Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Развитие японского государства после второй мировой войны 2 страница



В этой системе ключевую роль играют финансовые воз­можности ЛДП как правящей партии, зависимость префек­тур, особенно сельских, от государственного бюджета. Под лозунгом "Хозяйственного развития провинций" правитель­ство выделяет средства местным органам власти, поддер­живающим кандидатов ЛДП, а через организации с правом "особого юридического лица"* (банк Японии, Центральный сельскохозяйственный фонд и пр.) финансирует своих не­посредственных избирателей, представителей мелкого и среднего бизнеса, сельскохозяйственных предприятий, ры­баков, то есть тех, кому закрыты кредиты частных банков.

*"Особое юридическое лицо" - организация, общество, создан­ное на основе специально принятого закона, для выполнения опреде­ленных государственных или общественных задач.

 

Ведущие функционеры Либерально-демократической партии вместе с высшими чиновниками государственного ап­парата, а также представителями крупного бизнеса пред­ставляют собой те крепко связанные круги правящей элиты, в руках которой и сконцентрирована вся государственная власть в стране. Сам премьер-министр лишен возможности принять то или иное решение, не согласованное с мнением "правящей триады", но он выполняет функции своего рода политического арбитра, если в ней возникают разногласия.

Послевоенное развитие японской модели государст­венного регулирования экономики. Значительные после­военные структурно-функциональные изменения в государ­ственном аппарате Японии были связаны, между тем, не только и не столько с возрождением военной организации Японии, сколько с созданием и определением функций мно­гочисленных государственных органов и институтов, при­званных решать сложные задачи восстановления и разви­тия мирной японской экономики.

Эти задачи определили и главные направления вмеша­тельства государства в сферу частного бизнеса: государствен­ное планирование и долгосрочное прогнозирование экономи­ческого развития, стимулирование частного капитала в деле всемерного использования новейших достижений научно-тех­нической революции, многоплановое участие государственных органов в повышении качества японской продукции и пр.

Еще до принятия Конституции, в 1946 г., в Японии на­чала осуществляться на основе Закона "О чрезвычайных мерах в области экономики и финансов" целенаправленная политика экономической стабилизации. С этой целью были созданы"Бюро экономической стабилизации" и "Коми­тет по регулированию цен". Необходимость четкого госу­дарственного регулирования процессов восстановления рас­строенной экономики потребовала разработки первых мо­билизационных экономических программ и наделения Бюро специальными функциями по составлению общегосударственных планов в области производства и распределения то­варов, контроля за обеспечением предприятий рабочей си­лой, финансами, транспортом и пр.

В мае 1947 г. полномочия Бюро были расширены за счет предоставления ему права координировать производствен­ные планы отдельных министерств и надзора за их осущест­влением. С этого времени в Японии стал накапливаться ог­ромный позитивный опыт государственного планирования, принципиально отличного от бюрократического, командного планирования экономики в условиях тоталитарного социа­лизма. Японская модель "административного руководства" промышленностью, основанная на разработке научно обос­нованных планов-проектов, в том числе и долгосрочных, создается вместе с организациями частного бизнеса и воспри­нимается ими как средство наиболее эффективного решения важнейших экономических задач, стоящих перед страной.

Эта широко известная в мире модель основана не на формальных, а на "джентльменских" соглашениях, заклю­чаемых государственными органами и корпорациями, груп­пами корпораций, отдельными предприятиями частного биз­неса, касаются ли они сокращения производства, экспорта новой техники, стандартов качества продукции и пр. Во мно­гих случаях административный орган не наделен в сфере экономики особыми властными полномочиями, и его реше­ния носят убеждающий, рекомендательный характер, но они выполняются в силу корпоративной ответственности, традиционных национально-психологических требований "мораль­ного долга". Законы, касающиеся статуса министерств, опре­деляют в качестве форм "административного руководства" рекомендации, требования, советы, посредничество.

Осуществление первых послевоенных планов стабили­зации промышленности не могло не встретить на своем пути ряд трудностей, связанных с нехваткой средств для госу­дарственного субсидирования промышленности, сырьевых ресурсов, с ростом инфляции, социальной напряженности и пр. Нехватка сырья стимулировала принятие Закона "Об установлении жесткого контроля над угольной промышленностью". В 1948 г. был учрежден Фонд восстановления эко­номики, для финансирования которого были выпущены зай­мы, большая часть которых размещалась в Государствен­ном банке Японии.

Относительная неэффективность этих мер потребова­ла принятия нового плана экономической стабилизации, глав­ной задачей которого стало создание сбалансированного го­сударственного бюджета за счет увеличения налоговых сборов, ограничения выплат субсидий, установления контроля над ценами, внешней торговлей и иностранной валютой. Планировалось также увеличение производства важнейших видов местного сырья и пр.

В 1951 г. Япония достигла довоенного уровня промыш­ленного производства за счет главным образом восстановле­ния старых производственных мощностей. Дальнейший рост экономики страны был невозможен без коренной перестройки всей материально-технической базы промышленности, четких научно обоснованных ориентиров и планов ее развития.

