Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Побочные дыхательные шумы.



В норме побочные дыхательные шумы не выслушиваются. В условиях патологии бронхов, трахеи могут выслушиваться хрипы, патологический процесс на уровне альвеол может сопровождаться появлением крепитации, воспаление и шероховатость листков плевры нередко приводят к появлению шума трения плевры или реже плевроперикардиального шума.

Хрипы могут быть сухими (басовыми, жужжащими или дискантовыми, свистящими) и влажными (мелко-, средне-, крупнопузырчатыми). Низкие (басовые, гудящие, жужжащие) сухие хрипы возникают в трахее и крупных бронхах при наличии в их просвете вязкой мокроты.

Движение потока воздуха во время вдоха и выдоха вызывает низкочастотные колебания нитей и тяжей вязкой мокроты, что и приводит к появлению длительных протяжных звуков (wheezes) – гудящих и жужжащих сухих хрипов. Особенностью басовых сухих хрипов является их непостоянство: они то выслушиваются, то исчезают, особен­но после откашливания.

Высокие (дискантовые, свистящие) сухие хрипы возникают в мелких бронхах при наличии в их просвете вязкой мокроты, а также при значительном сужении мелких бронхов за счет отека слизистой оболочки и (или) бронхоспазма. Это также длительные и протяжные звуки (wheezes), которые отличаются непостоянством: они обычно уменьшаются или даже исчезают после откашливания. Впрочем, последняя особенность свойственна сухим дискантовым хрипам в несколько меньшей степени, чем басовым: при кашле из бронха удаляется часть мокроты, но сохраняется выраженный отек слизистой оболочки и бронхоспазм (если он принимает участие в сужении бронхов в данном конкретном случае).

Сухие дискантовые хрипы лучше выслушиваются в горизонтальном положении больного и при форсированном выдохе. В последнем случае резко увеличивается линейная скорость движения потока воздуха по мелким бронхам, а боковое давление на стенки уменьшается (феномен Бернулли).

Кроме того, у пациента с исходно суженными мелкими бронхами и затрудненным процессом выдоха при попытке форсированного выдоха значительно возрастает внутрилегочное давление, способствующее сдавлению мелких бронхов. Все это приводит к еще большему их сужению за счет механизма раннего экспираторного закрытия (коллапса) бронхов.

Влажные хрипы возникают при наличии в трахее, бронхах или полостях, соединенных с бронхами, жидкого секрета (жидкой мокроты, транссудата или крови). Жидкий секрет обычно располагается в дыхательных путях пристеночно. Поток воздуха во время вдоха и (в меньшей степени) во время выдоха как бы вспенивает жидкий секрет, в результате чего появляются короткие звуки, напоминающие лопание пузырьков воздуха или треск (cracles).

Характер влажных хрипов зависит от диаметра тех участков воздухоносных путей, в которых присутствует влажный секрет. Крупнопузырчатые влажные хрипы образуются в трахее, крупных бронхах и больших полостях, соединенных с бронхами, среднепузырчатые влажные хрипы в бронхах среднего калибра (обычно в разветвлениях сегментарных бронхов) и в бронхоэктазах; мелкопузырчатые влажные хрипы возникают в мелких бронхах.

Звучность влажных хрипов – очень важная клиническая характеристика этих дыхательных шумов.

Если влажные хрипы возникают в бронхе, окруженном малоизмененной легочной тканью, которая несколько гасит звуки, рождающиеся в глубине легкого, то хрипы выслушиваются приглушенными, или незвучными (неконсонирующими).

Озвучнение влажных хрипов происходит при появлении условий для лучшего проведения на поверхность легочной ткани звуков, особенно их высокочастотных компонентов, возникающих в бронхах: при наличии полости в легком, соединенной с бронхом и заполненной воздухом и частично гноем (а), а также при наличии воспалительного уплотнения легкого вокруг бронха – очаговой пневмонии (б).

Крепитация возникает в альвеолах при наличии в них пристеночно расположенного жидкого секрета (вязкого экссудата, крови или транссудата) и некоторого спадения альвеол, сохраняющих, впрочем, относительную воздушность. Такие условия возникают у больных с начальными стадиями долевого воспаления легких (крупозная пневмония), при компрессионном ателектазе и инфаркте легкого.

