АНАЛИЗ ДАННЫХ МНОГОМЕРНЫЙ –анализ зависимостей и взаимозависимостей между несколькими характеристиками.
АНОМИЯ (букв. – безнормность) – состояние общества, характеризующееся распадом норм, регулирующих социальные взаимодействия, индивидуальное поведение.
ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ –совокупность индивидов, ограниченная неформальным или формальным членством. Ее члены взаимодействуют на основе определенных ролевых ожиданий в отношении друг друга. Группы различаются по степени кооперации и солидарности, по степени социального контроля. Когда каждый член группы идентифицирует себя с ней (появляется чувство "мы"), формируются устойчивое членство в группе и границы социального контроля. Каждый индивид входит в несколько групп – разных в различные периоды своей жизни. Он является членом семьи, класса, студенческой группы, трудового коллектива, группы друзей, членом спортивной команды и т.д. Социальные группы могут быть различными по размеру – малыми и большими, а также формальными и неформальными.
Малые группы формируются в пределах охвата межличностными отношениями. В больших группах личные контакты между всеми членами уже невозможны, однако такие группы имеют четкие формальные границы, контролируются определенными институциональными отношениями, чаще всего формальными. Существуют также большие группы, члены которых не связаны ни межличностными, ни формальными отношениями и не всегда могут идентифицировать свое членство – они связаны только на основе близости интересов, образа жизни, стандартов потребления и культурных образцов (имущественные группы, группы происхождения, должностного статуса и т.п.). Это группы, членство в которых основано на близости или совпадении социального статуса, называются статусные группы.
ДЕВИАЦИЯ – девиантное поведение – социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого в определенном обществе или социальном контексте. Сюда включается множество различных видов поведения (сквернословие, злоупотребление спиртным, употребление наркотиков, футбольное хулиганство и т.д.) Часть из них, которая связана с нарушением правовых норм, определяется как делинквентная, или преступная, и карается законом. Однако социальному осуждению подвергается и множество поступков, которые не являются незаконными, но которые самим обществом определяются как девиантные или на которые "наклеивается ярлык" девиантных. Социология изучает девиацию как социально обусловленное явление, поскольку представления о норме и девиации связаны с социальным контекстом и варьируются в различных обществах и даже субкультурах. Определение действия как девиантного предполагает наличие в обществе некоторого нормативного консенсуса – фундаментального согласия по базисным ценностям.
Современное общество не обладает культурным единством и ценностным консенсусом, для него характерен широкий плюрализм ценностей и норм. В такой ситуации различие между нормой и девиацией становится неопределенным, все более и более локальным, групповым, а социальная реакция на девиацию носит не всеобщий, а социально ограниченный характер. Поэтому главным вопросом становится вопрос о том, кто в обществе определяет девиацию, "наклеивает ярлык" девиантности. Некоторые социологи считают, что все люди в какой-то мере девиантны, поскольку никто не соответствует полностью социальному идеалу, канонам социально приемлемого поведения. Социология изучает девиацию в связи с механизмами социализации. Девиация является продуктом определенных социальных процессов, приводящих к выпадению индивидов из "нормальных" ролей и групп, ограничению их доступа к обычным ролям и видам деятельности, к принятию ими ценностей девиантной культуры.
ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ– важнейшее понятие теоретической социологии. Введено в социологию М.Вебером, который основным признаком социального действия считал осмысленную ориентацию его субъекта на другого, на ответную реакцию со стороны других участников взаимодействия. Действие, не ориентированное на других людей и не обладающее определенной мерой осознанности этой ориентации, не является социальным. Вебер определял социологию как науку, которая пытается интерпретировать смысл действия (отсюда название – "понимающая" социология) и объяснить социальную действительность как производное от индивидуальной осмысленной деятельности.
ДЕТЕРМИНИЗМ СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ –теория общества, в которой последнее трактуется как социальная целостность, существующая, функционирующая и развивающаяся через посредство человека и его деятельности. Исходит из органического взаимодействия структурных и личностных элементов в конкретно-исторических условиях их бытия (в данной социальной системе), отдавая приоритет элементам личностным. Вместе с тем детерминизм не исключает экономической направленности, т.е. признает определяющее значение, в конечном счете, структуры экономической.
ДЕТЕРМИНИЗМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ– методологическая позиция, исходящая из признания определяющей роли техники в общественном развитии. Считается, что техника развивается по своим, не зависящим от человека, законам (подобно природе) и определяет развитие социальной и культурной жизни. Т.е., социальное признается производным от техники. В отношении человека к технике на этом методологическом фундаменте выделяются две противоположные позиции: техницизм – вера в безусловную благотворность развития техники для человека и человечества и антитехницизм– недоверие, страх перед непредсказуемыми последствиями новых технологий.
ДИСФУНКЦИЯ –недостижение социальной системой решения конкретной социальной задачи, необеспечение общественной потребности.
ЗАКОНЫ СОЦИАЛЬНЫЕ –объективно существующая, устойчивая, повторяющаяся связь социальных явлений и процессов. Современная социология понимает социальные законы как относительно устойчивые и воспроизводящиеся типы отношений между различными социальными общностями. Социальные законы – это законы социальной деятельности людей. Они являются результатом деятельности множества индивидов, сформировавших определенную систему общественных отношений, определенные способы деятельности, определенные формы общественной связи.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ И ИДЕНТИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ– процесс и результат самоотождествления индивида с каким-либо человеком, группой, образцом. Идентификация – один из механизмов социализации личности, посредством которого усваиваются определенные нормы поведения, ценности и т.п. тех социальных групп или индивидов, с которыми личность себя идентифицирует. Каждый индивид обладает несколькими различными идентичностями, что порождает проблему личностной интеграции. Если личности не удается решить эту проблему, возникает ситуация, получившая название кризиса идентичности. В различных типах общественных систем идентификация личности происходит по-разному. Современная ситуация отличается кризисом характерных для индустриального общества механизмов и оснований идентичности, когда люди не могут соотнести себя с такими социальными общностями, как государство, нация, класс, профессиональная группа и даже пол.
ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ– одна из основных проблем в социологии. Для ее изучения используются различные методологические подходы. Общество проходит в своем развитии определенные стадии, от простых форм к более сложным и дифференцированным. Социальные изменения рассматриваются как процесс адаптации системы к окружающей среде на основе дифференциации и увеличения структурной сложности. К. Маркс подчеркивал значение классовых противоречий и классовой борьбы, порождаемых противоречием производительных сил и производственных отношений.
Согласно марксизму, развитие общества происходит путем революционного перехода от одной общественно-экономической формации к другой. Социальная революция – это коренной, качественный переворот во всей структуре общества. Такой переворот невозможен без политической революции – завоевания государственной власти прогрессивным классом, способным осуществить революционные преобразования всего общества. Теории индустриального и постиндустриального общества отводят решающую роль в социальных переменах технологическим изменениям, которые происходят в ходе технологических революций Переход от доиндустриального к индустриальному обществу – это долговременный революционный процесс кардинального изменения всех сфер общества (социальной структуры, всей системы общественных отношений, образа жизни и уровня жизни людей, культурных и моральных ценностей).
ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА –интегральный показатель уровня социального развития населения страны, включающий три ведущих показателя: ожидаемую продолжительность жизни, уровень образования, индекс уровня жизни.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – совокупность уникальных психофизических и социокультурных свойств человека, характеризующих его своеобразие.
ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ– начавшийся в Великобритании в ходе промышленной революции конца XVIII – начала XIX вв. и распространившийся на другие страны процесс превращения экономик и обществ с преобладанием сельского хозяйства и ремесла в экономики и общества, основанные на машинном (механизированном) производстве. Индустриализация предполагает развитие разделения труда и новых производственных отношений, урбанизацию, изменения в структуре занятости населения и т.д. Процесс индустриализации является основой более широкого процесса модернизации. При общности основных черт индустриализация в разных странах происходит по-разному и в различные исторические периоды.
ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО– общество, в котором произошла индустриализация, создавшая новые технологические основы его развития. Отличительные особенности индустриального общества:
1. Утверждение индустриального технологического уклада как доминирующего во всех общественных сферах (от экономической до культурной).
2. Изменение пропорций занятости по отраслям: значительное сокращение доли занятых в сельском хозяйстве (до 3–5%) и рост доли занятых в промышленности (до 50–60%) и сфере услуг (до 40–45%).
3. Интенсивная урбанизация.
4. Возникновение нации-государства, организованной на основе общего языка и культуры.
5. Образовательная революция. Переход к всеобщей грамотности и формирование национальных систем образования.
6. Политическая революция, ведущая к установлению политических прав и свобод (прежде всего избирательного права).
7. Рост уровня потребления ("революция потребления", формирование "государства всеобщего благосостояния").
8. Изменение структуры рабочего и свободного времени (формирование "общества потребления". Изменение демографического типа развития (низкий уровень рождаемости, смертности, рост продолжительности жизни, постарение населения, т.е. рост доли старших возрастных групп).
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ– относительно устойчивые и долговременные формы социальной практики, которые санкционируются и поддерживаются с помощью социальных норм и посредством которых организуется общественная жизнь и обеспечивается устойчивость социальных отношений. Социальные институты организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Любой социальный институт включает систему санкций – от правовых до морально-этических, которые обеспечивают соблюдение соответствующих ценностей и норм, воспроизводство соответствующих ролевых отношений. Таким образом, социальные институты упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер, обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.
ИНТЕРЕС СОЦИАЛЬНЫЙ– это интерес любого социального субъекта (личности, социальной группы, класса, нации), связанный с его положением в определенной системе общественных отношений. Важнейшее значение имеют классовые интересы, которые обусловлены положением классов в системе производственных отношений. Однако любые социальные интересы, в том числе и классовые, не ограничиваются сферой производственных отношений. Они охватывают всю систему общественных отношений и связаны с различными аспектами положения своего субъекта. Обобщенным выражением всех интересов социального субъекта становится его политический интерес, в котором выражается отношение данного субъекта к политической власти в обществе. Социальная группа, стремясь реализовать свой интерес, может вступить в конфликт с другими группами. Любая социальная трансформация общества сопровождается резким изменением баланса интересов. Конфликт классовых, национальных, государственных интересов лежит в основе социальных революций, войн и прочих потрясений мировой истории.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО– одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые страны с началом информационно-компьютерной революции. Технологическим основанием общества становятся не индустриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии.
ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ –один из основных способов развития социологического знания. Выделяют два типа социологических исследований: теоретико-прикладные, направленные на разработку новых подходов и более углубленное изучение определенных социальных проблем, и прикладные, ориентированные на практическое решение конкретных проблем. Социологическое исследование включает в себя четыре основных этапа:
1. Разработка теоретической концепции и программы исследования.
2. Полевой период (сбор первичных данных и их подготовка для обработки).
3. Обработка и анализ данных.
4. Итоговые отчеты и публикации.
Разработка программы – очень важный этап, в значительной мере определяющий успех всего исследования. В программе формулируется проблема исследования, его цели и задачи, определяется объект (социальная группа – носитель исследуемой социальной проблемы) и предмет (те характеристики, в которых выражается проблема) исследования. Формулируется гипотеза исследования, т.е. предположительное объяснение исследуемой проблемы, которое нужно подтвердить либо опровергнуть в ходе исследования. Общность, которая изучается в данном исследовании, называется генеральной совокупностью (вся молодежь, или сельская молодежь, или городская молодежь и т.п.). Однако вся генеральная совокупность обычно не исследуется. Та часть генеральной совокупности, которая непосредственно охватывается данным исследованием, называется выборкой. По полученным на выборке данным выводы распространяются на всю генеральную совокупность. Поэтому выборка должна быть репрезентативной, т.е. состав выборки по выделенным параметрам должен приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности.
