Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Формы участия прокуроров в конституционном судопроизводстве





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Условно формы участия прокуроров в конституционном судопроизводстве можно разделить на "активную" и "пассивную". В первом случае речь идет о поддержании прокурором требований, заявленных им в соответствии с предусмотренными законом основаниями, перечисленными выше.

Официальной формой обращения Генпрокурора РФ в КС РФ в рамках реализации права, предусмотренного п. 6 ст. 35 Закона о прокуратуре, является жалоба. В настоящее время на федеральном уровне отсутствует организационно-распорядительный акт, регламентирующий порядок подготовки прокурорами регионального звена документов в Генпрокуратуру РФ, прилагаемых к ходатайству, в котором обосновывается необходимость обращения Генпрокурора РФ в КС РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Вместе с тем при наличии на то оснований следует руководствоваться положениями ст. 37 и 38 Закона о судебной системе, содержащими общие требования к обращению и документам, прилагаемым к нему. Процедура рассмотрения дела в КС РФ регламентируется гл. XII данного Закона. В качестве примера можно привести решение КС РФ по жалобе Генпрокурора РФ (см. Определение от 16.12.2004 N 394-О "По жалобе Генерального прокурора Российской Федерации на нарушение конституционных прав граждан пунктом 3 статьи 26 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации").

Поскольку процессуальное законодательство далеко не во всех случаях предусматривает участие прокурора в судебном разбирательстве, а значит, зачастую прокуроры не могут непосредственно в ходе конкретного процесса определить возможность последующего оспаривания конституционности того или иного закона, поводом для обращения Генпрокурора РФ в КС РФ вполне может служить заявление в ту или иную прокуратуру районного или областного звена в любом регионе страны сторон в деле (истцов или ответчиков) либо иных заинтересованных в исходе дела лиц. Задача же прокурорских работников, отвечающих за подготовку документов в КС РФ, заключается в необходимости надлежащего исследования имеющихся материалов и должной мотивации обоснования обращения Генпрокурора РФ по вопросу конституционности (соответствия Конституции РФ) того или иного законодательного акта.

Судебной практики в рамках реализации права, предоставленного Генпрокурору РФ упомянутым выше постановлением КС РФ от 18.07.2003 N 13-П, к настоящему времени нет. Следует также отметить, что приказом Генпрокурора РФ от 02.10.2007 N 155 признано утратившим силу указание Генпрокурора РФ от 10.09.2003 N 36/7, в котором раскрывался механизм взаимодействия прокуроров субъектов РФ с Генпрокуратурой РФ при подготовке материалов в КС РФ по вопросу о соответствии Конституции РФ конституций (уставов) субъектов РФ. В п. 2.7 названного приказа определено, что при необходимости оспаривания незаконных положений региональных конституций и уставов в порядке конституционного судопроизводства проект запроса*(138) в КС РФ, подготовленный в соответствии с требованиями ст. 37, п. 1 и 4 ч. 1 и 2 ст. 38 Закона о судебной системе и согласованный с Главным управлением либо управлением Генпрокуратуры РФ в федеральном округе, нужно направлять в Генпрокуратуру РФ*(139). Важно отметить, что непосредственному обращению в Генпрокуратуру РФ с проектом соответствующего запроса должна предшествовать попытка урегулирования ситуации в ходе последовательного диалога прокуратуры субъекта РФ с высшим должностным лицом этого субъекта РФ и региональным парламентом (опротестование, переписка, рабочие встречи, выступление на заседаниях представительных и исполнительных органов публичной власти и т.п.). Поэтому среди документов, направляемых в Генпрокуратуру РФ, должны присутствовать доказательства, подтверждающие принятие прокурором на региональном уровне исчерпывающих средств. В Северо-Западном федеральном округе в 2004-2007 гг. получила распространение положительная практика принесения протестов на положения уставов субъектов РФ (Ленинградской области и г. Санкт-Петербурга) соответствующим заместителем Генпрокурора РФ.

Статья 83 Закона о судебной системе предусматривает возможность лиц, имеющих право на обращение в КС РФ, обращаться с ходатайством по вопросу разъяснения принятого данным судебным органом решения. Наглядным подтверждением реализации такого полномочия является Определение КС РФ от 22.10.2003 N 385-О.

К рассматриваемой (активной) форме участия прокурора в конституционном судопроизводстве, безусловно, следует отнести и поддержание прокурорами субъектов РФ, которым предоставлено такое право, в региональных конституционных (уставных) судах своих обращений. Поскольку требования к составу материалов, направляемых в такие суды, форма обращения (запрос, заявление и т.д.), круг вопросов, рассматриваемых судами, а также процедура непосредственного слушания по делу индивидуально определяются законодательством соответствующего субъекта РФ, в рамках ограниченного объема настоящего параграфа не имеется необходимости в подробной детализации этих процессов.

Говоря о "пассивной" форме участия прокурора в конституционном судопроизводстве, следует отметить, что она реализуется путем участия представителей органов прокуратуры в рассмотрении судами конкретных дел. Несмотря на то что Законом о судебной системе не предусмотрено право участия Генпрокурора РФ (его представителей) в рассмотрении КС РФ дел (если не принимать во внимание дела, инициированные самим Генпрокурором РФ), традиционно работники Генпрокуратуры РФ участвуют в процессе, озвучивая в своих выступлениях официальную позицию Генпрокуратуры РФ по существу рассматриваемых вопросов. Предшествует этому направление КС РФ в Генпрокуратуру РФ материалов для изучения, к которому подключаются работники отраслевых подразделений и специалисты из Академии Генпрокуратуры РФ. В 2010 г. из 22 заседаний КС РФ, которые закончились вынесением постановлений, в 19 было обеспечено участие представителей Генпрокуратуры РФ с выступлениями по рассматриваемой проблематике.

В регионах также практикуется приглашение представителей прокуратур субъектов РФ в судебные заседания конституционных (уставных) судов для обсуждения затрагиваемых на них вопросов, причем в отдельных случаях это прямо предусмотрено законодательством. Подобного рода участие позволяет быть в курсе соответствующих процессов, высказывать принципиальную позицию по спорным и актуальным вопросам, укреплять авторитет прокуратуры на региональном уровне.

Согласно ст. 77 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" постановления и заключения КС РФ не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания наряду с другими адресатами в обязательном порядке направляются Генпрокурору РФ. Положения законодательных актов отдельных субъектов РФ также предписывают в обязательном порядке направлять соответствующим прокурорам принятые конституционными (уставными) судами решения.

 

10.2. Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел судами общей юрисдикции*(140)

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.