Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Организация проверок исполнения законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

При организации проверок следует учитывать положения: УИК, УПК, Закона о прокуратуре; Закона об ОРД, Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", Федеральных законов "О Федеральной службе безопасности", "О полиции", от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране", "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", от 20.04.1995 N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов"; ведомственных нормативных актов Генпрокуратуры РФ, органов, чьи подразделения непосредственно проводят ОРД*(112), совместных актов Генпрокуратуры РФ и указанных органов*(113).

Весьма важным является установление оснований для проведения проверок исполнения законов в ОРД. В приказе Генпрокурора РФ от 15.02.2011 N 33 определено, что проверки следует осуществлять:

- по обращениям граждан, юридических и должностных лиц;

- по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях или при поступлении информации о ненадлежащем реагировании на поручение следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания по уголовным делам и материалам проверки сообщения о преступлении или решения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением требований и поручений уполномоченного прокурора;

- в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора;

- в других случаях, с учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствия положительных результатов по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших.

Для того чтобы осуществлять проверки по последнему основанию, необходимо, чтобы уполномоченный прокурор располагал определенными сведениями, к которым относятся: удельный вес преступлений (в целом или по отдельным категориям), выявленных либо раскрытых в результате ОРД; результаты ОРД по выявлению либо пресечению преступлений; результаты этой деятельности при добывании информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности; остаток на соответствующий период не разысканных лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также без вести пропавших; число не установленных личностей по неопознанным трупам, больных и детей, которые по состоянию здоровья или возраста не могут сообщить о себе сведения; количество не исполненных либо исполненных формально поручений следователя, органа дознания, определений суда; данные о негативных последствиях при осуществлении безопасности защищаемых лиц и безопасности органов, осуществляющих ОРД; результаты ОРД при исполнении запросов других органов, осуществляющих ОРД, а также запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ.

Важнейшим обстоятельством, которое должно учитываться при решении вопроса о необходимости проведения проверки, является уровень исполнения требований закона при проведении конкретных оперативно-розыскных мероприятий.

Указанные сведения могут быть получены при анализе статистических и иных отчетов о количестве преступлений (зарегистрированных, выявленных конкретным органом и т.д.), отчетов органов, осуществляющих ОРД (оперативных подразделений), результатов ОРД (в том числе и о допущенных нарушениях закона)*(114), результатов служебных проверок, проверок, проведенных уполномоченными прокурорами, справок о результатах изучения уголовных дел о преступлениях интересуемой категории, данных о судебных решениях, выданных на проведение оперативно-розыскных мероприятий, актов прокурорского реагирования и др.

До момента использования прокурором конкретных методов надзора должны быть решены вопросы общего характера. Во-первых, необходимо определить конкретную цель (цели) проверки. Во-вторых, определить форму (либо формы) надзора, которая будет наиболее эффективной в данном случае. При использовании нескольких форм надзора нужно определить их последовательность. В-третьих, требуется определить время, когда целесообразно использовать надзорные полномочия. В-четвертых, в зависимости от формы надзора определить и методы надзора.

Методы надзора имеют свою специфику в зависимости от того, осуществляются оперативно-розыскные мероприятия для раскрытия преступления, или розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, или розыска без вести пропавших граждан и т.д.

Согласно требованиям Генпрокурора РФ уполномоченным прокурорам необходимо проверять:

- соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления ОРД;

- законность, обоснованность и соблюдение установленного порядка заведения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, сроков и порядка их ведения, законность принимаемых по ним решений;

- законность и обоснованность проведения или прекращения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе тех, разрешения на проведение которых даны судом; наличие оснований, соблюдение установленных условий, порядка и сроков их проведения;

- законность проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на сбор данных, необходимых для принятия решений, указанных в ч. 2 ст. 7 Закона об ОРД, в том числе о достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений - при наличии запроса, направленного в порядке, установленном Указом Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений. представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению";

- законность представления результатов ОРД;

- наличие полномочий у лиц, осуществляющих ОРД, а также принимающих решения о заведении, продлении сроков, приостановлении и прекращении дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, проведении оперативно-розыскных мероприятий, представлении результатов ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд;

- соблюдение определенного Законом об ОРД перечня оперативно-розыскных мероприятий;

- соблюдение установленного порядка регистрации дел оперативного учета и других оперативно-служебных материалов, законность постановки и снятия с оперативного и иных видов учета лиц, в отношении которых заводились такие дела, в том числе находящиеся на архивном хранении;

- соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам ОРД, а также соблюдение требования о недопустимости применения информационных систем, технических средств и веществ, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;

- своевременность уведомления судей органами, осуществляющими ОРД, о проведении в случаях, предусмотренных ч. 3 и 6 ст. 8 Закона об ОРД, оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, в том числе передаваемых по сетям электронной, электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища; наличие оснований для проведения таких оперативно-розыскных мероприятий в указанных случаях.

