Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Краткий конспект



Проектирование организации -- это способ формирования организационной структуры, представляющей собой систему объединения людей и групп для достижения целей организации на основе разделения труда и обязанностей, установленных правил и процедур организационного взаимодействия.

Четыре группы ситуационных факторов по Гелбрейту,оказывающих влияние на этот процесс: внешняя среда; технология работы в организации; стратегический выбор организации; поведение работников.

Основные элементы проектирования организации:

· разделение труда и специализация (разделение работы на составные части и закрепление этих частей за конкретными исполнителями на постоянной основе);

· департаментизация и кооперация (организационное обособление исполнителей схожих работ, т.е. объединения исполнителей в группы – структурные подразделения; кооперация обеспечивает согласованность действий групп и исполнителей);

· связи и координация (связьобеспечивает возможность взаимодействия каких-либо частей, координация придает вещам и действиям необходимые пропорции);

· масштаб управляемости и контроля (сколько людей и работ можно объединить под началом одного руководителя, чтобы обеспечить эффективное управление работой);

· иерархия и звенность (иерархия – это соподчиненность, звенность – количество уровней управления);

· распределение прав и ответственности;

· централизация и децентрализация (централизация -- это концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства организацией. децентрализация -- это передача или делегирование прав принятия решений и ответственности за их результаты на нижние уровни управления);

· дифференциация и интеграция (дифференциация – степень необходимой самостоятельности, интеграция – степень необходимого взаимодействия).

Департаментизация это организационное обособление исполнителей схожих работ, т.е. объединения исполнителей в группы (подразделения). Тип департаментизации это принцип, которым руководствуются при выделении структурных подразделений.

Выделяют четыре типа департаментизации:

1-ый тип линейная департаментизация -- это выделение подразделений с однотипными невзаимосвязанными работами, в целях повышения управляемости. Предполагает относительную автономность при выполнении работы, характеризуется простой одномерностью связей (только вертикальные связи). Линейный тип департаментизации может осуществляться по численности (в армии -- рота, взвод, отделение; в учебных заведениях -- курсы, потоки, группы), по времени (на производствах, связанных со сменностью или сезонностью), по территории или по природному фактору.

2-ой тип функциональная департаментизация осуществляется по функциям подразделений их специализацией. Она может осуществляться: по функциям или ресурсам (например:кадры, снабжение, производство, финансы, маркетинг, НИОКР; по технологии (гальваника, фрезерование, токарные работы, сварочные работы, напыление и т.п.); по процессу (штучное, серийное, массовое, опытное производство).

3-ий типдепартаментизация по результату -- группирование исполнителей работ вокруг конечного результата. В организации, создаются относительно автономные части, ориентированные на продукт, потребителя или рынок.

4-ый тип матричная департаментизация:используется, если проблема адаптации к внешней среде эффективно не разрешается в рамках отдельных направлений. Естественным выходом из этого положения становится использование преимуществ группирования исполнителей работ по ресурсам и результату одновременно (табл. 4.1).

Функциональная, или техническая, часть матрицы отвечает за обеспечение работы спецификациями (техническими условиями, технологической документацией, нормами и нормативами, инструкциями, положениями и т.п.), техническим руководством, квалифицированными кадрами, развитие персонала. Продуктовая, или административная, часть матрицы объединяет исполнителей работ из различных подразделений вокруг конечного результата (продукта).

Масштаб управляемости и контроля, определяет, сколько людей и работ можно объединить под началом одного руководителя, чтобы обеспечить эффективную работу. Это обусловлено тем, что у руководителя, как и у каждого человека, есть предел возможностей, ограниченный его временем, знаниями, умениями и физическими данными.

В 1933 г. В. Грейкюнас определил, что руководитель в состоянии эффективно воспринимать не более 12 контактов 1-го типа (1+1) и 28 2-го типа (множественные), что соответствует -- 8 подчиненным.

Исследования, проведенные Д. Вудворд, показали, что масштаб управляемости существенно зависит от типа производства и уровня управления (табл. 4.3).

Таблица 4.3. Масштаб управляемости в различных типах производств

Уровень управления Штучное производство Массовое производство Опытное производство
Высшее звено
Низшее звено

 

На практике, преимущественно руководствуются усредненными нормативами: на высшем уровне управления рекомендуется иметь 4 -- 7 подчиненных, на нижнем -- до 15 подчиненных при выполнении ими разнообразных работ и до 30 -- при выполнении ими простых взаимосвязанных или одинаковых работ.

Масштаб управляемости учитывают и при определении оптимальной численности работников организации в целом (предприятия, фирмы). При ориентации руководства на использование личностных отношений в процессе управления организацией следует помнить, что нормальный человек в состоянии запомнить по имени 100 -- 150 человек. Если же опираться на знание работников в лицо, то предел численности может составлять 800 -- 900 человек. Превышение этих показателей ведет к неуправляемости организации, на основе личностных отношений, поэтому в мировой практике не принято проектировать заводы с численностью персонала более 1000 человек и участки рассчитанные более чем на 150 работников. Считается, что предприятия, на которых трудится менее 150 человек находятся в пионерной фазе развития, от 150 до 1000 человек -- в системной фазе развития, а свыше 1000 человек -- в интеграционной фазе развития, требующей разукрупнения.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.