Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Тема 1. Введение



КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по курсу «ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

 

Содержание:

 

№ темы Тема занятия   Стр.
Тема 1 Введение
Тема 2 Организация и управление
Тема 3 Эволюция теории управления
Тема 4 Функции и процессы управления
Тема 5 Процессы коммуникации, влияния и принятия решений
Тема 6 Проектирование организационной структуры
Тема 7 Основы стратегического управления  
Тема 8 Основы операционного управления
8.1 Роль и развитие операционного менеджмента
8.2 Общие положения
8.3 Методики управления операционными ресурсами
8.4 Основы организации производства
8.5 Операционные стратегии
8.6 Проектирование бизнес-процессов
8.7 Управление процессами и операциями
8.8 Информационное обеспечение управления
8.9 Совершенствование бизнес-процессов
Тема 9 Организационное поведение
9.1 Деловая и организационная культура
9.2 Управление процессом адаптации человека и организации
9.3 Управление конфликтами
9.4 Управление изменениями
Тема 10 Эффективность управления

 


 

Тема 1. Введение

Содержание темы:Цели и задачи курса. Роль менеджмента в организации. Менеджмент как наука и практика управления. Развитие производительных сил и управления. Особенности управления в информационном обществе.

Краткий конспект темы

Цель курса – изучение студентами теории и практики, способов и инструментов управления организацией, приобретение необходимых навыков по формированию системы управления организацией, управлению используемыми ресурсами, поведением сотрудников, используемыми ресурсами, и оценки эффективности управления.

Задачи изучения курса:

· изучить функции, процессы и методы управления организацией;

· освоить базовые теории менеджмента;

· сформировать основу стратегического мышления;

· освоить основные методики управления операционными ресурсами;

· освоить принципы и методы формирования этичного поведения организации, сотрудников и организационной культуры;

· научить использовать базовые концепции, принципы, методы и методики управления на практике;

· освоить интеллектуальную технику индивидуальной и групповой работы руководителя;

· приобрести практические навыки принятия управленческих решений;

· создать теоретико-методическую основу для последующего непрерывного самообучения в области управления.

 

Менеджмент – это профессиональное управление организацией, неотъемлемый элемент организации, который обеспечивает ее функционирование -- формирует, мобилизует и приводит в действие потенциал организации для достижения ее целей и решения, стоящих перед ней задач. Он направлен на обеспечение нужного взаимодействия между элементами организации для достижения ее целей.

Содержание понятия «менеджмент» многогранно. В процессе исследования и изучения менеджмент наиболее часто представляют как: науку и практику управления; функцию; процесс; людей, управляющих организацией; аппарат управления; отношения управления; систему; искусство.

Менеджмент как наука и практика управления.Менеджмент является самостоятельной и в тоже время междисциплинарной областью знаний. Его научную теоретическую основу составляют: экономические науки; общественные науки; юридические науки; общенаучные и информационные дисциплины; науки об управлении объектами независимо от их природы.

Практика менеджмента формирует навыки и опыт людей, осуществляющих управление, а результаты практической деятельности являются источником для совершенствования теории менеджмента.

Организации – это сложные социальные системы, управление которыми требует учета большого количества факторов внешней и внутренней среды. Принятие управленческих решений в этих условиях – это действительно искусство, базирующееся на знаниях, умениях, интуиции, опыте и таланте людей, управляющих организациями.

Развитие управления – объективно, так как является частью процесса развития общества. В соответствии со стадиями развития технологий и производительных сил выделяют три типа управления: традиционное управление, управление промышленной стадии, управление постиндустриальной стадии.

То, что принято называть традиционным управлением, характерно для допромышленного (первого) этапа развития промышленного производства, на котором еще не получила широкого распространения машинная технология. В этот период производство (количество и качество продуктов) зависело, от возможностей человека, его умственных и физических способностей, навыков. Поэтому содержание труда определяется работником, а труд низкопроизводителен. Подготовка высококвалифицированного «мастера», знающего все до тонкостей, занимает много времени (годы, иногда десятилетия). Предприятия допромышленной стадии преобладали до середины XIX века -- первой промышленной революции. Такие производства существуют и сегодня в виде малых и средних предприятий единичного и мелкосерийного типа с преобладанием ручного труда и требующих высококвалифицированных «мастеров». Их по традиции называют ремесленными.