С начала 50-х гг. правительство стало закладывать проч­ный фундамент, на котором частные фирмы могли вырабо­тать свою политику резкого улучшения качества промыш­ленной продукции, необходимого условия повышения ее конкурентоспособности на мировом рынке и, следователь­но, притока в страну необходимых валютных поступлений.

С этой целью стимулировался импорт передовой тех­ники и технологий, частным капиталом скупались лицен­зии во всем мире, что позволило в короткий срок преодо­леть техническую отсталость японской промышленности по сравнению с Западом и достичь уже в 50-е гг. небывалого экономического роста.

Правительством были разработаны также общенациональ­ные образовательные программы обучения японцев современ­ным методам контроля за качеством промышленной продук­ции, которые финансировались из государственного бюджета. С 1949 г. курсы обучения "методам управления качеством" были введены в высших учебных заведениях и школах.

Повышение качества продукции сопровождалось упор­ной работой государственных органов по созданию эффек­тивно функционирующей обновленной общегосударствен­ной системы стандартизации. Первые шаги в этом направ­лении были приняты в Японии еще в 1945 г., когда Всеяпонская ассоциация стандартов приступила к изучению аме­риканского опыта. Правительство стимулировало и материально, и организационно создание Японского союза ученых и инженеров в 1946 г., играющего значительную роль в деле популяризации современных методов контроля качества, а также Японской ассоциации стандартов, призванной в об­щегосударственном масштабе координировать работы в области стандартизации и метрологии.

Вслед за этим были введены первые законы о стандар­тизации и знаке качества продукции. В 1948 г. принимается Закон о промышленной стандартизации. На вновь создан­ныйГосударственный комитет промышленных стандар­тов возлагалась задача организации и координации единой метрологической службы, в том числе разработка новых и пересмотр старых стандартов.

В 1957 г. был принят действующий и поныне Закон "Об экспортных операциях", на основании которого вся экспорт­ная продукция в Японии подвергается обязательной инспек­ции и только после этого вносится в специальные списки разрешенного экспорта. Качественные параметры экспорт­ной продукции, как и методы проверки, утверждаются со­ответствующими государственными органами.

Под эгидой Министерства внешней торговли и промыш­ленности в настоящее время создана целая сеть государст­венных органов инспекции, кроме того, контроль за качест­вом товаров возложен на ряд (около 40) "избранных" част­ных компаний. Все компании и лица, виновные в наруше­нии правил контроля за качеством, привлекаются к суду, наказываются значительными штрафами.

Еще в 1973 г. был принят государственный 8-летний план содействия промышленной стандартизации в Японии в целях совершенствования и унификации национальных стандартов. Этот план вошел составной частью в стратеги­ческую программу развития японской экономики под названием "Долгосрочная перспектива структуры промышлен­ности", разработанную правительством в 1974 г. В качестве главных направлений развития в программе были выделе­ны: "развертывание в международном масштабе структу­ры промышленности", то есть рассредоточение в развиваю­щихся странах японских предприятий тяжелой и химиче­ской промышленности и дальнейшее развитие в самой Япо­нии наукоемких отраслей производства, то есть отраслей с высокой нормой добавочной стоимости.

Японское "экономическое чудо" (Япония уже в 70-х гг. вышла на 2-е место в мире по размерам валового нацио­нального продукта) в значительной мере и объясняется тем, что Япония превосходит все другие страны в способности целенаправленного эффективного регулирования экономи­ки. Это единственная страна в мире, которая осуществляет всеобъемлющую комплексную стратегию обеспечения сво­ей национальной безопасности.

В достижении экономических успехов страны играет не последнюю роль и сохранившаяся традиционная систе­ма управления на микроуровне, то есть уровне отдельных фирм, основанная на взаимных обязательствах ("нимму") предпринимателя и работника, на идеях "пожизненного най­ма" с оплатой труда по старшинству, что поддерживается ныне и японскими профсоюзами. Труд на благо своей ком­пании для многих японцев является не столько средством получения денег, сколько средством достижения "мораль­ного долголетия". Традиционные предписания, нормы мо­рали продолжают оказывать существенное влияние на про­цессы регулирования общественных отношений в Японии. Престиж, сохранение репутации, стремление "не потерять лицо", выполнить свой долг ("гиму") преданности импера­тору, государству и нации, обязательства перед хозяином, родителями, предками остаются важнейшими стимулами мотивации поведения японцев по отношению к труду.

 

Глава 15. Китай

 

§ 1. Китайское государство до образования Китайской Народной Республики

 

Синьхайская* революция 1911 г. и падение монархии.После подавления восстания ихэтуаней количество подполь­ных революционных организаций продолжало расти, не пре­кращались и стихийные выступления крестьян. В 1905 г. произошло объединение революционных организаций стра­ны в Союзную лигу (Тунмын хуэй), ядром которой явилось Общество возрождения Китая. Программой Союзной лиги стали три принципа, разработанные великим китайским революционером Сунь Ятсеном: национализм (свержение Цинской династии и восстановление независимости Китая), народовластие (учреждение республики) и народное благо­денствие (осуществление уравнительного землепользования).

