Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

СОЦИОЛОГИЯ 2 страница





ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ– начавшийся в Великобритании в ходе промышленной революции конца 18-начала 19 вв. и распространившийся на другие страны процесс превращения экономик и обществ с преобладанием сельского хозяйства и ремесла в экономики и общества, основанные на машинном (механизированном) производстве. Начавшись в промышленности, индустриализация постепенно распространяется на сельское хозяйство и сферу услуг. Индустриализация предполагает развитие разделения труда и новых производственных отношений, урбанизацию, изменения в структуре занятости населения и т.д. (см. индустриальное общество ). Процесс индустриализации является основой более широкого процесса модернизации.
При общности основных черт индустриализация по-разному происходит в разных странах и в различные исторические периоды. Так, в ряде стран индустриализация осуществлялась при ведущей роли государства (Германия, Россия, Япония, страны Юго-Восточной Азии ), в других роль государства была ограничена. В "теории зависимости" , разработанной учеными Латинской Америки в 50-е годы, объяснялись причины трудности и даже невозможности индустриализации стран "третьего мира". Они связывались с потребностями развитых индустриальных стран в сельскохозяйственной продукции и минеральном сырье, а также в рынках сбыта для собственных промышленных товаров. Всякое местное промышленное производство было задушено, а страны "третьего мира" через неэквивалентный обмен (завышенные цены на промышленные товары и заниженные на сельскохозяйственную продукцию и сырье ) вносили свой вклад в индустриализацию и экономический рост Европы и США. В 80-е годы появление так называемы "новых индустриализирующихся стран" было связано с развитием в развитых странах, вступивших в этап постиндустриализма, высокотехнологичных и сервисных отраслей и экспортом индустриальных производств в страны "третьего мира".

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО– общество, в котором произошла индустриализация, создавшая новые технологические основы его развития. Термин принадлежит Сен-Симону, использовался Контом для противопоставления нового, формирующегося экономического и общественного уклада прежнему, доиндустриальному. Современные теории индустриального общества представляют собой разновидность технологического детерминизма.
Отличительные особенности индустриального общества:

Утверждение индустриального технологического уклада как доминирующего во всех общественных сферах (от экономической до культурной).

Изменение пропорций занятости по отраслям: значительное сокращение доли занятых в сельском хозяйстве (до 3-5%) и рост доли занятых в промышленности (до 50-60%) и сфере услуг (до 40-45%).

Интенсивная урбанизация.

Возникновение нации-государства, организованной на основе общего языка и культуры.

Образовательная революция. Переход ко всеобщей грамотности и формирование национальных систем образования.

Политическая революция, ведущая к установлению политических прав и свобод ( прежде всего избирательного права).

Рост уровня потребления ("революция потребления", формирование "государства всеобщего благосостояния").

Изменение структуры рабочего и свободного времени (формирование "общества потребления". (См. досуг ).

Изменение демографического типа развития ( низкий уровень рождаемости, смертности, рост продолжительности жизни, постарение населения, т.е. рост доли старших возрастных групп).

Индустриализация является основой более широкого социального процесса модернизации. Модель "индустриального общества" часто использовалась в качестве универсальной для описания современного общества, охватывающего капитализм и социализм как два своих варианта. В теориях конвергенции (сближения, схождения) подчеркивались признаки сближения капиталистических и социалистических обществ, которые в конечном счете становятся и не классически капиталистическими, и не традиционно социалистическими.