Промышленная (индустриальная) стадия развития производства и, соответственно, промышленный тип управления, основаны на механизации и пооперационном разделении труда. На таких производствах техника и технология определяют качество и количество продукта, формируют содержание труда основной массы участников производства. Человек, с организационной точки зрения, занял роль -- придатка к машине. Управление строится, прежде всего, исходя из требований машины, а не от человека. Такой тип предприятий (прежде всего массового типа производства) и управления пока доминирует в современном обществе.

На постиндустриальной стадии (в ПРС с середины 1980 гг.) научно-техническая эволюция существенно изменила роль человека в процессе производства, и, прежде всего, характер его взаимодействия с техникой. Научно-технический прогресс развил технологию и машины до такой степени, что машины (автоматизированные линии и целые заводы) стали почти самостоятельно выпускать продукцию, а человек -- формировать задания и осуществлять сложные операции по их созданию, наладке и обслуживанию. Это изменение позиции человека в процессе производства приводит к коренной перестройке управления, превращая его в управление, идущее от человека, а не от машины. На таких производствах преобладает интеллектуальный труд, и они опираются на высокую квалификацию и ответственность специалистов. В наше время такие отношения в производстве и соответствующие управленческие системы в ПРС преобладают.

Важным моментом в развитии управления постиндустриальной стадии играет построение информационного общества, начавшееся 80-е годы ХХ века. В этот период происходят радикальные изменения в материальном производстве, мировоззрении, быте и образовании, искусстве и культуре. Меняются формы и содержание деятельности. Если в доинформационном обществе действовал принцип «каждый должен знать/уметь столько, чтобы в сумме все знали/умели все», то в информационном обществе действует принцип «каждый должен знать/уметь столько обо всем, чтобы быть независимым в своем взаимодействии с другими». Прогресс информатики разрушил замкнутость организаций и в конкурентной борьбе побеждает тот, кто наиболее эффективным образом приспосабливается к новым требованиям внешнего окружения, формируемого информационным обществом.


 

Тема 2. Организация и управление

Содержание темы: Понятие организации. Формальные и неформальные организации. Миссия организации. Основные элементы организации. Связь организации с внешней средой. Организация как открытая и закрытая система. Роль человека и группы в организации.

Классификация организаций по форме собственности, по отношению к прибыли, по масштабам деятельности. Организационно-правовые формы организаций.

Внешняя и внутренняя среда организации.

Менеджмент как функция, как процесс, как система, как отношения управления. Субъект и объект управления. Управляющая и управляемая подсистемы. Синергический эффект.

Менеджер. Роли менеджера. Разделение труда менеджеров. Аппарат управления.

Методы управления.

Организационная система и система управления.

Краткий конспект

Организация -- это сознательное объединение людей, преследующих достижение общих целей.

Выделяют формальные и неформальные организации. Неформальные организации функционируют без четко определенных целей, структур и правил. К ним относят институты семьи, дружбы, митинги, другие виды организаций отражающие неформальные отношения между людьми. Формальные организации имеют четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи. Формальными организациями являются все организации бизнеса, органы государственного и регионального управления, международные и общественные институты.

В Гражданском кодексе Республики Беларусь (ГК РБ) на основе осуществления предпринимательской деятельности выделяются коммерческие и некоммерческие организации.

Основной целью коммерческих организаций является извлечение прибыли из своей деятельности, которую они могут распределять между участниками.

Некоммерческие организации не имеют в качестве основной цели извлечение прибыли и не могут распределять ее между участниками.

В экономической литературе по отношению к коммерческой организации используются термины предприятие, фирма, компания.

