Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Надзор за исполнением законов при окончании дознания 4 страница





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В ходе проверки прокурор должен быть готовым рассмотреть любые относящиеся к его компетенции обращения лиц, содержащихся в СИЗО, связанные с нарушением их прав и законных интересов администрацией следственного изолятора. Следует иметь в виду, что вопросы законности действий и решений, принимаемых следственными органами и судами при осуществлении уголовного преследования, к компетенции прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законов администрацией СИЗО, не относятся. В связи с этим, отвечая на вопросы заключенных под стражу и осужденных, прокурор не вправе давать собственную оценку обстоятельствам, связанным с осуществлением уголовного судопроизводства. Вместе с тем сведения о фактах нарушения закона со стороны органов следствия и суда, полученные в ходе проверки, должны доводиться в докладных записках до вышестоящего компетентного прокурора.

Важное значение для обеспечения эффективности проводимой проверки и получения объективной картины состояния законности имеет непосредственная беседа прокурора с лицами, содержащимися в СИЗО, что позволяет оперативно получать информацию о неочевидных нарушениях законов. Поэтому в ходе каждой проверки СИЗО целесообразно проводить личный прием заключенных под стражу и осужденных (в отсутствие представителей администрации СИЗО). Устные жалобы и заявления разрешаются, как правило, в ходе проверки. В случаях, требующих проведения дополнительной проверки по обращению, прокурор предлагает заявителю изложить свои доводы в письменном виде. Письменное обращение направляется по принадлежности с соблюдением порядка, установленного действующими нормативными актами (п. 9 и 11 Административного регламента исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей, утв. приказом Минюста России от 26.12.2006 N 383, разд. 9 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утв. приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189). Аналогичные разъяснения следует давать лицам, обжалующим действия и решения органов следствия и суда.

Методика проверки законности содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных в СИЗО. В целях обеспечения эффективности проверок соблюдения требований закона, регламентирующего сроки содержания граждан под стражей на всех стадиях уголовного судопроизводства, такие проверки целесообразно проводить с участием представителей заинтересованных структурных подразделений аппарата прокуратуры субъекта РФ (например, осуществляющих надзор за следствием, дознанием и ОРД, за соблюдением законодательства о несовершеннолетних). Наличие правовых и фактических оснований для содержания заключенных под стражу в СИЗО прокурор устанавливает по личным делам, хранящимся постоянно в отделе специального учета. При проверке следует выяснять, имеются ли предусмотренные ст. 108 или 466 УПК конкретные основания для содержания подозреваемого или обвиняемого под стражей в СИЗО.

Нельзя в ходе проверки ограничиваться выяснением одного лишь факта наличия предусмотренных законом документов, соответствия их реквизитов предъявляемым требованиям. Прокурор должен удостовериться в соответствии данных документов положениям закона, регламентирующим основания и порядок применения рассматриваемой меры пресечения. Следует обращать внимание на случаи заключения под стражу за преступления, наказание за которые в виде лишения свободы Особенной частью УК не предусмотрено; определять, не нарушен ли в отношении несовершеннолетних возрастной предел привлечения к уголовной ответственности; выяснять, отменена ли мера пресечения в случаях прекращения дела, вынесения по нему судом оправдательного приговора, осуждения к наказанию, не связанному с лишением свободы, и т.п.

Особого внимания со стороны прокурора требуют случаи содержания под стражей лиц, в отношении которых рассматривается вопрос о выдаче иностранному государству. Необходимо помнить, что основанием для заключения под стражу таких лиц может являться решение судебного органа иностранного государства. При осуществлении надзора за законностью содержания лиц данной категории в СИЗО следует руководствоваться требованиями гл. 54 УПК и указания Генпрокурора РФ от 18.10.2008 N 212/35 "О порядке работы органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам выдачи лиц для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора и передачи лиц, совершивших общественно опасные деяния, для проведения принудительного лечения".

Не выходя за пределы предоставленных полномочий, прокурор должен выяснить, учитывались ли при избрании и продлении меры пресечения обстоятельства, предусмотренные ст. 97, 98, 108 УПК, подтверждающие необходимость применения именно этой меры пресечения. Пристальное внимание следует уделить законности ареста и целесообразности дальнейшего содержания под стражей несовершеннолетних, престарелых, женщин, находящихся в состоянии беременности и имеющих малолетних детей, а также лиц, привлеченных к уголовной ответственности за преступления небольшой или средней тяжести. Поскольку из документа, являющегося основанием для заключения лица под стражу, часто невозможно получить исчерпывающий ответ на вопрос об обоснованности ареста, требуется внимательно относиться к обращениям подозреваемых и обвиняемых и при наличии подтвержденных сомнений в обоснованности избрания меры пресечения принимать меры по устранению допущенных нарушений.