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ– относительно устойчивые и долговременные формы социальной практики, которые санкционируются и поддерживаются с помощью социальных норм и посредством которых организуется общественная жизнь и обеспечивается устойчивость социальных отношений. Э.Дюркгейм называл социальные институты "фабриками воспроизводства общественных отношений".
Социальные институты организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учителя и ученика, а семья – роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения. Эти отношения регулируются набором специфических норм и предписаний. Некоторые, наиболее важные нормы закрепляются законодательно, другие поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением. Любой социальный институт включает в себя систему санкций – от правовых до морально-этических, которые обеспечивают соблюдение соответствующих ценностей и норм, воспроизводство соответствующих ролевых отношений. Таким образом, социальные институты упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер, обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.
Когда та или иная деятельность людей упорядочивается описанным образом, говорят о ее институциализации. Таким образом, институциализация – это превращение спонтанного поведения людей в организованное ( "борьбы без правил" в "игру по правилам"). Институциализируются практически все сферы и формы общественных отношений, даже конфликты ( См. конфликт социальный ). Однако в любом обществе существует определенная доля поведения, не подчиняющегося институциональному регулированию.
Обычно выделяют пять основных комплексов социальных институтов. Это институты родства , связанные с браком, семьей и социализацией детей и молодежи; институты политические, связанные с отношениями власти и доступа к ней; экономические институты и институты стратификации, определяющие распределение членов общества по различным статусным позициям; институты культуры, связанные с религиозной, научной и художественной деятельностью. Исторически институциональная система изменялась от институтов, основанных на отношениях кровного родства и аскриптивных признаках, характерных для традиционного общества, к институтам, основанным на формальных отношениях и достижительских статусах. В наше время важнейшими становятся институты образования и науки, обеспечивающие высокие социальные статусы.
Р.Мертон ввел в социологию различение между явными и латентными (скрытыми) функциями социальных институтов. Явные функции института заявлены, официально признаны и контролируются обществом. Латентные функции – это "не свои" функции, которые выполняются институтом скрытно или непреднамеренно ( когда,например, система образования выполняет не свойственные ей функции политической социализации ). Когда расхождение явных и латентных функций велико, воззникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальной институциональной системой формируются так называемые "теневые" институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры в современной России).
Любые общественные трансформации осуществляются через изменение институциональной системы общества, формирование новых "правил игры". Прежде всего изменению подвергаются те социальные институты, которые определяют социальный тип общества ( институты собственности, институты власти, институты образования).

ИНТЕРЕС СОЦИАЛЬНЫЙ- это интерес любого социального субъекта (личности, социальной группы, класса, нации), связанный с его положением в определенной системе общественных отношений.
Важнейшее значение имеют классовые интересы, которые обусловлены положением классов в системе производственных отношений. Однако любые социальные интересы , в том числе и классовые, не ограничиваются сферой производственных отношений. Они охватывают всю систему общественных отношений и связаны с различными аспектами положения своего субъекта. Обобщенным выражением всех интересов социального субъекта становится его политический интерес, в котором выражается отношение данного субъекта к политической власти в обществе. Социальная группа, стремясь реализовать свой интерес, может вступить в конфликт с другими группами. Поэтому часто частный интерес обретает форму общественного или даже общечеловеческого. Тогда он приобретает вид законного, легитимного интереса и не подлежит обсуждению. Любая социальная трансформация общества сопровождается резким изменением баланса интересов. Конфликт классовых, национальных, государственных интересов лежит в основе социальных революций, войн и прочих потрясений мировой истории.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО- одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые страны с началом информационно-компьютерной революции. Технологическим основанием общества становятся не индустриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ).
Информационное общество - это общество, в котором:

Информация становится главным экономическим ресурсом, а информационный сектор выходит на первое место по темпам развития, по числу занятых, по доле капиталовложений, по доле в ВВП. ИТТ становятся главным средством повышения эффективности производства, укрепления конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке.

Имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая создание достаточных информационных ресурсов. Это в первую очередь система образования и наука. Происходит перераспределение ресурсов в пользу науки и образования. В США так называемый накопленный человеческий капитал в три раза больше активов всех американских корпораций. Основной формой собственности становится интеллектуальная собственность. В конкурентной борьбе за мировое первенство появляется новый фактор – уровень развитости информационной инфраструктуры и индустрии.

Информация становится предметом массового потребления. Информационное общество обеспечивает любому индивиду доступ к любому источнику информации. Это гарантируется законом ( военная и государственная тайна также определяется законом) и техническими возможностями. Появляются новые критерии оценки уровня развития общества – количество компьютеров, количество подключений к Интернету, количество мобильных и фиксированных телефонов и т.д. Вырабатываются правовые основы информационного общества.

