Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Надзор за исполнением законов при окончании дознания 5 страница





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для определения соответствия режима требованиям закона прокурору следует проанализировать в сравнении с предшествующим аналогичным периодом данные о преступлениях и дисциплинарных проступках лиц, содержащихся под стражей, разобраться в причинах и условиях, им способствовавших, оценить эффективность принимаемых администрацией мер по недопущению преступлений и других антиобщественных проявлений. В этих целях прокурор знакомится с отчетностью о состоянии преступности, дисциплины, материалами служебных проверок о правонарушениях, иными документами. Кроме того, необходимую информацию можно получить в Книге дежурств по СИЗО и корпусному отделению, документах режимного и оперативного отделов, материалах судов чести учреждения и пр.

В ходе проверки следует выяснить, принимаются ли администрацией СИЗО меры по профилактике нарушений режима. В этих целях необходимо проанализировать в сравнении с предшествующим периодом времени распространенность фактов использования заключенными под стражу и осужденными запрещенных предметов, установить, на какой стадии они изымаются (при проникновении или непосредственно на режимной территории), определить распространенность изымаемых предметов в зависимости от их видовых характеристик, условия, способствующие проникновению в СИЗО запрещенных предметов. Прокурор также устанавливает, проводятся ли проверки по фактам обнаружения у арестованных запрещенных предметов: денег, спиртных напитков, наркотических веществ, колюще-режущих предметов, мобильных телефонов и т.п., перекрываются ли каналы их поступления, составляются ли в отношении лиц, изобличенных в передаче или попытке передачи арестованным запрещенных предметов, протоколы об административном правонарушении в соответствии со ст. 28.2 и 28.3 КоАП, инициируется ли в необходимых случаях применение к виновным мер уголовного воздействия. Наряду с этим прокурор проверяет на соответствие требованиям закона и установленным им целям порядок реализации сотрудниками СИЗО административно-юрисдикционных полномочий на территории, прилегающей к СИЗО.

В конечном итоге в ходе проверки на основе собранных материалов прокурор должен установить, соблюдаются ли администрацией СИЗО требования закона в части обеспечения установленного порядка содержания под стражей.

Наряду с этим при проверке следует устанавливать, ведется ли администрацией СИЗО учет изъятых предметов и ценностей, правильно ли определяется их дальнейшая судьба (сдаются на хранение, зачисляются на лицевой счет владельца, уничтожаются и т.д.). Нельзя оставлять без надлежащей реакции факты длительного хранения в кассе учреждения ценностей после того, как их владелец направлен для отбывания наказания или освобожден.

Проверяя соблюдение установленных требований при приеме, учете, регистрации и проверке сообщений о преступлениях в дежурной части СИЗО, прокурор дает оценку состоянию законности в сфере предотвращения и пресечения преступных проявлений. Порядок действий администрации СИЗО при поступлении сообщения о совершении преступления урегулирован ст. 141 и 145 УПК, а также межведомственным приказом от 29.12.2005 N 39/1070/1021/253/780/353/399 "О едином учете преступлений" и приказом Минюста России от 11.07.2006 N 250 "Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях". Необходимо установить, по всем ли зарегистрированным сообщениям приняты процессуальные решения в соответствии со ст. 145 УПК.

Выявление укрытых от учета сообщений о совершении преступлений осуществляется путем изучения и сопоставления сведений, содержащихся в книге регистрации сообщений о преступлениях и журнале регистрации информации о происшествиях и в другой служебной документации, в том числе в медицинских картах заключенных под стражу и осужденных, журналах амбулаторного приема больных, регистрации травм и пр. Информация о фактах, содержащих признаки состава преступления, может также находиться в книге дежурств по СИЗО и корпусному отделению, актах о применении физической силы и специальных средств, актах проведения обысков, актах расследования бытовых травм, актах формы Н-1 о расследовании несчастных случаев на производстве, документах судов чести учреждения и пр. Не следует в ходе проверки оставлять без внимания факты вынесения администрацией СИЗО по сообщениям, содержащим признаки преступлений, заключений без принятия решений в соответствии со ст. 144, 145 УПК. Укрытые от учета сообщения о совершении преступлений по требованию прокурора должны быть незамедлительно зарегистрированы в книге регистрации сообщений о преступлениях с дальнейшим проведением проверки в порядке ст. 144, 145 УПК.

