Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

V Лекция 3 ВКЛАД А.С. ЛАППО-ДАНИЛЕВСКОГО В РАЗВИТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ



Вопрос об источниковедении как «целостном систематическом учении об источниках» впервые поставлен в трудах Александра Сергеевича Лаппо-Данилевского (1863-1919), профессора высшей школы, академика. Постановка этого вопроса имела важное теоре­тическое значение, явилась решающим этапом на пути превращения источниковедения в науку об источниках.

Основной труд А. С. Лаппо-Данилевского - «Методология исто­рии» (1910-1913). В книге рассмотрены понятие об историческом источнике, главнейшие виды исторических источников, принципы их классификации, характеризуется сущность методов интерпре­тации и критики и обосновывается значение исторических источ­ников. Постановка вопроса о методологии источниковедения выводила данную область знания об источниках на качественно иной уровень. Методология истории, согласно его концепции, рассматривает общие принципы исторического познания и зани­мается преимущественно рассмотрением главнейших методов исторического изучения.

Рассмотрев отечественную и западную литературу по вопросу методологии источниковедения, А. С. Лаппо-Данилевский составил представление о степени ее изученности. «Методология источни­коведения до сих пор еще не представляет цельного и системати­чески развитого учения», - констатировал он. «Одни предлагают взамен такого учения только обозрение конкретно данных источ­ников, другие отождествляют методологию источниковедения с «критикой», понимая ее в широком смысле, третьи изучают исто­рические источники в их генезисе, например, в зависимости от тех условий и форм общественной жизни, благодаря которым они воз­никли и т. п. Но все они едины в том отношении, что не представляют его целостным учением, а, напротив, лишь одной из частей метода историка - аналитическим процессом, приобретавшим смысл лишь при условии его продолжения и завершения процессом исторического


синтеза». «После того, как факты получены, проверены, отделены от источников, последние теряют в глазах исследователя всякий интерес, и он обращается к их систематизации». А. С. Лаппо-Дани­левский, напротив, строит методологию источниковедения как «учения об объективно данных источниках исторического знания».

А. С. Лаппо-Данилевский отмечал, что учение о методах исто­рического исследования состоит из двух частей: методологии ис­точниковедения и методологии исторического построения. Мето­дология источниковедения*устанавливает тс принципы и методы, на основании которых историк определяет достоверность фактов, сообщаемых источником и раскрывает познавательные возможности последнего. Методология исторического построения использует уже проверенные и истолкованные факты, а также разрабатывает те методы и принципы, которыми историк пользуется, чтобы научно конструировать изучаемую действительность. Эти различия между методологиями, подчеркивал ученый, проводятся с аналитической точки зрения, а на практике изучение исторических источников идет рука об руку с изучением исторических процессов, но в то же время задача и предмет методологии источниковедения и методологии исторического построения различны.

Определения исторического источника существовали и до А. С. Лаппо-Данилевского. Так, Э. Бернгейм, составитель одного из лучших, по мнению А. С. Лаппо-Данилевского, руководств по методологии истории, определял источники как «результаты человеческой деятельности или непосредственно служащие, или же через посредство собственного существования, возникновения и в других отношениях преимущественно пригодные для познания или для доказатепьства исторических фактов». Российский ученый справедливо заметил по этому поводу, что, во-первых, результаты человеческой деятельности, как проявления душевной жизни чело­века, могут быть и недоступны историку. Чтобы стать источником,

о

они должны быть доступны его чувственному восприятию, т. е. быть реализованы. Кроме того, попытка Э. Бернгейма ввести в это опре­деление еще и различия разновидностей источника и даже методов их исследования утяжеляет определение, делает его неясным.



Более ясным и кратким, по мнению ученого, является опре­деление, разработанное французской школой в лице Ш. Ланглуа и Ш. Сеньобоса, которые определяют источники как «следы, кото­рые мысли и действия людей прошлого оставили по себе». Но само понятие «след», как отмечает А. С. Лаппо-Данилевский, не раскрыто авторами.