Формируется единая интегрированная информационная система на основе технологической конвергенции (слияния телекоммуникационной, компьютерно-электронной, аудиовизуальной техники). Создаются единые национальные информационные системы ( в США - в 80-е гг., в Западной Европе – в 90-е.)

Информационное общество формируется как глобальное. Оно включает в себя:

мировую "информационную экономику";

единое мировое информационное пространство;

глобальную информационную инфраструктуру;

формирующуюся мировую законодательно - правовую систему.

В информационном обществе деловая активность перетекает в информационно-коммуникативную среду. Формируются виртуальная экономика, виртуальная финансовая система и т.п., что ставит сложнейшие вопросы о механизмах их регулирования и связи с реальной, "физической" экономикой.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ –один из основных способов развития социологического знания.
Эмпирическое изучение социальных явлений началось с середины 17 века. Однако характер институциализированной деятельности оно приобрело только в 20-30-гг. 20 века. Сейчас это высоко профессионализированный специфический вид научной деятельности.
Выделяют два типа социологических исследований: теоретико-прикладные, направленные на разработку новых подходов и более углубленное изучение определенных социальных проблем, и прикладные, ориентированные на практическое решение конкретных проблем.
Социологическое исследование включает в себя четыре основных этапа:

Разработка теоретической концепции и программы исследования.

Полевой период (сбор первичных данных и их подготовка для обработки).

Обработка и анализ данных.

Итоговые отчеты и публикации.

Разработка программы – очень важный этап, в значительной мере определяющий успех всего исследования. В программе формулируется проблема исследования, его цели и задачи, определяется объект ( социальная группа – носитель исследуемой социальной проблемы) и предмет (те характеристики, в которых выражается проблема) исследования . Например, исследуя проблему профориентации молодежи, социологи в качестве объекта исследования выделяют молодежь, в качестве предмета – те ее качества, которые влияют на выбор профессии. Формулируется гипотеза исследования, т.е. предположительное объяснение исследуемой проблемы, которое нужно подтвердить либо опровергнуть в ходе исследования.
Общность, которая изучается в данном исследовании, называется генеральной совокупностью (вся молодежь, или сельская молодежь, или городская молодежь и т.п.). Однако вся генеральная совокупность обычно не исследуется. Та часть генеральной совокупности, которая непосредственно охватывается данным исследованием, называется выборкой. По полученным на выборке данным выводы распространяются на всю генеральную совокупность. Поэтому выборка должна быть репрезентативной, т.е. состав выборки по выделенным параметрам должен приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности. Мера подобия (или степень отклонения) называется ошибкой выборки. Надежной считается выборка с ошибкой в 3-5%. Существуют специальные коэффициенты для расчета объема выборки в зависимости от допустимого уровня ошибки.
Теперь необходимо перейти от теоретической модели объекта исследования к модели эмпирической, т.е. "разложить" теоретические понятия на эмпирические индикаторы – такие характеристики, которые могут быть измерены. Здесь очень важно найти точки соприкосновения теоретических понятий с реальными социальными процессами и явлениями. Поиск эмпирических значений теоретических понятий – сложная процедура, в ходе которой можно "потерять" важные характеристики объекта. Следующий шаг – превращение эмпирической системы в числовую, т.е. поиск способов количественного (числового) выражения и измерения качественных признаков и их взаимосвязей. Для решения этой задачи конструируются специальные единицы измерения, строятся шкалы и т.д.
Когда проведены эти операции и разработан инструментарий исследования, проводят его проверку на небольшом количестве респондентов (опрашиваемых) – так называемое пилотажное исследование. Только после этого наступает второй – полевой этап социологического исследования, т.е. работа на основном массиве.
Используются следующие основные методы сбора данных:

наблюдение (включенное и невключенное);

анализ документов (один из основных методов – контент-анализ, т.е. анализ смысловой нагруженности текстов);

опросы (анкеты и интервью);

тесты.

