Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Объем и пределы процессуальных полномочий руководителей следственных органов





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Насыщен многочисленными новеллами, имеющими важное значение как для организации уголовного судопроизводства так и для теории уголовного процесса, приказ Заместителя Генерального прокурора – Председателя СК при прокуратуре РФ от 18 декабря 2007 г. № 43.

Исключительный интерес представляет юридическая база данного приказа. Из его вводной части следует, что объем и пределы процессуальных полномочий руководителей следственных органов (следственных подразделений) системы СК при прокуратуре РФ при осуществлении ими процессуальных полномочий предопределены ст. 20-1 ФЗ «О прокуратуре РФ», ч. 5 ст. 39 УПК РФ п.п. 5 и 6 п. 13 Положения о СК при прокуратуре РФ. Ниже подчеркивается, что элементом данной базы является и сам Приказ № 43 (п. 1). Более того, из данного документа следует, что в число элементов это базы входят положениями о следственных органах и их подразделениях, приказы, определяющих должностные обязанности конкретных руководителей (п. 3). Это - не что иное, как официальное признание того факта, что нормативная база уголовного процесса, в частности его досудебного этапа, на самом деле гораздо шире указанной в ч. 1 УПК РФ.

В п. 1 Приказа № 43 находим расширительное толкование п. 38-1 ст. 5 УПК РФ, согласно которому руководителями следственных органов - должностные лица, возглавляющие соответствующие следственные подразделения, а также их заместители. По смыслу положений ст. 39 УПК РФ следственным органом является орган, выполняющий функции расследования преступлений и процессуального контроля. Эти функции следственный орган может осуществлять непосредственно или через входящие в него соответствующие следственные подразделения, к компетенции которых отнесено производство предварительного следствия и (или) осуществление процессуального контроля.

Ниже подчеркивается, что следственные органы СК при прокуратуре РФ составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих руководителей следственных органов (следственных подразделений) вышестоящим и Председателю СК при прокуратуре Российской Федерации, в силу чего он и подчинённые ему руководители следственных органов (следственных подразделений) в пределах своей компетенции и предмета ведения, установленных законодательством Российской Федерации об уголовном судопроизводстве и настоящим приказом, вправе как принимать решения, обязательные для нижестоящих должностных лиц следственных органов (следственных подразделений), так и отменять принятые нижестоящими должностными лицами следственных органов (следственных подразделений) решения и прекращать производимые ими процессуальные действия, а также осуществлять любое процессуальное полномочие нижестоящего должностного лица следственного органа (следственного подразделения) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об уголовном судопроизводстве (п. 2).

Приведенная цитата свидетельствует о построении органов предварительного следствия на основе жесткой административной вертикали, наличие которой полностью исключает возможность наличия у следователя какой-либо процессуальной самостоятельности, так как многочисленные руководители в любой момент вправе в мешаться в его действия, отменить принятые им процессуальные решения. Все это позволяет сделать вывод, что предварительное расследование в органах прокуратуры осуществляет Председатель СК и подчиненные ему следователи, в тех пределах, в которых им позволено это делать их руководителями. Все это в очередной раз свидетельствует, что «классический следователь» в современном уголовном процессе России отсутствует, в место него учреждена фигура чиновника по выполнению определенного комплекса процессуальных действий.

Следует подчеркнуть важность официального признания того факта, что процессуальная функция руководителя следственного органа имеет двуединый характер, так как, с одной стороны, он выполняет функцию расследования преступлений, с другой – процессуального контроля. Данные функции руководитель следственного органа осуществляет как лично, так и через своих подчиненных.

Приказ № 43 содержит детальный регламент процессуальных полномочий руководителей следственных органов. В тоже время, хотя в Приказе № 43 указано, что он издан с целью установления объема и пределов процессуальных полномочий руководителей следственных органов, из его текста трудно установить, в каком случае речь идет об их «объеме», а в каком о «пределах».

Если законодатель в УПК РФ попытался развести понятия «орган» и «подразделение», возможно подчеркнув тем самым особый характер отношений между сотрудниками в следственных органах, то автор Приказа № 43 разницы между данными терминами не обнаружил, полностью уровняв понятия «следственное подразделение» и «следственный орган». Данное обстоятельство свидетельствует о низкой юридико-технической дисциплине, как авторов УПК РФ, так и автора Приказа № 43.

 

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.