Тот, кто присягает на Библии, вовсе не обязательно знает ее содержание.
— Л. Крайнев-Рытов
Глава об иудаизме была бы неполной без упоминания Каббалы.
Сразу скажем, что образ Сатаны в Каббале в явном виде не используется. Однако при этом каббалистическое понимание бога гораздо более глубоко и многогранно, чем религиозное. Как мы писали в начале главы, иудейский единый бог в ответе за все – и за "добро", и за "зло", так что проявления архетипа Сатаны следует искать в нем самом.
Для начала отметим, что буква, соответствующая Сатане, "син" (ש), как написано в одном из древнейших каббалистических трактатов, "Сефир Йецире", входит в тройку "букв-матерей", самых основных, наравне с "алеф" (א) и "мем" (מ). Каждой букве алфавита, согласно каббалистам, ставится в соответствие один из архетипов состояния сознания, при этом ש соответствует "дух бога" (не путать со "святым духом" в христианстве). В Каббале "дух бога" – это активное начало, производящее изменения.
Согласно учению Каббалы, бог имеет двойственную сущность, как мужское, так и женское начало, что соответствует андрогинности Сатаны. Кстати говоря, эта трактовка куда более логична, чем традиционная христианская, т.к. как мог Элохим создать мужчину и женщину по своему образу и подобию, не будучи сам и мужчиной, и женщиной (женский аспект бога называется в Каббале Шекиной[104])? Дальнейшее развитие эта концепция получает в виде Адама Кадмона.
Вселенная согласно Каббале вообще создана на принципах пола и секса (в метафизическом понимании), т.е. на основах гармоничного союза двух противоположностей – мужчины и женщины, соединяющихся с целью сотворения новой жизни[105], включающей свойства их обоих, но отличной от них.
Но не думайте, что в Каббале все так прогрессивно. Скажем, материальный мир для каббалистов – "зло", так как, по их мнению, материя стремится только получать, а не отдавать (интересна психология стереотипа: "получать [от меня] – зло", "отдавать [мне] – добро". В основе – все то же стремление получить на шару...).
Вообще, ход мыслей каббалистов часто весьма странен. Рассмотрим Эц Хайим, Древо Жизни. Нас интересует в первую очередь левая колонна. Она носит также название "Наказание" в противопоставление правой ("Милосердие"), которая, как и средняя ("Умеренность"), к сатанизму явно не относятся, и олицетворяет с точки зрения Каббалы, как ни странно, пассивные женские качества (не видно связи).
Сефирот[106] третий, Бина – Понимание (развитие). Олицетворяет то, что вмещает Хокму (второй сефирот, мужское активное начало), а также то, из чего все происходит (рождается). Для нас интересным является то, что одним из символов Бины является Сатурн, который отождествляется со всепоглощающим Кроносом. В египетском пантеоне ассоциируется с Маат.
Сефирот пятый, Гебура – Наказание, Сила, Суровость[107]. Также и Правосудие и Страх. Ассоциируется с богом войны Марсом, в египетском пантеоне – с Сетхом. Этот сефирот – огонь, способный как разрушать, так и созидать. Интересно, что противостоит ему сефирот Хесед – Милосердие, и одной из важнейших функций Гебуры является ограничение милосердия Хесед.
Сефирот восьмой, Ход – Величие. Отождествляется с Меркурием (Гермесом, см. стр. 20), в египетском пантеоне – с Анубисом. Ход – вместилище интеллектуальных способностей человека. Противостоит же этому сефироту Нецах, который символизирует инстинкты и эмоции, групповое сознание; это исключительно иллюзорный уровень. Правда, показательно?
Человек имеет животные инстинкты, но держит их (в идеале) под контролем. Точно также следующая эволюционная ступень должна включать в себя человеческие инстинкты, но под контролем.
— Warrax
Именно в Ход инстинкты Нецах перерабатываются и переходят в действие. Кроме того, в практической Каббале Ход – сфера магии.
