Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Надзор за исполнением законов при окончании дознания 2 страница





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Прокурор может получать сведения о законности предварительного следствия, участвуя в судебных заседаниях при рассмотрении судьей ходатайств следственных органов об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, о продлении срока содержания под стражей (ч. 4 ст. 108, ч. 2 ст. 107, ч. 2 ст. 106 УПК), о производстве следственных действий, которые могут выполняться только на основании судебного решения (ст. 165), а также жалоб на решения и действия (бездействие) следователя, руководителя следственного органа (ст. 125).

Важнейшей составляющей прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия как в стадии возбуждения уголовного дела, так и предварительного расследования является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с приказом Генпрокурора РФ от 27.11.2007 N 189 на прокуроров возлагается обязанность на всех стадиях досудебного производства обеспечить действенный надзор за соблюдением гарантированных Конституцией РФ прав и свобод граждан, своевременное предупреждение, выявление и пресечение законности, безотлагательное принятие мер, направленных на восстановление нарушенных прав, привлечение к ответственности виновных.

Прокурорским надзором должно охватываться соблюдение в деятельности органов предварительного следствия всех процессуальных норм, регламентирующих правовой статус участников процесса (ст. 42-49, 53-60 УПК). Особое внимание необходимо уделять правовому и фактическому положению потерпевших. Согласно ст. 42 УПК потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный или моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу или деловой репутации. Если совершенное преступление являлось неоконченным (приготовление к тяжкому или особо тяжкому преступлению или покушение на преступление), то при решении вопроса о признании лица потерпевшим также следует установить, в чем выразился причиненный ему вред. Не исключается возможность причинения такому лицу морального вреда в случаях, когда неоконченное преступление было направлено против конкретного лица (постановление Пленума ВС РФ от 29.06.2010 N 17 "О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве"). Под деловой репутацией следует понимать оценку качества, достоинств и недостатков деятельности данного юридического лица. Деловая репутация имеет исключительно денежный эквивалент, она входит отдельной строкой в нематериальные активы данного юридического лица и может быть соответствующим образом рассчитана (приказ Минфина России от 27.12.2007 N 153н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007).

В соответствии с уголовно-процессуальным законом лицо, которому преступлением причинен вред, может участвовать в уголовном деле в качестве потерпевшего и использовать предоставленные ему законом права лишь после вынесения следователем постановления о признании его таковым. Однако следует иметь в виду, что обеспечение гарантируемых Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве, как указал КС РФ, обусловлено не формальным признанием лица тем или иным участником уголовного судопроизводства, в частности потерпевшим, а наличием определенных сущностных признаков, характеризующих фактическое положение этого лица как нуждающегося в обеспечении соответствующих прав (Определение КС РФ от 18.01.2005 N 131-О). Поэтому важно, чтобы признание потерпевшим было своевременным, т.е. либо одновременно с возбуждением уголовного дела, либо сразу же после того, как будет установлено лицо, которому преступлением причинен вред.

При осуществлении прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в ходе предварительного следствия следует исходить из необходимости обеспечения прав участников уголовного судопроизводства, в том числе потерпевшего, с учетом правовых позиций КС РФ. Так, право потерпевшего знать о предъявленном обвиняемому обвинении предполагает обязанность следователя довести до сведения потерпевшего не только сам факт предъявления обвинения конкретному лицу, но и содержание постановления о привлечении в качестве обвиняемого, включая описание фактических обстоятельств инкриминируемого лицу преступления и его юридическую оценку (Определение КС РФ от 11.07.2006 N 300-О); потерпевший вправе, а правоприменительные органы должны предоставлять ему возможность знакомиться с постановлениями о назначении судебных экспертиз независимо от их вида и с полученными на их основании экспертными заключениями (Определение КС РФ от 04.11.2004 N 430-О); потерпевший должен быть как минимум информирован о том, каким именно следователем осуществляется расследование по делу, а в случае производства предварительного следствия следственной группой - кто и с какими полномочиями входит в состав этой следственной группы; потерпевшему для обеспечения возможности судебного обжалования должен быть предоставлен доступ к постановлению о продлении срока предварительного следствия, "а форма и порядок его ознакомления... избираются следователем, прокурором или судом в пределах, исключающих опасность разглашения тайны следствия" (Определение КС РФ от 11.07.2006 N 300-О); отказ в признании лица потерпевшим от преступления и в обеспечении его прав возможен лишь при отсутствии соответствующих оснований, т.е. в случае, если права и законные интересы этого лица непосредственно не были затронуты деянием, в связи с которым ведется предварительное расследование или судебное разбирательство (Определение КС РФ от 18.01.2005 N 131-О).