Мера подобия (или степень отклонения) называется ошибкой выборки. Надежной считается выборка с ошибкой в 3–5%. Существуют специальные коэффициенты для расчета объема выборки в зависимости от допустимого уровня ошибки. Теперь необходимо перейти от теоретической модели объекта исследования к модели эмпирической, т.е. "разложить" теоретические понятия на эмпирические индикаторы – такие характеристики, которые могут быть измерены. Здесь очень важно найти точки соприкосновения теоретических понятий с реальными социальными процессами и явлениями. Поиск эмпирических значений теоретических понятий – сложная процедура, в ходе которой можно "потерять" важные характеристики объекта. Следующий шаг – превращение эмпирической системы в числовую, т.е. поиск способов количественного (числового) выражения и измерения качественных признаков и их взаимосвязей. Для решения этой задачи конструируются специальные единицы измерения, строятся шкалы и т.д. Когда проведены эти операции и разработан инструментарий исследования, проводят его проверку на небольшом количестве респондентов (опрашиваемых) – так называемое пилотажное исследование. Только после этого наступает второй – полевой этап социологического исследования, т.е. работа на основном массиве. Используются следующие основные методы сбора данных:
1. наблюдение (включенное и невключенное);
2. анализ документов (один из основных методов – контент-анализ, т.е. анализ смысловой нагруженности текстов);
3. опросы (анкеты и интервью);
4. тесты.
В обработке данных, полученных в результате социологического исследования, используются многочисленные методики – от простейших методов первичной обработки (таких, как группировки и эмпирическая типологизация) до сложнейших математических методов обработки, позволяющих построить модели многомерной зависимости различных характеристик исследуемого объекта. Существуют специальные компьютерные программы, которые делают эти методы достаточно доступными. Двум основным методологическим подходам, существующим в социологии, соответствуют два основных типа социологических исследований, условно обозначаемые как "количественные" и "качественные". В русле социологии социоцентрической ориентации проводятся традиционные "количественные" исследования, ориентированные на изучение массовых, социально-статистических явлений и процессов. В них все индивидуальное отсеивается как случайное. Такие исследования надежны в стабильных обществах, где социальные тенденции устойчивы и долговременны. Не случайно расцвет "количественной" социологии приходится именно на такие периоды.
В переломные, нестабильные периоды общественного развития требуются более гибкие подходы, которые способны уловить только формирующиеся социальные тенденции, только возникающие социальные явления. В таких ситуациях более эффективным оказывается "качественное" исследование, которое, в соответствии с установками гуманистической методологии, ориентировано именно на индивида, его субъективное восприятие меняющейся реальности и выработку новой жизненной стратегии. Это "другая" методология социологического исследования. Она существенно отличается от стратегий и процедур "количественной" социологии, так как базируется на иной логике на всех стадиях научного поиска: от теоретической установки исследователя, фокуса его интереса до процедуры сбора и интерпретации данных. Главное отличие общей стратегии качественного исследования состоит в открытом, поисковом, неструктурированном подходе к проблемной ситуации; в многомерном исследовании объекта на основе отсутствия предварительной схемы, оставляющей "за скобками" исследования многие, особенно новые, аспекты исследуемой проблемы: здесь теоретическая концепция формулируется не в начале исследования, а "на выходе"; в естественном изучении объекта в естественных для него условиях с использованием гибкого, неформализованного инструментария (нарративные. т.е. повествовательные интервью, фокус-групповое исследование и т.п.).
Современная социология все более широко использует "качественные" методы и виды исследования отдельных общностей (кейс-стади), труднодоступных для анализа другими методами (таких, как преступные группировки, социальные элиты, религиозные секты и т.п.); этнографические исследования различных уникальных культурных групп (казачество, крестьянство и т.п.); исторические исследования – семьи, истории жизни человека и т.д. Однако в крупных социологических исследованиях методы "количественной" и "качественной" социологии обычно используются совместно в различных комбинациях или параллельно.