Миссия – это четко выраженная причина существования организации, отражающая роль организации, востребованную внешним окружением.

Организации могут быть производственными или исследовательскими, государственными или частными, большими или малыми, временными или постоянными и т.п., но им всем присущи основные элементы: 1) задачи, для решения которых организация существует,люди (сотрудники), и управление,координирующее деятельность с задачами и использумыми ресурсами.

Организация -- объект управления (кем или чем управляют) со стороны ее менеджмента (субъекта управления -- кто управляет).

Управление организацией строится с учетом изменений во времени под воздействием внешних обстоятельств (внешней среды) и внутренней среды самой организации. Внутренняя и внешняя среда организации взаимосвязаны и взаимозависимы (рис. 1.1).

 
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА Процесс преобразования
Людские и прочие ресурсы
Товары Услуги Идеи
ВХОД
ВЫХОД
ВНЕШНЯЯ СРЕДА

 

 


Рис. 1.1. Связь организации с внешней средой

Организация является органической составляющей внешней среды, получая из нее все необходимое ресурсы и предлагая ей результаты преобразования ресурсов в виде продукта (товаров и услуг), таким образом, участвуя в ее развитии.

В процессе управления организации могут рассматриваться как закрытые системы – в этом случае исследуется только внутренняя среда организации без учета воздействия внешней среды, или как открытые системы,когда учитывается взаимодействие организации с внешней средой.

Классификация организаций по форме собственности, отношению к прибыли и масштабам деятельности.

По форме собственности организации бывают:

· частными;

· государственными (причем, государственные организации подразделяются по уровням государственной собственности, например, в Беларуси это республиканские и коммунальные (местные) организации);

По отношению к прибыли организации подразделяют на:

· коммерческие (цель -- систематическое получение прибыли);

· некоммерческие (не преследуют цели получения прибыли и не имеют права распределять полученную прибыль между участниками в целях обогащения).

По масштабам деятельности предприятия подразделяют на:

· крупные;

· средние;

· малые.

В мировой практике их классифицируют на основе легко доступных для анализа параметров, таких как: объем продаж (годовой оборот), численность занятых и размер капитала.

Например, по методологии, используемой Европейским союзом в начале 1995 г., были предложена комбинация следующих критериев для малых и средних предприятий (табл. 2).

Таблица 2. Критерии отнесения предприятий по масштабам деятельности

Категория предприятия Численность занятых, чел. Годовой оборот, млн. ЕВРО Баланс (капитал), млн. ЕВРО
Малое менее 50 менее 4 менее 2
Среднее 50-250 менее 16 менее 8

 

В Беларуси и России классифицируют только по численности работающих, например, к субъектам малого предпринимательства в соответствии с законодательством относятся:

-в промышленности, строительстве и на транспорте – до 100 человек;

-в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;

-в оптовой торговле – 50 человек;

-в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

-в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

К средним отнесены предприятия имеющие от соответствующего критерия по численности малого предприятия до 300 работающих, а в некоторых отраслях до 500 работающих.

Классификация организаций по форме ведения бизнеса. Кроме организационно правовых форм иногда коммерческие предприятия классифицируют по формам организации бизнеса на:

· индивидуальные (один собственник) ;

· партнерства (товарищества);

· компании (общества).

Индивидуальные фирмы – самая популярная форма организации бизнеса в некоторых странах с наиболее развитой экономикой (например, в США – 70% от общего числа фирм, 6% годовой выручки).

Партнерство (товарищество) форма бизнеса в ПРС является наименее распространенной (приблизительно 10% всех фирм и около 4% годовой выручки от продаж).

Широкое распространение получила корпоративная форма бизнеса (акционерные общества, компании).

