Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Глоссарий 2 страница



2. ценностнорациональным (ценностнорациональное действие) – на основе уверенности в его безусловной ценности;

3. собственно религиозным образом – на основе веры в то, что от сохранения данного порядка зависит высшее благо и спасение людей.

ЛИЧНОСТЬ– система социальных качеств человека, формирующаяся на основе его включения в систему социальных отношений. Социологический анализ выделяет в личности не индивидуальные, а социально-типические черты, формируемые данной системой общественных отношений и необходимые для ее воспроизводства. Индивид становится личностью лишь в качестве члена определенного социума в процессе освоения определенных социальных ролей и соответствующей ценностно-нормативной системы, в процессе обретения социальной идентичности, т.е. в процессе социализации. Личность является продуктом и субъектом социальных систем, их изменения и развития. Поэтому различные типы социальных систем "продуцируют" определенные типы личности и тем или иным способом исключают те, которые им "не подходят".

МАКРО- и МИКРОСОЦИОЛОГИЯ– два уровня социологического анализа, социологических обобщений. Макросоциология – уровень социологического анализа целых обществ, социальных структур и систем, фундаментальных социальных закономерностей и процессов (структурный функционализм, эволюционизм, теория конфликтов и др.). Базовые понятия этого уровня – общество, социальная система, класс, власть и т.п. Микросоциология – уровень социального анализа, основанный на изучении непосредственных межличностных взаимодействий повседневного уровня, на отношениях в группе (символический интеракционизм, этнометодология и др.). Базовые понятия этого уровня – социальная группа, групповая динамика, лидерство и т.п.

МАРГИНАЛЬНОСТЬ(от лат. мargo – край) – "пограничность", промежуточность положения индивида или социальной группы в социальной структуре общества. Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается "культурным гибридом" (Р.Парк), разделяющим жизнь и традиции двух различных групп. Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение. Однако маргинализация далеко не всегда приводит к "оседанию на дно".

Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса. Однако маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести либо к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны), либо к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве.

МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ– перемещение индивидов и социальных групп общества между различными позициями в системе социальной стратификации. Проблематика социальной мобильности и сам термин были введены в социологию П.Сорокиным. Движение вверх в соответствующей статусной иерархии представляет собой восходящую мобильность, вниз – нисходящую. Индивидуальная социальная мобильность связана ссоциальными перемещениями отдельных индивидов, групповая – с изменениями социальной структуры общества и самих оснований социальной стратификации (революции, реформы). Выделяют также межпоколенческую (интергенерационную) мобильность – различия между отцом и сыном, социально-экономическим классом или статусом семьи происхождения человека по сравнению с достигнутым им лично, и мобильность внутри поколения (интрагенерационную) – взлеты и падения индивидуальной карьеры.

МОДЕРНИЗАЦИЯ– процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Классические теории модернизации описывали так называемую "первичную" модернизацию, исторически совпавшую с процессом генезиса западного капитализма. Более поздние теории модернизации описывают модернизацию, получившую название "вторичной", или "догоняющей" модернизации, которая осуществляется в условиях существования "образца". Часто такая модернизация понимается как вестернизация, т.е. процесс прямого заимствования (или насаждения) западно-европейской либеральной модели модернизации практически без учета специфики условий модернизирующейся страны, ее исторических традиций и культуры. По сути, такая модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культуры и социальной организации "универсальными" (западными) формами современности.

НОРМА СОЦИАЛЬНАЯ –предписания, служащие общими указаниями для социального действия и выражающие социальные ожидания "правильного" или "надлежащего" поведения. Определенная упорядоченность поведения людей в обществе как раз и является результатом следования общим ожиданиям или нормам, система которых называется нормативным порядком, обеспечивающим сохранение и воспроизводство образца. Социальная норма не обязательно выражает реальное поведение – это скорее "ожидаемое" поведение. Нормы предполагают наличие легитимности. Они осваиваются в процессе социализации индивидов на основе интернализации и обеспечиваются механизмами социального контроля. Отклонение от норм наказывается санкциями.