В свою очередь А. С. Лаппо-Данилевский выводит следующее определение источника: «Исторический источник есть всякий реа­лизованный продукт человеческой психики, пригодный для изучения фактов с историческим значением». Нетрудно видеть, что опреде­ление ученого также оставляет много неясного. И прежде всего непонятно, чем будет руководствоваться историк, придавая исто­рическое значение фактам, содержащимся в источнике. Для прояс­нения этого вопроса ученый далее выдвигает некоторые критерии научной «пригодности» источника: он отличает «с теоретико-позна­вательной точки зрения» основные источники (ближе остальных сто­ящие к изучаемому факту) от производных (сообщающих факт уже через несколько передаточных инстанций). Он говорит далее о том, что критерий «пригодности» - это критерий подбора материала в зависимости от познавательной цели историка. Историк, познаю­щий субъект, выступает при этом как создатель определенной сис­темы оценки источника в зависимости от познавательной (субъек­тивной) цели. При смене познавательной цели уже другой источник будет более ценен, а источник, только что расцененный как прямой, окажется косвенным. В этой позиции А. С. Лаппо-Данилевского прослеживается влияние философского воззрения неокантианства Согласно учению И. Канта явления и вещи существуют объектив­но, «в себе», познание же начинается с их воздействия на познаю­щего субъекта. В неокантианстве (направление философии конца XIX - начала XX в.) акцент был сделан не на объективности объекта познания, вещи в себе, как у И. Канта, а на активности мышления познающего субъекта.

Трактовка концепции А. С. Лаппо-Данилевского как неокан­тианской широко распространена в литературе. Однако важно об­ратить внимание на другое - в его концепции есть выходы за пре­делы этой концепции, прежде всего в обращении к объективным


свойствам источника. Это, в частности, заметно в определении источника как продукта человеческой психики (речь идет о пси­хике его создателя, а не историка), а значит об объективном, не зависящем от историка комплексе свойств. Далее ученый еще рас­ширяет этот подход, он говорит о том, что «источник в качестве продукта человеческой психики есть результат человеческого творчества в широком смысле». Это результат творчества опреде­ленного коллективного лица: народа, города, кружка и т. п. И в то же время источник несет и отпечаток индивидуальности автора, в этом смысле можно сказать, что «каждый источник есть инди­видуализированный результат творчества данной общественной группы или данного лица». Это положение ученого представляет собой важный момент понимания источника как результата чело­веческой деятельности.

Источник, по мнению А. С. Лаппо-Данилевского, способен отразить жизнь:

- во-первых, ее духовную сторону;

- во-вторых, лишь субъективно, сквозь призму своей психологии.

В отличие от позитивистов он считал, что «реализованный про­дукт человеческой психики» может быть историческим источником только после того, как историк докажет его пригодность для вос­создания исторического прошлого.

Из представлений А. С. Лаппо-Данилевского о сущности исто­рического источника вытекал его взгляд на их классификацию.

В главе «Главнейшие виды исторических источников» рассмат­ривается проблема классификации источников. Отмечено главное назначение классификации -разобраться в большом разнообразии источников, которое, в свою очередь, обусловливает «довольно существенные отличия в методах их изучения». Главную цель классификации А. С. Лаппо-Данилевский видел не в упорядоче­нии источников, а в том, чтобы с помощью классификации раскрыть эвристические возможности источников, их познавательную цен­ность. Историки-позитивисты выделяли две группы - остатки исторических фактов и предания о них. Историк не отказывался от такого принципа деления источников, но пришел к выводу, что нельзя ограничиваться делением источников по одному признаку,


что этих признаков может быть несколько: по происхождению, материальной форме, степени близости к объекту изучения.

А. С. Лаппо-Данилевский подчеркивал, что можно делить ис­точники с самых различных точек зрения, в зависимости от целей исследования. Самой общей такой целью он считает оценку исто­рических памятников с позиции их источниковедческой ценности. Такая их ценность, по мнению А. С. Лаппо-Данилевского, зависит оттого, изображает источник исторический факт, т. е. рассказывает о нем, описывает его или же обозначает его, т. е. сам является час­тью исторического события или факта, остатком от него. Поэтому автор и делит все источники на две большие группы: изображаю­щие источники и источники, обозначающие факт. Это деление, как отмечает сам А. С. Лаппо-Данилевский, совпадает с делением источников на вещественные и письменные, хотя имеет совсем иное теоретическое обоснование. Устанавливая это общее деление, историк отмечает, что бывают, конечно, источники, которые одно­временно и обозначают исторический факт и изображают его.

