Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

СОЦИОЛОГИЯ 5 страница



СТАТУС СОЦИАЛЬНЫЙ –этот термин в социологии имеет два значения:
1) положение личности в социальной системе, связанное с определенными правами, обязанностями и ролевыми ожиданиями.
Статус индивида может быть приписанным (аскриптивным), т.е. определяться по рождению, полу, возрасту, расе и т.п., что характерно главным образом для традиционного, "закрытого" общества, а может быть достигнутым – приобретенным посредством личных усилий, что наиболее характерно для современного, "открытого" общества. Приписанный статус интересует социологию только в том случае, когда он становится основанием социального неравенства, т.е. влияет на дифференциацию достигнутых статусов. В традиционных обществах социальный статус индивида был относительно устойчивым, закреплялся религией или законом ( см. касты, сословия). В современных обществах статусные позиции индивидов более подвижны. Однако в любом обществе существуют оба вида статусов. Некоторые статусы, например, гендерные , в основном предопределены, другие достигаются в конкурентной борьбе. Достигнутый статус тоже в значительной мере определяется аскриптивными признаками. Так, возможность получения хорошего образования, которое в современном обществе является необходимой предпосылкой высокого социального статуса, может быть прямо связана с преимуществами семейного происхождения.

2) В теориях социальной стратификации статус рассматривается как синоним престижа, характеризующего позиции индивида или социальных групп в иерархической системе. Это понятие М.Вебером использовалось в качестве основания социальной стратификации, отличной от классовой. Статусы индивида в современных многомерных системах стратификации могут быть противоречивыми. Так, обладая высоким образовательным статусом, человек может довольно низко оплачиваться, т.е. занимать низкий статус по шкале доходов. Несоответствие различных измерений порождает тенденцию к выравниванию статусов, вплоть до радикального стремления к изменению системы социальной стратификации ( борьба с привилегиями в Советском Союзе периода перестройки). В современной социологии обычно используют четыре основных измерения статуса: доход, профессиональный престиж, образование и этническая принадлежность.

СУБКУЛЬТУРА– система ценностей и норм, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней.
В современном обществе существует значительное количество таких субкультур. Это классовые, этнические, молодежные субкультуры и т.д.
Девиантные и даже делинквентные (преступные) субкультуры вырабатывают такие системы ценностей и нормы поведения, стили жизни, которые в господствующей культуре рассматриваются как антиобщественные или преступные. Они формируются в особых социальных условиях и для некоторых социальных групп предоставляют специфические возможности решения проблемы бедности , низкого статуса, ограниченных социальных возможностей и т.п. Внутри системы ценностей субкультуры и ее статусной структуры происходит социализация членов данной социальной группы, и в этом смысле она ничем не отличается от "стандартной" социализации законопослушных граждан. Поэтому преступность не может быть убедительно объяснена с точки зрения индивидуальных подходов – это явление в решающей степени связано с особенностями социализации в контексте субкультуры, специфическим образом компенсирующей индивидам и социальным группам их неудачу в обществе, осуществляющей передачу и воспроизводство девиантных нравов.
Молодежные субкультуры часто также рассматриваются как девиантные, выражающие некую степень оппозиции господствующей культуре. Молодежные субкультуры развиваются чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и связаны с развитием общества потребления , создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь. Молодежные культуры – это культуры демонстративного потребления. Возникновение молодежных субкультур связано также с повышением доли и значения свободного времени, досуга, вокруг которого и формируются все отношения; они сосредотачиваются также в большей степени на дружбе и группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.
Понятие субкультуры предполагает существование господствующей культуры, наличие ценностно-нормативного консенсуса в обществе. Однако для общества постмодерна характерна культурная фрагментация, мультикультурализм (см. посимодернизм) , что делает весьма проблематичным существование целостной культуры. Скорее современная культура представляет собой определенную совокупность конфликтующих субкультур.
Контркультура, или альтернативная культура – это субкультура, которая по своим основным установкам отрицает основную или господствующую в обществе культуру. Этот термин появился в 1960-х гг., когда в западных обществах наблюдался расцвет контркультурных движений, прежде всего движение молодежи, студентов-радикалов, получившее название "новых левых" ( в отличие от "старых" левых – движения рабочего класса) . Они вырабатывали новые теории, новые стратегии поведения в отношении образа жизни и институтов западного общества, новые модели семейной жизни, идущие вразрез с общепринятыми ценностями и моделями поведения.