В обработке данных, полученных в результате социологического исследования, используются многочисленные методики – от простейших методов первичной обработки (таких, как группировки и эмпирическая типологизация) до сложнейших математических методов обработки, позволяющих построить модели многомерной зависимости различных характеристик исследуемого объекта. Существуют специальные компьютерные программы, которые делают эти методы достаточно доступными ( SPSS ).
Двум основным методологическим подходам, существующим в социологии, соответствуют два основных типа социологических исследований, условно обозначаемые как "количественные" и "качественные". В русле социологии социоцентрической ориентации проводятся традиционные "количественные" исследования, ориентированные на изучение массовых, социально-статистических явлений и процессов. В них все индивидуальное отсеивается как случайное. Такие исследования надежны в стабильных обществах, где социальные тенденции устойчивы и долговременны. Не случайно расцвет "количественной" социологии приходится именно на такие периоды. В переломные, нестабильные периоды общественного развития требуются более гибкие подходы, которые способны уловить только формирующиеся социальные тенденции, только возникающие социальные явления. В таких ситуациях более эффективным оказывается "качественное" исследование, которое, в соответствии с установками гуманистической человекоцентрической методологии, ориентировано именно на индивида, его субъективное восприятие меняющейся реальности и выработку новой жизненной стратегии. Это "другая" методология социологического исследования. Она существенно отличается от стратегий и процедур "количественной" социологии, так как базируется на иной логике на всех стадиях научного поиска: от теоретической установки исследователя, фокуса его интереса до процедуры сбора и интерпретации данных. Главное отличие общей стратегии качественного исследования состоит в открытом, поисковом , неструктурированном подходе к проблемной ситуации; в многомерном исследовании объекта на основе отсутствия предварительной схемы, оставляющей "за скобками" исследования многие, особенно новые, аспекты исследуемой проблемы: здесь теоретическая концепция формулируется не в начале исследования, а "на выходе"; в естественном изучении объекта в естественных для него условиях с использованием гибкого, не формализованного инструментария ( нарративные (повествовательные) интервью, фокус-групповое исследование и т.п.). Современная социология все более широко использует "качественные" методы и виды исследования, такие как исследования отдельных общностей (кейс-стади), труднодоступных для анализа другими методами, таких как преступные группировки, социальные элиты, религиозные секты и т.п.; этнографические исследования различных уникальных культурных групп, таки как казачество, крестьянство и т.п.; исторические исследования – семьи, истории жизни человека и т.д. Однако в крупных социологических исследованиях методы "количественной" и "качественной" социологии обычно используются совместно в различных комбинациях или параллельно.

КЛАСС– понятие, которое употребляется в социологии в нескольких смыслах:

для обозначения социальных страт, составляющих особую, "открытую" систему социальной стратификации, характерную для индустриального общества. Для нее, в отличие от "закрытых" кастовой и сословной систем стратификации, характерны преимущественно достижительский статус, "открытые" социальные границы и высокий уровень социальной мобильности;

как самый общий термин в теориях социальной стратификации для обозначения определенного положения в системе иерархических различий ( высший, низший и средний классы);

как теоретическое (аналитическое) понятие, лежащее в основе классовых теорий общества. В классической и современной социологии имеются две наиболее влиятельные классовые теории – марксистская и веберовская.

В марксизме класс используется как наиболее общее понятие, характеризующее место индивидов и социальных групп в общественной системе, прежде всего в системе общественного производства. Основным критерием выделения классов считается собственность на средства производства. Все классовые системы характеризуются наличием двух основных классов – эксплуататорского и эксплуатируемого. Отношения между ними носят антагонистический характер. Классовая борьба выступает решающим фактором социальных изменений. Основными классами капиталистического общества являются буржуазия и пролетариат. Маркс выделял понятия "класс в себе" – это класс, члены которого еще не осознали своих общих классовых интересов, и "класс для себя" – класс, выработавший классовое самосознание. Таким образом, в марксизме классы – это не просто описательные понятия, но реальные социальные общности и реальные социальные силы, способные изменить общество. Марксистская традиция классового анализа и в настоящее время остается одной из самых влиятельных.