На всех стадиях досудебного производства прокуроры обязаны обращать особое внимание также на необходимость соблюдения права подозреваемого и обвиняемого на защиту (п. 1.9 приказа Генпрокурора РФ от 27.11.2007 N 189). Право на защиту включает в себя как право защищаться самостоятельно, используя предоставленные законом права, так и пользоваться помощью защитника.

Подозреваемый, обвиняемый обладают широкими процессуальными правами, подлежащими обеспечению органами предварительного следствия. Их правовой статус получает дальнейшее развитие в решениях КС РФ. В частности, наряду с перечисленными в ст. 46 УПК правами за подозреваемым признано также право снимать за свой счет копии материалов уголовного дела, с которыми он вправе знакомиться (Определение КС РФ от 19.04.2007 N 343-О-П). В случае поручения производства экспертизы лицу, не работающему в государственном экспертном учреждении, сторонам, в том числе обвиняемому и его защитнику, должна обеспечиваться возможность ознакомления с данными, свидетельствующими о надлежащей квалификации эксперта (Определение КС РФ от 18.12.2003 N 429-О).

Пристальное внимание при осуществлении прокурорского надзора следует уделять реализации права подозреваемого, обвиняемого, как и иных участников уголовного судопроизводства, не владеющих языком, на котором ведется производство по делу, на пользование родным языком и получение помощи переводчика. Одновременно следует учитывать, что необходимость обеспечения обвиняемому права на пользование родным языком в условиях ведения уголовного судопроизводства на русском языке не исключает того, что законодатель вправе установить с учетом положений ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, такие условия и порядок реализации данного права, которые не препятствовали бы разбирательству дела и решению задач правосудия в разумные сроки, а также защите прав и свобод других участников уголовного судопроизводства. В связи с этим органы предварительного следствия своими мотивированными решениями вправе отклонить ходатайство об обеспечении тому или иному участнику судопроизводства помощи переводчика, если материалами дела будет подтверждаться, что такое ходатайство явилось результатом злоупотребления правом (Определение КС РФ от 20.06.2006 N 243-О).

Право обвиняемого на помощь защитника должно обеспечиваться с момента начала уголовного преследования. В силу правовой позиции КС РФ, сформулированной в Постановлении от 27.06.2000 N 11-П, конституционное право на помощь адвоката (защитника) не может быть ограничено федеральным законом. Это означает, что применительно к обеспечению данного права понятия "задержанный", "обвиняемый", "предъявление обвинения" должны толковаться в их конституционно-правовом, а не в придаваемом им уголовно-процессуальным законом более узком смысле. В целях реализации названного конституционного права необходимо учитывать не только формальное процессуальное, но и фактическое положение лица, в отношении которого осуществляется публичное уголовное преследование. При этом факт уголовного преследования и, следовательно, направленная против конкретного лица обвинительная деятельность могут подтверждаться актом о возбуждении в отношении данного лица уголовного дела, проведением в отношении него следственных действий и иными мерами, предпринимаемыми в целях его изобличения или свидетельствующими о наличии подозрений против него. Поскольку такие действия направлены на выявление уличающих лицо, в отношении которого ведется уголовное преследование, фактов и обстоятельств, ему должна быть безотлагательно предоставлена возможность обратиться за помощью к адвокату (защитнику).