В отличие от нормально функционирующих альвеол у здорового человека (а), при перечисленных патологических состояниях на протяжении большей части вдоха альвеолы находятся в спавшемся состоянии; проникновение в них воздуха происходит только на высоте глубокого вдоха, что сопровождается разлипанием стенок альвеол и появлением трескучих звуков, очень напоминающих влажные мелкопузырчатые хрипы (cracles).

Механизм возникновения шума трения плевры. Шум трения плевры возникает при трении друг о друга шероховатых поверхностей воспалительно измененных листков плевры во время дыхания и напоминает хруст снега, скрип кожи, шорох бумаги (rub).

Обычно шум трения плевры свиде­тельствует о наличии острого воспаления плевральных листков при отсутствии в полости плевры экссудата. Он не изменяется после покашливания и усиливается при давлении фонендоскопом на грудную клетку. Иногда, при наличии сухого плеврита, шум трения плевры можно выслушать даже при имитации глубокого вдоха при закрытой голосовой щели, что используется для дифференцирования этого побочного дыхательного шума от хрипов и крепитации.

Бронхофония.Аускультация легких завершается исследованием бронхофониию Техника метода состоит в следующем. Больному предлагают произнести шепотом слова, содержащие шипящие звуки, например, «чашка чая», «шестьдесят шесть». При этом врач ставит фонендоскоп на симметричные участки грудной клетки и сравнивает слышимые звуки. Метод исследования бронхофонии аналогичен определению голосового дрожания, поэтому сравниваемые зоны аускультации повторяют места пальпаторного определения голосового дрожания.

В норме произносимые слова звучат неразборчиво и слитно. В случаях, когда возникают условия для лучшего проведения колебаний от гортани на поверхность грудной клетки (воспалительное уплотнение легочной ткани, полость в легком, соединенная с брон­хом, компрессионный ателектаз и др.), звуки становятся различимыми, а произносимые слова разборчивыми. В этих случаях говорят об усилении бронхофонии на соответствующей части грудной клетки.

Значительное одностороннее ослабление проведения на поверхность грудной клетки шепотной речи наблюдается при экссудативном плеврите, гидротораксе, пневмотораксе, фибротораксе и обтурационном ателектазе. Двустороннее ослабление бронхофонии выявляется при эмфиземе легких.

 

Вопрос 7. Основные синдромы при заболеваниях органов дыхания.

Бронхитический синдром. Заключается в наличие кашля и отхождении мокроты в различном количестве.

Бронхообструктивный синдром проявляется кашлем, свистящим дыханием, дистантными хрипами или только сухими хрипами, выслушиваемыми при аускультации легких.

Синдром уплотнения легочной ткани проявляется укорочением перкуторного звука, появлением зоны бронхиального дыхания (не всегда), реже отставанием больной половины грудной клетки в акте дыхания. Рентгенологическим эквивалентом уплотнения легочной ткани является затемнение.

Легочно-плевральный синдром представляет собой сочетанное поражение паренхимы легких (в виде синдрома уплотнения легочной ткани) и плевры или изолированное наличие тех или других признаков. Дополнительными признаками могут быть шум трения плевры, полевральные боли или признаки гидроторакса, пневмоторакса, эмпиемы плевры.

Гидроторакс – накопление жидкости в плевральной полости – проявляется асимметрией грудной клетки, выбуханием межреберных промежутков на стороне поражения, изменением границы нижнего легочного края, при этом данная граница располагается по косой линии, нисходящей сзади кпереди, называемой линией Эллиса-Дамуазо-Соколова. Ниже названной линии располагается зона тупого перкуторного звука, выше и кнутри появляется треугольная зона тимпанического звука – треугольник Гарлянда. На противоположной стороне продолжение линии Эллиса-Дамуазо-Соколова ограничивает сверху треугольник притупленного звука, образованный за счет смещения органов средостения. Иногда удается определить смещение срединных структур в здоровую сторону. Аускультативно над зоной гидроторакса дыхание не выслушивается, выше нее – ослаблено, выявляется выраженная асимметрия аускультативной картины.

Пневмоторакс – скопление воздуха в плевральной полости, возникающее спонтанно (наличие субплевральных тонкостенных булл) или при возникновении бронхиальной обструкции, а также при повреждении грудной клетки с нарушением ее герметичности. В плевральной полости воздух располагается в области верхушек легких, если не имеется зоны отграничения спайками. Над зоной скопления воздуха появляется тимпанит, дыхание не выслушивается, возможно смещение органов средостения в противоположную сторону.

