J Активная система, которая не только приспосабливается, но и познает законы развития окружающего мира
J Неактивная система, которая не приспосабливается, не познает законы развития окружающего мира, адаптируется к существующему миру
R Активная система, которая не только приспосабливается, но и познает законы развития окружающего мира, адаптируется к существующему миру и приспосабливает его к собственным потребностям и возможностям
J Активная система, которая не приспосабливается, но познает законы развития окружающего мира, адаптируется к существующему миру
2. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
В научный лексикон термин «социология» был введен:
J В 40-х годах XIX века
R В 30-х годах XIX века
J В 40-х годах XX века
J В 30-х годах XX века
3.Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Предметом социологии, согласно Дюркгейму, являются:
J Социальные факты, существующие за счет индивида и доминирующие над ним
R Социальные факты, существующие вне индивида и доминирующие над ним
J Социальные факты, существующие вне индивида и подчиняющиеся ему
J Социальные факты, существующие за счет индивида и подчиняющиеся ему
4.Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Образ «экономических людей» в качестве усредненного социального штампа появился благодаря трудам великих психотерапевтов:
J К. Юнга, Э. Фромма
J Э. Дюркгейма, К. Юнга
J З. Фрейда, Э. Фромма
R К. Юнга, Э. Фромма, З. Фрейда
5.Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Социальная физиология изучает
J Потребности в социальном статусе
R Общественные процессы, религию, мораль, право, то, что состоавляет социальную динамику
J Социальную иерархию
J Нормы и убеждения
Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Основатель позитивной социологии:
R О.Конт
J З.Фрейд
J Жан-жак Руссо
J М.Лобачевский
Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Один из выразителей рационалистической философии:
R Жан-жак Руссо
J Клод Анри де Сен-симон
J А.Дюма
J З.Фрейд
Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Основной закон О.Конта:
R Общественные явления строго подчинены детерминизму, принимающему форму неминуемого изменения общества под давлением прогресса разума человека
J Каждый человек уникален, нет двух людей с одинаковыми способностями, следовательно, невозможно равенство двух людей во всех без исключения сферах
J Сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы
J Низшие подражают высшим, переферия центру и т.д
Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Назовите человека, который рассматривал социологию как часть естествознания:
R Огюст Конт
J Жан Жак Руссо
J Клод Анри де Сен-Симон
J Габриэль Тард
Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Наиболее важным и специфичным О.Конт считал метод:
R Исторический
J Духовный
J Социальный
J Экономический
Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Назовите человека, который стал одним из основоположников теории структурно-функционального анализа, который впоследствии фактически получил новое рождение в трудах Т. Парсонса:
J Габриэль Тард
J Макс Вебер
R Герберт Спенсер
J Зигмунд Фрейд
12. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Три подхода к анализу организаций:
R рациональный, естественный, неорациональный
J авторитарный, демократический, либеральный
J рациональный, демократический, либеральный
J естественный, неестественный, прогрессивный
13. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Необходимые, существенные связи между элементами системы социального управления, его субъектом и объектом - объединяются понятием управления
R социологических законов
J социологических функций
J социологических факторов
J социологических аспектов
Средний уровень
14. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Социология – это:
J Наука о всех сторонах общественной жизни, суммирующая все знания общественно-научных дисциплин
R Наука о всех сторонах общественной жизни, суммирующая все знания общественно-научных дисциплин и дающая количественные оценки ретрореспективному и перспективному развитию общества
J Наука о всех сторонах общественной жизни дающая количественные оценки ретрореспективному и перспективному развитию общества
J Наука о всех сторонах общественной жизни, дающая качественные оценки ретрореспективному и перспективному развитию общества
15. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Социология управления – это:
R отрасль социологического знания, изучающая систему и процессы управления в обществе
J сложная система взаимодействия управляющей и управляемой подсистем
J специальная социологическая теория
J наука, изучающая взаимодействие организованных систем
16. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Научная организация труда – это:
R способ организации труда на предпериятии, основанный на достижениях науки, техники и передового опыта
J отрасль социологии, изучающая закономерности, формы и методы целенаправленного воздействия
J совокупность концепций труда
J формы и методы целенаправленного воздействия на социальные структуры и процессы, которые имеют место в организациях и обществе
17. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Связи несоподчиненных субъектов управленческой деятельности, характеризующиеся согласованием в ходе реализации своих и общих целей, - это отношения
R координации
J самостоятельности
J централизма
J субординации
18. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Эквивалент термина ”социология управления»
R Менеджмент
J Психология
J Философия
J Маркетинг
19. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Социальная морфология изучает:
R Структуру общества,его статическое состояние
J Социальные устои общества
J Нормы и принципы
J Продуктивность социальных методологий
20. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Определение общих законов социологии:
R описывают свойства и процессы, протекающие на уровне всего общества, всей социальной сферы.