Подозреваемый, обвиняемый могут отказаться от защитника и защищать себя самостоятельно. Однако заявленный подозреваемым (обвиняемым) отказ от защитника не должен быть вынужденным и может быть принят лишь при наличии реальной возможности участия защитника в деле (п. 1.9 приказа Генпрокурора РФ от 27.11.2007 N 189). ВС РФ разъяснил, что при нарушении конституционного права на помощь адвоката (защитника) все показания задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого и результаты следственных действий, проведенных с его участием, должны рассматриваться судом как доказательства, полученные с нарушением закона (постановление Пленума ВС РФ от 31.10.1995 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия").

Неотъемлемой частью прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия является проверка законности и обоснованности применения следователем, руководителем следственного органа к подозреваемым и обвиняемым мер процессуального принуждения. В соответствии с ч. 3 ст. 92 УПК о произведенном задержании следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого. С целью своевременного и качественного прокурорского надзора за законностью задержания необходимо, чтобы такая информация носила оперативный характер и сведения обо всех состоявшихся за истекшие сутки задержаниях, по поводу которых ранее им не были получены письменные уведомления, каждое утро вместе со сводкой происшествий представлялись прокурору. Также оперативно он должен извещаться (в любой форме: по телефону, факсом и т.п.) о новых задержаниях в течение рабочего дня с последующим направлением письменного уведомления в пределах предусмотренного законом срока.

Проверяя законность задержания подозреваемых по уголовным делам, прокурору необходимо обращать внимание на соблюдение следственными подразделениями порядка задержания, соответствие сведений, изложенных в протоколе, материалам уголовного дела. При выявлении нарушений - безотлагательно принимать меры к их устранению. Нужно пресекать случаи задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, на основании протоколов об административных правонарушениях. Требуется организовать незамедлительное рассмотрение жалоб на незаконность задержания и нарушения прав задержанных и проверять все изложенные в них доводы с изучением соответствующих материалов уголовного дела, при необходимости опрашивать заявителя. При обнаружении лиц, незаконно задержанных или лишенных свободы, а также незаконно помещенных в медицинский или психиатрический стационар либо содержащихся под стражей свыше срока, определенного уголовно-процессуальным законом, необходимо использовать полномочия, предусмотренные ч. 2 ст. 10 УПК (п. 1.5 приказа Генпрокурора РФ от 02.06.2011 N 162).

В целях обеспечения законности процессуального принуждения прокурор должен обязательно участвовать в судебном заседании при рассмотрении судом ходатайств органов предварительного следствия об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, о продлении срока содержания под стражей. А также ходатайств о даче согласия на производство следственных действий, которые допускаются на основании судебного решения.

Пристального внимания прокурора требует законность применения меры пресечения заключения под стражу. Законность избрания и продление сроков данной меры пресечения в значительной степени зависит от организации надзорной деятельности в прокуратурах. Рекомендуется предлагать руководителю следственного органа одновременно с направлением ходатайства в суд представлять в прокуратуру копию согласованного с ним ходатайства следователя, а также копии материалов, подтверждающих его обоснованность. Прокурору необходимо тщательно знакомиться с данными материалами, обращать внимание на соответствие постановления следователя требованиям законности, обоснованности и мотивированности. В каждом случае необходимо изучать возможность применения иной, более мягкой меры пресечения, по сравнению с арестом, оценивать объективность представляемых следователем оснований для продления содержания под стражей, устанавливать, имеются ли иные обстоятельства, кроме указанных в ч. 1 ст. 108 УПК, свидетельствующие о необходимости изоляции лица от общества.

Следует иметь в виду, что отсутствие у лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, регистрации на территории РФ может служить лишь одним из доказательств отсутствия у него постоянного места жительства, но само по себе не является предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 108 УПК обстоятельством, дающим основание для избрания в отношении такого лица меры пресечения в виде заключения под стражу (постановление Пленума ВС РФ от 29.10.2009 N 22).

Особое внимание прокурору следует обращать на обоснованность мотивов органов предварительного следствия при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого и невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения. Необходимо учитывать, что в силу ч. 2 ст. 108 УПК заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой тяжести, которое совершено им в возрасте до 18 лет. Мера пресечения в виде заключения под стражу может быть применена в случае, если несовершеннолетний подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях, по мнению ВС РФ (постановление Пленума ВС РФ от 29.10.2009 N 22), как единственно возможное в конкретных условиях с учетом обстоятельств совершенного преступления и данных о личности, заключение под стражу может быть применено в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого либо обвиняемого в совершении преступления средней тяжести. При этом надлежит принимать во внимание положения ч. 6 ст. 88 УК, по смыслу которой заключение под стражу в качестве меры пресечения не может быть применено в отношении несовершеннолетнего, не достигшего 16 лет, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести впервые.

