Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Надзор за приемом, регистрацией и разрешением сообщений о преступлениях





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Борьба с укрытием преступлений от учета всегда была приоритетным направлением деятельности прокуратуры. Ежегодные отчеты традиционного были переполнены массой фактов: о незаконных отказах в приеме заявления о преступлении, необоснованных отказах в возбуждении уголовных дел. Выявив такие случаи, прокуроры активно ставили преступления на учет, возбуждали уголовные дела, чем безнадежно «портили» результаты раскрываемости, правоохранительной деятельности в целом. Сведений о том, что анализируемый вид прокурорской деятельности не был основан на реальных фактах, в юридической литературе нет. Это обстоятельство убедительно свидетельствует об исключительной эффективности анализируемой формы борьбы с преступностью, ибо очевидно, прежде чем с преступностью бороться, следует, как можно скорее и более точно, определить ее формы и размеры.

Законодатель, посчитав недопустимым совмещение в одних руках функций надзора и уголовного преследования лишил прокурора права на возбуждения уголовных дел, а равно и права на отмену постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел, вынесенных следователями.

В текущий момент времени прокурор уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Он вправе выносить мотивированные постановления о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам, выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Прокурор может требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Наконец прокурор вправе дать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Более того, он отменяет незаконные или необоснованные постановления дознавателя (п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

Генеральный прокурор РФ в вышеперечисленных приказах потребовал от подчиненных ему прокуроров обеспечение постоянного и действенного надзор за неукоснительным исполнением органами дознания и предварительного следствия требований УПК РФ, иных федеральных законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении сообщений о преступлениях.

По мнению автора приказов, прокурорский надзор должен гарантировать своевременное предупреждение, выявление и устранение нарушений законности в деятельности органов дознания и предварительного следствия, защиту прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступлений; пресекать незаконные действия (бездействие) и решения должностных лиц названных органов, препятствующие доступу пострадавших от преступлений к уголовному судопроизводству.

 

Для достижения этих целей прокуроры обязаны осуществлять проверки:

- в органах внутренних дел, в следственных органах СК при прокуратуре РФ, органах ФСБ, органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, органах Федеральной службы судебных приставов, таможенных органах, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органах государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы систематически (не реже раза в месяц);

- в воинских частях, соединениях (объединениях), военных учреждениях и гарнизонах - в порядке, определяемом Главным военным прокурором;

- при наличии сведений о нарушениях закона - безотлагательно.

 

Так как процедура принятия и регистрации заявлений о преступлениях в УПК РФ урегулирована фрагментарно, подробный ее регламент содержится в ведомственных и межведомственных нормативных актах, которые после регистрации в Министерстве юстиции РФ, приобрели силу обязательных на всей территории России, прокурорам в процессе надзора предписывается исходить, в том числе, и из содержащихся в них указаний.

Особое внимание Генеральный прокурор РФ уделяет проверке:

- сообщений СМИ о преступлениях, по которым предварительное следствие обязательно, что УПК РФ прямо не предусмотрено;

- сроков регистрации сообщений о преступлениях и их проверок, порядка продления сроков; достоверности документов и результатов проверки сообщений;

- правильности применения норм материального и процессуального права;

- уведомлению заявителей о результатах рассмотрения его сообщения;

- разъяснению ему права на обжалование принятого решение и порядок такого обжалования.

Метод прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела – сплошной: прокуроры не вправе ограничиваться проверкой одних только итоговых документов, в каждом конкретном случае обязаны изучить все документы, содержащиеся в материале проверки, отказном материале. В качестве приоритетных направлений надзора обозначены законность и обоснованность фактов отказа в возбуждении уголовных дел в отношении «экстремистов», лиц совершивших противоправные действия в отношении детей.

Особое внимание прокуроры должны уделять фактам изменения заявителями, иными лицами своих первоначальных заявлений, объяснений. Генеральный прокурор РФ предписывает в каждом таком случае проверять, не применялись ли к заявителю, изменившему свое первичное обращение или объяснение, незаконные методы воздействия. Данная рекомендация носит далеко не случайный характер, поскольку правоохранительные органы, обнаружив «бесперспективность» расследования, зачастую различными путями заставляют заявителей менять объяснения.