Веберовская теория класса альтернативна марксизму. Вебер рассматривал классы как социальные группы, выделяющиеся в экономической иерархической структуре, т.е. как и у Маркса, классы у Вебера – это "экономические классы". Однако отношение к собственности в веберовской концепции становится частным критерием, главная роль отводится различиям в рыночных позициях. Принадлежность к классу порождает различия в жизненных шансах на рынке товаров и рынке труда. Классом, по Веберу, является категория людей, разделяющих сходные "возможности жизни", прежде всего перспективы социальной мобильности, возможности выдвижения на более высокие статусы. Одним из оснований рыночной позиции является капитал, другим – квалификация и образование. Соответственно этому Вебер выделял четыре "экономических класса" – класс собственников; класс интеллектуалов, администраторов и менеджеров; мелкобуржуазный класс мелких бизнесменов и собственников; рабочий класс. Согласно Веберу, классовый конфликт может возникать между любыми из этих групп, а не только между рабочими и капиталистами. Помимо экономических факторов Вебер выделял и другие факторы, ведущие к социальному неравенству. В частности, в качестве важнейших он отмечал власть и престиж. Поэтому помимо "экономических классов" и классовой структуры возможно существование в обществе других иерархических структур ( политической, социокультурной и т.п.) и социальных групп, выделяющихся в этих иерархических структурах. (См. стратификация социальная) .

В современной социологии существует тенденция к переоценке центрального значения классов. Классы и классовый тип социальной стратификации рассматриваются как имеющие ограниченное историческое значение – только в современном индустриальном обществе, в первую очередь капиталистическом, разделение на классы составляет главную основу социальной организации и центральный источник динамики общества. Постиндустриальное общество часто определяют как "постклассовое", подчеркивая то обстоятельство, что классы перестают определять характерный для него тип социальной стратификации, а высокий уровень социальной мобильности снижает влияние классовой принадлежности на индивидуальную карьеру. Однако несмотря на призывы некоторых теоретиков покончить с классами, обе версии классового анализа продолжают существовать и развиваться.

КОНТРОЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ– это совокупность средств, с помощью которых общество обеспечивает воспроизводство господствующего типа общественных отношений, социальных структур. Система социального контроля гарантирует такое поведение членов общества, которое соответствует ролевым требованиям и ожиданиям.
Механизмы и средства социального контроля чрезвычайно многообразны. Социальный контроль осуществляется в обществе прежде всего через социализацию, в процессе которой происходит усвоение индивидами социальных ролей и интернализация ценностей и норм данного общества. Э.Фромм отмечал, что в результате социализации члены общества "достигают такого типа поведения, при котором они хотят действовать так, как они должны действовать в качестве членов данного общества. Они должны желать делать то, что объективно необходимо для общества". Таким образом, через социализацию социальный контроль осуществляется как внутренний контроль личности за своим поведением.
Внешний контроль осуществляется прежде всего через механизмы группового давления, поскольку каждый индивид включен в группу ( и не в одну) , в которой существуют собственные культурные нормы, свой кодекс поведения. Отклонение от них немедленно карается соответствующими санкциями – от осуждения до исключения из группы.
Внешний контроль, помимо неформального группового контроля, осуществляется и через механизмы формального – административно-правового принуждения, насилия или угрозы насилия. Во всех обществах, включая и современное, насилие является важнейшим средством социального контроля. В современном обществе единственным легитимным институтом насилия признается государство.Экономическое давление также является мощным инструментом социального контроля, который используется не только собственно в сфере производства, на рынке труда, но и в других общественных сферах ( экономическая мотивация в системе образования, искусстве и т.п.).
Таким образом, индивид включен в различные общественные отношения, которые обладают собственными системами социального контроля, определяющими область его возможного поведения практически во всех жизненных ситуациях.