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО- доиндустриальное, преимущественно аграрное, сельское общество, которое противопоставляется современному индустриальному обществу в базовой социологической типологии "традиция – современность".
Для традиционного типа социальных отношений, которые обычно определяются как солидаристские, общинные, характерны следующие черты:

невыделенная индивидуальность, личная зависимость индивида в семье, касте, сословии;

приоритет непосредственных межличностных, внутригрупповых, прежде всего родственных, связей, групповая солидарность;

приписанный (аскриптивный) социальный статус и ограниченная социальная мобильность;

жесткий социальный контроль преимущественно через механизмы межличностного взаимодействия;

групповая идентичность и ценностно-нормативные систем, обеспечивающие локальную, групповую интеграцию и солидарность ( конформизм, патернализм и т.п.).

В современной социологии, постепенно преодолевающей западноцентристский подход, прямое противопоставление традиционности и модерности считается упрощением. Традиционные черты перестают оцениваться как всецело негативные, препятствующие социальным изменениям и экономическому росту и все чаще рассматриваются как ресурс прогрессивных изменений.

УРБАНИЗАЦИЯ- изменение соотношения городских и сельских жителей, формирование городских социальных отношений и структур, городского образа жизни.
Исторически процесс урбанизации имел несколько стадий и различных по своему социальному содержанию форм. Стадия наиболее интенсивной урбанизации связана с процессом индустриализации, формированием современного общества, является важнейшей составляющей процесса модернизации. Современный крупный город – это воплощение западной индустриальной цивилизации. По данным ООН, в западных индустриальных странах от 72 до 85% населения составляют городские жители.
Урбанизация приводит к принципиальным изменениям в структуре занятости, в образе жизни, в характере социальных отношений. Происходит формирование новой социокультурной системы, противоположной традиционной малой общине: родственные связи, межличностные отношения в целом, характерные для традиционной сельской общины заменяются формальными, отчужденными отношениями, дающими индивиду новую степень свободы; размеры, плотность и разнородность городского населения обеспечивают основу для сложного современного разделения труда; город становится средоточием современных политических, образовательных, культурных институтов и т.д.
В западной общественной мысли существуют две противоположных позиции в оценке процесса урбанизации: урбанизм – идущий от Монтескье оптимистический взгляд на городскую культуру как высшее проявление человеческой цивилизации и антиурбанизм – идущее от Ж.-Ж.Руссо тотальное отрицание городской цивилизации как "противного природе гнусного искусственного образования", как воплощения бездушной машинной цивилизации.

ФОРДИЗМ И ПОСТФОРДИЗМ- две системы производства и управления, а также связанные с ними социальные и политические последствия.
Фордизм – это разработанная Генри Фордом модель массового производства стандартизированных товаров на сборочных конвейерах, с использованием неквалифицированных или полуквалифицированных работников, занятых простыми операциями и объединенных на крупных фабриках. Такое производство обладает "эффектом масштаба" и отличается низкой себестоимостью единицы продукции, доступной массовому потребителю. Оно в крупных и стабильных рынках сбыта, а значит - в государственной поддержке высокой покупательной способности населения и защите национальных рынков. Естественным спутником фордизма было государство всеобщего благосостояния , обеспечивающее такие условия.
Постфордизм, появившийся в 1980-е гг., идет на смену фордизму в новых исторических условиях. Он связан с гибким производством на небольших предприятиях специализированных (мелкосерийных) товаров и услуг для сегментированных рынков. Постфордизм выходит за рамки национальной экономики и национального рынка на глобальные рынки, включается в систему нового международного разделения труда. В различных странах, в различных секторах экономики переход от фордизма к постфордизму осуществляется разными темпами. Так, если такие высокотехнологичные отрасли, как производство электроники, бытовой техники и т.п., уже функционируют по принципам постфордизма, то сектор "fast food" продолжает расвиваться на классических фордистских принципах.