 

УИРС (задание для обязательного письменного ответа в тетради, как итог самостоятельной работы студента):

1. Особенности изучения анамнеза у больных пульмонологического профиля (Лекционный материал, основная и дополнительная литература, рекомендованная к изучению по теме данного занятия).

2. Особенности обследования больных при аномалиях развития легких (Лекционный материал, основная и дополнительная литература, рекомендованная к изучению по теме данного занятия).

3. Описать особенности кашля при бронхитическом и при бронхообструктивном синдромах (Лекционный материал, основная и дополнительная литература, рекомендованная к изучению по теме данного занятия).

4. Предложить решение проблемы отказа от курения у больного с заболеванием легких.

 

Обучающие ситуационные задачи:

Задача №1. У больного тихий сухой кашель, сопровождающийся болезненной гримасой. При кашле больной щадит правую половину грудной клетки, прижимая её в нижних отделах рукой.

А) Как называется такой кашель (по тембру)?

Б) Укажите заболевания, при которых он бывает.

В) Объясните причину появления симптома боли в момент кашля.

 

Задача №2. У больного заболевание сердца, осложнённое сердечно-сосудистой недостаточностью. Лицо одутловатое, синюшное, глаза слезятся, рот полуоткрыт, выраженная одышка в покое, анасарка.

А) Дайте оценку общего состояния больного.

Б) Какое он занимает положение?

В) Как называется описанное лицо?

Г) Поясните понятие «анасарка».

 

Ответ на задачу №1:

А) Сухой, тихий, низкотональный.

Б) Заболевания плевры: сухой фибринозный плеврит, мезотелиома, начальная и конечная стадии экссудативного выпотного плеврита; заболевания органов брюшной полости, сопровождающиеся раздражением диафрагмального нерва; интерстициальные заболевания легких: канцероматоз, интерстициальная пневмония, системная склеродермия.

В) Болевые рецепторы расположены в листках плевры и появление болевого синдрома указывает на заболевание плевры.

 

Ответ на задачу №2:

А) Состояние больного тяжелое.

Б) Положение вынужденное: ортопноэ.

В) Описанное лицо соответствует выражению "лицо Корвизара" по имени известного французского врача, лейб-медика Наполеона Бонапарта, впервые давшего подробное описание характерных изменений лица больного с выраженной сердечной недостаточностью.

Г) Анасаркой называется состояние больного, имеющего выраженные тканевые и полостные отеки, включая асцит, гидроторакс, возможный выпот в полости перикарда.

 

Тестовые вопросы для самоконтроля подготовки к занятию

1. Что из перечисленного относится к методологии диагностического поиска?

1) Пальпация

2) Оценка общего анализа крови

3) Формулировка синдромного диагноза

4) Формулировка нозологического диагноза

Ответ: 3.

 

2. Укажите правильное взаимоотношение понятий:

1) Пропедевтика является частью диагностики

2) Диагностика является частью пропедевтики

3) Диагностика является важным разделом внутренней медицины

4) Диагностика является введением в медицинскую специальность

Ответ: 3.

 

3. Какое выражение является правильным?

1) Аналоговый метод диагностики всегда позволяет поставить правильный диагноз;

2) Симптомы и синдромы заболевания могут составлять ведущую клиническую проблему;

3) Составление диагностических алгоритмов (арборизационный метод диагностики) определяется патогенетическим механизмом заболевания;

4) Семиотика является наукой о методах клинического обследования больного.

Ответ: 2.

 

4. Какими достижениями в медицине известен Г.А. Захарьин?

1) Детальной характеристикой, рубрификацией и последовательностью изучения анамнеза.

2) Усовершенствованием техники и методологии объективного обследования больного.

3) Определением правил оформления диагноза.

4) Все перечисленное верно.

Ответ: 1.

 

5. Какими достижениями в медицине известен С.П. Боткин?

1) Детальной характеристикой, рубрификацией и последовательностью изучения анамнеза.

2) Усовершенствованием техники и методологии объективного обследования больного.

3) Определением правил оформления диагноза.

4) Все перечисленное верно.

Ответ: 2.

 

6. Какой ученый пермской терапевтической школы опубликовал учебник по семиотике?