J Описывают свойства, обуславливающие развитие системы и свойства, возникающие вследствии ее функционирования
J Описывают свойства и процессы протекающие на уровне низшей ступени общества
J описывают свойства обуславливающие деградацию системы
21. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Управления как предмет социологического исследования представляет собой:
R социальный процесс целенаправленного взаимодействия нескольких элементов, различных в целях в распределении результатов ее достижения.
J физический процесс взаимодействия твердых тел в пространстве и получения материального результата и последствий этого взаимодействия
J духовный процесс взаимодействия нематериальных субстанций, влияния их на иную материю
J понятие, характеризующее систему осуществления государственной власти недемократическими методами
22. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Предложил простейшую модель эффективности деятельности управляющего:
J А. Сопрано
J Б.Тенор
J В.Альт
R Б.Басс
23. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Экономический человек – это:
J Человек, ценности которого формируются за счет экономики в целом
R Человек, целью которого является стремление к обогащению, к заработку.
J Человек, который ставит материальное превыше духовного
J Меркантильный человек
24. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Что заставляет человека отклоняться от его рациональных индивидуальных предпочтений на момент формирования социологии:
J В нем отражаются субъективные процессы, которые создают реальную картину мира, заставляющие людям оставаться здравомыслящими.
J Придерживание мнений в чужих рациональных индивидуальных предпочтениях
R В нем отражаются объективные процессы, которые создают ирреальную картину мира, которая заставляет людей приспосабливать мир к ее ирреальности и нерациональности.
J Давление и подчинение человека обществом.
26. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Предмет социологии – это:
J научное понятие, отражающее объект, те или иные его стороны, явления, процессы
R система категорий и законов, отражающих социальную жизнь и поведение человека. J мысль, отражающая наиболее общие, существенные, необходимые связи в изучаемом объекте
J личностный аспект социального фактора
27. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Назовите методы, которые в своем научном поиске использует социология управления, в переходе от абстрактного морализма к научному исследованию:
J Эмпирический подход
J Социологические исследования
J Моделирование социальных зависимостей
R Эмпирические и гипотетические подходы.
28. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Общие законы:
R Описывают свойства и процессы, протекающие га уровне всего общества, всей социальной сферы.
J Действуют всегда, вне зависимости от уровня развития общества, часть – характерна лишь для конкретных социальных условий, действие остальных связано с периодическим повторением определенных социальных ситуаций
J Подразделяются на причинные, когда последующее состояние является результатом предыдущего, и функциональные, когда между процессами наблюдается взаимная зависимость
J Включают законы развития и законы функционирования
29. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Социальные законы:
J Подразделяются на причинные, когда последующее состояние является результатом предыдущего, и функциональные, когда между процессами наблюдается взаимная зависимость
J Включают законы развития и законы функционирования
J Описывают свойства и процессы, протекающие га уровне всего общества, всей социальной сферы.
R Действуют всегда, вне зависимости от уровня развития общества, часть – характерна лишь для конкретных социальных условий, действие остальных связано с периодическим повторением определенных социальных ситуаций
30. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Динамические законы:
J Включают законы развития и законы функционирования
J Описывают свойства и процессы, протекающие га уровне всего общества, всей социальной сферы.
R Подразделяются на причинные, когда последующее состояние является результатом предыдущего, и функциональные, когда между процессами наблюдается взаимная зависимость
J Действуют всегда, вне зависимости от уровня развития общества, часть – характерна лишь для конкретных социальных условий, действие остальных связано с периодическим повторением определенных социальных ситуаций
31. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Статистические законы:
J Описывают свойства и процессы всей социальной сферы.