ХАРИЗМА(божий дар, благодать) – особое духовное свойство (пророческий дар и т.п.), позволяющее оказывать влияние на большие массы людей. В социологии этот термин использовался Вебером для анализа одного из трех типов легитимного господства - харизматического. Он основан на исключительных качествах, приписываемых лидеру, на преимущественно эмоциональной связи вождя и масс, слепой вере в вождя и бездумном следовании за ним. Это позволяет вождю выходить за пределы правового и институционального порядка и вводить новые нормативные правила. Харизматическое лидерство несет с собой значительный динамический и даже революционный потенциал, но обычно кратковременно и, по Веберу, достаточно быстро происходит "рутинизация харизмы" и возврат к традиционной либо легально-рациональной форме господства.

ЭВОЛЮЦИОНИЗМ– влиятельное направление в теоретической социологии, изучающее социальные изменения на основе идеи эволюции. Социальный эволюционизм развивался такими известными мыслителями, как Аристотель, Вико, Тюрго, Гегель. В классической форме он сложился в 19 веке в работах Конта, Спенсера, Моргана, Дюркгейма, Тенниса и др. Наиболее широкое распространение получил под влиянием дарвинизма (см. дарвинизм социальный).
Теоретики эволюционизма исходили из универсальности законов развития, действующих в неорганическом, биологическом и социальном мирах. Согласно Спенсеру, социальная эволюция составляет часть Большой Эволюции, которая представляет собой единство двух процессов – дифференциации ( нарастающего разнообразия структур внутри любых систем) и интеграции ( возникновения новых целостностей ). Предметом споров в эволюционизме стал вопрос о применимости дарвиновских принципов к эволюции человеческого общества . Главные возражения вызывал механизм стихийного естественного отбора, который придавал общественному развитию случайный характер, лишал его всякого внутреннего смысла и цели. Поэтому "не-дарвинистские" теоретики эволюционизма придерживались не дарвиновской идеи естественного отбора, а скорее спенсеровского представления об органическом росте, используя понятие прогресса, телеологической (целенаправленной) эволюции. Эволюция представала как единый, имеющий общую логику процесс раскрытия внутренне присущих человечеству как единому целому потенциальных возможностей, проходящий общие закономерные стадии развития от простого к сложному, ни одна из которых не может быть пропущена. В современных условиях, когда кризис становится лейтмотивом как обыденного сознания, так и социологических теорий, идея эволюции, отождествляемой с прогрессом, утрачивает свои ключевые позиции в социальном мышлении. В существенно измененном виде она продолжает существовать в неоэволюционизме, одной из современных теорий социальных изменений. В ней опять предпринимаются попытки описать механизмы социокультурных изменений по аналогии с дарвиновской моделью случайного изменения и отбора. Ее принципиальная новизна в сравнении с классическим социальным эволюционизмом заключается в отрицании детерминизма, целенаправленности, линейности и постепенности социокультурных изменений. Вместо этого в ней большое значение придается случайности, вероятности, открытости эволюционного процесса.

ЭКЗОГАМИЯ И ЭНДОГАМИЯ –социальные правила заключения брака. Определенные правила, предписывающие браки между партнерами, существуют в любом обществе. Согласно правилам эндогамии, брак возможен только между партнерами, принадлежащими к одной социальной группе (родственной, этнической, классовой, религиозной и т.п.). Правила экзогамии предписывают брак между партнерами, принадлежащими к различным социальным группам (например, запрет кровосмешения–инцеста).