Надлежит также учитывать, что максимальный срок содержания под стражей на стадии досудебного производства в соответствии с требованиями ст. 109 УПК не может превышать 18 месяцев. Содержание подозреваемых и обвиняемых под стражей свыше установленного законом срока является грубым нарушением их прав. При осуществлении надзора за соблюдением установленных действующим законодательством сроков содержания под стражей прокурор должен руководствоваться требованиями ст. 109 и 255 УПК и приказа Генпрокурора РФ от 02.06.2011 N 162. Исходя из положений данных нормативных правовых актов, прокурору при проверке необходимо обращать внимание на следующие обстоятельства: а) не превышено ли установленное законом время фактического нахождения лица под стражей с момента задержания в порядке ст. 91 УПК; б) не превышено ли время, в течение которого лицо содержалось под стражей на территории иностранного государства по запросу об оказании правовой помощи или выдаче его России в соответствии со ст. 460 УПК и до направления прокурором дела в суд.

Непосредственно в СИЗО выявить факты нарушения срока содержания под стражей можно путем опроса подозреваемых и обвиняемых, изучения их личных дел, а также учетных документов отдела (группы) специального учета СИЗО. Проверяя соблюдение сроков, прокурор должен обратить внимание и на соблюдение установленного УПК порядка продления этих сроков. Истечение установленного законом срока содержания подозреваемого или обвиняемого под стражей является согласно ст. 49 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ основанием для освобождения их из-под стражи. При обнаружении лиц, содержащихся под стражей без законных к тому оснований, в том числе ввиду истечения сроков содержания под стражей, прокурор в соответствии с требованиями п. 2 ст. 33 Закона о прокуратуре, ст. 49 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ и ч. 2 ст. 10 УПК обязан немедленно освободить их своим постановлением. В данном случае установленная ч. 4 ст. 110 УПК прерогатива суда отменять либо изменять меру пресечения в виде заключения под стражу, избранную на основании судебного решения, не нарушается. В связи с тем что срок действия судебного решения истек, прокурор принимает решение на основе положений закона и в соответствии с конституционными принципами (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ).

При проверках недопустимо оставлять без внимания факты нарушения судами уголовно-процессуального законодательства. Прокурорам, на которых надзор за исполнением законов в СИЗО возложен по распределению обязанностей, целесообразно наладить систему получения в СИЗО сведений о количестве, анкетных и процессуальных данных лиц, в отношении которых судами допущено нарушение процессуальных сроков рассмотрения уголовного дела. В случае выявления систематических фактов судебной волокиты в зависимости от конкретных обстоятельств прокурору следует рассмотреть возможность информирования об этом председателей соответствующих судов.

Согласно ст. 108 УПК лицо, в производстве которого находится уголовное дело, обязано уведомить кого-либо из близких родственников обвиняемого, при их отсутствии - других родственников о месте его содержания или об изменении места содержания под стражей. По личным делам арестованных и документам отдела (группы) специального учета СИЗО прокурор проверяет направление таких извещений. По каждому факту нарушения указанных требований закона должны быть приняты меры прокурорского реагирования.

Необходимо иметь в виду, что помимо подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, закон допускает возможность содержания в СИЗО осужденных, приговоры в отношении которых вступили в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания в виде лишения свободы. В соответствии с требованиями ст. 75 УИК срок содержания осужденного в СИЗО после поступления извещения о вступлении приговора, которым он осужден, в законную силу, не может превышать 10 дней. Путем опроса осужденных, ознакомления с их личными делами и учетными данными отдела (группы) специального учета СИЗО прокурор выявляет соблюдение установленного указанной статьей срока направления осужденных для отбывания наказания в исправительные учреждения.

На основании справок по личным делам и попутных списков, формы которых устанавливаются Инструкцией о работе отделов (групп) специального учета следственных изоляторов и тюрем (утв. приказом Минюста России от 23.06.2005 N 94-дсп), прокурор может сделать вывод об обоснованности приема в СИЗО осужденных, следующих транзитом.

