об отказах в приеме на работу, иные жалобы на нарушения требований законодательства о занятости населения и об охране трудовых прав несовершеннолетних.

Прокурорские проверки проводятся: в местной администрации, органах службы занятости населения, в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, органах внутренних дел, комитетах по делам молодежи, на предприятиях, в учреждениях, организациях (в том числе негосударственных форм собственности), а также у физических лиц - работодателей. К участию в проверках в зависимости от заявленного предмета привлекаются представители комиссий по делам несовершеннолетних, инспекторы Гострудинспекции, органы внутренних дел, территориальные органы Роспотребнадзора, Госпожарнадзора, ФСФР России, Росздравнадзора. При организации проверки необходимо запросить из этих органов информацию по указанным ниже вопросам.

В ходе проверки выясняются следующие вопросы:

1) в органах службы занятости населения:

- имеется ли в органе службы занятости специализированный отдел (специалист) по работе с несовершеннолетними, по их профориентации, обучению профессиям, трудоустройству;

- ведется ли учет несовершеннолетних, нуждающихся в трудоустройстве, проводится ли анализ занятости подростков, располагают ли данные органы полными сведениями о такой категории несовершеннолетних, имеются ли сведения о количестве принятых и уволенных подростков;

- составляется ли прогноз профессионально-квалификационной структуры трудовых ресурсов региона;

- имеются ли программы занятости несовершеннолетних;

- оказывается ли финансовая поддержка и осуществляется ли стимулирование деятельности работодателей по организации рабочих мест для несовершеннолетних, сколько новых (постоянных) рабочих мест для несовершеннолетних было создано;

- количество подростков, обратившихся в органы службы занятости по вопросам трудоустройства и направленных на предприятия и в учреждения для трудоустройства, в том числе в счет установленных квот, из них фактически приступивших к работе;

- ведется ли учет отказов работодателями в приеме на работу несовершеннолетних, направленных данными органами, в том числе в счет установленных квот, сообщается ли о данных фактах в органы прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних;

- как организовано взаимодействие по вопросам трудоустройства несовершеннолетних с комиссиями по делам несовершеннолетних, подразделениями по делам несовершеннолетних, сколько подростков из числа состоящих на учете в данных подразделениях трудоустроено, сколько по различным причинам утратило связь с органами занятости населения, какому количеству отказано в статусе безработного (следует проверить законность таких отказов);

- какая работа предлагается несовершеннолетним, сколько подростков отказалось от предложенной работы, какое время в среднем проходит между обращениями подростков с просьбой трудоустроиться и их фактическим трудоустройством;

- предоставляется ли ищущим работу возможность пройти профессиональную подготовку, переподготовку, повысить квалификацию, соответствует ли система переобучения и переподготовки рабочих кадров потребностям региона;

- численность обученных и переобученных, которые трудоустроились по полученной специальности, имеются ли факты повторного обращения в органы занятости населения подростков данной категории, выплачивается ли несовершеннолетним стипендия в период профессиональной подготовки, соответствуют ли ее размеры требованиям ст. 29 Закона о занятости;

- законность назначения, выплаты, приостановки, прекращения, снижения размера пособий по безработице несовершеннолетним (ст. 30, 31, 34, 35 Закона о занятости);

- соблюдение требований ст. 9 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" о выплате лицам данной категории, ищущим работу впервые, пособия по безработице в течение шести месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в данном регионе; выполняются ли органом занятости населения требования названного Закона о необходимости в течение указанного срока осуществить профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку и трудоустройство лиц данной категории;

- организуются ли общественные работы для несовершеннолетних, заключены ли с предприятиями и организациями договоры, имеют ли место случаи непринятия органами занятости населения мер по временному трудоустройству подростков при наличии заявок для использования несовершеннолетних на общественных работах; каков процент использования средств, выделенных на организацию общественных работ;

- законность использования органом занятости населения выделенных бюджетных и внебюджетных средств (с привлечением соответствующих специалистов);

- проводятся ли данным органом мероприятия по профориентации, профобучению и трудоустройству лиц в возрасте от 14 до 16 лет, сколько подростков данной категории обратились за содействием в трудоустройстве, из них фактически трудоустроено (постоянно, временно);