ЭЛИТА СОЦИАЛЬНАЯ– высшие слои в системе социальной иерархии, обладающие властью над другими группами и влиянием в обществе.
В классической социологии выработаны различные подходы к изучению элиты. Наиболее распространено понимание элиты как меньшинства, обладающегомонополией на власть и принятие решений ( К.Маннгейм, А.Этциони и др.). Г.Моска, Г.Дюпре и др. определяют элиту как людей, осуществляющих наиболее важные функции в обществе. В.Парето, Ж.Боден, Х.Ортега-и Гассет и др. под элитой понимают людей, достигших наивысших показателей в своей деятельности, обладающих интеллектуальным и моральным превосходством над массой, наивысшим чувством ответственности.
Элита рассматривается как необходимый элемент социальной структуры общества, которому отводится решающая роль в управлении обществом. При этом отношению элит и масс в современных обществах также придается определяющее значение. Элита как вершина пирамиды общества разделяется на различные группы. Выделяют политическую элиту, связанную с функциями политического управления, экономическую элиту, контролирующую основные финансово-экономические структуры страны (в России это руководители государственных предприятий ("директора") и негосударственных структур – "бизнес-элита" как специфическая элитная группа), научную, культурную, военную и др. группы элит.
Правящие элиты различаются по степени открытости / закрытости, т.е. по возможности их пополнения за счет неэлиты ( застой в СССР характеризовался фактически полной закрытостью элитных групп). Элиты также различаются по степени их интегрированности в сплоченные группы. В обществах, достаточно стабильных, формируется и сплоченная "властвующая элита " (Ч.Р.Миллс) , связанная многообразными отношениями, включая семейные и дружеские.

 