Осуществляя надзор за законностью применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, следует руководствоваться Перечнем тяжелых заболеваний, препятствующих содержанию под стражей подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, утв. постановлением Правительства РФ от 14.01.2011 N 3, а также правилами медицинского освидетельствования указанных лиц. В целях пресечения необоснованного уклонения от избрания данной меры процессуального принуждения или незаконного ее изменения необходимо проверять, имеется ли в материалах дела медицинское заключение установленной формы о наличии (отсутствии) у лица тяжелого заболевания. При выявлении нарушений федерального законодательства - незамедлительно принимать необходимые меры реагирования. При освобождении из-под стражи лиц, в отношении которых избиралась такая мера пресечения, а затем уголовное дело (уголовное преследование) было прекращено по реабилитирующим основаниям или судом постановлен оправдательный приговор, не позднее 10 дней со дня принятия окончательного решения по делу нужно проводить проверку и составлять мотивированное заключение о законности и обоснованности процессуальной позиции прокурора, поддержавшего в суде ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или продлении срока содержания под стражей. Надлежит рассматривать вопрос о необходимости принятия мер реагирования на нарушения, допущенные следователем, руководителем следственного органа и прокурором, участвовавшим в рассмотрении ходатайства об избрании (продлении) меры пресечения, а также утвердившим обвинительное заключение (п. 1.6 приказа Генпрокурора РФ от 02.06.2011 N 162).

Для обеспечения законности осмотра жилища, обыска и выемки в жилище и иных указанных в ч. 5 ст. 165 УПК следственных действий правоограничительного характера в случаях, не терпящих отлагательства, следует добиваться от органов предварительного следствия своевременного предоставления прокурору уведомлений о производстве данных следственных действий. В случае нарушения следственным органом требований уголовно-процессуального закона о направлении в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия соответствующего уведомления с копиями постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия необходимо применять надлежащие меры прокурорского реагирования.

Основным источником получения прокурором информации о нарушениях конституционных прав и свобод граждан при производстве предварительного следствия являются их жалобы. Жалобу на процессуальные решения и действия (бездействие) следователя, руководителя следственного органа, прокурора в соответствии со ст. 124 УПК вправе подать любой участник уголовного судопроизводства или иное лицо в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают его интересы, а также действующий в интересах заявителя защитник, законный представитель или представитель. Представителем заявителя может быть лицо, не принимавшее участия в досудебном производстве, в связи с которым подана жалоба, но уполномоченное заявителем на подачу жалобы и (или) участие в ее рассмотрении судом.

Как разъяснил Пленум ВС РФ в своем постановлении от 10.02.2009 N 1 "О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" правом на обжалование решений и действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, обладают иные лица в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их права и законные интересы. Ими согласно УПК могут быть, например, поручитель (ст. 103), лицо, которому несовершеннолетний отдан под присмотр (ч. 1 ст. 105), залогодатель (ст. 106), заявитель, которому отказано в возбуждении уголовного дела (ч. 5 ст. 148), лицо, чье имущество изъято или повреждено в ходе обыска или выемки. Заявителем может быть как физическое лицо, так и представитель юридического лица. Поэтому недопустимы ограничения права на обжалование решений и действий (бездействия), затрагивающих права и законные интересы граждан, лишь на том основании, что они не были признаны в установленном законом порядке участниками уголовного судопроизводства, поскольку обеспечение гарантируемых Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина должно вытекать из фактического положения этого лица как нуждающегося в обеспечении соответствующего права.

Помимо постановлений следователя и руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела и о прекращении уголовного дела судебному обжалованию в соответствии с ч. 1 ст. 125 УПК подлежат иные решения и действия (бездействие) должностных лиц, принятые на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, если они способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства или иных лиц, чьи права и законные интересы нарушены, либо могут затруднить доступ граждан к правосудию.