При анализе преступных посягательств, в частности побегов из-под охраны и надзора, преступлений против представителей администрации, против жизни и здоровья лиц, содержащихся в СИЗО, дезорганизации его деятельности в их причинах следует тщательно разбираться. В обязательном порядке необходимо проверять материалы, по которым было отказано в возбуждении уголовных дел, определять свое отношение к обоснованности принятых решений. В целях предотвращения или пресечения общественно опасных действий со стороны лиц, содержащихся под стражей, к ним могут быть применены физическая сила, специальные средства, газовое и огнестрельное оружие. Общие требования к применению в местах содержания под стражей этих мер изложены в гл. V Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 и в ст. 43-47 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ. К специальным средствам законом отнесены резиновые палки, наручники, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, водометы и бронемашины, а также служебные собаки.

Оценивая законность применения физической силы или специальных средств, прокурор должен установить не только соответствие закону оснований, но и соблюдение предусмотренных ст. 28 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 условий их применения. Необходимо учитывать, что огнестрельное оружие может применяться в исключительных случаях, предусмотренных ст. 47 указанного Закона. О каждом случае применения оружия администрация СИЗО обязана уведомить прокурора немедленно, а о применении водометов и бронемашин - в течение 24 часов с момента их применения. Начальники СИЗО обязаны, как это предписывает ст. 28 Закона, сообщать прокурору обо всех фактах, когда в результате применения физической силы, специальных средств или оружия были причинены ранения либо наступила смерть заключенных или иных лиц. В интересах максимальной объективности в подобных случаях целесообразно оперативно провести проверку обстоятельств, причин и условий применения с выездом на место.

В случае выявления в ходе проверки признаков состава преступления прокурор направляет по подследственности необходимые материалы для их рассмотрения в порядке ст. 144, 145 УПК. Следует отметить, что проведение администрацией СИЗО оперативно-розыскных мероприятий, направленных на предотвращение, пресечение и выявление преступлений в СИЗО, является составной частью функции по обеспечению установленного порядка содержания под стражей.

Проверка исполнения требований закона при применении к лицам, содержащимся в СИЗО, мер поощрительного характера и дисциплинарного воздействия. При содержании в СИЗО фактические возможности заключенных под стражу и осужденных по защите своих прав ограничены. Поэтому вопросы обеспечения законности при применении к ним мер дисциплинарного воздействия являются приоритетной составляющей надзорной деятельности прокурора. К лицам, содержащимся в СИЗО, в зависимости от поведения могут применяться меры поощрения и взыскания, предусмотренные ст. 37 и 38 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ. Прокурор должен незамедлительно пресекать случаи неоправданного предоставления подозреваемым и обвиняемым дополнительных льгот и поощрений и одновременно следить за тем, чтобы налагаемые взыскания соответствовали обстоятельствам совершенного проступка.

Установленный указанными нормами Закона перечень поощрений и взысканий является исчерпывающим. В связи с этим прокурору необходимо проверять, не применяются ли к подозреваемым и обвиняемым меры воздействия, не предусмотренные законом. Сведения о применении мер дисциплинарного характера отражаются в ведомственных статистических отчетах. Изучая отчетность, прокурор оценивает в динамике уровень применения администрацией СИЗО мер воздействия, в том числе по видам взысканий. В сочетании с иными сведениями эти данные позволяют оценить в целом состояние законности в СИЗО.

Проверка законности применения мер взыскания должна начинаться с изучения материалов о водворении в штрафные помещения лиц, содержащихся в них на момент обхода. Одновременно следует изучить документацию по учету лиц, водворенных в штрафные помещения, и выделить лиц, содержавшихся в данных помещениях ранее, с личными делами которых следует более подробно ознакомиться в отделе специального учета для оценки законности наложения взысканий. При этом прокурор должен установить факт наличия правонарушения и проверить, соблюден ли порядок привлечения виновного к дисциплинарной ответственности. Следует обращать внимание на то, обеспечивается ли при применении дисциплинарных взысканий индивидуальность воздействия, учитываются ли обстоятельства совершенного проступка и данные о поведении лица, его допустившего, виновность и пр. В этих целях прокурор изучает послужившие основанием для применения мер взыскания и подтверждающие нарушение режима документы: постановление начальника учреждения, рапорты, докладные записки сотрудников учреждения, письменные объяснения нарушителя и очевидцев, акты медицинского освидетельствования при алкогольном (наркотическом) опьянении, протоколы обысков, справки о предыдущих поощрениях и взысканиях и пр.