2) в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав:

- рассматриваются ли вопросы трудоустройства несовершеннолетних на заседаниях комиссии, какие решения приняты, какова их эффективность, контролируется ли их исполнение;

- осуществляются ли выявление и учет подростков, оставивших школу, и неработающих, принимаются ли меры по их трудоустройству (п. 6 ст. 11 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"), налажено ли взаимодействие по этим вопросам с органом занятости населения, подразделениями по делам несовершеннолетних, органами управления образованием;

- сколько несовершеннолетних было направлено комиссией по делам несовершеннолетних в органы службы занятости для трудоустройства, из них обратилось в данную службу, состоит на учете в качестве безработных, фактически трудоустроено, утратило связь с органом занятости населения по различным причинам, обладает ли комиссия указанными сведениями и каким образом реагирует на них;

- соблюдается ли требование закона об отчислении несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, из школ с согласия районной комиссии по делам несовершеннолетних, какие меры принимает комиссия по устройству отчисленных подростков;

- осуществляется ли комиссией по делам несовершеннолетних контроль за соблюдением администрациями предприятий, учреждений, организаций режима и условий работы, установленных законодательством для несовершеннолетних, сколько комиссия провела подобных проверок, их результаты;

- соблюдаются ли требования ст. 269 ТК, ч. 2, 3 ст. 11 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних, утв. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 03.06.1967, об обязательной даче согласия данной комиссии на увольнение подростков по инициативе администрации, информируют ли работодатели комиссию в трехдневный срок о каждом случае увольнения подростков по собственному желанию;

3) в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел:

- количество состоящих на учете подростков, не занятых учебой или трудом, удельный вес данной категории в общем числе состоящих на учете, наблюдается ли их увеличение;

- какие меры принимаются инспекторами подразделений по делам несовершеннолетних по трудоустройству подростков, состоящих на учете, направлению их на учебу, взаимодействуют ли данные подразделения по указанным вопросам с комиссиями по делам несовершеннолетних, органами управления образованием и службы занятости;

- сколько подростков было направлено в службы занятости населениях, из них туда обратились, состоят на учете в качестве безработных, фактически трудоустроились, утратили по различным причинам связь с данной службой, имеется ли данная информация у инспекторов;

- количество (в динамике) несовершеннолетних из числа состоящих на учете в органах внутренних дел и неработающих, совершивших преступления, результаты служебных проверок, проведенных руководством подразделения по делам несовершеннолетних;

4) в комитетах по делам молодежи:

- разработана ли программа развития молодежного предпринимательства и поддержки индивидуальной трудовой деятельности молодежи, в том числе выпускников учебных заведений, ведется ли комитетом (отделом, управлением) отдельный учет несовершеннолетних, не занятых учебой и работой, а также ищущих работу, в том числе сирот, - до 23 лет;

- организовано ли взаимодействие с органами службы занятости по вопросам трудоустройства (в том числе временного) несовершеннолетних и по созданию рабочих мест на летний период в органах управления образованием:

- количество учащихся, отчисленных из общеобразовательных учебных заведений (нужно сверить с данными комиссии по делам несовершеннолетних); сведения об их дальнейшем обучении или трудоустройстве;

- организован ли учет несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия по неуважительным причинам, какие меры по предупреждению так называемого скрытого отсева принимаются в территориальном органе управления образованием и в образовательном учреждении (ст. 14 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").

На предприятиях и в учреждениях различных форм собственности, а также у физических лиц-работодателей проверка может проводиться как в рамках вышеизложенной комплексной проверки исполнения законодательства о занятости несовершеннолетних, так и самостоятельно силами прокуратуры.

