Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Каббала





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тот, кто присягает на Библии, вовсе не обязательно знает ее содержание.

— Л. Крайнев-Рытов

 

Глава об иудаизме была бы неполной без упоминания Каббалы.

Сразу скажем, что образ Сатаны в Каббале в явном виде не используется. Однако при этом каббалистическое понимание бога гораздо более глубоко и многогранно, чем религиозное. Как мы писали в начале главы, иудейский единый бог в ответе за все – и за "добро", и за "зло", так что проявления архетипа Сатаны следует искать в нем самом.

Для начала отметим, что буква, соответствующая Сатане, "син" (ש), как написано в одном из древнейших каббалистических трактатов, "Сефир Йецире", входит в тройку "букв-матерей", самых основных, наравне с "алеф" (א) и "мем" (מ). Каждой букве алфавита, согласно каббалистам, ставится в соответствие один из архетипов состояния сознания, при этом ש соответствует "дух бога" (не путать со "святым духом" в христианстве). В Каббале "дух бога" – это активное начало, производящее изменения.

Согласно учению Каббалы, бог имеет двойственную сущность, как мужское, так и женское начало, что соответствует андрогинности Сатаны. Кстати говоря, эта трактовка куда более логична, чем традиционная христианская, т.к. как мог Элохим создать мужчину и женщину по своему образу и подобию, не будучи сам и мужчиной, и женщиной (женский аспект бога называется в Каббале Шекиной[104])? Дальнейшее развитие эта концепция получает в виде Адама Кадмона.

Вселенная согласно Каббале вообще создана на принципах пола и секса (в метафизическом понимании), т.е. на основах гармоничного союза двух противоположностей – мужчины и женщины, соединяющихся с целью сотворения новой жизни[105], включающей свойства их обоих, но отличной от них.

Но не думайте, что в Каббале все так прогрессивно. Скажем, материальный мир для каббалистов – "зло", так как, по их мнению, материя стремится только получать, а не отдавать (интересна психология стереотипа: "получать [от меня] – зло", "отдавать [мне] – добро". В основе – все то же стремление получить на шару...).

Вообще, ход мыслей каббалистов часто весьма странен. Рассмотрим Эц Хайим, Древо Жизни. Нас интересует в первую очередь левая колонна. Она носит также название "Наказание" в противопоставление правой ("Милосердие"), которая, как и средняя ("Умеренность"), к сатанизму явно не относятся, и олицетворяет с точки зрения Каббалы, как ни странно, пассивные женские качества (не видно связи).

Сефирот[106] третий, Бина – Понимание (развитие). Олицетворяет то, что вмещает Хокму (второй сефирот, мужское активное начало), а также то, из чего все происходит (рождается). Для нас интересным является то, что одним из символов Бины является Сатурн, который отождествляется со всепоглощающим Кроносом. В египетском пантеоне ассоциируется с Маат.

Сефирот пятый, Гебура – Наказание, Сила, Суровость[107]. Также и Правосудие и Страх. Ассоциируется с богом войны Марсом, в египетском пантеоне – с Сетхом. Этот сефирот – огонь, способный как разрушать, так и созидать. Интересно, что противостоит ему сефирот Хесед – Милосердие, и одной из важнейших функций Гебуры является ограничение милосердия Хесед.

Сефирот восьмой, Ход – Величие. Отождествляется с Меркурием (Гермесом, см. стр. 20), в египетском пантеоне – с Анубисом. Ход – вместилище интеллектуальных способностей человека. Противостоит же этому сефироту Нецах, который символизирует инстинкты и эмоции, групповое сознание; это исключительно иллюзорный уровень. Правда, показательно?

Человек имеет животные инстинкты, но держит их (в идеале) под контролем. Точно также следующая эволюционная ступень должна включать в себя человеческие инстинкты, но под контролем.

— Warrax

Именно в Ход инстинкты Нецах перерабатываются и переходят в действие. Кроме того, в практической Каббале Ход – сфера магии.