1. _____ представлял социальное развитие человечества как процесс смены общественно-экономических формаций
К. Маркс
2. ______ – это вторичная группа
Торговая фирма
3. ______ следует считать обладателем такого социального статуса, как люмпен
Бомжа
4. _______ не относятся к числу демографических общностей.
Студенты
5. _______ представляет собой тип личности, который значительная часть социологов не относит к числу девиантных типов
Инноватор
6. _______ социальные конфликты носят глобальный характер
Цивилизационные
7. _______ является автором концепции социализации, согласно которой дети формируются как социальные существа, подражая поведению взрослых и имитируя их действия в процессе игры
Дж.Г. Мид
8. ________ контроль выступает в качестве одного из двух основных видов социального контроля
Внутренний
9. ________ лагерь представляет собой социальную организацию, в рамках которой наиболее вероятна ресоциализация личности
Концентрационный
10. ________ не относятся к числу этнических общностей, проживающих на территории России
Мусульмане
11. ________ является автором концепции психики человека как взаимосвязанной совокупности трех компонентов: «Оно», «Я» и «Сверх-Я»
З.Фрейд
12. _________ – это правила, которые соблюдаются по привычке
Обычаи
13. _________ представляет собой разновидность формального социального контроля в системе высшего профессионального образования
Отчисление из вуза
14. _________ является приверженцем концепции, согласно которой процесс социального взаимодействия есть постоянный обмен между людьми различными «выгодами» (деньгами, товарами, услугами и т.д.)
Дж. Хоманс
15. __________ – это отдельный член социального коллектива со специфическими социально-демографическими и психосоциальными характеристиками
Актор
16. __________ относится к числу формальных предписаний, регламентирующих поведение студентов в сфере учебной деятельности.
Своевременная сдача зачетов и экзаменов
17. __________ следует рассматривать как норму, определяющую поведение членов такой малой группы, как семья
Содержание не достигших совершеннолетия членов группы
18. ____________ не является имманентной чертой современной личности
Абсолютная подчиненность обществу
19. «Аномия» в трактовке Э. Дюркгейма
возникает в результате социального кризиса
20. «Молодежь» – это
реальная социальная группа
21. «Мятеж» как форму девиации рассматривал
Р. Мертон
22. «Набор людей, оказавшихся в одном месте в одно и то же время, но не имеющих никаких определенных связей друг с другом» (Э.Гидденс) – это
агрегат
23. «Отчуждение» - понятие, которое отражает
разрушение связей между индивидами
24. «Публика», по мнению Г. Тарда, объединяется на основе
общего информационного пространства
25. «Социальное начало» человеческой психики в социологии обозначают понятием
личность
26. «Социальный пьяница» – это человек
выпивающий по праздникам
27. «Стигма» - это
понятие в одной из теорий девиантного поведения
28. Автором известной работы «Пришествие постиндустриального общества» (1974), в которой содержится систематизированное, комплексное описание postindustrial society является
Д.Белл
29. Автором коммуникативной теории общества является
Н. Луман
30. Автором концепции «социального обмена» является
Дж. Хоманс
31. Автором теории социометрии является
Дж. Морено
32. Автором, впервые в социологической науке использовавшим термин «социальный институт», является
Г. Спенсер
33. Агентами первичной социализации можно назвать
родителей
34. Агентами социального контроля не являются
священники
35. Американский социолог Э.Мэйо в 1927 – 1932 гг. в ходе Хотторнских экспериментов обнаружил нормы, которые применяли члены производственной бригады по отношению к принятым в нее новичкам. Среди них не оказалось такой нормы, как:
обращайся с начальством чаще, чем со «своими»
36. Аффективное действие, согласно теории М. Вебера, вызывается
чувствами, бессознательные имульсы
37. Базисным элементом регулирования общественной жизни выступают социальные
институты
38. Бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания, - это
толпа
39. Бланкетные (коллизионные) нормы исследуются в рамках
юриспруденции
40. Большую социальную группу отличает
слабо развитое чувство сопричастности к группе
41. Брак между одной женщиной и несколькими мужчинами, называется
многомужество
42. Брак одного мужчины с одной женщиной называется
моногамия
43. Бюрократ ориентируется исключительно на строгое соблюдение процедур и правил в своей карьере, забывая при этом о целях организации. Его поведение является девиантным и относится к
ритуализму
44. В «социологии организаций» организации разделяются на 2 типа
механистические и адаптивные
45. В веберовский идеальный тип бюрократии не входит следующая характеристика:
получение должностей и продвижение по службе на основе родственных, земляческих, дружеских связей
46. В качестве акторов социального действия могут выступать
индивиды
группы
47. В качестве примера санкции можно назвать
наказание
48. В классификацию Р. Стернберга не входит такая разновидность любви, как ____ любовь
рациональная
49. В концепции Т. Парсонса процесс вещественно-энергетического взаимодействия с внешней средой, который является одним из функциональных условий существования и равновесия социальной системы, называется
адаптацией
50. В концепции Т. Парсонса процесс становления и поддержания социальных взаимодействий и взаимоотношений между акторами, называется