С учетом обозначенного выше предмета надзора уполномоченному прокурору необходимо проверять:

1) соответствие законам нормативных актов, издаваемых органами, осуществляющими ОРД, и другими правомочными субъектами (ч. 2 ст. 4, ч. 4 ст. 6, ч. 5 ст. 10, ч. 3 ст. 11, ч. 3 ст. 13, ч. 6 ст. 16, Закона об ОРД);

2) соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД. При этом следует учитывать общепризнанные нормы и принципы международного права, а также международные договоры, Конституцию РФ, Закон об ОРД и другие законы, ведомственные нормативные акты. Рекомендуется обращать внимание на:

- соблюдение запрета на разглашение без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, сведений, которые затрагивают не только неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, но честь и доброе имя гражданина (ч. 8 ст. 5 Закона об ОРД);

- соблюдение запрета на проведение оперативно-розыскных мероприятий в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения;

- соблюдение запрета принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и не запрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;

- принятие при нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим ОРД, прав и законных интересов физических и юридических лиц мер в соответствии с законодательством РФ по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда (ч. 9 ст. 5);

- соблюдение права лица, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, истребовать от органа, осуществляющего ОРД, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны (ч. 3 ст. 5);

- соблюдение запрета использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий информационных систем, видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, а также других технических и иных средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде (ч. 3 ст. 6);

- привлечение отдельных лиц к подготовке или осуществлению оперативно-розыскных мероприятий только с их согласия, на сохранение конфиденциальности (при желании этих лиц), а также и на другие условия, в частности на запрет контрактных отношений с несовершеннолетними и недееспособными лицами, депутатами, судьями, прокурорами, адвокатами, священнослужителями и полномочными представителями официально зарегистрированных религиозных объединений; на обеспечение безопасности сотрудничающих лиц и членов их семей (ст. 17);

- законность освобождения от уголовной ответственности лиц из числа членов преступной группы, совершивших противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий (ст. 18).

С учетом требований, содержащихся в других законах, а также международных актах, необходимо обращать внимание на соблюдение ограничений по проведению оперативно-розыскных мероприятий в отношении некоторых категорий должностных лиц, например членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, судей, адвокатов; на соблюдение запрета по сбору, хранению, использованию и распространению информации, касающейся частной жизни лица и членов их семей, близких родственников;

3) порядок выполнения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе исполнение требований:

- о субъектах осуществления ОРД (ст. 1, 13 и 17 Закона об ОРД)*(115);

- о видах оперативно-розыскных мероприятий (ч. 1 ст. 6);

- об основаниях для проведения оперативно-розыскных мероприятий (ст. 7);

- об условиях проведения оперативно-розыскных мероприятий (ст. 8);

- о порядке документирования оперативно-розыскных мероприятий (ст. 10);

4) законность решений (в форме постановлений), принимаемых органами, осуществляющими ОРД, включая:

- решения о делах оперативного учета (постановление о заведении дела оперативного учета, о его продлении, о приостановлении, о соединении-объединении с другим делом оперативного учета, о прекращении);

- решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий (о прослушивании переговоров, ведущихся с телефонов отдельных лиц, по их заявлению или с их согласия в письменной форме в случае возникновения угрозы их жизни, здоровью, собственности; о проведении проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативного эксперимента или оперативного внедрения; о проведении оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища);

- решения о конкретных материалах (о рассекречивании отдельных оперативно-служебных документов, содержащих государственную тайну; о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд; об уничтожении материалов, полученных в результате оперативно-розыскных мероприятий);

- решения о конкретных лицах (о применении мер безопасности, о постановке на оперативный учет лиц и снятии их с учета).

Для выработки эффективных методов выявления и устранения нарушений законов в ОРД необходим глубокий анализ допускаемых при осуществлении этой деятельности нарушений.