ОБЩЕСТВО –исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности, специфический социальный организм, подчиненный своим особым законам функционирования и развития. Развитие и функционирование общества определяется требованиями экономических, социальных, демографических, психологических и других законов и закономерностей, которые являются предметом соответствующих наук.

ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ– одна из характеристик общества модерна (современного общества), которое во все большей степени оказывается организованным на основе принципа потребления. Это связывается обычно с такими социальными изменениями, как рост доходов, существенно изменяющий структуру потребления (все больше средств тратится не на товары первой необходимости, а на предметы длительного пользования, досуг и т.п.); снижение продолжительности рабочего и рост свободного времени; размывание классовой структуры и многофакторный характер социальной дифференциации, ведущий к тому, что формирование идентичности все более и более смещается от трудовой сферы к сфере досуга и потребления; индивидуализация потребления, которое формирует индивидуальный стиль и имидж. Что касается экономики, то ее в соответствии с этими изменениями часто называют "экономикой потребителя" (а не производителя), где не предложение формирует спрос, а напротив – спрос формирует предложение. Рынок сегментирован, а индивидуальное потребление отражает не только социальные характеристики потребителя, являясь демонстрацией его социального статуса, но и особенности его индивидуального образа жизни.

ОБЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ– широкое понятие, объединяющее различные совокупности людей, для которых характерны некоторые одинаковые черты жизнедеятельности и сознания. Общности различного типа – это формы совместной жизнедеятельности людей, формы человеческого общежития. Они складываются на различной основе и крайне многообразны. Это общности, формирующиеся в сфере общественного производства (классы, профессиональные группы и т.п.), вырастающие на этнической основе (народности, нации), на основе демографических различий (половозрастные общности) и др. Исторически первой формой социальной общности была семья и такие, основанные на кровнородственных отношениях, социальные общности, как род и племя. В дальнейшем социальные общности формируются также и на других основаниях и несут на себе отпечатки конкретного социально-экономического строя.

Для социальных общностей характерно не только наличие общих объективных характеристик, но и осознание единства своих интересов по сравнению с другими общностями, более или менее развитое чувство "мы". Именно на этой основе происходит превращение простой (статистической) совокупности людей, обладающих общими объективными характеристиками, в реальную социальную общность. Люди одновременно являются членами различных общностей, с разной степенью внутреннего единства. Поэтому часто единство в одном (например, в национальной принадлежности) может уступить место различию в другом (например, в классовой принадлежности).

ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИИ –социальная реальность, общество в целом и отдельные его «части» (личность, семья, экономика, политика и т.д.). Является объектом не только социологии, но и других общественных и гуманитарных наук.

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ– закрытая иерархическая структура, создаваемая под определенные цели и обладающая внутренней формальной статусно-ролевой и ценностно-нормативной структурой. Организация – один из важнейших элементов структуры современного общества. Большая часть социальных групп в современном обществе существует в виде организаций (от детского сада, школы и вуза до трудового коллектива, партии и профсоюза). От других социальных групп (семьи, групп общения и т.п.) организации отличает именно формальный характер отношений.

ОТНОШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ– это определенная, упорядоченная система взаимоотношений индивидов, входящих в различные социальные общности. Люди взаимодействуют друг с другом не случайным образом. Они являются членами определенных социальных групп, занимают определенный статус. Поэтому с другими людьми они вступают в отношения, соответствующие статусным позициям. Эти отношения более или менее устойчиво воспроизводятся в процессе функционирования общества. Изменение социального статуса индивида неизбежно влечет за собой изменение характера его отношений с другими людьми. Социальные изменения предполагают изменение всей системы взаимоотношений в этой сложной конструкции социальных связей и взаимодействий.

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ РАБОЧИЙ –план, фиксирующий основные этапы и график работы в соответствии с программой исследования.

ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ –теория общества, которая исходит из положения о том, что способ производства, а вслед за ним и обмен его продуктов составляет основу всякого общественного строя, рассматривает общество как социальный организм, источник развития которого заключается, прежде всего, в нем самом, а не находится вовне.

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО– Это понятие было впервые предложено Д.Беллом в 1962 г. Оно зафиксировало вступление в конце 50 – начале 60-х гг. XX в. развитых западных стран, исчерпавших потенциал индустриального производства, в качественно новый этап развития. Он характеризуется снижением доли и значения промышленного производства за счет роста сферы услуг и информации. Производство услуг становится основной сферой экономической деятельности. На основе этих изменений происходит переосмысление всех базовых характеристик индустриального общества, фундаментальная смена теоретических ориентиров. Так, постиндустриальное общество определяется как общество "постэкономическое", "посттрудовое", т.е. такое общество, в котором экономическая подсистема утрачивает свое определяющее значение, а труд перестает быть основой всех социальных отношений.

Человек в постиндустриальном обществе уже не рассматривается как "человек экономический" по преимуществу. Доминирующими для него становятся новые, "постматериалистические" ценности. Первым "явлением" такого человека считают молодежный бунт конца 60-х гг., который означал конец протестантской трудовой этики как моральной основы западной индустриальной цивилизации. Экономический рост перестает выступать в качестве основного, тем более единственного ориентира, цели общественного развития. Акцент смещается на социальные, гуманитарные проблемы. В качестве приоритетных встают вопросы качества и безопасности жизни, самореализации индивида. Формируются новые критерии благосостояния и социального благополучия.

Постиндустриальное общество определяется также как общество "постклассовое", что отражает распад устойчивых социальных структур и идентичностей, характерных для индустриального общества. Если прежде статус индивида в обществе определялся его местом в экономической структуре, т.е. классовой принадлежностью, которой были подчинены все остальные социальные характеристики, то теперь статусная характеристика индивида определяется множеством факторов, среди которых возрастающую роль играет образование, уровень культуры (то, что П.Бурдье назвал "культурным капиталом").

ПОСТМОДЕРН –эпоха постсовременности. Противопоставляется модерну – эпохе современности. Этот термин используется как самое широкое понятие для описания качественно нового этапа общественного развития, который следует за модерном, исчерпавшим, по мнению теоретиков постмодерна, свой исторический потенциал. Характеристики постмодерна обычно выстраиваются на основе противопоставления основным характеристикам модерна (как их отрицание).

ПОСТМОДЕРНИЗМ– особое мироощущение, характерное для человека эпохи постмодерна. Постмодернизм возник в середине 50-х гг. XX в. в США как художественное явление, в области архитектуры, скульптуры, живописи. Затем появились литературная и музыкальная формы постмодернизма. Для постмодернизма как художественного стиля характерны такие особенности, как сознательная ориентация на эклектичность, мозаичность, ироничность, игровой стиль, пародийное переосмысление традиций, неприятие деления искусства на элитарное и массовое, преодоление границы между искусством и повседневной жизнью и т.п. В 80-е гг. XX в. постмодернизм сформировался как особое идейное, теоретическое течение, связанное определенным единством философских и общетеоретических предпосылок и методологических подходов. Он быстро проник во все сферы социально-гуманитарного знания, в том числе и в социологию, начал оказывать влияние на различные сферы общественной жизни – политику, культуру, международные отношения.

Сложность и неоднозначность этого духовного явления порождает весьма широкий спектр его оценок – от признания постмодернизма самой актуальной и "продвинутой" частью современной культуры до его полного неприятия и интерпретации как вируса, разлагающего современную культуру. При всей отличающей его пестроте подходов, постмодернизм создал собственную специфическую традицию социального анализа, которая отчетливо выделяется среди всех остальных. Его центральной проблемой оказывается проблема языка, текста. Реальность невозможно постичь вне языка, вне текста.

