Различаются два основных случая сложения и вычитания в пределах двадцати: табличное сложение и вычитание с переходом через десяток и вне табличное сложение и вычитание без перехода через десяток.Табличное сложение связано с усвоением наизусть соответствующих результатов, тогда как запоминать результаты внетабличного сложения, а следовательно, и изучать каждый случай в отдельности нет необходимости. Поэтому табличное сложение следует проходить после внетабличного. Табличное вычитание может быть пройдено совместно с прямым действием. Что касается внетабличного вычитания, то вычитание однозначного числа из двузначного и из двадцати не труднее, чем соответствующие случаи сложения, а потому также изучается совместно с этими случаями. Приемы вычитания двузначного числа из двузначного и из двадцати являются более громоздкими, чем приемы табличного сложения и вычитания, и потому даются после работы над всеми остальными случаями сложения и вычитания в пределах двадцати.
Рассмотрим табличное сложение и вычитание.
Прежде всего поясняется прием последовательного сложения для тех случаев, когда второе слагаемое меньше первого, и соответствующих случаев вычитания. Работа над приемами табличного сложения и вычитания позволяет раскрыть в новых условиях сочетательный закон сложения и аналогичное свойство вычитания, чем обеспечивается достижение на данном этапе образовательной цели обучения.
Один-два урока можно посвятить решению примеров вида: 9 + 6; 8 + 3; 7 + 5 и т. д., а затем подвести детей к решению аналогичных примеров на вычитание: 15 — 6; 11 — 3; 12 — 5 и т.д.
При вычитании следует применять кружки одинакового цвета. Их расположение подсказывает целесообразность приема последовательного вычитания. Когда оба приема — прием последовательного сложения и прием последовательного вычитания — усвоены, возникает необходимость обеспечить практическую цель: запоминание наизусть результатов табличного сложения для тех случаев, когда второе слагаемое меньше первого. На этом этапе целесообразно расположить примеры в определенной системе. Попутно повторяются соответствующие случаи вычитания, следующие из рассмотренных случаев сложения: 9 + 2; 11 — 2; 8 + 3; 11 — 3;
Особое внимание следует уделить при этом суммам одинаковых слагаемых (6 + 6; 7 + 7; 8 + 8 и 9+9), которые запоминаются более легко и прочно.
Основной прием табличного вычитания сводится к последовательному вычитанию, если вычитаемое меньше остатка, то есть к вычитанию суммы из числа: 12 - 5 = 12 - (2 + 3) = (12 - 2) - 3 = 10 - 3 = 7. Наряду с этим можно применить прием вычитания числа из суммы: 12 - 5 = (10 + 2) - 5 = (10 - 5) + 2 = 5 + 2 = 7. Некоторые примеры на вычитание удобно решать приемом добавления. Так, чтобы решить пример 12 - 9, достаточно сообразить, что 9 + 1 + 2 = 12; иначе говоря, к 9 надо прибавить 3, чтобы получить 12. Отсюда 12 - 9 = 3. Этот прием полезно пояснить на жизненном примере: За стакан кофе надо заплатить 9 коп. Из каких монет может при этом состоять сдача с 15 кол.? Удобнее всего составить ее из 1 коп. и 5 коп., так как 9 коп. + 1 коп. + 5 коп. = 15 коп.
Развернутая запись вычислительных приемов нужна только при начале их изучения. В дальнейшем дети опираются на рассуждение, на «проговаривание» правила и, наконец, на называние табличных результатов по памяти. В отдельных случаях, если нужный результат забыт, приходится снова прибегнуть к рассуждению или даже к наглядности.