Символично то, что Путь на Древе Жизни, символизирующийся XV‑м Арканом, соединяет Ход и Тифарет и олицетворяет "разум возобновляющий". Ход описан выше – воображение, фантазия, интеллект. "Дурной" стороной Ход есть "сдерживающий аппарат, накладываемый воспитанием и обучением". Так вот, движение по Пути, символизируемым XV‑м Арканом, приводит к центральному сефироту Тифарет – Красота, гармония и жизненная сила, Солнце, а в психологическом плане – разум, достигший наивысших своих способностей. Это максимум, который может быть достигнут в неизмененном состоянии сознания.
Как видите, "темный" левый столб Древа Жизни во многом соответствует архетипу Сатаны. Интересно отметить еще один малоизвестный факт: в Эц Хайим есть скрытый сефирот Даат – Знание[108].
Согласно каббалистике, когда космическая энергия изливается из Кетер (первого сефирота), ее сила не полностью стабилизирована и из этого излишка энергии возникают враждебные сефироты, или клифот[109]. К'лифóт (или к'липóт, tOpyil:q) – множественное число от к'лифá (или к'липá, hfpyil:q); а слово к'липа[110] – это что-то вроде антонима слова к'душá (hf$Ud:q) – святость.
Соответственно получается система сефиротов, противоположных Эц Хайим – несбалансированных[111] и хаотических. Но это согласно каббалистам. Трактовать же можно совершенно иначе: бог как сдерживающая Сила пытается упорядочить Изначальный Хаос, создавая этим Древо Жизни, а "древо инфернальных сфер" – это изначальная система, не отвергающая Хаос, которая неподвластна богу.
Интересно, что согласно Каббале первые две сферы, соответствующие Кетер и Хокма, "пусты и неупорядочены", а соответствующая Бина трактуется как "вместилище мрака". При этом Кетер соответствует Самаэль, "ангел смерти", напрямую ассоциирующийся с Сатаной. Таким образом, очевидно, что "пустота и мрак" в инфернальных сферах существует только для тех, кто смотрит со стороны Света, сами же inferni прекрасно себя в них чувствуют. Из Тьмы хорошо видно, что происходит на Свету, но из Света Тьма непроницаема; поэтому люди, принадлежащие Свету, всегда боятся Тьмы, но никогда – наоборот.
Ад малюют черными красками те, кто не надеется туда попасть.
— Г.Л. Уилсон
И совсем уж недвусмысленно выглядит такая каббалистическая трактовка: инфернальное древо рассматривается как чудовище Левиафан, как змей, занесший свое жало над Малкут – сефиротом материального мира, мира людей. Здесь Древо – еще и "карта психики" человека, где клипот – бессознательное, сефирот – осознаваемое.
В завершение главы отметим забавное обстоятельство – использование ЛаВеем имени Шемхамфораш. Это "страшное сатанинское заклинание" обозначает не что иное, как "разделенное имя божие" в Каббале. Оно зашифровано в книге Исход[112] 14:19-21. На языке оригинала каждый из этих стихов состоит ровно из 72 букв. Если записать все три стиха один над другим, причем средний – в обратном порядке, то получится 72 столбца по три буквы в каждом. Каждая такая комбинация представляет собой трехбуквенное имя Б-га. Это и есть шемхамфораш, или разделенное имя бога, считающееся в Каббале весьма могущественным инструментом.
Представляем, как ухохатывался Антон Шандор, слушая повторения "сатанинского заклинания" всяческими "адептами сатанизма". А ведь он честно предупреждал во вступлении к "Сатанинской Библии": "Здесь вы увидите правду и фантазию". С нашей точки зрения, использование "шемхамфораша[113]" наглядно показывает, что ЛаВей ни в коем разе не писал СБ как "священную книгу" и даже встроил в нее противоядие против такой трактовки.