К иным решениям и действиям (бездействию), способным причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства, по мнению ВС РФ, следует относить, например, постановления следователя и руководителя следственного органа о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, о производстве выплат или возврате имущества реабилитированному, об отказе в назначении защитника, в допуске законного представителя, об избрании и применении к подозреваемому, обвиняемому мер процессуального принуждения, за исключением залога, домашнего ареста и заключения под стражу, которые применяются по решению суда.

К затрудняющим доступ граждан к правосудию следует относить такие действия (бездействие) либо решения должностных лиц, ограничивающие права граждан на участие в досудебном производстве по уголовному делу, которые создают гражданину препятствие для дальнейшего обращения за судебной защитой нарушенного права. К ним относятся, например, отказ в признании лица потерпевшим, отказ в приеме сообщения о преступлении либо бездействие при проверке этих сообщений, постановление о приостановлении предварительного следствия и др.

Прокурор, получив жалобу от участника уголовного судопроизводства, должен рассмотреть ее в течение трех суток со дня ее получения. В исключительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель. По результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. Причем, отказывая (полностью, либо частично) в удовлетворении жалобы, прокурор должен мотивировать свое решение, основываясь на тщательном исследовании и оценке приведенных в жалобе доводов. В случае удовлетворения жалобы о нарушении разумных сроков уголовного судопроизводства в ходе досудебного производства по уголовному делу в постановлении должны быть указаны процессуальные действия, осуществляемые для ускорения рассмотрения дела, и сроки их осуществления. В любом случае, рассматривая жалобу о нарушении разумных сроков на предварительном следствии, прокурор обязан оценить все как юридические, так и фактические основания, обусловившие принятие обжалуемых решений, учитывать такие обстоятельства, как сложность квалификации преступных действий, установления обстоятельств совершения преступлений, сбора доказательств по уголовному делу, поведение участников уголовного судопроизводства, ритмичность, достаточность и эффективность действий должностных лиц органов предварительного расследования (п. 1.5 приказа Генпрокурора РФ от 12.07.2010 N 276). В том числе в части особой сложности расследуемого уголовного дела и исключительности конкретного случая продления срока. Указанные выше требования закона в полной мере относятся и к порядку рассмотрения и разрешения жалоб руководителем следственного органа, что также, в свою очередь, должно учитываться прокурором при поступлении соответствующей жалобы.

Рассматривая в порядке ст. 124 УПК жалобы участников уголовного судопроизводства на действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа, следует тщательно проверять изложенные доводы. При необходимости - изучать материалы проверок сообщений о преступлениях и уголовных дел в части, касающейся доводов жалоб. При поступлении заявлений о применении незаконных методов расследования, сопряженных с применением насилия, а равно иных обращений, содержащих данные, указывающие на признаки преступления, незамедлительно направлять их в соответствующие следственные подразделения для проведения проверки в порядке ст. 144 и 145 УПК. Установив в ходе осуществления надзора данные, указывающие на признаки преступления в действиях должностных лиц, надлежит выносить мотивированное постановление о направлении материалов в органы Следственного комитета РФ для решения вопроса об уголовном преследовании. По результатам рассмотрения жалобы прокурору или его заместителю следует выносить постановление о полном либо частичном ее удовлетворении или об отказе в удовлетворении, о чем уведомлять заявителя. Копию постановления об удовлетворении жалобы нужно направлять руководителю следственного органа с требованием об устранении выявленных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства. Если в жалобе наряду с другими доводами содержатся ходатайства о производстве следственных и иных процессуальных действий, в постановлении о разрешении жалобы необходимо отражать свое мнение об обоснованности данных ходатайств. При уведомлении заявителя о принятом решении надлежит разъяснять ему право на обращение с такими ходатайствами к следователю или руководителю следственного органа в порядке, установленном ст. 119 и 120 УПК. В случае поступления жалобы на решения и действия (бездействие) органов предварительного следствия, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, в порядке ст. 125 УПК в суд необходимо обеспечить обязательное участие прокурора в судебном заседании. При подготовке к участию в судебном заседании нужно изучать материалы проверки либо уголовного дела, решение или действия следственных органов по которым обжалуются. В случае выявления нарушений закона - незамедлительно принимать меры к их устранению, отмене незаконных процессуальных решений до представления в суд указанных материалов. При подготовке к участию в судебном заседании надлежит изучать материалы проверки либо уголовного дела, решение или действия следственных органов по которым обжалуются. В случае выявления нарушений закона незамедлительно принимать меры к их устранению, отмене незаконных процессуальных решений до представления в суд указанных материалов. Участвуя в судебном заседании, необходимо давать заключение по поводу обжалуемых действий (бездействия) или решений следователя (руководителя следственного органа) с использованием всех имеющихся материалов, в том числе полученных в ходе рассмотрения аналогичных жалоб в порядке ст. 124 УПК (п. 1.17, 1.18 приказа Генпрокурора РФ от 02.06.2011 N 162).