целедостижением
51. В концепции личности Дж. Мида, люди, играющие решающую роль в первичной социализации ребенка обозначаются как
«значимые другие»
52. В концепции личности Дж.Мида, комплекс ожиданий, установок, ценностей группы, усвоенных индивидом, на которые он ориентирует свое поведение обозначается как
«обобщенные другие»
53. В концепции личности З.Фрейда, подструктура психики, содержащая представление об эффективных способах действия для удовлетворения потребностей индивида обозначается как
«Я»
54. В кооперативных организациях преобладают отношения
сотрудничества
55. В малой социальной группе обязательным элементом является
взаимодействие «лицом к лицу»
56. В марксистской концепции развития общества этап капиталистической формации, для которого характерно возникновение монополий, создание финансовой олигархии, называется
империализм
57. В описанные Т. Парсонсом характеристики, присущие любой социальной роли входит
формализация
58. В основе выделения нуклеарной семьи лежит критерий
функций семьи
59. В основе любого конфликта лежит
противоречие значимых ценностей
60. В основу разделения общественных формаций К. Маркс положил
критерий доминирующих производственных отношений
61. В отечественной социологии традиционно выделяют четыре сферы общественной жизни. Сфера, не входящая в их число, – это
родство
62. В правящем классе В. Парето выделял следующие группы
элита и субэлита
63. В рамках символического интеракционизма социальное взаимодействие основано на таком факторе, как
личностная идентичность
64. В современной социологии делинквентным поведением называют
нарушение закона
65. В современной социологии под личностью понимаются
качества, которые формируются в процессе взаимодействия с обществом
66. В современной социологии, к категории «синих воротничков» не относят профессиональную группу
топ-менеджеров
67. В современном российском обществе к числу девиантов не принято относить
курильщиков табака
68. В соответствии с концептуальной схемой традиционного и модернистского обществ Т. Парсонса – М. Леви, современный социум характеризует такая «образцовая переменная («паттерн-переменная»), как
достижения
69. В соответствии с концепцией К.К. Платонова иерархической структуры личности «подструктура направленности» включает в себя
убеждения, мировоззрение, интересы
70. В соответствии с концепцией К.К. Платонова иерархической структуры личности «подструктура опыта» включает в себя
умения, знания, привычки
71. В соответствии с типологией М.Вебера выделяют два признака аффективного социального действия
действия объективно иррациональны
действия обусловлены чувствами
72. В социальных общностях, в отличие от общества в целом, большее влияние играет
система неписанных правил и традиций
73. В социологии Э.Дюркгейма социальная _________ идентична общественному разделению труда
дифференциация
74. В социологии под термином «личность» понимают
социальную сущность индивида
75. В социологии термином «личность» обозначается
каждый, живущий в обществе и прошедший социализацию
76. В социологическую типологию социальных взаимодействий по видам социальных действий входят
вербальная коммуникация
неоконченное взаимодействие
77. В социологическую типологию социальных взаимодействий по сферам общественной жизни входят
политическое взаимодействие
профессиональное взаимодействие
78. В социометрии члена малой группы, с нулевым количеством позитивных выборов называют
аутсайдер
79. В структуру личности в теории З. Фрейда не входит
«Супер – Оно»
80. В структуру социального обмена, согласно теории обмена Дж.Хоманса, входит(-ят) _____
агенты
81. В теории конвергенции утверждается, что происходит сближение двух типов общества
капиталистического и социалистического
82. В трактовке А. Тойнби цивилизацией называется
общность, большая, чем нация, но меньшая, чем все человечество
83. В условиях аномии
невозможна вертикальная восходящая мобильность
84. В характеристики первичной группы не входят (-ит)
специализированные, общезначимые цели
85. В ходе десоциализации происходит
кардинальное изменение сущностных характеристик социальных навыков и манер
86. Важнейшим признаком производства нового знания, ведущей отрасли экономики информационного общества, считается
рост благосостояния населения
87. Введение в оборот науки термина «индустриальное общество» чаще всего приписывают
А. де Сен-Симону
88. Взаимодействие социальных групп, кончающееся их гибелью или гибелью одной из сторон, является
антагонизмом
89. Вид внутриролевого конфликта, который характеризуется тем, что индивид вынужден исполнять социальную роль, нормативная основа которой не соответствует его убеждениям, желаниям, системе ценностей – это
конфликт объективной необходимости и субъективной желательности
90. Вид защиты от ролевого конфликта, когда индивид говорит себе «я не на работе» – это _______ ролей
разделение
91. Вид ролевого конфликта, который характерен для ситуации, когда индивиду, в силу обстоятельств, приходится выбирать между необходимостью выполнять служебные обязанности и прийти на помощь другу, оказавшемуся в беде – это
межролевой конфликт
92. Вид социального взаимодействия, при котором индивид выделяет в своем социальном окружении определенного человека или группу людей, называется
контакт заинтересованности
