Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Надзор за соблюдением прав несовершеннолетних 5 страница





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

6.4.12. Надзор за соблюдением прав несовершеннолетних в воспитательных колониях*(109)

 

В ходе проверок деятельности воспитательных колоний прокурорами обращается внимание на исполнение требований Конституции РФ, УИК, Законов РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", "Об образовании", Федеральных законов "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", от 21.12.1994 N 69-ЗФ "О пожарной безопасности", "О лицензировании отдельных видов деятельности", "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и др. Задачи рассматриваемого направления определяются в соответствии с приказами Генерального прокурора РФ от 30.01.2007 N 19 "Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", от 17.12.2007 N 200 "О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации", от 15.02.2011 N 33 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности" и др.

Проверке должен предшествовать предметный анализ состояния дел и складывающихся тенденций состояния преступности, нарушений режима в воспитательных колониях, основанный на ознакомлении со статистическими и иными данными (материалами инспекторских проверок, осуществленных органами ведомственного контроля, данными, имеющимися в комиссиях по делам несовершеннолетних, жалобами, заявлениями, ходатайствами и обращениями осужденных, другой информацией).

Изучению прокурором подлежат вопросы:

- обоснованности назначения судом осужденному данного вида исправительного учреждения;

- обоснованности помещения его в соответствующие условия отбывания наказания;

- законности оставления лиц, достигших 18-летнего возраста, в воспитательной колонии или перевода в изолированные участки, функционирующие как колонии общего режима;

- соблюдения требований закона о раздельном содержании в воспитательной колонии различных категорий осужденных;

- соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства об основных средствах исправления осужденных, обеспечения их прав, свобод, законных интересов;

- законности применения к ним администрацией воспитательной колонии мер поощрения и взыскания.

К проведению проверок привлекаются сотрудники региональных управлений по исполнению наказаний, управлений юстиции, специалисты в сферах образования, здравоохранения, технологического и экологического надзора, соответствующих структур субъектов РФ, органов местного самоуправления и др.

При проверках выясняется состояние исполнения законов:

- при организации режима в колонии, в следственных изоляторах (СИЗО);

- организации медико-санитарного и материально-бытового обеспечения несовершеннолетних осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

- привлечении к труду несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы;

- соблюдении безопасных условий труда несовершеннолетних воспитанников и техники безопасности;

- соблюдении требований пожарной безопасности в следственных колониях и СИЗО;

- организации воспитательной работы, в том числе при применении мер поощрения и взыскания как к осужденным, так и к подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений;

- организации образования в колониях;

- организации ведомственного контроля в колониях и СИЗО;

- организации работы с жалобами и заявлениями граждан, несовершеннолетних осужденных и подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

- организации работы по освобождению осужденных из воспитательной колонии и др.

Особое внимание при этом обращается на состояние инженерно-технических сооружений, а также зданий колонии, СИЗО, на создание строгих, облегченных, льготных и обычных условий отбывания наказания в колониях и соответствующих условий в СИЗО, на осуществление контроля за осужденными и подозреваемыми и обвиняемыми в ночное и дневное время и др.

Непосредственно проверку рекомендуется начать с обхода жилых, производственных помещений, а также школы, профессионально-технического училища, столовой, медико-санитарной части, банно-прачечного комплекса и других коммунально-бытовых помещений, дисциплинарного изолятора и т.д. В обходе должны участвовать должностные лица колонии для представления прокурору пояснений по возникающим вопросам. В первую очередь проверяется законность содержания лиц в дисциплинарном изоляторе.

Нередко выявляются факты необеспечения администрациями колоний права осужденных на безопасность, несоблюдения законодательства о привлечении осужденных к труду, правил техники безопасности, в сфере медико-санитарного обеспечения и др.

 

6.4.13. Надзор за исполнением законов, регулирующих деятельность молодежных организаций и правовых актов, направленных на борьбу с экстремизмом*(110)

 

Осуществляя надзор за исполнением законов, направленных на борьбу с экстремизмом (по вопросам надзора за исполнением законов о противодействии экстремизму см. также 5.8), прокуроры обращают внимание на реализацию норм Конституции РФ, УК и УПК, КоАП, Законов РФ "О средствах массовой информации", Федеральных законов "О противодействии экстремистской деятельности", "О Федеральной службе безопасности", "О полиции", "Об оперативно-розыскной деятельности", "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "О политических партиях", "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" и др. При организации соответствующих проверок необходимо руководствоваться приказами Генпрокурора РФ от 28.11.2007 N 190, от 05.12.2007 N 194.

Для осуществления проверки состояния законности по указанному направлению могут привлекаться сотрудники органов внутренних дел, ФСБ России, региональных управлений по исполнению наказаний и юстиции, сферы образования и др. Работа на этом направлении прокурорской деятельности осуществляется в координации с органами исполнительной власти, правоохранительными и контролирующими органами, участвующими в пределах своей компетенции в борьбе с терроризмом, а также с региональными антитеррористическими комиссиями.