Постмодернизм отказывается от старой веры в язык, способный правдиво и достоверно воспроизводить действительность, говорить "истину" о ней. Отсюда вытекает важнейший тезис постмодернизма – о ненадежности знания, получаемого с помощью языка, и, как следствие, о проблематичности той картины действительности (эпистемы, по Фуко), которая существует в ту или иную эпоху. Это – исходная и главная идея постмодернизма, рождающая установку на сопротивление власти языковых структур, источник его негативистского пафоса. Она выражает те кардинальные изменения социокультурной ситуации, которые произошли в мире (и не только в западном обществе) под воздействием глобализирующейся системы масс-медиа, мистифицирующей массовое сознание, порождающей мифы и иллюзии.

Ж.Бодрийар назвал реальность, формирующуюся под их воздействием, гиперреальностью. Гиперреальность возникает тогда, когда культурные представления утрачивают связь с человеческой реальностью, которую они должны описывать, и становятся автономными – симулякрами. Это, ставшее модным, слово означает псевдовещь, заменяющую "исчезающую" реальность, нечто кажущееся, не обладающее никаким референтом. Таким образом, отношения человека с миром трансформируются фундаментальным образом. В мире, где доминируют искусственные модели, уже не делается различий между "словами" и "вещами".

Постмодерн характеризуется двумя основными чертами – распадом характерного для модерна единства и ростом плюрализма. Признание многообразия и равноценности любых культурных форм, отказ от установления какого бы то ни было иерархического порядка – главный лозунг постмодернизма. Поэтому для постмодернизма естественным оказывается отказ от идеи линейного развития истории, от принципа универсальности исторического развития, от идеи прогресса. В постмодернизме социальный мир теряет черты тотальности, выстроенности. Он предстает как неустойчивая совокупность локальных фрагментов, слабо скоординированных друг с другом, а потому таящих в себе многообразие возможностей дальнейшего развития.

В постмодернизме представление о детерминированности и универсальной направленности социального развития сменяется представлением о его неопределенности и многовариантности. Постмодернизм выражает эпохальные изменения в парадигме мирового общественного развития, суть которых состоит в замене евроцентризма глобальным полицентризмом. Постмодернизм – это отражение кризиса универсальности модерна, кризиса западного рационализма как его универсального культурного основания. Он несет в себе ощущение исчерпанности старого и непредсказуемости нового, грядущие контуры которого не ясны и не обещают ничего определенного и надежного.

ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ –особая сторона или сфера социальной реальности, характеризующаяся социальными законами и закономерностями развития и функционирования этой реальности, вся совокупность социальных связей и отношений.

ПРЕСТИЖ СОЦИАЛЬНЫЙ– общественная оценка положения отдельного человека или социальной группы в социальной системе. Различные статусные позиции в обществе наделяются разным социальным престижем, выражающим оценку привлекательности тех или иных позиций. На основе социального престижа происходит, например, выбор профессии. Если в период индустриального развития наиболее престижными в нашей стране были профессии инженера, врача и учителя, то сейчас – банкира, предпринимателя, менеджера. Поэтому социальный престиж является важным показателем социальной стратификации. Он символически оформляет и закрепляет поляризацию общества, взаимные оценки, притязания и ожидания социальных групп, становится механизмом консервации новых отношений.

ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ –документ, в котором дается изложение и обоснование логики и методов изучения социального объекта в соответствии с решаемыми научными и практическими задачами.

ПРОТЕСТНОЕ ДЕЙСТВИЕ – (от лат. protestor – публично доказываю) –

1) единица деятельности;

2) произвольная, преднамеренная опосредованная активность субъекта, направленная на оказание определенного противодействия реализации каких-либо акций или решений, расценивающихся им как незаконные, наносящие ущерб его интересам.

РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ –характеристика качества выборки, соответствия распределения признаков, полученных в результате выборочного исследования, распределению этих же признаков в генеральной совокупности.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ– связанная с определенной позицией индивида в социальной системе (статусом социальным) совокупность прав и обязанностей. Любая социальная структура общества может быть представлена как определенная статусно-ролевая структура. Социальные роли усваиваются индивидом в процессе социализации. Роль является лишь отдельным аспектом целостного поведения индивида, представляющего собой определенный ролевой набор. Индивид, выполняющий всегда несколько (множество) ролей в обществе, может столкнуться с ролевым конфликтом, когда он пытается придерживаться требований несовместимых ролей (например, ученика и члена дружеской компании). Социологи различают роли стандартизированные, безличные, которые строятся на основе прав и обязанностей и мало зависят от того, кто их исполняет (официальные роли – продавец, кассир и т.п.), и роли, которые определяются индивидуальными особенностями их участников (роли влюбленных).

СИСТЕМА – научное понятие, отражающее определенную целостность, образованную из множества элементов, которые находятся в различных отношениях друг с другом и могут рассматриваться как неделимые единицы анализа. Существует возможность расчленения любого объекта с выделением тех или иных элементов в рамках разных систем. Среди множества связей элементов, образующих единство, наиболее важными являются системообразующие, т.е. те, которые обеспечивают их неразрывность как необходимое условие для относительно обособленного функционирования или развития системы.

Основными принципами системы являются: целостность (принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих её элементов и невыводимость из последних свойств целого, а также зависимость каждого элемента, свойства и отношения системы от их места и функции внутри целого); структурность (возможность описания системы через описание её структуры, т.е. сети связей и отношений системы; обусловленность поведения системы не столько поведением отдельных её элементов, сколько свойствами её структуры); взаимозависимость системы и среды (система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим компонентом взаимодействия); иерархичность (анализируемая система может рассматриваться как компонент системы более высокого уровня, а каждый элемент анализируемой системы – как система более низкого уровня); множественность описания системы (для адекватного познания каждой системы вследствие её сложности необходимо построение множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы). Множество взаимосвязанных элементов, составляющих единство, существует в неразрывном единстве с окружающей средой, во взаимодействии с которой система проявляет и образует свои свойства.

Выделяются также статичные (для которых состояние с течением времени остается неизменным) и динамичные (изменяющие свое состояние во времени) системы. Различают статистический (когда знание значений переменных системы в данный момент времени позволяет установить её состояние в любой последующий или любой предшествующий момент времени) и стохастический (когда знание значений переменных позволяет только предсказать вероятность распределения значений этих переменных в последующие моменты времени) характер взаимодействия системы и среды.

Функционирование системы в среде базируется на определенной упорядоченности её элементов, отношений и связей. Структурно-функциональные особенности этой упорядоченности (структурированности, организации) служат основой для выделения в системе её подсистем. Поведение системы (как упорядоченного целостного множества элементов, обладающего структурой и организацией) во взаимодействии со средой может быть реактивным (т.е. определяться во всех основных пунктах влиянием среды) или активным (т.е. определяться не только состоянием и влиянием среды, но и собственными целями системы, направленными на преобразование среды, подчинение её своим потребностям).

В системе с активным поведением важнейшую роль играет характер цели и её взаимосвязь с целями подсистем (здесь возможны различные варианты: от соответствия до противоречия между ними). К наиболее сложным системам относятся целенаправленные (поведение которых подчинено достижению определенных целей) и самоорганизующиеся (способные в процессе функционирования видоизменять свою структуру). Отдельные уровни системы обусловливают определенные аспекты её поведения, а целостное функционирование оказывается результатом взаимодействия всех её сторон и уровней. В общем плане системы можно разделить на материальные (целостные совокупности материальных объектов) и абстрактные (продукты человеческого мышления).