Проверке также подлежит соблюдение законодательства об охране труда несовершеннолетних, в ходе которой устанавливается следующее:

- имеют ли место факты несоблюдения работодателями требований ст. 212 ТК об обеспечении безопасных условий и охраны труда;

- прошел ли несовершеннолетний работник инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, безопасных методов и приемов выполнения работ;

- выдаются ли за счет работодателей специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (ст. 221 ТК);

- соблюдается ли требование ст. 213 ТК о необходимости прохождения за счет работодателя работниками в возрасте до 21 года периодических медицинских осмотров;

- причины несчастных случаев с несовершеннолетними работниками на производстве;

- все ли несчастные случаи, предусмотренные ст. 227 ТК, расследуются и учитываются на предприятии;

- соблюдается ли работодателем порядок расследования несчастного случая, предусмотренный ст. 229 ТК, проводятся ли первичные мероприятия, установленные ст. 228 ТК, сообщается ли в государственную инспекцию труда в срок, установленный законодательством, о групповых несчастных случаях, тяжелом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом. При выявлении фактов нарушения законодательства о труде и об охране труда решается вопрос о возбуждении в отношении работодателя дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.27 КоАП.

В соответствии со ст. 23.12 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.27 КоАП, рассматривают Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда. В ходе проверки следует истребовать из этих органов материалы об административных правонарушениях, проверить законность и обоснованность применения административного наказания, соблюдение сроков привлечения виновных должностных лиц к административной ответственности.

В ходе проверки устанавливается также периодичность и результативность государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда на предприятиях и в организациях всех форм собственности, осуществляемого государственной инспекцией труда, выясняется, имеются ли факты выявления инспекторами сокрытых несчастных случаев на производстве с несовершеннолетними работниками, количество выданных предписаний, которые согласно закону являются обязательными к исполнению, как осуществляется контроль за их исполнением со стороны работодателя.

По результатам проверки следует проанализировать ее результаты, решить вопрос о мерах прокурорского реагирования. Результаты проверки оформляются в справке (докладной записке) на имя руководителя органа прокуратуры с предложением мер прокурорского реагирования.

При проведении проверки особое внимание должно уделяться вопросам предупреждения и пресечения фактов наихудших форм детского труда, незаконного применения работодателями труда несовершеннолетних на работах с вредными и опасными для жизни и здоровья условиями, а также работах, выполнение которых может причинить вред нравственному развитию детей.

 

6.4.4. Надзор за соблюдением жилищных и имущественных прав несовершеннолетних*(101)

 

На подготовительном этапе рассматриваемого направления надзора изучению подлежат Конституция РФ (ст. 40, 46), ГК, ЖК и СК, федеральные законы "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" и др. Необходимо проанализировать и региональное жилищное законодательство. Органы государственной власти субъектов РФ могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании ЖК и других федеральных законов. Следует также ознакомиться с действующей нормативно-правовой базой в рассматриваемой сфере муниципального уровня.

Работа прокурора должна быть организована таким образом, чтобы охватить надзорной проверкой вопросы соблюдения жилищных прав детей различных категорий, как то:

- детей с ограниченными возможностями здоровья;

- детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- детей при раздельном проживании родителей (соблюдение требований ст. 31 ЖК и др.);

- детей из малоимущих, юридически неграмотных, многодетных семей, семей с одним родителем.

Типичными нарушениями имущественных прав детей-сирот являются:

- нецелевое использование денежных средств с лицевых счетов детей-сирот;

- невыплата начисленной стипендии детям-сиротам, обучающимся в профессиональном училище;

- невыплата денежных средств на проезд к месту жительства и обратно;

- задолженность по выплате денежных средств (пособий) на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством);

- невыплата алиментов, взыскиваемых с родителей на детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и в аналогичных организациях и т.п.

При проведении проверки соблюдения жилищных и имущественных прав несовершеннолетних необходимо обращать внимание на следующие вопросы:

- формирование и реализация федеральных целевых программ защиты жилищных прав ребенка;

- соблюдение п. 2 ст. 37 ГК, согласно которому опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, в том числе права проживания в жилом помещении;

- соблюдение правового режима имущества несовершеннолетних подопечных (гл. 4 Федерального закона "Об опеке и попечительстве");

- соблюдение прав детей при распоряжении имуществом несовершеннолетних подопечных (ст. 19 Закона);

- соблюдение требований ст. 18 Закона в части охраны имущества несовершеннолетнего подопечного;

- соблюдение жилищных прав детей при приватизации жилых помещений, право на которое имеют несовершеннолетние;

- соблюдение особенностей распоряжения недвижимым имуществом, принадлежащим несовершеннолетнему подопечному (ст. 20 Закона);

- обращение органов опеки и попечительства от имени подопечного в суд с требованием о расторжении договора отчуждения имущества, заключенного вопреки интересам подопечного (ч. 4 ст. 21 Закона);

- соблюдение жилищных прав детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения последних родительских прав, в тех случаях, когда эти родители проживают в одном жилом помещении с детьми и, как правило, продолжают вести образ жизни, создающий неблагоприятную психотравмирующую обстановку для детей.