Организационно-правовые формы коммерческих организаций:

 

Организационно-правовые формы коммерческих организаций   Основные черты
Унитарное предприятие государственное, в том числе: республиканское, и муниципальное (ком­мунальное), и частное Имущество предприятия принадлежит одному лицу (государству или частнику или частнику) и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления
Хозяйственные общество в форме акционерного общества, или общества с ограниченной, или дополнит. ответственностью. Объединение капиталов, требующее наличия устава и уставного капитала, в котором участники отвечают (несут ответственность) в размере вкладов, если иное не предусмотрено уставом по дополнительной ответственности
Хозяйственные товарищества в форме полного товарищества и командитного товарищества Объединение лиц, не требующее наличия устава как учредительного документа и минимального размера складочного капитала. Имеют равные права в управлении и несут ответственность всем личным имуществом
Производственный кооператив Добровольное объединение граждан, для совместной производственной деятельности, основанное на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов
Индивидуальные предприниматели Физические лица, осуществляющие коммерческую деятельность лично с ограниченным законодательством количеством наемных работников. Субъекты малого предпринимательства.

 

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций:

 

Некоммерческие организации
Потребительский кооператив Добровольное объединение граждан и юридических лиц с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых. Доходы от предпринимательской деятельности распределяются между его членами
Общественные и религиозные организации Добровольные объединения граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Участники не сохраняют прав на переданное ими этим организациям имущество
Фонды Не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и/или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели.
Учреждения Организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций коммерческого характера и финансируемая им полностью или частично
Объединения юридических или физических лиц: ассоциации и союзы Некоммерческие организации, объединяющие: ком­мерческие организации и/или общественные и некоммерческие организации, в том числе учреждения в форме ассоциаций или союзов в целях координации деятельности, и/или защиты своих интересов

 

Внешняя и внутренняя среда организации

Внешняя среда организации представляет собой совокупность факторов, которые находятся за границами организации и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны менеджмента организации.

Внешнюю среду подразделяют на среду прямого и косвенного воздействия.

Внешняя среда прямого воздействия -- этоорганизации и люди, которые могут вступать в контакт с организацией и оказывают на нее воздействие в силу выполняемых ими задач. К ним относятся: поставщики, потребители, акционеры, конкуренты, союзы и общества по интересам, различные контролирующие органы, органы власти.

Внешняя среда косвенного воздействия – это факторы и условия, которые не оказывают прямого воздействия на деятельность организации, но предопределяют стратегически важные решения, принимаемые ее руководством. К ним относятся: законодательство, политические, экономические, демографические, социально-культурные, технологические, экологические, географические и климатические факторы и условия.

Влияние факторов внешней среды на организацию оценивается ее менеджментом по двум основным критериям:

· возможностей, использование которых может оказать положительное влияние на деятельность организации;

· угроз -- факторов, которые представляют опасность для организации

Внутренняя среда организации представляет собой органичное сочетание таких составляющих, как: технология, персонал, организационная структура, внутриорганизационные процессы, организационная культура. Ее формирует, а также осуществляет управление процессами, протекающими в ней, менеджмент организации.

Внутриорганизационные процессы. Внутренняя среда организации состоит из большого количества различных действий объединяемых в процессы и подпроцессы. Выделяют внутриорганизационные процессы общего характера и функциональные процессы.

Внутриорганизационные процессы общего характера -- это коммуникации, принятие решений и координация.

Основные группы функциональных процессов, охватывающие деятельность любой организации: маркетинг; производство; финансы; работа с персоналом (кадры); учет и анализ информации о работе организации (эккаунтинг).

Организационная культура. Организационная культура складывается из организационного дизайна и устойчивых позитивных норм, представлений, принципов и верований, разделяемых большинством работников, и проявляется во всех составляющих деятельности организации. Она придает стабильность в поведении организации и ее сотрудников.

Состояние внутренней среды организации, по отношению к внешней среде, оценивается ее менеджментом по двум основным критериям:

· сильные стороны (достоинства) организации -- например, высококвалифицированные работники, передовые технологии, защищенные патенты, органический тип системы управления и т.п.;

· слабые места организации – например,изношенное оборудование, устаревшие методы работы, слабо подготовленный персонал, устаревшая технология, неэффективная система коммуникаций и т.п.