В случае если прокурор придет к выводу о недоказанности факта нарушения, постановление начальника СИЗО или его заместителя в соответствии с п. 1 ст. 33 Закона о прокуратуре отменяется, а если взыскание в виде заключения в штрафное помещение находится в стадии исполнения - заключенный из него немедленно освобождается. Подобные меры прокурор принимает также при нарушении порядка наложения взыскания, когда отсутствует объяснение подозреваемого или обвиняемого по существу допущенного нарушения или не оформлен соответствующий документ об отказе дать объяснение, правоприменительный акт о наложении взыскания вынесен неуполномоченным должностным лицом, не соблюден 10-дневный срок наложения взыскания, не соблюдены сроки исполнения взыскания и пр.

В силу требований ст. 77.1 УИК установленный Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ порядок применения мер поощрительного характера и дисциплинарного воздействия распространяется также на осужденных, привлекаемых к участию в уголовном судопроизводстве по другому делу. Так как СИЗО не выполняет в отношении лиц данной категории функции исправительного учреждения, порядок изменения им условий отбывания наказания, установленный УИК, к данным лицам администрацией СИЗО применяться не может.

Надзор за законностью рассмотрения и разрешения предложений, заявлений и жалоб лиц, содержащихся в СИЗО. Порядок направления предложений, заявлений и жалоб лиц, содержащихся под стражей, регулируется: Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", ст. 21 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ, разд. 9 Правил, разд. 3 Административного регламента исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей (утв. приказом Минюста России от 26.12.2006 N 383).

В ходе проверки прокурор выясняет, как организована работа с обращениями заключенных под стражу и осужденных, содержащихся в СИЗО. По книге регистрации письменных заявлений и жалоб, по журналу личного приема лиц, содержащихся в СИЗО, а также по их личным делам необходимо проверить, своевременно ли обращения, переданные администрации СИЗО, направляются адресатам, правильно ли разрешаются руководством СИЗО, уведомляются ли заявители о результатах рассмотрения своих обращений. В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, подлежит разрешению в срок до одного месяца со дня его регистрации. В то же время для разрешения обращений подозреваемых и обвиняемых, направленных в адрес администрации, ст. 21 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ определен специальный порядок. Ответ на устное заявление объявляется в течение суток, в случае назначения дополнительной проверки ответ должен быть доведен до заявителя в течение пяти суток. Ответ на письменную жалобу в адрес администрации СИЗО должен быть дан не позднее 10 суток.

К упомянутым в ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ органам государственной власти, имеющим право контроля за местами содержания под стражей, заявления и жалобы в адрес которых не подлежат цензуре, относятся Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы и органы исполнительной власти субъектов РФ (ст. 38 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).

В соответствии со ст. 46 и 47 УПК подозреваемые и обвиняемые вправе приносить жалобы на действия и решения суда, прокурора, следователя и лица, производящего дознание. Порядок обжалования определен нормами уголовно-процессуального законодательства.

Особого внимания требует проверка сообщений об ущемлении прав подозреваемых и обвиняемых, унижении их человеческого достоинства, о недозволенных связях работников изоляторов с заключенными под стражу и осужденными, других грубых нарушениях законности. Закон не допускает преследование подозреваемых и обвиняемых за обращение с ходатайствами, предложениями, заявлениями или жалобами в связи с нарушением их прав и законных интересов. Преследование может осуществляться в таких формах, как незаконное ограничение прав заявителей, отказ в удовлетворении законной просьбы, необоснованное или незаконное применение мер взыскания. Прокурор обязан давать таким фактам самую принципиальную оценку, ставить вопросы о дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц либо, при наличии достаточных оснований, направлять материалы в следственный орган для осуществления уголовного преследования по признакам ст. 285 и 286 УК.

Не может рассматриваться в качестве преследования установленная ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ процедура взыскания с заявителя расходов, понесенных в связи с изложением в обращении заведомо ложных сведений. Взыскание производится по решению суда.

В ходе проверки прокурор должен учитывать, что в соответствии с положениями Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ не допускается ограничение или приостановление прав подозреваемых и обвиняемых на подачу жалоб ни при каких обстоятельствах, будь то водворение арестованного в карцер, введение в СИЗО режима особых условий и т.д. Прокурор должен строго следить за соблюдением этих требований закона и пресекать возможные попытки их нарушения.