Приказом Генпрокурора РФ от 30.01.2008 N 15 "О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора" также предписывается занимать активную позицию по защите нарушенных прав, свобод и законных интересов участников уголовного судопроизводства и иных лиц, принимать исчерпывающие меры к их восстановлению. Для этого используется весь комплекс предусмотренных законом мер реагирования. На основании ст. 6 Закона о прокуратуре и п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК необходимо требовать от следственных органов безусловного и в установленный срок устранения нарушений федерального законодательства. Нужно устанавливать причины, по которым следователь, руководитель следственного органа не выполнили возложенные на них законом обязанности, и при наличии вины ставить вопрос об их ответственности, вплоть до уголовной. Необходимо принципиально отстаивать занятую позицию.

Любая деятельность органов предварительного следствия по уголовному делу в конечном итоге приводит к принятию процессуальных решений. Воплощая в себе промежуточные или окончательные результаты предварительного следствия, они должны тщательно изучаться прокурорами с принятием в случае выявления нарушения требования законности и обоснованности их вынесения мер прокурорского реагирования.

С учетом значения решений следственных органов о привлечении в качестве обвиняемого должен быть обеспечен надлежащий прокурорский надзор за соблюдением положений ч. 9 ст. 172 УПК о направлении прокурору копий постановлений о привлечении в качестве обвиняемого. При их получении прокурор обязан проверять соответствие указанных документов требованиям, предъявляемым ст. 171 Кодекса, особое внимание уделять квалификации содеянного.

При анализе содержания каждого постановления о привлечении в качестве обвиняемого и содержащегося в нем вывода следователя о совершении лицом преступления следует исходить из того, что при осуществлении от имени государства уголовного преследования по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения следователь обязан принимать решения в соответствии с требованиями законности, обоснованности и мотивированности (ст. 7 УПК), в силу которых обвинение может быть признано обоснованным, только если все противостоящие ему обстоятельства дела объективно исследованы и опровергнуты стороной обвинения. Каких-либо положений, допускающих освобождение следователя от выполнения этих обязанностей, УПК, в том числе ч. 2 ст. 15, согласно которой функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган и на одно и то же должностное лицо, не содержит (Постановление КС РФ от 29.06.2004 N 13-П).

На прокурора возлагается обязанность постоянно отслеживать соблюдение руководителями следственных органов сроков рассмотрения требования прокурора. В случае несогласия руководителя следственного органа с требованием прокурора об устранении нарушений федерального законодательства и при наличии оснований проект данного документа и подтверждающие его обоснованность матери - алы нужно представлять вышестоящему прокурору для рассмотрения вопроса о направлении требования вышестоящему руководителю следственного органа. Надлежит обеспечить контроль за производством органами предварительного следствия следственных и иных процессуальных действий, необходимость выполнения которых предусмотрена внесенным требованием об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного расследования. В случаях формального подхода к устранению выявленных нарушений, в том числе путем частичного выполнения указанных в требовании следственных и процессуальных действий, нужно принимать меры прокурорского реагирования (п. 1.8 приказа Генпрокурора РФ от 02.06.2011 N 162).

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.