J Подразделяются на причинные, когда последующее состояние является результатом предыдущего, и функциональные, когда между процессами наблюдается взаимная зависимость
J Действуют всегда, вне зависимости от уровня развития общества
R Включают законы развития и законы функционирования
32. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Свойство системы управления работать и развиваться как целостный организм заключается в его
R единстве
J неразрывности
J неделимости
J комплексности
Базовый уровень
33. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Социология в дословном переводе означает:
J Знания о людях
R Наука об обществе
J Наука о развитии
J Общественная жизнь
34. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Процесс воздействия объектов друг на друга, определяющий их взаимную связь и обусловленность, а также характер изменений их состояния, относится к
R взаимодействию
J противодействию
J содействию
J воздействию
35.Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Из перечисленных пунктов: 1) согласование задач, 2) гармонизация интересов, 3) реализация целей, 4) создание планов деятельности,
задачами субъекта управления являются
R 1, 2 и 3
J 1 и 3
J 2 и 4
J 1 и 4
36. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Основателем социологии является:
J Эрих Фромм
J Карл Юнг
R Огюст Конт
J Зигмунд Фрейд
37. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Субъекты социального управления:
R носители реальной публичной власти, муниципальные органы, государственный органы и организации, общественные организации; индивиды, способные вырабатывать программную деятельность и реализовывать данную способность.
J люди, социальные системы, организации
J аспекты деятельности управления
J власть
38. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
В социологии управления сложились школы:
R человеческих отношений Э.Мэйо
R социальных систем И.Барнорда
J количественная школа
J школа социологии труда
39. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Управление – это:
R сознательная, целенаправленная деятельность, основанная на знаниях, навыках и умениях людей
J сложная система взаимодействия управляющей и управляемой подсистем
J специальная социологическая теория
J наука, изучающая взаимодействие организованных систем
40. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Главные функции социологии управления в обществе:
R теоретическая, описательная, идеологическая
J планирование, организация, мотивация
J контроль, предвидение, координация
J познавательная, поощрительна
41. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Предметом исследование Социального Управления являются:
R Социальные системы с иерархическим принципом организации
J Общество в целом
J Социально-политические системы
J Проблемы взаимоотношения человека коллектива и общества в процессе деятельности
42. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Объект С.У
R социальное управление, т.е. управление в обществе, представляющее собой взаимодействие управляющих и управляемых субъектов
J Мысли, чувства продвижение духовной сущности и внутренее управление собой
J управление в организации, развитие организации
J Исследование процессов и действий совершаемых в процессе управление в той или иной среде
43 Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Предмет С.У
R изучение деятельности субъектов управления по разработке решений направленных на реализацию основных направлений социальной политики.
J Анализ деятельности объектов управления по разработке решений направленных на улучшения качества управления
J Анализ деятельности субъектов управления по разработке решений
J Изучение деятельности объектов управления по разработке решений
44. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
В задачи социологии управления входят:
R Познания социальных законов управления
R Организация управления на основании выявленных социальных законов
J Управление обществом
J Выявление социальных норм и установок
45. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
По масштабу обобщения социальные законы могут делиться на:
R Общество, классы и сословия, группы
J Постоянные, специфические и периодические
J Динамические и статические
J Внешние и внутренние
46. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Из перечисленных пунктов: 1) индивиды, 2) социальные группы, 3) общности, 4) общественные отношения, социология управления изучает
R 2, 3 и 4
J 1, 2 и 3
J 1, 3 и 4
J 1, 2 и 4
Тема 2. Методологические подходы к изучению проблем социологии управления
Высокий уровень.
47. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Диалектико-материалистический подход выступает:
R как научное мировоззрение, всеобщий метод познания мира
J как познание объективных законов исследуемого предмета
J как исторический подход характеризующий систему знания в ее динамике
48. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Историко-генетический подход предполагает:
R познание объективных законов, исследуемого предмета, многообразие истории людей, процессов, стран, народов, государств
J изучение поведения людей, акцентирующий внимание на внешних формах поведения и составляющих его элементах-поступках, действиях, реакциях и.т.д.