Проверка исполнения законов в помещениях, функционирующих в режиме СИЗО, а также в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию СИЗО. В соответствии с требованиями ст. 10 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ на территории учреждений, исполняющих наказания, подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, могут содержаться только в специально оборудованных помещениях, функционирующих в режиме СИЗО (ПФРСИ), которые могут быть созданы только приказом Министра юстиции РФ. В связи с этим при проверке прокурор должен четко установить границы территории ПФРСИ и пресекать как факты содержания подозреваемых и обвиняемых в помещениях, не относящихся к ПФРСИ, так и факты размещения осужденных в камерах ПФРСИ. Недопустимо оставлять без внимания использование администрацией исправительного учреждения помещения, функционирующего в режиме СИЗО, не по прямому назначению.

Действие Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ распространяется в полном объеме на ПФРСИ. Прокурор должен следить за тем, чтобы подозреваемым и обвиняемым были созданы условия содержания в соответствии с положениями указанного нормативного правового акта. Необходимо иметь в виду, что выполнение работ по хозяйственному обслуживанию указанных помещений производится осужденными исправительной колонии, на территории которой они расположены, с соблюдением требований закона об изоляции и раздельном содержании лиц различных категорий.

Возможности оставления осужденных в ПФРСИ для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию закон не предусматривает. При выявлении подобных фактов прокурор обязан немедленно их пресекать. Порядок оставления осужденных в СИЗО для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию и исполнения в отношении данных лиц наказания регулируется УИК. В связи с этим, проводя проверку соблюдения законов и прав таких лиц, прокурор использует методику проверки исправительной колонии общего режима.

В то же время существует ряд важных особенностей, которым следует уделить особое внимание при проверке. Прежде всего, прокурор устанавливает наличие предусмотренных ст. 77 УИК оснований оставления осужденных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. Необходимо пресекать факты оставления в СИЗО осужденных, которым определено исправительное учреждение строгого режима, или ранее отбывавших лишение свободы, а также перевода их в порядке ст. 81 УИК из другого исправительного учреждения или СИЗО. Фактическим основанием для оставления осужденного в СИЗО служит приказ начальника учреждения. Посредством ознакомления с соответствующим номенклатурным делом прокурор удостоверяется в наличии такого приказа.

В ходе проверки прокурор должен выяснять, отвечают ли условия размещения осужденных указанной категории требованиям, предусмотренным ст. 77 УИК. Необходимо реагировать на случаи содержания этих осужденных в запираемых камерах.

Привлечение осужденных к труду осуществляется в соответствии с требованиями УИК и ТК. Прокурору следует обращать особое внимание на факты использования указанных лиц на работах, к которым они не могут быть допущены, исходя из требований приложения N 8 к Правилам.

Правовой статус осужденных указанной категории, закрепленный в УИК, предполагает необходимость привлечения к труду каждого осужденного, оставленного в СИЗО. В случае выявления лиц, не занятых на работах по хозяйственному обслуживанию СИЗО, необходимо ставить вопрос о направлении их для отбывания наказания в исправительное учреждение. Также следует требовать направления в исправительное учреждение осужденных, отбывавших наказание в обычных условиях и признанных злостными нарушителями.

Требования ст. 103 УИК об оплате труда осужденных, отработавших определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших норму выработки, не менее чем в минимальном размере в полном объеме распространяются на осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. При проведении проверки соблюдения трудовых прав осужденных прокурору необходимо уделять внимание вопросам охраны труда и техники безопасности, не ограничиваясь изучением только служебной документации и статистических данных, выявлять факты укрытия несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью, от учета. Условия труда следует проверять путем обхода и осмотра рабочих мест, в том числе с привлечением специалиста.

В связи с тем что функция воспитательной работы не является для администрации СИЗО основной, прокурор в ходе проверки должен выяснять, соблюдаются ли администрацией СИЗО требования закона о воспитательном воздействии на осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. С этой целью надлежит устанавливать, как организована работа начальника отряда с осужденными, созданы и функционируют ли самодеятельные организации, проводятся ли воспитательные мероприятия.

Следует изучить вопросы обеспечения администрацией СИЗО установленного порядка и своевременности освобождения осужденных, имея в виду, что осужденный подлежит освобождению в порядке ч. 5 ст. 173 УИК.