С учетом результатов анализа надзорной практики можно выделить типичные нарушения законов, допускаемые при осуществлении ОРД:

- непринятие предусмотренных законом мер по выполнению задач ОРД;

- осуществление ОРД без заведения дел оперативного учета в случаях, требующих этого;

- нарушение сроков заведения дел оперативного учета;

- незаконное или необоснованное заведение дел оперативного учета, продление сроков их ведения, приостановления, прекращения;

- проведение мероприятий (как оперативно-розыскных), не предусмотренных законом;

- проведение оперативно-розыскных мероприятий неправомочным субъектом;

- проведение оперативно-розыскных мероприятий при отсутствии оснований к их проведению, в том числе проведение таких мероприятий без поручения следователя в случаях, когда такое поручение необходимо;

- проведение оперативно-розыскных мероприятий вместо следственных действий;

- проведение оперативно-розыскных мероприятий с нарушением условий, в том числе прослушивание телефонных и иных переговоров в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, не относящихся к преступлениям средней тяжести, тяжким или особо тяжким, а также в отношении лиц, которые не могут располагать сведениями об указанных преступлениях; проведение оперативного эксперимента не в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, а также не в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; проведение мероприятий (проверочной закупки или контролируемой поставки предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена или оборот которых ограничен, оперативного эксперимента, оперативное внедрение) на основании постановления, утвержденного руководителем, не имеющим на это право; проведение мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища без судебного решения; проведение мероприятий без судебного решения при отсутствии случаев, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого (особо тяжкого) преступления, либо при отсутствии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России; проведение мероприятий, не терпящих отлагательства, без последующего уведомления судьи об их проведении;

- нарушение сроков проведения оперативно-розыскных мероприятий;

- ненадлежащее оформление результатов оперативно-розыскных мероприятий;

- непредставление либо несвоевременное представление сведений, содержащих достаточные данные, указывающие на признаки преступления, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

- непредставление или несвоевременное представление результатов ОРД для использования в доказывании по уголовным делам, либо их представление не в полном объеме, а также нарушение порядка представления указанных результатов;

- неисполнение либо формальное исполнение поручений следователя;

- неинформирование других органов (оперативных подразделений одного органа), осуществляющих ОРД, по вопросам, относящимся к компетенции этих органов (подразделений);

- ориентирование оперативными сотрудниками лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, на получение информации недозволенными методами; совершение действий, являющихся провокацией преступлений; предание огласке сведений о лицах, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, без их согласия; привлечение к сотрудничеству на контрактной основе несовершеннолетних либо иных лиц, привлекать которых на такой основе запрещено законом;

- необоснованная постановка лиц на оперативный учет;

- нарушение порядка уничтожения материалов, полученных в результате оперативно-розыскных мероприятий;

- отсутствие ведомственного контроля.

В связи с тем, что материалы о результатах ОРД могут содержать сведения, отнесенные к государственной тайне, уполномоченный прокурор может их истребовать для изучения в прокуратуру, если созданы соответствующие условия для их сохранности и недоступности неуполномоченным лицам. Кроме того, необходимо, чтобы нахождение оперативно-служебных документов в прокуратуре не создавало проблем для эффективного осуществления ОРД. Поэтому, в зависимости от ситуации, может оказаться предпочтительнее изучать такие документы непосредственно в органе, осуществляющем ОРД.

В зависимости от цели проверки (проверка исполнения требований законов в ОРД: по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений и предусмотренных законом правонарушений, а также выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; при проведении розыска без вести пропавших граждан и иных лиц, исчезнувших при неизвестных обстоятельствах; по установлению личности граждан по неопознанным трупам; при осуществлении розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания и т.д.) определяется методика конкретной проверки. Так, при проверке исполнения требований законов в ОРД по выявлению преступлений необходимо:

- изучить статистические показатели, характеризующие динамику и структуру преступности либо конкретных видов преступлений за определенный (нужный) период времени;

- из этого объема установить количество преступлений, выявленных в процессе осуществления ОРД;

- изучить оперативно-служебные документы, отражающие результаты ОРД по выявлению преступлений, включая и дела оперативного учета.

Уполномоченным прокурорам, используя предоставленные им полномочия, необходимо пресекать нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при проведении ОРД, принимать своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и при наличии оснований - привлечению к ответственности виновных должностных лиц.

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.