К лицам, которые могут находиться в СИЗО в соответствии с требованиями УИК, относятся также: а) осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы, если необходимо их участие в следственных действиях в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого) или при необходимости участия их в указанном качестве в судебном разбирательстве; б) осужденные к лишению свободы, оставленные с их согласия для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию СИЗО; в) осужденные к лишению свободы на срок не свыше шести месяцев, оставленные в СИЗО с их согласия. Проверяя законность содержания в СИЗО лиц указанных категорий, прокурор должен устанавливать наличие для этого оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 74, ст. 77, ст. 77.1 УИК. Согласие на оставление осужденного или перевод его в СИЗО дает руководитель следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ или его заместитель либо приравненный к нему руководитель специализированного следственного органа либо его заместитель, руководитель территориального следственного органа по субъекту РФ, следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе исполнительной власти) или его заместитель. В случае выявления постановлений, санкционированных иными должностными лицами, или по иным основаниям, не указанным в законе, прокурор требует от администрации СИЗО направить осужденного в исправительное учреждение.

При наличии судебного решения об оставлении или переводе осужденных в СИЗО по не предусмотренному ч. 2 ст. 77 УИК основанию следует рассмотреть вопрос об оспаривании противоречащего закону решения. В случае устойчивости подобной практики в деятельности судов необходимо использовать возможности информирования руководителей соответствующих судов о несоответствии закону складывающейся практики.

Значительное количество нарушений законов прокурорами выявляется при проверках соблюдения оснований и порядка оставления осужденных для отбывания наказания в СИЗО, поэтому особенно тщательно следует выяснять наличие правовых и фактических оснований при принятии решения об оставлении в СИЗО для отбывания наказания каждого осужденного. С этой целью важно удостовериться, отвечают ли всем установленным законом критериям лица, в отношении которых принято решение об оставлении в СИЗО (осужденные, ранее не отбывавшие наказание в виде лишения свободы, которым наказание назначено в исправительной колонии общего режима).

Факт отбывания осужденным лишения свободы устанавливается по документам, имеющимся в личном деле, в том числе по предыдущим приговорам, справке о судимостях (форма N 103) и др. При решении вопроса о признании лица отбывавшим наказание в виде лишения свободы нужно руководствоваться разъяснениями, данными в п. 9 постановления Пленума ВС РФ от 12.11.2001 N 14 "О практике назначения судами видов исправительных учреждений", где сказано, что ранее отбывавшим лишение свободы следует считать лицо, которое за совершенное им в прошлом преступление было осуждено к наказанию в виде лишения свободы и отбывало его в исправительной колонии, тюрьме, лечебном исправительном учреждении, лечебно-профилактическом учреждении (ст. 74 УИК) либо в СИЗО для производства следственных действий, участия в судебном разбирательстве или в связи с оставлением для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (ст. 77-77.2 УИК), если судимость за это преступление не была снята или погашена на момент совершения нового преступления. Изучая личные дела осужденных указанной категории, прокурор должен установить наличие заявлений, в которых выражено их согласие на отбывание наказания в СИЗО, а также соответствующих приказов об оставлении, подписанных начальником учреждения.

При проверке законности содержания осужденных в СИЗО прокурору следует учитывать, что с их участием в данных учреждениях УИС может осуществляться ОРД, которая регламентируется Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" и ведомственными нормативными правовыми актами. Поэтому, проверяя вопросы законности нахождения осужденных в СИЗО, прокурор должен удостовериться в том, что осужденный не находится в СИЗО в целях участия в проведении оперативно-розыскных мероприятий.

В ходе проверки прокурор должен обращать внимание на факты отказа со стороны администрации СИЗО в приеме в учреждение подозреваемых, обвиняемых и осужденных по медицинским показаниям. При сомнениях в обоснованности заключения медицинского работника СИЗО о необходимости срочного стационарного лечения лица, в приеме которого отказано, в целях объективной оценки данных обстоятельств целесообразно использовать возможности медицинских работников из неподведомственных ФСИН России организаций.

Надзор за соблюдением прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в СИЗО. Положения действующего законодательства, определяющие принципы содержания под стражей (ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ), правовое положение подозреваемых и обвиняемых (ст. 6), являются одной из составляющих надзора за соблюдением законов администрацией СИЗО. Права лиц, содержащихся в СИЗО, порядок их реализации детально регламентированы нормами гл. II Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ и Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утв. приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189 (далее - Правила).