Прокурорам необходимо активнее выявлять факты:

- нарушения прав и законных интересов детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при совершении сделок по отчуждению жилых помещений, в которых они проживают;

- нарушения права собственности ребенка на жилое помещение в порядке наследования;

- нарушения прав ребенка при наследовании жилья и иного недвижимого имущества;

- ухудшения родителями жилищных условий детей путем совершения сделки;

- сделок, совершенных без заключения органов опеки и попечительства;

- вынесения органами опеки и попечительства незаконных заключений;

- препятствования в пользовании жилым помещением;

- неуказания в договорах о передаче жилого помещения в собственность несовершеннолетних детей;

- незаконного отказа в регистрации несовершеннолетнего по месту жительства родителей.

По фактам выявленных нарушений следует вносить соответствующие акты реагирования: представления, протесты, предостережения, заявления (иски) в суд. Распространены на практике следующие предметы исковых требований:

- о признании сделок по отчуждению жилых помещений (купли-продажи, дарения, приватизации, обмена и др.) недействительными;

- о признании приватизации недействительной;

- о признании ордера недействительным;

- об оспаривании действий и решений органов, должностных лиц, связанных с регистрационным учетом граждан по месту жительства (незаконное снятие с регистрационного учета; отказ в регистрации по новому месту жительства и др.);

- о признании юридического факта (например, о признании членом семьи умершего);

- об обязании произвести ремонт жилых помещений, жилых домов;

- о выделении средств и проведении капитального и текущего ремонта дома;

- о признании права собственности на часть наследуемого имущества, в том числе и жилого помещения;

- о расторжении договора строительного подряда в связи с его ненадлежащим исполнением ответчиком, взыскании суммы, внесенной на расчетный счет предприятия по оплате строительства жилого дома.

Прокурорам надлежит обращаться в суд в защиту жилищных прав детей, оставшихся без попечения родителей, с заявлениями:

- о признании договора (купли-продажи, найма, обмена, мены) или приватизации недействительной;

- о признании за ребенком права на внеочередное обеспечение жильем;

- о признании отказа в регистрации по новому месту жительства незаконным из-за ошибочного вывода, что у ребенка отсутствует гражданство России;

- о признании юридического факта (об отнесении лица к числу детей, оставшихся без попечения родителей);

- об уточнении правового статуса и нарушении жилищных прав (лицо раньше было сиротой);

- об обязании произвести ремонт закрепленного за несовершеннолетним жилья;

- об обязании оформить жилье в собственность несовершеннолетнего;

- об устранении нарушений жилищных прав детей родителями, лишенными родительских прав;

- в рамках гражданского иска, вытекающего из уголовного дела (нарушение жилищных прав детей преступными действиями должностных лиц; о признании недостойным наследником отца ребенка, убившего мать ребенка).

Прокурору в необходимых случаях следует обращаться в суды в защиту жилищных и имущественных прав членов семей с детьми-инвалидами с заявлениями:

- в связи с нарушением права на льготу по предоставлению скидки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в размере не ниже 50%;

- о предоставлении членам семьи данного гражданина, а также совместно проживающим с ним лицам, мер социальной поддержки в виде льготы по оплате коммунальных услуг в размере 50% и перерасчете уплаченных сумм.

 

6.4.5. Надзор за исполнением законодательства, направленного на поддержку детей при раздельном проживании родителей*(102)

 

Необходимо принимать во внимание, что координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства, а также семейное и жилищное законодательство (п. "ж" и "к" ст. 72 Конституции РФ) находятся в совместном ведении России и ее субъектов. В качестве подлежащих изучению нормативных источников можно назвать часть первую ГК, ЖК и СК, Федеральные законы от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", "О государственной социальной помощи", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "Об опеке и попечительстве", нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы семейного и жилищного права.