КЛАСС– понятие, которое употребляется в социологии в нескольких смыслах:
1. для обозначения социальных страт, составляющих особую, "открытую" систему социальной стратификации, характерную для индустриального общества. Для нее, в отличие от "закрытых" кастовой и сословной систем стратификации, характерны преимущественно статус достижимости, "открытые" социальные границы и высокий уровень социальной мобильности;
2. как самый общий термин в теориях социальной стратификации для обозначения определенного положения в системе иерархических различий (высший, низший и средний классы);
3. как теоретическое (аналитическое) понятие, лежащее в основе классовых теорий общества. В классической и современной социологии имеются две наиболее влиятельные классовые теории – марксистская и веберовская.
В марксизме класс используется как наиболее общее понятие, характеризующее место индивидов и социальных групп в общественной системе, прежде всего, в системе общественного производства. Основным критерием выделения классов считается собственность на средства производства. Все классовые системы характеризуются наличием двух основных классов – эксплуататорского и эксплуатируемого. Отношения между ними носят антагонистический характер. Классовая борьба выступает решающим фактором социальных изменений. Основными классами капиталистического общества являются буржуазия и пролетариат. Маркс выделял понятия "класс в себе" – это класс, члены которого еще не осознали своих общих классовых интересов, и "класс для себя" – класс, выработавший классовое самосознание. Таким образом, в марксизме классы – это не просто описательные понятия, но реальные социальные общности и реальные социальные силы, способные изменить общество. Марксистская традиция классового анализа и в настоящее время остается одной из самых влиятельных.
Веберовская теория класса альтернативна марксизму. Вебер рассматривал классы как социальные группы, выделяющиеся в экономической иерархической структуре, т.е. как и у Маркса, классы у Вебера – это "экономические классы". Однако отношение к собственности в веберовской концепции становится частным критерием, главная роль отводится различиям в рыночных позициях. Принадлежность к классу порождает различия в жизненных шансах на рынке товаров и рынке труда. Классом, по Веберу, является категория людей, разделяющих сходные "возможности жизни", прежде всего, перспективы социальной мобильности, возможности выдвижения на более высокие статусы. Одним из оснований рыночной позиции является капитал, другим – квалификация и образование. Соответственно этому Вебер выделял четыре "экономических класса" – класс собственников; класс интеллектуалов, администраторов и менеджеров; мелкобуржуазный класс мелких бизнесменов и собственников; рабочий класс. Согласно Веберу, классовый конфликт может возникать между любыми из этих групп, а не только между рабочими и капиталистами. Помимо экономических факторов Вебер выделял и другие факторы, ведущие к социальному неравенству. В частности, в качестве важнейших он отмечал власть и престиж. Поэтому помимо "экономических классов" и классовой структуры возможно существование в обществе других иерархических структур (политической, социокультурной и т.п.) и социальных групп, выделяющихся в этих иерархических структурах.
В современной социологии существует тенденция к переоценке центрального значения классов. Классы и классовый тип социальной стратификации рассматриваются как имеющие ограниченное историческое значение – только в современном индустриальном обществе, в первую очередь капиталистическом, разделение на классы составляет главную основу социальной организации и центральный источник динамики общества. Постиндустриальное общество часто определяют как "постклассовое", подчеркивая то обстоятельство, что классы перестают определять характерный для него тип социальной стратификации, а высокий уровень социальной мобильности снижает влияние классовой принадлежности на индивидуальную карьеру. Однако, несмотря на призывы некоторых теоретиков покончить с классами, обе версии классового анализа продолжают существовать и развиваться.
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ –метод количественного анализа содержания письменных документов, теле-, радиопередач и других видов документов и информации путем подсчета некоторых повторяющихся в них элементов (имен, тем, лозунгов и т.п.).
КОНТРОЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ– это совокупность средств, с помощью которых общество обеспечивает воспроизводство господствующего типа общественных отношений, социальных структур. Система социального контроля гарантирует такое поведение членов общества, которое соответствует ролевым требованиям и ожиданиям. Механизмы и средства социального контроля чрезвычайно многообразны. Социальный контроль осуществляется в обществе, прежде всего через социализацию, в процессе которой происходит усвоение индивидами социальных ролей и интернализация ценностей и норм данного общества. Через социализацию социальный контроль осуществляется как внутренний контроль личности за своим поведением.