Создание в СИЗО надлежащих условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, соответствующих требованиям национального законодательства и международным стандартам, должно постоянно находиться в поле зрения прокурора. Исходя из требований п. 1 приказа Генпрокурора РФ от 30.01.2007 N 19, целесообразно наладить мониторинг фактического обеспечения этих условий, а также принимаемых администрацией СИЗО и территориальным органом управления УИС мер в этом направлении, оценивая их деятельность в динамике.

Прокурор должен владеть информацией об общем состоянии зданий и сооружений СИЗО. В ходе проверки при обходе камер прокурор оценивает их техническое и санитарное состояние, обращая внимание на наличие дефектов потолков, стен, полов, в том числе отслоений штукатурного слоя, краски, протечки воды, трещины кирпичной кладки и пр. Не полагаясь на отчетные данные администрации СИЗО, необходимо выяснить, обеспечивается ли в камере установленная законом норма санитарной площади в расчете на одного человека. Нарушения могут быть выявлены не только при посещении камер, измерении их площади и сопоставлении ее с количеством лиц, в них содержащихся, но также путем изучения паспорта СИЗО и сопоставления полученных данных с ведомостями количественного учета подозреваемых, обвиняемых и осужденных. В случаях выявления фактов несоблюдения нормы санитарной площади необходимо обращать внимание, рационально ли администрацией используется камерная площадь.

Важнейшей составляющей проверки является исследование вопроса оборудования камер. Прокурор выясняет, все ли заключенные под стражу и осужденные обеспечены индивидуальными спальными местами. Недопустимыми являются случаи оборудования временных спальных мест - нар, гамаков и пр. Подобные факты должны принципиально пресекаться непосредственно прокурором в ходе проверки. При посещении камер прокурор устанавливает, имеются ли в каждой из них санитарный узел, отделенный от основной части камеры, умывальник, стол, скамейка по числу лиц, содержащихся в камере, деревянный настил полов, вызывная сигнализация, соблюдены ли требования разд. 5 Правил.

В ходе проверки пристальное внимание следует уделять вопросам содержания несовершеннолетних лиц в СИЗО. Необходимо выяснить, созданы ли данным лицам улучшенные условия содержания и питания. Прокурор также устанавливает, как организована в СИЗО культурно-воспитательная работа с несовершеннолетними, созданы ли условия для их самообразования.

В целях мониторинга соблюдения в СИЗО санитарно-гигиенических норм с определенной периодичностью с привлечением специалистов из неподведомственных ФСИН России организаций целесообразно проводить замеры основных параметров систем жизнеобеспечения в камерах, в том числе температуры воздуха, влажности, освещенности и пр. Посредством визуального осмотра и изучения актов ежеквартальных проверок санитарного состояния СИЗО, проводимых службой санитарного надзора УИС, можно установить, инфицированы ли камеры насекомыми. При выявлении подобных фактов следует выяснять, достаточные ли меры приняты администрацией учреждения для устранения данных нарушений.

Проверяя соблюдение требований о медико-санитарном обеспечении заключенных под стражу лиц, прокурор в первую очередь на основе изучения правоустанавливающих документов оценивает, имеются ли необходимые правовые основания для осуществления медицинской деятельности, в том числе по отдельным направлениям. В случае отсутствия лицензии (лицензий) на те или иные виды медицинской деятельности необходимо установить причины, а также выяснить, какие меры принимались администрацией к получению лицензий, оценить достаточность мер. В ходе проверки прокурор знакомится с отчетностью о смертности среди лиц, содержащихся в СИЗО, заболеваемости (по основным группам), инфекционных вспышках, групповых отравлениях; анализирует динамику данных показателей в сравнении с аналогичным периодом и за несколько лет. Следует помнить, что в соответствии с п. 1.6 приказа Генпрокурора РФ от 30.01.2007 N 19 прокурор по каждому случаю смерти лиц, содержащихся в СИЗО, организует проведение проверки обстоятельств смерти с вынесением по ее результатам соответствующего решения. Если в ходе проверки установлены признаки состава уголовно наказуемого деяния, прокурор направляет материалы по подследственности для решения вопроса в порядке ст. 144, 145 УПК.