Следует учитывать, что регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних (п. 3 ст. 1 СК).

К проведению проверок целесообразно привлекать специалистов территориальных органов и учреждений Минздравсоцразвития России, Росздравнадзора, Минобрнауки России, Рособрнадзора, Минфина России.

При проверке в органах опеки и попечительства обычно обращается внимание на следующие вопросы:

- выявление и учет несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

- установление, осуществление и прекращение опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами;

- освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

- выдача разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

- заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных;

- представление законных интересов несовершеннолетних граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству РФ и (или) законодательству субъектов РФ или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

- оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества;

- обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных;

- осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

- контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, прокурорами проверяется:

- осуществляют ли образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ, полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах (ч. 4 ст. 6 Федерального закона "Об опеке и попечительстве");

- соблюдается ли органами опеки и попечительства порядок определения лиц, имеющих право быть опекунами или попечителями (ст. 10 Закона);

- имеющиеся нарушения прав несовершеннолетних родителей (ст. 62 СК);

- исполняются ли требования п. 2 ст. 36 ГК о том, что опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными (раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим 16 лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного), а также о том, что опекуны и попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства;

- соблюдаются ли имущественные права несовершеннолетних подопечных, осуществляется ли охрана их имущества (гл. 4 Федерального закона "Об опеке и попечительстве"). В связи с этим проверяется законность распоряжения имуществом несовершеннолетнего;

- исполняются ли требования закона о том, что опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками (п. 3 ст. 37 ГК);

- имеются ли нарушения имущественных прав ребенка (ст. 60 СК). Расходуются ли суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий и поступающие в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих), не на содержание, воспитание и образование ребенка. Следует учитывать, что ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, а родители не имеют права собственности на имущество ребенка;

- имеются ли нарушения требований законодательства об алиментных обязательствах родителей и детей (гл. 13 СК);

- соблюдаются ли жилищные права детей, в том числе при разводе родителей и при их раздельном проживании. В связи с этим следует проверить соблюдение прав детей при исполнении требований п. 4 ст. 292 ГК, ст. 31 ЖК.

При проверке соблюдения прав несовершеннолетних при расторжении брака родителей или их раздельном проживании надлежит:

- изучить и проанализировать с точки зрения осуществления прав и интересов ребенка гражданские дела о передаче ребенка на воспитание другому родителю, соответствующие материалы в органах опеки и попечительства;

- в органах записи актов гражданского состояния проверить, производилось ли расторжение брака при наличии у супругов несовершеннолетних детей. При этом следует учитывать, что расторжение брака производится в судебном порядке при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 19 СК, или при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака (п. 1 ст. 21 СК);

- при изучении гражданских дел в суде установить случаи отступления от начала равенства долей супругов при разделе общего имущества супругов в их общем имуществе, исходя из интересов несовершеннолетних детей (ст. 39 СК);

- выяснить, реализуется ли и каким образом право ребенка на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками (ст. 55 СК); реализуется ли и каким образом право ребенка на общение с каждым из родителей в случае раздельного проживания родителей. При этом ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах;

- установить, имеются ли нарушения прав ребенка на защиту своих прав и законных интересов;

- изучить факты самостоятельного осуществления права на защиту несовершеннолетним, признанным в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия;

- установить, осуществляется ли право ребенка на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих);

- установить, реализуется ли право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (ст. 57 СК);

- проверить законность выдачи разрешения органами опеки и попечительства на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со ст. 36 ГК (п. 9 ч. 1 ст. 8 Федерального закона "Об опеке и попечительстве").

Наиболее эффективной мерой реагирования в рамках рассмотренного направления надзора является обращение прокурора с иском (заявлением) в суд.

 

6.4.6. Надзор за исполнением законодательства, направленного на обеспечение здорового образа жизни детей, развитие физической культуры и спорта, духовного и творческого потенциала, а также нравственного и патриотического воспитания несовершеннолетних и молодежи*(103)

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.