Символично то, что Путь на Древе Жизни, символизирующийся XV‑м Арканом, соединяет Ход и Тифарет и олицетворяет "разум возобновляющий". Ход описан выше – воображение, фантазия, интеллект. "Дурной" стороной Ход есть "сдерживающий аппарат, накладываемый воспитанием и обучением". Так вот, движение по Пути, символизируемым XV‑м Арканом, приводит к центральному сефироту Тифарет – Красота, гармония и жизненная сила, Солнце, а в психологическом плане – разум, достигший наивысших своих способностей. Это максимум, который может быть достигнут в неизмененном состоянии сознания.

Как видите, "темный" левый столб Древа Жизни во многом соответствует архетипу Сатаны. Интересно отметить еще один малоизвестный факт: в Эц Хайим есть скрытый сефирот Даат – Знание[108].

 

Согласно каббалистике, когда космическая энергия изливается из Кетер (первого сефирота), ее сила не полностью стабилизирована и из этого излишка энергии возникают враждебные сефироты, или клифот[109]. К'лифóт (или к'липóт, tOpyil:q) – множественное число от к'лифá (или к'липá, hfpyil:q); а слово к'липа[110] – это что-то вроде антонима слова к'душá (hf$Ud:q) – святость.

Соответственно получается система сефиротов, противоположных Эц Хайим – несбалансированных[111] и хаотических. Но это согласно каббалистам. Трактовать же можно совершенно иначе: бог как сдерживающая Сила пытается упорядочить Изначальный Хаос, создавая этим Древо Жизни, а "древо инфернальных сфер" – это изначальная система, не отвергающая Хаос, которая неподвластна богу.

Интересно, что согласно Каббале первые две сферы, соответствующие Кетер и Хокма, "пусты и неупорядочены", а соответствующая Бина трактуется как "вместилище мрака". При этом Кетер соответствует Самаэль, "ангел смерти", напрямую ассоциирующийся с Сатаной. Таким образом, очевидно, что "пустота и мрак" в инфернальных сферах существует только для тех, кто смотрит со стороны Света, сами же inferni прекрасно себя в них чувствуют. Из Тьмы хорошо видно, что происходит на Свету, но из Света Тьма непроницаема; поэтому люди, принадлежащие Свету, всегда боятся Тьмы, но никогда – наоборот.

Ад малюют черными красками те, кто не надеется туда попасть.

— Г.Л. Уилсон

И совсем уж недвусмысленно выглядит такая каббалистическая трактовка: инфернальное древо рассматривается как чудовище Левиафан, как змей, занесший свое жало над Малкут – сефиротом материального мира, мира людей. Здесь Древо – еще и "карта психики" человека, где клипот – бессознательное, сефирот – осознаваемое.

 

В завершение главы отметим забавное обстоятельство – использование ЛаВеем имени Шемхамфораш. Это "страшное сатанинское заклинание" обозначает не что иное, как "разделенное имя божие" в Каббале. Оно зашифровано в книге Исход[112] 14:19-21. На языке оригинала каждый из этих стихов состоит ровно из 72 букв. Если записать все три стиха один над другим, причем средний – в обратном порядке, то получится 72 столбца по три буквы в каждом. Каждая такая комбинация представляет собой трехбуквенное имя Б-га. Это и есть шемхамфораш, или разделенное имя бога, считающееся в Каббале весьма могущественным инструментом.

Представляем, как ухохатывался Антон Шандор, слушая повторения "сатанинского заклинания" всяческими "адептами сатанизма". А ведь он честно предупреждал во вступлении к "Сатанинской Библии": "Здесь вы увидите правду и фантазию". С нашей точки зрения, использование "шемхамфораша[113]" наглядно показывает, что ЛаВей ни в коем разе не писал СБ как "священную книгу" и даже встроил в нее противоядие против такой трактовки.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.