В ходе проверки прокуроры изучают исполнение законов:

- при организации работы органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных органов по исполнению Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", осуществлению необходимых мер по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде и привлечению несовершеннолетних и молодежи к участию в деятельности объединений с экстремистской и фашистской идеологией (выявление фактов пропаганды идей экстремизма (терроризма) с использованием СМИ и сети Интернет, распространения материалов или информации, призывающих к осуществлению этой деятельности либо обосновывающих (оправдывающих) необходимость ее осуществления в местах массового пребывания людей, особенно в образовательных учреждениях;

- при организации индивидуально-профилактической работы комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделениями по делам несовершеннолетних и другими структурами органов внутренних дел с лицами, состоящими на учете как члены неформальных молодежных объединений, выявлении фактов нахождения детей в состоянии безнадзорности и трудной жизненной ситуации, изучении причин и условий, способствующих различным правонарушениям, в том числе экстремистской направленности; выявлении лиц, поддерживающих идеи национальной, расовой и религиозной нетерпимости;

- при регистрации молодежных и детских общественных организаций, движений и объединений, образовательных учреждений (установление случаев отказа и их обоснованности в регистрации этих объединений по причине представления учредительных документов, содержащих недостоверную информацию, либо наименования, оскорбляющего нравственность, национальные или религиозные чувства граждан, и др.), а также контроле за их деятельностью с целью недопущения противоправного использования в политических, экстремистских, оккультных, религиозных целях;

- при организации работы правоохранительных органов по своевременному выявлению, учету, закреплению следов преступлений экстремистской направленности в молодежной среде, причин и условий, способствовавших преступлениям, источников финансирования преступной деятельности виновных лиц, а также работе органов предварительного следствия по выявлению в ходе расследования уголовных дел вышеназванной категории причин, способствовавших совершению преступлений экстремистской и террористической направленности, в соответствии с ч. 2 ст. 158 УПК;

- в деятельности молодежных общественных и религиозных объединений, иных организаций, СМИ и физических лиц, обращая при этом особое внимание на вовлечение в противоправную деятельность несовершеннолетних;

- в ОРД и уголовно-процессуальной деятельности по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений экстремистской направленности в молодежной среде, в том числе в отношении приверженцев исламских экстремистских течений, а также при решении вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц, вовлекающих в эту деятельность несовершеннолетних;

- при принятии правоохранительными органами решений по материалам, заявлениям, обращениям и другим сообщениям о проявлениях экстремизма в детской среде, а также задержании и привлечении к уголовной ответственности по ст. 150 и 151 УК взрослых лиц, осуществляющих экстремистскую деятельность и вовлекающих в нее подростков;

- при взаимодействии соответствующих государственных структур с негосударственными организациями, общественными и религиозными организациями и объединениями, политическими партиями, обращая внимание при этом на защиту прав несовершеннолетних;

- при вынесении решений об отказе в возбуждении уголовных дел с изучением всех материалов проверки, а также прекращении уголовных дел или уголовного преследования по преступлениям экстремистской направленности, в том числе с участием несовершеннолетних;

- при обучении религии в государственных, муниципальных образовательных учреждениях вне рамок образовательных программ, в детских и молодежных объединениях, а также в деятельности традиционных и нетрадиционных конфессий (выявление фактов распространения в молодежных (детских) военно-патриотических объединениях и образовательных учреждениях материалов экстремистского характера, незаконного осуществления преподавательской деятельности в государственных образовательных учреждениях иностранными гражданами и лицами без гражданства, случаев осуществления религиозного образования в ущерб общему, отказов несовершеннолетних посещать общеобразовательные учреждения по религиозным мотивам);

- при установлении языков обучения в государственных образовательных учреждениях (выявление фактов осуществления процесса обучения и воспитания на нерусском (неродном) языке).

Проверке подлежит также соответствие программ обучения по предметам религиозной тематики требованиям Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединений" и Закона РФ "Об образовании"; наличие в регионах программ (подпрограмм), направленных на формирование толерантного сознания несовершеннолетних и молодежи, профилактику экстремизма в их среде, включая финансирование этих программ, эффективность проводимых мероприятий, влияние на криминогенную обстановку в регионе.

Систематически анализируя качество и полноту результатов прокурорских проверок, осуществляя эту работу в координации с органами исполнительной власти, правоохранительными и контролирующими органами, участвующими в пределах своей компетенции в борьбе с экстремизмом (терроризмом), можно значительно повысить эффективность прокурорского надзора.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Актуальные проблемы ювенального права и прокурорского надзора по делам несовершеннолетних: материалы "круглого стола" / отв. ред. О.В. Пристанская. - М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2010.

2. Правовые и криминологические проблемы защиты прав несовершеннолетних: сб. науч. трудов. ч. I / О.В. Пристанская [и др.]. - М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2008.

3. Правовые и криминологические проблемы защиты прав несовершеннолетних: сб. науч. трудов. ч. II / О.В. Пристанская [и др.]. - М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2009.

4. Пристанская О.В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере информационной безопасности несовершеннолетних: методич. пособие / О.В. Пристанская, О.В. Сальникова. - М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2008.

5. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних / под рук. Н.П. Дудина. - СПб.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2009.

6. Прокурорский надзор за исполнением законов о несовершеннолетних в условиях перераспределения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления: пособие / под науч. ред. О.В. Пристанской. - М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2010.

 

Глава 7. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие

 

7.1. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность*(111)

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.