Деятельность менеджмента направлена на развитие сильных сторон организации и устранение ее слабых мест.

Менеджмент – это профессиональное управление организацией и ее неотъемлемый элемент, который обеспечивает функционирование -- формирует, мобилизует и приводит в действие потенциал организации для достижения целей и решения, стоящих перед ней задач.

Он направлен на обеспечение определенного взаимодействия между элементами организации для достижения ее целей.

Содержание понятия «менеджмент» многогранно. В процессе исследования и изучения менеджмент наиболее часто представляют как: науку и практику управления; функцию; процесс; людей, управляющих организацией; аппарат управления; отношения управления; систему.

Менеджмент как функция.Управление (менеджмент) – это особый вид деятельности, специфическая функция, реализуемая через выполнение особых управленческих действий -- функций управления.

Содержание и набор функций управления в организации зависит от ее типа, объема деятельности, вида деятельности, управленческой иерархии; содержания внутриорганизационных процессов и множества других факторов воздействующих на организацию.

Менеджмент как процесс. Все вопросы управления при процессном подходе рассматриваются с позиции логической последовательности (взаимосвязанности) управленческих функций и действий, направленных на достижения целей и решения задач организации.

Менеджмент как отношения управления.Управление -- это определенный тип взаимодействия субъекта (кто управляет) и объекта (кем управляют) управления. Для реализации управленческого взаимодействия необходимо наличие отношений управления, т.е. потребности и возможности вырабатывать управленческие команды субъектом управления, а также готовность и возможность эти команды выполнять объектом управления. Наличие отношений управления является необходимыми и достаточными условиями для того, чтобы осуществлялось управление.

Менеджмент как система.Системность менеджмента обусловлена наличием и взаимосвязанностью многих составляющих (структуры и ее элементов, функций, процессов, методов, форм и т.п.).

 

При объединении элементов в организацию проявляется синергетический эффект (общее, больше простого сложения его элементов), в результате чего организация как система приобретает собственные свойства, которыми не обладали ее составляющие до объединения и получает более высокие результаты работы, чем простое сложение деятельности отдельных элементов до объединения в систему.

Менеджер– это профессиональный управляющий, имеющий в своем подчинении других работников, наделенный полномочиями направлять их действия и несущий полную ответственность за состояние управляемого объекта. Он обеспечивает выполнение миссии, решение задач и достижение целей организации посредством использования труда подчиненных им сотрудников.

Ключевые роли менеджера: 1) роль по принятию решений (обязан принимать решения в рамках своих полномочий), 2) информационная роль (работает с информацией); 3) роль руководителя (управляет людьми).

Вертикальное разделения труда менеджеров. В соответствии с иерархией управления в организации менеджеров классифицируют на менеджеров высшего (топ менеджеры, принимают стратегические решения в организации), менеджеров среднего звена (руководители управлений, отделов, их подразделения распоряжаются каким-либо ресурсом в организации); нижнего уровня управления (мастера, бригадиры, начальники участков, руководят деятельностью рабочих и специалистов в производственном процессе).

Горизонтальное разделение труда менеджеров предполагает их специализацию по ключевым сферам деятельности организации, одного уровня в иерархии (например: маркетинг, научные исследования и разработки, производство, финансы, персонал и т.п.) В системе горизонтального разделения труда менеджеры не связаны между собой отношениями соподчиненности.

Аппарат управления состоит из управленческих работников. К категории управленческих работников относятся: руководители (менеджеры), специалисты и служащие.

Правом и обязанностью руководителей является принятие управленческих решений в рамках своей компетенции и организация их практической реализации. Специалисты осуществляют разработку и обоснование вариантов решений. Служащиезанимаются информационным обеспечением процесса управления: сбором, передачей, обработкой, хранением и обновлением информации.

Методы управления -- это способы управленческого воздействия на объект управления (человека, группу или организацию в целом) для достижения поставленных целей. Их разделяют на три основные группы: организационно-распорядительные, экономические и социально-психологические.