Особый класс материальных живых систем составляют системы социальные, чрезвычайно многообразные по типам и формам. Важной особенностью большинства сложных систем, к которым относятся, прежде всего, социальные, является передача в них информации и наличие процессов управления, которое обеспечивает автономность и целенаправленность поведения. Различают также закрытые (в которых возможен лишь обмен энергией) и открытые (в которых происходит обмен энергией и веществом) системы. Открытая система находится в стационарном состоянии подвижного равновесия, когда все макроскопические величины системы неизменны, но непрерывно продолжаются микроскопические процессы ввода и вывода веществ. Все открытые системы характеризуются самостабилизацией, саморегуляцией и могут поддерживать наличное состояние в результате включения процессов контроля. Существуют и системы, способные к постоянному самообновлению (самореферентные), которые выполняют функции, затребованные структурой самой системы. В противоположность самореферентным выделяют такие системы, функции которых предопределяются извне. Порядок, равновесие и устойчивость системы достигаются постоянными динамическими неравновесными процессами.

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНАЯ –структурный элемент социальной реальности, определенное целостное образование, основными элементами которой являются люди, их связи и взаимодействия.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД – комплекс общенаучных методологических принципов, требующих рассматривать каждый объект как органическое целое, в котором фактическое или предполагаемое изменение одного из элементов ведет к изменению других элементов и всей системы в целом. К числу этих принципов относятся:

1) определение зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его частей;

2) анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями её отдельных элементов, так и свойствами её структуры;

3) изучение механизма взаимодействия системы и среды, который обеспечивает устойчивость, динамическое равновесие объекта;

4) выявление характера иерархичности, присущего данной системе;

5) исследование эволюции системы, представление её как развивающегося единого целого, выяснение того, как данный объект функционирует в системе большей сложности;

6) многостороннее описание всевозможных проявлений системы;

7) обнаружение циклической взаимосвязи генезиса (истории), структуры и функций системы.

Основные этапы реализации системного подхода:

а) правильная формулировка цели и задач исследования, определение объекта изучения и задание критериев для его анализа;

б) точное выделение рассматриваемой системы и её структуризация;

в) верное составление математической модели выбранной системы, её параметризация, установление зависимостей между введенными параметрами, упрощенное описание системы путем выделения подсистем и определения их иерархии, окончательная фиксация целей и критериев.

Смысл применения системного подхода состоит в том, что созданная модель абстрактной системы помогает лучше решить задачи исследования и перенести его результаты (по определенным правилам) на реальный объект изучения.

Системный подход к социальным явлениям и процессам предполагает два способа исследования взаимосвязей. В первом, более простом случае изучение взаимосвязей между подсистемами или элементами системы ведется лишь в одном, социологическом аспекте. Самым же сложным способом анализа является диалектический, всесторонний подход, когда эти взаимосвязи исследуются с учетом всей совокупности экономических, социальных, политических, правовых, психологических, экологических, технологических и других аспектов жизнедеятельности социума.

СЛОЙ(страта, срез) – социальная общность, выступающая единицей вертикального членения социальной структуры современного общества. Важнейшие признаки выделения слоя (экономическое положение людей, разделение труда, объем властных полномочий, социальный престиж и др.) связаны со статусным положением членов данной общности в социальной иерархии.

СОБСТВЕННОСТЬ – один из важнейших социальных институтов, система исторически изменяющихся общественных отношений, возникающих в производства, обмена, распределения и потребления. Эти отношения, являясь основным классово образующим признаком, выражают характер присвоения средств производства, рабочей силы и предметов потребления. Присвоение выступает как деятельность, содержание и цель которой составляет создание, увеличение и употребление богатства. Если труд творит продукт, то присвоение делает его чьим–то достоянием.

Взаимодействие людей с вещами составляет лишь одну сторону процесса присвоения, другой его стороной являются общественные отношения между людьми, опосредованные вещами. Устойчивые социальные связи, возникающие на основе добывания, использования и распределения богатства, формируют определенный имущественный порядок, детерминирующий принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей отдельным физическим или юридическим лицам, право на такую принадлежность, раздел и передел объектов собственности.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.