Меры прокурорского реагирования. Прокурор должен принять в пределах, определенных законом, исчерпывающие меры, чтобы обеспечить устранение выявленных нарушений законности. По возможности они принимаются в ходе проверки, а если требуется подготовка актов прокурорского реагирования, - в короткий период после ее окончания. Результаты проверки целесообразно выносить на обсуждение оперативного совещания при начальнике СИЗО, а в случаях выявления нарушений, носящих систематический характер, - при начальнике территориального органа УИС с участием всех заинтересованных лиц. На оперативном совещании с участием полномочного представителя органов прокуратуры целесообразно обсуждать внесенное представление или иные акты прокурорского реагирования в целях аргументации позиции прокурора и надлежащего рассмотрения органами УИС актов реагирования.

Представление по материалам проверки вносится начальнику СИЗО или территориального органа УИС, когда в деятельности администрации СИЗО выявлены нарушения законности, требующие вмешательства данного органа. В представлении ставится вопрос о принятии конкретных мер, направленных на устранение нарушений и привлечение каждого сотрудника УИС, виновного в допущенных нарушениях, к дисциплинарной ответственности (с учетом соответствующих сроков давности). Дисциплинарная ответственность должностных лиц и сотрудников СИЗО определяется нормативными актами, регулирующими порядок прохождения службы в правоохранительных органах.

Необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 38 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утв. постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 N 4202-1, в системе УИС применяются следующие взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности, понижение в специальном звании на одну ступень, лишение нагрудного знака, увольнение. Снижение материальных стимулирующих выплат к дисциплинарной ответственности не относится. Представление прокурора руководителем учреждения или органа УИС должно быть рассмотрено безотлагательно и не позднее чем в месячный срок приняты конкретные меры по устранению нарушений, о чем извещается прокурор. Изложенные прокурором в представлении требования об устранении нарушений подлежат обязательному исполнению администрацией СИЗО. За выполнением администрацией СИЗО и территориальным органом УИС предписаний прокурора об устранении выявленных нарушений закона устанавливается контроль.

Прокурор не должен соглашаться с формальными ответами. При наличии оснований перед полномочным органом УИС следует ставить вопрос о повторном рассмотрении представления. Если в ответе на представление содержится исчерпывающая информация об устранении всех выявленных нарушений законов, убедиться в фактическом их отсутствии необходимо в ходе следующей проверки.

В случаях неисполнения требований прокурора он ставит вопрос о принятии мер в отношении должностных лиц названных учреждений перед территориальным органом УИС, а при наличии предусмотренных законом оснований решает вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении за невыполнение законных требований прокурора по ст. 17.7 КоАП. При возбуждении дела об административном правонарушении необходимо получить объяснения от представителей администрации учреждения.

Административно-юрисдикционные и исковые полномочия прокурора следует использовать в случаях, когда традиционные формы реагирования не привели к фактическому устранению нарушений.

В том случае, если аналогичные нарушения закона совершаются в течение длительного времени, при этом принятие мер по их устранению находится в компетенции центрального органа УИС и прокуратурой субъекта РФ приняты все возможные меры для их устранения, прокурор субъекта РФ должен рассмотреть вопрос о направлении проекта представления директору ФСИН России в Генпрокуратуру РФ.

На не соответствующие закону приказы, распоряжения и постановления администрации мест содержания под стражей приносятся протесты, а незаконные постановления о привлечении к дисциплинарной ответственности прокурором отменяются путем вынесения постановления. До рассмотрения протеста в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о прокуратуре действие опротестованных актов администрацией СИЗО приостанавливается.

Получив в ходе проверки сведения о готовящихся противоправных деяниях, прокурор в целях предупреждения правонарушения объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 Закона о прокуратуре).

Прокурор не должен оставлять без реакции выявленные факты нарушения заключенными под стражу и осужденными установленного порядка содержания под стражей или отбывания наказания, по которым меры администрацией СИЗО не приняты, а сроки привлечения к ответственности не истекли. В этих случаях прокурор в ходе проверки требует принятия адекватных мер взыскания, характер которых определяет начальник учреждения.

Если нарушение законности образует состав уголовно наказуемого деяния, прокурор направляет материалы по подследственности для оценки выявленного факта в порядке ст. 144, 145 УПК.

 

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.