 

П. подверглась нападению, в процессе которого неизвестные завладели ее сумкой, деньгами и документами. Потерпевшая вызвала работников милиции, последние по указанным ею приметам попытались установить виновных. Убедившись, что раскрытие преступления по горячим следам невозможно, дознаватель С. склонила потерпевшую написать новое заявление, в котором та указала, что «сумка с деньгами и документами ею утеряна». Выявив данный факт, прокурор возбудил в отношении дознавателя, грубо нарушившего законодательство о порядке регистрации заявлений о преступлениях, уголовное дело. За совершение вышеуказанных действий С. по приговору Новгородского городского суда от 26 июня 2006 г. осуждена по ч.1 ст. 286 УК РФ.

В целях устранения волокиты, обеспечения своевременного принятия законного, обоснованного решения проверку следует производить не в режиме постфактум, а начинать ее с материалов, находящихся в производстве, иными словами, в стадии возбуждения уголовного дела прокурорский надзор должен быть текущим, а не отложенным.

Руководствуясь ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ», прокуроры вправе вызывать должностных лиц органов дознания и предварительного следствия, а также граждан для объяснений по поводу нарушений законов. Как видим, речь идет о совмещении двух видов деятельности: административно-управленческой на основе ФЗ «О прокуратуре РФ» и уголовно-процессуальной. Очевидно, что полученная в результате этого информация носит универсальный характер и может быть использована как для установления достоверных сведений о преступлениях, лицах их совершивших, так и определения характера нарушений, допущенных должностными лицами.

В целях выявления фактов укрытия преступлений от регистрации и учета, прокуроры обязаны ежемесячно производить сверки регистрационно-учетных данных органов дознания и предварительного следствия с имеющимися в медицинских учреждениях, страховых компаниях, государственных контролирующих, надзорных и контрольно-ревизионных органах, в том числе, в контрольно-счетных палатах субъектов Российской Федерации, подразделениях территориальных органов Федеральной миграционной службы, комендантских службах гарнизонов и иных организациях данными, указывающими на противоправный характер деяний. Систематически анализировать содержание информационных программ СМИ, в том числе и незарегистрированных либо после вынесения решения о прекращении их деятельности, обращений граждан, должностных лиц и организаций, а также материалов иных надзорных проверок.

С особым вниманием им следует проверять законность разрешения сообщений о преступлениях, связанных с проявлениями коррупции, организованной преступности, терроризма; незаконным оборотом оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств и психотропных веществ; о преступных посягательствах на бюджетные средства; о преступлениях в сфере экологии, добычи природных ресурсов и их вывоза за границу.

Прокуроры обязан оперативно реагировать на выявленные нарушения законности, в том числе на факты ненаправления или несвоевременного направления органами дознания и предварительного следствия копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела или о возбуждении уголовного дела, а также на случаи непредставления необходимых для проверки регистрационно-учетных и иных документов и материалов.

На основании п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, ст. 6, 30 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокуроры должны требовать полного устранения нарушения закона, используя предусмотренные в указанных нормативных актах формы реагирования и привлечение виновных должностных лиц, в том числе не обеспечивших должного контроля за соблюдением порядка приема, регистрации, проверки и разрешения сообщений о преступлениях, к ответственности вплоть до вынесения постановления о направлении материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об уголовном преследовании должностного лица, допустившего нарушение, содержащее признаки преступления.

Прокуроры контролируют разрешение материалов, направленных в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ и ч. 6 ст. 148 УПК РФ для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства или об отмене руководителем следственного органа постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, исполнение органами дознания и дознавателями указаний прокурора, а также результаты рассмотрения руководителями органов дознания и предварительного следствия представлений об устранении нарушений законов, внесенных в соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ».

По каждой поданной в суд и подлежащей рассмотрению в порядке ст. 125 УПК РФ жалобе на действие (бездействие) органа дознания, дознавателя и следователя, связанное с приемом, регистрацией, проверкой и разрешением сообщения о преступлении, следует обеспечивать обязательное участие в судебном заседании прокурора, непосредственно осуществляющего надзор на данном направлении деятельности органов дознания и предварительного следствия.

Они обязаны систематически анализировать состояние законности в органах дознания и предварительного следствия при приеме, регистрации, проверке и разрешении сообщений о преступлениях, причины и условия, способствовавшие нарушениям закона, практику надзора и эффективность мер прокурорского реагирования, исполнение в установленные сроки законных требований прокурора.

Признав решение следователя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор выносит мотивированное постановление о направлении материалов проверки руководителю следственного органа для решения вопроса о его отмене, в котором излагать свое мнение о необходимости возбуждения уголовного дела при достаточности к тому данных либо возобновления проверки.

При наличии предусмотренных законом оснований, в том числе в связи с выявлением фактов фальсификации материалов доследственных проверок, прокуроры выносят мотивированное постановление о направлении в органы предварительного следствия соответствующих материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений.

 

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.