КОНФЛИКТ СОЦИАЛЬНЫЙ– открытая борьба между индивидами или группами в обществе или между государствами. Конфликт носит социальный характер , когда в его основе лежит объективное расхождение или противоречие целей и интересов различных социальных субъектов. Таким образом, конфликт можно рассматривать как способ выражения и разрешения (или урегулирования) социальных противоречий.
В социологии существует два направления, по-разному оценивающих природу и роль конфликтов в обществе. Еще в 19 веке сторонники социал - дарвинизма ( Спенсер, Самнер, Гумплович) рассматривали конфликт как неизбежное явление в истории человеческого общества, как социальную форму борьбы за существование, стимул и важнейший механизм общественного развития. К.Маркс предложил модель классового конфликта, который носит антагонистический (непримиримый) характер и разрешается социальной революцией, разрушающей существующий строй. В 50-60-е гг.20 века оформилась общесоциологическая концепция, получившая название "теория конфликта" (Р.Дарендорф, Л.Козер). Она исходит из представления о конфликтной природе социума. Дарендорф сохраняет понятие классового конфликта. Однако, в отличие от Маркса, он считает, что основной конфликт в обществе возникает по поводу распределения власти и авторитета, а не собственности. Конфликт рассматривается как результат сопротивления существующим в любом обществе отношениям господства – подчинения, следовательно, как неустранимый. Сторонники данной концепции считают, что конфликт выполняет позитивную функцию, способствуя стабилизации общества и сохранению существующего порядка. В сложных плюралистических обществах он не сводится к противоборству двух классов, а имеет "перекрестный" характер, когда противники в одном вопросе являются сторонниками в другом. Снижение остроты и количества классовых конфликтов, которые на ранней стадии капиталистической индустриализации носили угрожающий характер, теоретики конфликта объясняют институциализацией конфликта. Постепенно в обществе сложились специализированные институты (такие, как профсоюзы, арбитражные суды и т.п.) и соответствующие ценностно-нормативные системы, предназначенные для урегулирования конфликтов.
Другое направление, представленное Дюркгеймом и современными "теоретиками равновесия" ( Парсонс, Мертон), рассматривает конфликт как дисфункцию в равновесной социальной системе, как патологию. Оно ориентировано не столько на изучение конфликта, сколько на обоснование консенсуса.
В рамках теорий среднего уровня сложилось специфическое направление исследования - социология конфликта. В ней разрабатываются теоретические проблемы и практические методы анализа и разрешения конфликтов разного рода.

КОНФОРМИЗМ– приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, господствующих мнений и т.п.
От конформизма следует отличать другие проявления единообразия во взглядах, мнениях, суждениях, которые формируются в процессе социализации, а также изменение взглядов под влиянием убедительной аргументации. Конформизм – это принятие индивидом определенного мнения "под нажимом", под давлением общества или группы. Оно обусловлено главным образом боязнью санкций или нежеланием остаться в изоляции.
Экспериментальное изучение конформистского поведения в группе показало, что примерно треть людей проявляет такое поведение, т.е. склонна подчинить свое поведение мнению группы. Причем, как установлено, влияние группы на индивида зависит от таких факторов, как размер группы (максимальное влияние – в группе, состоящей из трех человек), групповая согласованность ( при наличии хотя бы одного "инакомыслящего" эффект группового давления снижается). Склонность к конформизму зависит также от возраста ( с возрастом снижается), от пола ( женщины в среднем несколько более конформны).