И остатки культуры, и исторические предания могут содержать в себе разное количество данных для характеристики исторического факта. Поэтому все остатки культуры А. С. Лаппо-Данилевский делит на:

1. Воспроизведения, например, язык, нравы, обычаи, учреж­дения, т. е. все то, что было раньше и может в известной степени повториться, воспроизводиться вновь;

2. Пережитки, например, некоторые элементы языка, разные об­ряды, нравы, учреждения, т. е. все то, что может жить в настоящем;

3. Произведения культуры, например, предметы древности, про­изведения литературы, документы и т. д.

Исторические предания ученый распределяет на две группы:

1. Чистые, т. е. основанные на личном восприятии, - рисунки и рассказы очевидцев, мемуары, надписи, отчасти былины и сказа­ния, и т. д.; а они в свою очередь делятся на описательные (анналы, дневники) и оценочные (мемуары, сказания);

2. Смешанные, т. е. основанные на опосредованном восприя­тии, - жития, биографии, сказания, легенды, летописи, в свою оче­редь делятся на производные и составные.


А. С. Лаппо-Данилевский предлагает и другую возможную сис­тему деления источников - по содержанию - и делит источники, ис­ходя из этого принципа, на источники с фактическим и с норматив­ным содержанием. Первая группа состоит из источников с идейным содержанием (предметы культа, произведения прозаической и по­этической литературы) и с бытовым содержанием (предметы житей­ской техники, деловые бумаги и т. д.) Последние в свою очередь делятся на источники частного быта и государственного быта.

Источники с нормативным содержанием состоят из чисто норма­тивных (трактаты по логике, система законодательства, моральное учение) и утилитарно нормативных (правила техники, правила стихосложения, памятники обрядового характера, обычного права, юридические акты, памятники законодательства и т. д.)

А. С. Лаппо-Данилевским впервые было полно разработано учение об интерпретации источника - ее значение, методы, соот ноше­ние с критикой источника. Он показывает и обосновывает значение интерпретации как целого комплекса методов, имеющих общую и очень важную цель:установить то значение источника, которое его автор придавал ему, «что именно автор хотел выразить».

Ученый назвал следующие методы интерпретации:

1. Психологический. Суть его добиться совпадения мыслитель­ного образа, возникающего у историка при изучении источника с мыслительным образом, отраженным в источнике. Историк дол­жен как бы воспроизвести в себе чужое сознание. Этот метод лежит в основе всех остальных методов, так как источник - это результат психической деятельности человека;

2. Технический метод основан на том, что форма источника тесно связана с его назначением и по форме можно судить о его содержании;

3. Типизирующий метод интерпретации принадлежит, по мнению ученого, к историческим методам, он должен был помочь историку определить место источника в той среде, в которой он возник;

4. Индивидуализирующий также относится к числу исторических методов; при данном подходе «исследователь точнее устанавливает тот смысл, в каком автор сам хотел, чтобы воспринимали его произ­ведение».


А. С. Лаппо-Данилевский подчеркивал взаимную зависимость этих методов и необходимость (для достижения успеха) применять их в самых разных комбинациях или в совокупности.

Определяя задачи интерпретации, ученый обращал внимание:

- во-первых, на необходимость внимательного истолкования смысла источника как необходимого условия его последующего изучения и использования;

- во-вторых, на соотношение интерпретации и критики источ­никоведения.

Историк показал, что нельзя смешивать понятия «методология» и «критика» и не следует объединять интерпретацию с критикой. В то же время ученый считал, что содержание критики источников не есть свод технических правил для различения ценного от нецен­ного, годного от негодного. По определению А. С. Лаппо-Данилев-ского, «историческая критика устанавливает научно-историчес­кую ценность источников», причем разновидности исторической критики определяются в зависимости от познавательных целей. Исходя из того, что источник может иметь научно-историческую ценность либо в качестве исторического факта, либо в качестве показания (свидетельства) об историческом факте, историк разли­чает критику, выясняющую ценность источника как факта и критику, устанавливающую ценность его свидетельств о факте. Говоря в общей форме, первая занимается проблемой подлинности источ­ника, вторая - проблемой его достоверности.