Организационно-распорядительные методы управления. Свойственные данной группе приемы и способы воздействия субъекта управления на объект управления опираются на силу и авторитет власти.

Организационное воздействие осуществляется через систему организации рабочих мест и регламентацию деятельности организации и ее персонала посредством внутренних нормативных документов.

Распорядительные воздействия направлены на достижение поставленных целей путем прямого административного влияния, средствами которого могут быть приказы, распоряжения, указания, инструкции, целевое планирование, нормирование труда, координация работ и контроль над исполнением.

Экономические методы управления представляют собой группу мер, средств и инструментов, влияющих на людей, группы и организации через их материальные интересы, заинтересовывая в конечных количественных и качественных результатах труда.

Социально-психологические методы управления объединяют способы осуществления управленческих воздействий на людей на основе социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности.

По масштабу и способам воздействия эти методы разделяют на две основные группы: социологические и психологические. Социологические методы направлены на группы людей и их взаимодействие в процессе производства (внешний мир человека). Психологические методывоздействуют на конкретную личность (внутренний мир человека).

Организационная система.Каждая организация представляет собой сложную технико-экономическую и социальную систему. Специфика организационной системы характеризуется тремя видами взаимодействия: взаимодействие организации с внешней средой, взаимодействие подразделений внутри организации и взаимодействие организации с персоналом.

По характеру взаимодействия с внешней средой различают механистический и органический типы организаций.

Механистический тип организации базируется на использовании формальных правил и процедур, централизованном принятии решений, узко определенной ответственности в работе, жесткой иерархии власти в организации в соответствии с теорией бюрократической организации М. Вебера.

Механистический тип организации имеет свои преимущества, такие как универсальность, предсказуемость и производительность. Он эффективен, когда реализуется в несложном и нединамичном внешнем окружении.

Органический тип организации ориентирован на усиление способности организации адаптироваться к динамичным изменениям внешней среды на основе высокой квалификации и самостоятельности работников при минимуме формальных процедур.

Тип организации по взаимодействию с человеком характеризуют систему связей между людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности. В этой связи выделяют корпоративный и индивидуалистический тип организации

Корпоративный типруководствуется принципом «человек для работы» ихарактеризуется тем, что система связей между людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности ориентируется на интересы большинства (монополия большинства), т.е. интересы личности не учитываются и преимущественно используется коллективная ответственность за результаты деятельности организации.

Индивидуалистический типорганизации руководствуется принципом «работа для человека» и предполагает, что отношения внутри организации строятся исходя из возможностей и потребностей человека, т.е. реализуется принцип приоритета личности и максимальной отдачи работника в интересах организации. Интересы организации увязываются с интересами каждого работника. Работа формируется с учетом способностей человека, его личных качеств.

Система взаимодействия между подразделениямиопределяется организационной структурой организации. Выделяют три основных типа организаций по взаимодействию структурных подразделений: линейно-функциональный (традиционный), дивизиональный и матричный типы.

В системе управления можно выделить три основные подсистемы управления: структурно-функциональную, информационно-поведенческую и подсистему саморазвития.

Структурно-функциональная подсистема – это совокупность управленческих органов, подразделений и исполнителей, выполняющих закрепленные за ними функции и решающих поставленные перед ними задачи по управлению, а также совокупность методов, с помощью которых осуществляется управленческое воздействие.

Информационно-поведенческая подсистема включает следующие основные блоки: управленческая идеология и ценностные ориентации системы управления; интересы и поведенческие нормы участников процесса управленческой деятельности; информация и информационное обеспечение коммуникаций в системе управления.

Подсистема саморазвития системы управления. Эта подсистема отражает стремление системы управления к самосовершенствованию, приобретение ею гибкости и адаптивности к изменениям, ориентацию на новшевства, поиск и разработку прогрессивных идей, и их внедрение в практику управления. Целенаправленное совершенствование подсистемы саморазвития позволяет добитьсясамоадаптации системы управления к изменяющимся условиям.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.