1) В.Ф. Симанович

2) П.А. Ясницкий

3) А.С. Лебедев.

Ответ: 1.

 

7. Дайте определение понятию «синдром».

1) Совокупность симптомов заболевания у конкретного больного.

2) Жалобы и данные объективного обследования пациента.

3) Совокупность симптомов, имеющих единый патогенетический механизм.

4) все перечисленное верно.

Ответ: 3.

 

8. Что из перечисленного относится к физическим методам выявления симптомов заболевания?

1) ЭКГ.

2) Перкуссия.

3) Применение стандартизированного опросника в виде компьютерной программы.

4) Все перечисленное верно.

Ответ: 2.

 

9. Укажите правильную последовательность выявления физических симптомов при заболеваниях легких.

1) Аускультация, перкуссия, осмотр грудной клетки.

2) Оценка носового дыхания, осмотр верхних дыхательных путей, осмотр грудной клетки, пальпация, перкуссия, аускультация.

3) Аускультация, осмотр грудной клетки, осмотр верхних дыхательных путей, расспрос, перкуссия, пальпация.

Ответ: 2.

 

10. Укажите правильную последовательность диагностического процесса.

1) Выявления симптомов, формулировка синдромного диагноза, дифференциальная диагностика по ведущему синдрому, установление нозологической формы.

2) Формулировка нозологической формы, определение ведущих синдромов, описание симптомов заболевания.

3) Определение синдромов, установление нозологического диагноза, дифференциальная диагностика, уточнение механизмов происхождения симптомов болезни.

4) Перечисление признаков поражения органов, дифференциальная диагностика симптомов, формулировка нозологического диагноза, уточнение синдромов заболевания.

Ответ: 1.

 

Блок информации, разработанный на кафедре:

9. методическая разработка,

10. лекционный материал,

11. ситуационные задачи,

12. тестовые задания для самоконтроля подготовки к занятию.

 

Рекомендованная литература:

Основная литература:

13. Лекционный материал.

14. Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2007, 848 с.

Дополнительная литература:

43. Атлас. Пропедевтика внутренних болезней. Под редакцией Регинова И.М., перевод с английского. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2003, 701 с.

44. Гребцова Н.Н. Пропедевтика в терапии: учебное пособие. М.: Эксмо, 2008. – 512 с.

45. Ивашкин В.Т., Султанов В.К., Драпкина О.М. Пропедевтика внутренних болезней. Практикум. М.: Литтера; 2007, 569 с.

46. Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. М.: МЕДпресс-информ; 2004, 304 с.

47. Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060101 (040100) «Лечебное дело». В 2-х частях. Москва. 2006.

48. Руководство по клиническому обследованию больного. Пер. с англ. / Под ред. А.А. Баранова, И.Н. Денисова, В.Т. Ивашкина, Н.А. Мухина.- М.: "ГЭОТАР-Медиа", 2007.- 648 с.

49. Чучалин А.Г. Основы клинической диагностики. Изд. 2-е, перераб. и доп. / А.Г. Чучалин, Е.В. Бобков.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 584 с.

 

5. Работа на занятии:

План проведения занятия:

А) Организационные вопросы - 5 мин.

Б) Решение тестовых заданий – 15 мин.

В) Решение ситуационных задач или контрольное собеседование со студентами по вопросам обследования пульмонологических больных – 15 мин.

Г) Работа с больными – 25 мин.

Д) Контроль практических навыков – 25 мин.

Е) Подведение итогов занятия – 5 мин.

 

Место проведения:

1.учебная комната,

2.палата.

Оснащенность занятия:

1.тематические больные,

2.стетоскоп,

3.УИРС,

4.список тестовых вопросов, ситуационных задач,

5.компьютер (и/или проектор),

6.таблицы, схемы,

7.тематические слайды из лекционного материала.

 

Длительность занятия – 2 академических часа.

 

Форма отчетности:

1.устный ответ студента при опросе, оцениваемый преподавателем;

2.результаты тестирования;

3.результат решения ситуационных задач;

4.оценка за практические навыки.

 

Методические рекомендации для студентов 3 курса подготовил проф. Мишланов В.Ю.

 

ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава

Кафедра пропедевтики внутренних болезней

 

Утверждаю:

Зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней, д.м.н. ______ В.Ю. Мишланов 01.09.2009

 

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.