Для оценки обеспечения права лиц, содержащихся в СИЗО, на охрану здоровья прокурор при проверке должен установить, созданы ли необходимые условия для оказания заключенным под стражу и осужденным медпомощи в СИЗО. В этих целях исследуются (в том числе с помощью соответствующих специалистов) вопросы достаточности штатов, соответствия штатной структуры характеру и распространенности среди арестованных и осужденных видов заболеваний. В результате изучения документов об образовании сотрудников медчасти и повышении ими своей квалификации специалист должен дать оценку соответствия уровня квалификации работника предъявляемым требованиям и сделать вывод о наличии или отсутствии у него права заниматься медицинской деятельностью.

Особое внимание нужно обращать на вопросы обеспеченности медчасти лекарственными средствами, а также необходимыми для оказания медпомощи аппаратурой и оборудованием. Посредством сплошного или выборочного визуального осмотра следует убедиться в том, что в медчасти или аптеке нет лекарственных препаратов с истекшими сроками годности. Надлежит принципиально пресекать факты использования для оказания медпомощи подобных препаратов. При проверках нельзя ограничиваться исключительно вопросами уничтожения указанных отходов медицинской деятельности. С привлечением специалиста необходимо глубоко исследовать, обеспечивается ли эпидемиологическая безопасность в СИЗО. В этих целях важно установить, налажена ли в целом система утилизации отходов, образующихся в результате оказания медицинской помощи туберкулезным и иным инфекционным больным, и соответствует ли имеющийся порядок требованиям, предъявляемым нормативными актами в этой области.

Посещая помещения, в которых содержатся стационарные больные, прокурор обращает внимание на соблюдение требований о раздельном содержании лиц, страдающих заболеваниями, относящимися к различным группам. Одновременно оценивается санитарно-гигиеническое состояние данных помещений, отмечается наличие в них соответствующих условий для оказания медпомощи. В ходе проверки надлежит устанавливать, не остаются ли без удовлетворения законные просьбы лиц, содержащихся в СИЗО, об оказании им медпомощи.

При проверке обеспечения заключенных под стражу и осужденных питанием следует исходить из положений постановления Правительства РФ от 11.04.2005 N 205 "О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время", которым утверждены нормы питания подозреваемых, обвиняемых и осужденных. С помощью специалиста в области диетологии необходимо убедиться в том, что калорийность готовых блюд соответствует установленным требованиям. Санитарного врача следует привлекать с тем, чтобы оценить объективно санитарно-гигиенические условия в помещении пищеблока, проверить соблюдение порядка раздельного хранения различных продуктов, сроков их хранения, утилизации бытовых отходов, соблюдение установленных требований и ограничений для кухонного персонала и пр.

Помощь специалиста также целесообразно использовать для проверки соблюдения санитарно-гигиенических норм в помещениях банно-прачечного комплекса. Особое внимание здесь следует обращать на то, созданы ли все необходимые условия для санитарной обработки подозреваемых, обвиняемых и осужденных, в достаточной ли степени обеспечено учреждение моющими, дезинфицирующими средствами, соблюдается ли порядок обеззараживания, дезинфекции и дезинсекции одежды, постельных принадлежностей и пр. По журналу, в котором ведется учет приема постельных принадлежностей в стирку и выдачи чистых, можно установить, обеспечивается ли предусмотренная действующим законодательством периодичность смены постельных принадлежностей. Подобным образом по журналу, предназначенному для учета вывода заключенных под стражу и осужденных для проведения санитарной обработки, следует выяснить, выдерживается ли установленная законом периодичность проведения санитарной обработки.

Надлежит учитывать, что условия, необходимые для нормальной жизнедеятельности лиц, содержащихся в СИЗО, администрация СИЗО обеспечивает за счет средств федерального бюджета. В связи с этим недопустима организация каких-либо иных дополнительных платных услуг, за исключением тех, которые предусмотрены приложением N 3 к Правилам. Прокурор должен требовать от администрации, чтобы предоставление таких услуг не входило в противоречие с положениями закона об обеспечении режима и не препятствовало реализации целей и задач содержания под стражей, установленных действующим законодательством.

Законом не предусмотрены ограничения (за исключением общего веса продуктов питания, которые можно иметь при себе) на количество разрешенных к получению подозреваемыми и обвиняемыми посылок и передач, а также на расходование ими денег для приобретения по безналичному расчету продуктов питания и предметов первой необходимости. Соблюдение указанных прав арестованных прокурор проверяет с учетом требований приложения N 2 к Правилам.