93. Вид социального взаимодействия, являющийся наиболее простым, неустойчивым, однако необходимым для установления любых других видов социальных взаимодействий - это
пространственный контакт
94. Вид социального контроля, который в отношении действий членов большой группы является основным, – это
контроль через институциолизированные нормы
95. Влияние этноцентризма на людей проявляется в
укреплении ощущения единства в группе и отдалении людей друг от друга
96. Внимание индивида в ходе контакта обмена концентрируется на
предмете обмена
97. Внутренний побудитель действия личности, обусловленный ее потребностями, интересами и ценностями, называется
мотив
98. Впервые в социологии разработал концепцию массового поведения на основе подражания −
Г. Тард
99. Впервые ввел в научный оборот термин «социальный институт»
Г. Спенсер
100. Впервые идея разделения групп на первичные и вторичные была обоснована
Ч. Кули
101. Выделяются по общности политических взглядов следующие социальные группы −
партии
102. Высокий уровень эмоциональности взаимоотношений отличает ________ группы
первичные
103. Выступающая в качестве мотива действия осознанная потребность – это
интерес
104. Гипертрофированная форма национального сознания, провозглашающая идеи национальной исключительности, замкнутости и превосходства – это
национализм
105. Главное предназначение социальных институтов в обществе состоит в том, чтобы
удовлетворять общественные потребности, обеспечивать стабильность общества
106. Государство отличается от общества тем, что
имеет территориальные границы и публичную власть
107. Государство санкционирует «однополые браки» в
Нидерландах
108. Группа лиц, объединенных общей работой или общими интересами, называется
коллективом
109. Группа людей с определенным правовым статусом, передаваемым по наследству, называется
сословием
110. Группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми, называется
семьей
111. Группа, не существующая в реальной действительности, называется
номинальной
112. Группа, поведение в которой регулируется нормативными документами, называется
формальной
113. Данная социальная общность: дети, подростки, молодежь выделена по признаку
демографическому
114. Данная социальная общность: лакцы, чеченцы, даргинцы выделена по признаку
этническому
115. Данная социальная общность: москвичи, ярославцы, тверечи, пермяки выделена по признаку
территориальному
116. Данная социальная общность: мужчины и женщины выделена по признаку
демографическому
117. Две черты характерные для массовой коммуникации - это
социальная актуальность и периодичность сообщений
опосредованность общения техническими средствами
118. Двумя примерами вербального действия как типа социального действия являются
оскорбление
выражение приветствия «здравствуйте»
119. Двумя примерами физического действия как типа социального действия являются
передача книги
запись на бумаге
120. Действие отличается от поведения тем, что
обладает целью
обладает смыслом
121. Делинкветность – это
нарушение правовых норм
122. Демократический стиль управления в группе наиболее эффективен при
решении творческих задач
123. Диада, как малая группа основывается на
социально-психологических связях
124. Динамичный аспектом социального статуса в социологии называют
роль
125. Для демократического стиля лидерства в группе не характерно то, что
решение принимается лидером единолично
126. Для социальных общностей характерным противопоставление является противопоставление
Мы
127. Для формирования социальной организации, необходимо(ы)
общие цели
128. Доктрина, согласно которой женщины в современном обществе систематически находятся в неблагоприятных условиях, называется
феминизм
129. Достигнутый статус человека зависит от
личных усилий
130. Если контроль через социализацию в обществе является неэффективным, то
прибегают к контролю через групповое давление
131. Если социальный институт неэффективен и его престиж в обществе падает, то говорят о ______________ социального института
дисфункции
132. Закон функционирования бюрократической организации (“Работа разрастается таким образом, чтобы заполнить все время, предоставляемое для ее выполнения») сформулирован
К.Н.Паркинсоном
133. Идеальный тип личности – это тип личности, который
не привязан к конкретным условиям, является отражением ценностей общества
134. Идеи о необходимости развития у детей самостоятельного мышления, о связи обучения с жизнью и личным опытом ребенка, о необходимости нравственного и трудового воспитания в 18 веке отстаивал
Ж.Ж. Руссо
135. Идеология, проповедующая исключительность отдельных наций – это
национализм
136. Из числа фобий в современном российском обществе в наибольшей степени распространена
ксенофобия
137. Изменение положения индивида, которое не приводит к повышению или понижению его социального статуса – это
горизонтальная социальная мобильность
138. Индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями – это
конкуренция
139. Индивиды воспринимают и оценивают другие группы через
социальные стереотипы
140. Институционализация отношений между мужем и женой как гражданами государства, называется
браком
141. Исследованием поведения толпы и массы занимались
Г. Тард и Г. Лебон

 

Горизонтальная социальная мобильность (перемещение ) – это переход индивида или социального объекта




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.