КУЛЬТУРА– специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного производства, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
В культуре воплощается прежде всего общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни. Поведение человека детерминируется не столько природой, сколько воспитанием, культурой. Человек отличается от других животных способностью коллективно создавать и передавать символические значения – знаки, язык. Вне символических, культурных значений (обозначений) ни один предмет не может быть включен в мир человека. Точно так же, как и ни один предмет не может быть создан без предварительного "проекта" в голове человека. Мир человека – это культурно выстроенный мир, все границы в нем имеют социокультурный характер. Вне системы культурных значений нет разницы между королем и придворным, святым и грешником, красотой и безобразием. Главная функция культуры – это внедрение и поддержание определенного социального порядка.
Выделяют материальную и духовную культуру. Материальная культура включает в себя все сферы материальной деятельности и ее результаты. К ней относятся техника, жилища, одежда, предметы потребления, способ питания и поселения и т.п., что в совокупности составляет определенный образ жизни. Духовная культура включает все сферы духовной деятельности и ее продукты – познание, воспитание, просвещение, право, философия, наука, искусство, религия и т.п. Вне духовной культуры культура вообще не существует, как не существует и ни один вид деятельности человека. Духовная культура также воплощается в материальных носителях (книги, картины, дискеты и т.п.). Поэтому деление культуры на духовную и материальную весьма условно.
Культура отражает качественное своеобразие исторически конкретных форм жизнедеятельности людей на различных этапах исторического развития, в рамках различных эпох, общественно-экономических формаций, этнических, национальных и иных общностей. Культура характеризует особенности деятельности людей в конкретных общественных сферах ( политическая культура, экономическая культура, культура труда и быта, культура предпринимательства и т.п.), а также особенности жизнедеятельности социальных групп ( класса, молодежи и т.п.). В то же время существуют культурные универсалии – некие общие для всего культурного наследия человечества элементы ( возрастная градация, разделение труда, образование, семья, календарь, декоративное искусство, толкование снов, этикет и т.д.). Дж.Мердок выделил более 70 таких универсалий.
Современный смысл термин "культура" приобрел только в 20 веке. Первоначально ( в Древнем Риме, откуда пришло это слово) этим словом обозначали возделывание, "окультуривание" почвы. В 18 веке термин приобрел элитарный характер и означал цивилизованность, противостоящую варварству. Однако в Германии 18 века культура и цивилизация были противопоставлены друг другу – как средоточие духовных, моральных и эстетических ценностей, сфера индивидуального совершенства (культура) и как нечто утилитарно-внешнее, "техническое", материальное, стандартизирующее человеческую культуру и сознание, угрожающее духовному миру человека (цивилизация). Такое противопоставление легло в основу концепции культурного пессимизма, или критики культуры, фактически – критики современности, якобы ведущей к распаду и гибели культуры ( Ф.Теннис, Ф.Ницше, О.Шпенглер, Г.Маркузе и др.).
В современной науке термин "цивилизация" остается многозначным. Термин же "культура" утратил прежний элитарный ( и вообще любой оценочный ) оттенок. С точки зрения современных социологов, любое общество вырабатывает специфическую культуру, ибо может существовать лишь как общность социокультурная. Именно поэтому историческое развитие того или иного общества (страны) - это уникальный социокультурный процесс, который не может быть понят и описан при помощи каких-либо общих схем. Поэтому и любые общественные изменения могут осуществляться лишь как социокультурные изменения, что серьезно ограничивает возможности прямого заимствования инокультурных форм – экономических, политических, образовательных и т.п. В другой социокультурной среде они могут приобрести ( и неизбежно приобретают) совсем другое содержание и значение.
Для анализа культурной динамики выработаны две основные теоретические модели – эволюционная (линейная) и циклическая. Эволюционизм, у истоков которого стояли Г.Спенсер, Э.Тейлор, Дж.Фрезер, Л.Морган, исходил из идеи единства человеческого рода и единообразия развития культура. Процесс культурного развития представлялся линейным, общим по содержанию, проходящим общие этапы. Поэтому возможным представлялось и сравнение различных культур как более или менее развитых, и выделение "эталонных" культур ( европоцентризм и позже – американоцентризм). Циклические теории представляют культурную динамику как последовательность определенных фаз (этапов) изменения и развития культур, которые закономерно следуют одна за другой ( по аналогии с человеческой жизнью - рождение, детство и т.д.), каждая культура рассматривается как уникальная. Некоторые из них уже завершили свой цикл, другие существуют, находясь на разных фазах развития. Поэтому нельзя говорить об общей, универсальной истории человечества, нельзя сравнивать и оценивать культуры как примитивные или высокоразвитые – они просто другие. В современной науке родоначальником циклических теорий, возникших еще в античности, стал Н.Я.Данилевский ( "Россия и Европа". 1871 год ). За ним следовали О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин, Л.Гумилев и др.
Как эволюционные, так и циклические теории акцентируют и абсолютизирует лишь одну из сторон реального процесса культурной динамики и не могут дать его исчерпывающего описания.
Современная наука предлагает принципиально новые подходы (к примеру, волновая теория культуры, выдвинутая О.Тоффлером). Сейчас человечество переживает, возможно, самую глубокую по содержанию и глобальную по своим масштабам технологическую, социальную и культурную трансформацию. И именно культура оказалась в центре этого процесса. Нарождается принципиально новый тип культуры – культура постиндустриального, информационного общества. (См. постмодернизм ).




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.