J что исследователи считают все ситуации оригинальными, неповторимыми
J определение тенденции в поступках и действиях управляющего и управляемого
49. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Идея рассмотрения ситуаций появилась:
R в начале XX века в 20-е годы
J в конце XX века
J в 60 годы XIX в
J в конце XIX в
50. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Способность к выработке и применению оригинальных решений и новаторских приемов, позволяющих повысить эффективность деятельности - это подход
R творческий
J системный
J социальный
J ситуационный
51. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Способ анализа объекта социального управления, который предполагает выдачу рекомендаций, отражающих каким должен быть объект, - это подход
R нормативный
J дескриптивный
J ситуативный
J социальный
Средний уровень
52. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Бихевиористский подход – это:
R подход к изучению организационно-экономического и личностного поведения людей
J изучение сложных управленческих проблем
J критерий выбора следствий для принятия решения
J рассмотрение организационно-экономического поведения руководителя и исполнителя как процессов взаимосвязанных между собой действий
53. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Подход углубил понимание сложных управленческих проблем на основе их модернизации:
R количественный
J бихевиористский
J историко-генетический
J процессный
54. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Системный подход – это:
R направления методологии специального научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем
J на рассмотрении организационно-экономического поведения руководителя и исполнителя как процессов взаимосвязанных между собой действий и поступков
J подход к изучению организационно-экономического и личностного поведения людей
J познание объективных законов, исследуемого предмета, многообразие истории людей, процессов, стран, народов, государств
Базовый уровень
55. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Процессный подход основан:
R на расстоянии организационно-экономического поведения руководителя и исполнителя как процессов взаимосвязанных между собой действий и поступков:
J на характеристике любых действий менеджера и исполнителя
J на изучении сложных управленческих проблем
J на взаимодействии управляющей и управляемой систем
56. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Ставит во главу труд. деятельность – это:
R деятельностный подход
J процессный подход
J системный подход
J ситуационный подход
57. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Направление в управленческой науке и практике, в котором центральной является проблема эффективности и надежности организации, - это подход
R социально-организационный
J социально-профессиональный
J социально-психологический
J социально-деятельностный
Тема 3. Управление как всеобщее свойство социальных систем (социальное управление в социальных системах)
Высокий уровень
58. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Управление в трактовке О.Конта:
R Искусство использования научной теории для практических целей
J Искусство использования более умным человеком массу более глупых для достижения своих целей
J Использование любых методов и средств для достижения результата нужного себе, чужими руками
J это функция системы, направленная на выживание этой системы посредством координации, организации, упорядочения элементов данной системы, как между собой, так и с внешней средой
59. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Первоначально наука об обществе носила название:
J Социальная психология
J Социальная методология
R Социальная физика
J Социальный конформизм
60. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Э. Дюргейм, Г. Тард активно привлекали к социологическим исследованиям такие эмпирические методы, как:
R анализ исторических документов и статистических данных
J планы проверки гипотезы
J квазиэкспериментальные планы
J Анализ отходов общества
61. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Связи, при которых вышестоящие органы имеют права и обязанности определять содержание и направленность деятельности нижестоящих в соответствии с общей целью - это отношения
R централизма
J субординации
J самостоятельности
J координации
Средний уровень
62. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Предложил простейшую модель эффективности деятельности управляющего:
J А. Сопрано
J Б.Тенор
J В.Альт
R Б.Басс
63. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Дайте определение понятию «социум»:
R совокупность социальных взаимодействий людей, периодически повторяющиеся социальные действия людей по отношению друг к другу
J система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью
J духовная сфера, сфера осмысления мира
J сознание и поведение людей
64. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Социология организаций в широком смысле учитывает:
R Все сформировавшиеся или формирующиеся институты общества
J Проблемы взаимоотношений человека, коллектива и общества в процессе деятельности
J Противоречия государственных интересов общественным
J Проблемы по поводу структуры собственности, распределения доходов
65. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Социология организаций позволяет:
J конкретизировать себя в процессуальной сфере.
R использовать знания о закономерностях развития организованных коллективов, их целях и стратегии
J решить проблемы взаимоотношений человека, коллектива и общества в процессе деятельности.
J прекратить процесс интенсификации общественного производства при растущей бездуховности.
66. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Э. Дюргейм, Г. Тард активно привлекали к социологическим исследованиям такие эмпирические методы, как:
R анализ исторических документов и статистических данных
J планы проверки гипотезы
J квазиэкспериментальные планы
J Анализ отходов общества
67. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Одним из специфических методов социологии М. Вебер считал:
J Восприятие исследуемого объекта как системы
R Моделирование социологических идеальных типов
J Всесторонний охват исследуемых явлений
J Рассмотрение исследуемых процессов
68. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Познавательная функция С.У
R изучить основные особенности управления как специфической сферы трудовой деятельности, определить ее роль и значимость в развитии! общества и, его подсистем, организаций, групп и т.п
J оценить, в какой мере соответствует (или, напротив, не соответствует) существующая в данном обществе, организации система управления основным тенденциям этого общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства населения; является ли она демократической, авторитарной или тоталитарной, развивает или сковывает инициативу отдельных индивидов, их групп и общностей
J выявление наиболее вероятных и желательных изменений в управленческой деятельности в пределах ближайшего или более отдаленного будущего, т.е. на определение возможных траекторий развития управления, на его прогнозирование.)