В свою очередь понятие достоверности или недостоверности источника формулируется А. С. Лаппо-Данилевским с теоретико-познавательной точки зрения. «Историк признает источник досто­верным, если он на основании показаний о факте может научно судить о том же факте, как если бы сам испытал или не испытал его в своем чувственном восприятии».

Главный вопрос: каков критерий достоверности свидетельств (или показаний) источника? У Лаппо-Данилевского этим критерием служит суждение историка. Именно историк проводит анализ пока­заний, используя всю полноту исследовательских приемов, ему и решать этот вопрос, соотнося свидетельства со своим личным, общечеловеческим и профессиональным опытом. Но в целом раздел


о достоверности заканчивается в книге суждением о том, что воп­рос о достоверности - это вопрос конкретного исследования, и он решается в каждом конкретном случае отдельного исследования.

Итак, А. С. Лаппо-Данилевский различал два вида критики, устанавливающей:

1. Научно-историческую ценность источника как факта;

2. Научно-историческую ценность показаний источника о факте.

Задача критики первого рода - определить подлинность источ­ника. При решении этой задачи важная роль принадлежит выясне­нию времени, места возникновения источника, личности его автора и т. д. Здесь же ученый сформулировал этапы деятельности исто­рика по восстановлению достоверности:

1. Восстановить архетип, т.е. оригинал первоначального ис­точника;

2. Выяснить взаимосвязь архетипа и источников, возникших позже (составить генеалогическую схему).

В связи с этим он также разработал вопросы о соотношении оригинала и копии, о плагиате и подделках.

Вторая задача научной критики - более сложная. Ученый счи­тал, что свидетельство источника заслуживает внимания, если оно позволяет историку научно судить о каком-либо факте. Он разрабо­тал критерии этих суждений:

1. Критерий абсолютной истины, или степень соответствия показаний источника «законам сознания или законам природы»;

2. Критерий фактической истины (главный у А. С. Лаппо-Дани­левского), или совпадение представлений, которые возникают при изучении источника с представлениями о том же факте тех, кто ис­пытал его в собственном чувственном восприятии. Этот критерий дает основание утверждать о наличии данного факта. Здесь исполь­зовались такие методы, как изучение личности автора, сравнение с другими источниками и др.

В заключении своего труда А. С. Лаппо-Данилевский определил общее значение исторических источников. Оно состоит прежде всего в их теоретической значимости для познания прошлого. Но знание, которое получает историк из источников, «оказывается лишь более или менее вероятным» из-за того, что «материал, которым он рас-


 




полагает, довольно случайного происхождения», а потому истори­ку «редко удается достигнуть полного понимания и надежн ки». Чтобы избежать этого, требуются дополнение сведен! источников другими и реконструкция недостающего источ его частей. «Каждый источник получает полное свое значс ным образом благодаря интерпретации и критике. Но в< отношениях интерпретация и критика не могут достигн; не точных результатов».

Близка современному пониманию и мысль ученого о практи­ческом значении источников в деле преемственного развития культуры. А. С. Лаппо-Данилевский завершает свою книгу словами: «Без постоянного пользования историческими источниками человек не может соучаствовать в полноте культурной жизни человечества».

Таким образом, А. С. Лаппо-Данилевский определил предмет и задачи источниковедения, сформулировал понятие исторического источника и соотнес с ним другие теоретические основы науки и методы источниковедческого исследования - классификацию, учения о критике и интерпретации, определение значения истори­ческих источников. Основные вопросы методологии источникове­дения он рассматривал в системе исторического познания.

Источники

Лаппо-Данилевский А. С. Методология истории. СПб., 1911-1913. Лаппо-Данилевский А. С. Очерк русской дипломатики частных актов. Пг., 1920.

Литература

Медушевская О. М. История источниковедения: Конец XIX - XX в. М., 1988.

Пронштейн А. П. Теория и методика исторического источниковеде­ния в труде А. С. Лаппо-Данилевского «Методология истории»// Источни­коведение отечественной истории, 1989. М., 1989.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.