Внешний контроль осуществляется, прежде всего, через механизмы группового давления, поскольку каждый индивид включен в группу (и не в одну), в которой существуют собственные культурные нормы, свой кодекс поведения. Отклонение от них немедленно карается соответствующими санкциями – от осуждения до исключения из группы. Внешний контроль, помимо неформального группового контроля, осуществляется и через механизмы формального – административно-правового принуждения, насилия или угрозы насилия. Во всех обществах, включая и современное, насилие является важнейшим средством социального контроля. В современном обществе единственным легитимным институтом насилия признается государство. Экономическое давление также является мощным инструментом социального контроля, который используется не только собственно в сфере производства, на рынке труда, но и в других общественных сферах (экономическая мотивация в системе образования, искусстве и т.п.).
КОНФЛИКТ СОЦИАЛЬНЫЙ– открытая борьба между индивидами или группами в обществе или между государствами. Конфликт носит социальный характер, когда в его основе лежит объективное расхождение или противоречие целей и интересов различных социальных субъектов. Таким образом, конфликт можно рассматривать как способ выражения и разрешения (или урегулирования) социальных противоречий. В социологии существует два направления, по-разному оценивающих природу и роль конфликтов в обществе. Еще в XIX веке сторонники социал-дарвинизма (Спенсер, Самнер, Гумплович) рассматривали конфликт как неизбежное явление в истории человеческого общества, как социальную форму борьбы за существование, стимул и важнейший механизм общественного развития. К.Маркс предложил модель классового конфликта, который носит антагонистический (непримиримый) характер и разрешается социальной революцией, разрушающей существующий строй.
В 50–60-е гг. XX века оформилась общесоциологическая концепция, получившая название "теория конфликта" (Р.Дарендорф, Л.Козер). Она исходит из представления о конфликтной природе социума. Дарендорф сохраняет понятие классового конфликта. Однако в отличие от Маркса он считает, что основной конфликт в обществе возникает по поводу распределения власти и авторитета, а не собственности. Конфликт рассматривается как результат сопротивления существующим в любом обществе отношениям господства – подчинения, следовательно, как неустранимый. Сторонники данной концепции считают, что конфликт выполняет позитивную функцию, способствуя стабилизации общества и сохранению существующего порядка.
В сложных плюралистических обществах он не сводится к противоборству двух классов, а имеет "перекрестный" характер, когда противники в одном вопросе являются сторонниками в другом. Снижение остроты и количества классовых конфликтов, которые на ранней стадии капиталистической индустриализации носили угрожающий характер, теоретики конфликта объясняют институциализацией конфликта. Постепенно в обществе сложились специализированные институты (такие, как профсоюзы, арбитражные суды и т.п.) и соответствующие ценностно-нормативные системы, предназначенные для урегулирования конфликтов. Другое направление, представленное Дюркгеймом и современными "теоретиками равновесия" (Парсонс, Мертон), рассматривает конфликт как дисфункцию в равновесной социальной системе, как патологию. Оно ориентировано не столько на изучение конфликта, сколько на обоснование консенсуса.
КОНФОРМИЗМ– приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, господствующих мнений и т.п. От конформизма следует отличать другие проявления единообразия во взглядах, мнениях, суждениях, которые формируются в процессе социализации, а также изменение взглядов под влиянием убедительной аргументации. Конформизм – это принятие индивидом определенного мнения "под нажимом", под давлением общества или группы. Оно обусловлено главным образом боязнью санкций или нежеланием остаться в изоляции.
КОРРЕЛЯЦИЯ –вероятностная или статистическая зависимость двух характеристик.
ЛЕГИТИМНОСТЬ(от лат. законный, должный, правильный) – термин, введенный в специфически социологическом смысле Вебером для характеристики социального порядка, обладающего престижем и в силу этого – фактической нормативной значимостью для социального поведения людей. То есть, легитимность – это вера в значимость социального порядка, делающая неприемлемым нарушение его норм и требований. Легитимность социального порядка гарантируется различными способами:
1. аффективным (аффективное действие) – на основе эмоциональной приверженности данному порядку;