J на основе определения и оценки значимости тех или иных управленческих концепций, тенденций их развития и совершенствования, прогнозирования их развития в будущем - распространять знания об управлении, т.е. об основных его задачах, функциях, механизмах реализации
69. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Оценочная функция С.У
J изучить основные особенности управления как специфической сферы трудовой деятельности, определить ее роль и значимость в развитии! общества и, его подсистем, организаций, групп и т.п
R оценить, в какой мере соответствует (или, напротив, не соответствует) существующая в данном обществе, организации система управления основным тенденциям этого общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства населения; является ли она демократической, авторитарной или тоталитарной, развивает или сковывает инициативу отдельных индивидов, их групп и общностей
J выявление наиболее вероятных и желательных изменений в управленческой деятельности в пределах ближайшего или более отдаленного будущего, т.е. на определение возможных траекторий развития управления, на его прогнозирование
J на основе определения и оценки значимости тех или иных управленческих концепций, тенденций их развития и совершенствования, прогнозирования их развития в будущем - распространять знания об управлении, т.е. об основных его задачах, функциях, механизмах реализации
70. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Образовательная функция С.У
J изучить основные особенности управления как специфической сферы трудовой деятельности, определить ее роль и значимость в развитии! общества и, его подсистем, организаций, групп и т.п
J оценить, в какой мере соответствует (или, напротив, не соответствует) существующая в данном обществе, организации система управления основным тенденциям этого общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства населения; является ли она демократической, авторитарной или тоталитарной, развивает или сковывает инициативу отдельных индивидов, их групп и общностей
R на основе определения и оценки значимости тех или иных управленческих концепций, тенденций их развития и совершенствования, прогнозирования их развития в будущем - распространять знания об управлении, т.е. об основных его задачах, функциях, механизмах реализации
J выявление наиболее вероятных и желательных изменений в управленческой деятельности в пределах ближайшего или более отдаленного будущего, т.е. на определение возможных траекторий развития управления, на его прогнозирование
71. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Наука о закономерностях функционирования и развития деятельности людей по организации жизни общественной системы называется теорией социального
R управления
J воздействия
J взаимодействия
J общения
72. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Действие, вызывающее изменение состояния объекта управления, - это управленческое
R воздействие
J решение
J взаимодействие
J консультирование
Базовый уровень
73. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Первый представитель теории научного управления
J Г. Форд
R Ф.Тейлор
J М.Тайсон
J М.Вебер
74. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Наиболее яркий представитель «школы человеческих отношений»
J А.Гитлер
J Гете
J И.Бах
R Э.Мэйо
75. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
В управлении «Цель» - это:
R Желаемое состояние,достигнутое посредством другого.
J представление, которое человек стремится осуществить.
J это не достижение физической силы, а достижение силы мудрости
J место или предмет, в который нужно попасть при перемещении какого-либо объекта.
76. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Социальная психология помогает лучше понять такие элементы управления, как:
R стиль руководства, коллегиальность принятий решений, конфликтные ситуации
J лидерские качества, стрессоустойчивость на рабочем месте
J введение бизнеса, опираясь на человеческий фактор
J согласование интересов каждого работника с руководящими целями коллектива.
77. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
«Системность» - это:
J Рассмотрение исследуемых процессов и явлений в контексте конкретного окружения
J Объект исследуется в динамике своего развития
J Исследователь должен стремиться максимально снизить влияния собственных субъективных взглядов
R Восприятие исследуемого объекта как системы элементов, объединенных прямыми и обратными связями, образующими структуру 78. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Автор «теории потребностей»
R А.Маслоу
J Д. Макгрегор
J Д.Маклауд
J Ф.Херцберг
79. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Автор «Двухфакторной теории мотиваций»
J А.Маслоу
R Ф.Херцберг
J Д. Макгрегор
J Л.Толстой
80. Задание {{ 1 }} ТЗ 1
Метод управления-
R совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей.
J совокупность приемов и способов воздействия на управляющий объект для достижения поставленных целей
J достижение поставленных целей без прилагания определенных усилий
J совокупность приемов и способов воздействия управляющим субъектов на объект