При проверке законности предоставления подозреваемым и обвиняемым свиданий с защитником, родственниками и иными лицами, допущенными в качестве защитника, прокурор должен руководствоваться требованиями ст. 17 и 18 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ, ст. 49 и 53 УПК. Надлежит исходить из того, что адвокат становится защитником в соответствии с требованиями ст. 49 УПК с момента предъявления следователю удостоверения или ордера. Администрация СИЗО создает условия для свидания, однако самостоятельно вопрос о допуске того или иного адвоката к участию в уголовном деле не решает. Свидания обвиняемого с его защитником должны проходить в условиях, позволяющих сотруднику СИЗО видеть их, но не слышать. Наличие данных условий, так же как и необходимых возможностей для проведения в СИЗО следственных действий, в том числе достаточного количества следственных кабинетов, прокурор должен исследовать при проверке. Необходимо выявлять и пресекать факты незаконного ограничения администрацией СИЗО права подозреваемых и обвиняемых на получение квалифицированной юридической помощи.

С учетом того, что администрация СИЗО при наличии желания подозреваемых или обвиняемых трудиться может привлекать их к оплачиваемому труду, прокурору при осуществлении надзорной деятельности надлежит проверять, обеспечивается ли право арестованных на труд в условиях, отвечающих требованиям закона, соблюдаются ли при этом правила техники безопасности. Труд арестованных должен быть организован только на территории СИЗО (в камерах, на производственных площадях, в мастерских, на ремонтно-строительных участках) с соблюдением требований изоляции и раздельного размещения. Посещая рабочие места, прокурор проверяет соблюдение трудового законодательства о продолжительности рабочего времени, предоставлении дней отдыха, обеспечении безопасных условий труда, оплаты труда и т.д. Ознакомление с документами бухгалтерии, отдела труда и заработной платы, а равно опрос лиц, содержащихся под стражей, позволяют выявить факты незаконного использования их труда без оплаты. Правильность начисления заработка, а также законность произведенных удержаний определяется по результатам анализа с помощью лица, обладающего специальными познаниями, нарядов на выполненные работы, карточек лицевого счета (платежных ведомостей) и других финансовых документов.

Проверка исполнения требований закона об обеспечении в СИЗО режима, изоляции, охраны. Прокурор должен учитывать, что изоляция, охрана и обеспечение выполнения заключенными под стражу и осужденными ограничений, обусловленных избранной в отношении их мерой пресечения, являются важнейшими функциями администрации СИЗО, которые подчинены задачам обеспечения интересов уголовного судопроизводства. Соблюдение требований о раздельном размещении проверяется при обходе камер посредством опроса содержащихся в них лиц, а также путем изучения и анализа: плана покамерного размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных; камерных карточек; личных дел; списков лиц, подлежащих изоляции по указанию следственных органов или суда. Требования изоляции должны обеспечиваться как в камерах учреждения, так и при перемещении по режимной территории, в том числе при посещении бани, медицинской части и пр. Восстанавливая хронологию перемещения того или иного лица по камерам, целесообразно использовать информацию, содержащуюся в камерных карточках и суточных ведомостях учета лиц, доставленных в следственный изолятор.

В ходе проведения проверки прокурор должен учитывать не только положения Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ, но и требования, установленные законодательством об ОРД. Нельзя оставлять без внимания факты одиночного содержания в камерах подозреваемых, обвиняемых и осужденных. В каждом случае прокурору следует устанавливать наличие предусмотренных ст. 32 Закона оснований для этого.

Соблюдение заключенными под стражу и осужденными, содержащимися в СИЗО, ограничений и запретов, установленных законом, зависит прежде всего от состояния их охраны и надзора за ними. Содержание подозреваемых, обвиняемых и осужденных под стражей связано с целым комплексом правовых ограничений для этих лиц, соблюдение которых является важным вопросом, подлежащим изучению в ходе проверки. Прокурор должен оценить степень эффективности выполнения администрацией функции надзора за поведением лиц, содержащихся в СИЗО. Порядок такой деятельности установлен приказом Минюста России от 03.11.2005 N 204 "Об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы".

Пристального прокурорского внимания требует деятельность создаваемых при территориальном органе управления УИС отделов специального назначения. Действия сотрудников отделов специального назначения должны основываться на строгом соблюдении закона и осуществляться исключительно в его рамках.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.