*1911 г. по китайскому календарю год - Синьхай, поэтому рево­люция называется Синьхайской.

 

1906-1908 гг. были периодом революционного подъе­ма, в ходе которого Союзная лига усилила свое влияние среди народных масс. В революционное движение были во­влечены солдаты и офицеры новых, т. е. по-европейски обу­ченных войск. Революция началась восстанием революци­онных солдат и офицеров в Учане в октябре 1911 г. Восста­ние быстро перекинулось во все провинции Южного и Центрального Китая. На севере страны, менее развитом в про­мышленном отношении, власть осталась в руках цинского правительства. Цины обратились за помощью к генералу Юань Шикаю, бывшему губернатору столичной провинции Чжили, беспринципному политикану и карьеристу, нахо­дившемуся в то время не у дел. Юань Шикай был назначен главнокомандующим всеми императорскими вооруженны­ми силами, а в начале ноября стал премьер-министром им­ператорского правительства.

В то же время на юге сформировалось временное рево­люционное правительство, а в декабре 1911 г. на конферен­ции представителей 17 революционных провинций времен­ным президентом республики был избран вернувшийся в Китай из эмиграции Сунь Ятсен.

В результате ряда политических маневров был достиг­нут компромисс, финалом которого было отречение Цинов. Однако и Сунь Ятсен был вынужден уступить Юань Ши­каю президентский пост.

10 марта 1912 г. собрание представителей провинций, объявившее себя Национальным собранием, приняло Вре­менную конституцию республики, предложенную Сунь Ятсеном. Для полуфеодального Китая эта конституция была прогрессивным документом. Она провозглашала принципы равноправия всего населения и неприкосновенности лично­сти, свободы собраний, печати, вероисповедания, тайны пе­реписки, права принесения жалоб на действие чиновников и т. д. В качестве высшего органа законодательной власти Конституцией предусматривался парламент в составе ниж­ней палаты и сената. Сунь Ятсен полагал, что конституция будет ограничивать диктаторские поползновения Юань Шикая. Однако этот расчет не оправдался.

На выборах в парламент в декабре 1912 - феврале 1913 гг. большинство мест получил Гоминьдан (Националь­ная партия), созданный в результате преобразования Со­юзной лиги. Лидер новой партии Сун Цзяожэнь готовился стать премьер-министром.

Для того чтобы свести на нет влияние парламента, Юань Шикай прибегнул к политическому террору. По его распо­ряжению за три недели до открытия парламента был убит Сун Цзяожэнь. Юань Шикай игнорировал мнение парла­мента по важнейшим вопросам внутренней и внешней по­литики. В то же время он добивался поддержки со стороны иностранных держав, даже ценой национального предатель­ства. Поэтому в мае 1913 г. Сунь Ятсен призвал народ и войска южных провинций свергнуть диктатуру Юань Ши­кая. Антиюаньшикайское восстание началось в том же году, но потерпело поражение. Сунь Ятсен снова был вынужден покинуть страну.

Юань Шикай, подавив восстание, принял меры для ук­репления личной власти. Путем угроз и подкупов он провел через парламент свою кандидатуру в качестве постоянного президента. Парламент был распущен, 14 мая 1914 г. была объявлена новая Временная конституция, предоставившая президенту диктаторские полномочия. Кабинет министров становился ответственным уже не перед парламентом, а перед президентом. Отменялись многие демократические институты. В конце 1915 г. было официально объявлено о восстановлении монархии. Накануне этого акта диктатор принял так называемое "21 требование" Японии, направ­ленное на превращение Китая в японскую колонию. Все это усилило оппозицию диктатуре Юань Шикая. На юге началось новое антиюаньшикайское восстание.

Диктатор был вынужден сделать заявление об отказе от монархии, но это не остановило восстания. Вскоре после смерти Юань Шикая в 1916 г. власть оказалась в руках северокитайских милитаристов - генералов, установивших военную диктатуру на подвластных им территориях. Но революционный Юг не признал власти северных генералов. В сентябре 1917 г. в Гуанчжоу (Кантон) сформировалось военное правительство защиты республики во главе с Сунь Ятсеном. Октябрьская революция в России придала новый импульс борьбе китайского народа за национальное осво­бождение и социальную справедливость.

В Китае она отозвалась "движением 4 мая", положив­шим начало новому этапу освободительной борьбы. 4 мая 1919 г. в Пекине состоялись многолюдные демонстрации против политики капиталистических держав в отношении Китая и, в частности, против решения Парижской мирной конференции, санкционировавшей захват Японией провин­ции Шаньдун.

В 1921 году с помощью Коминтерна была создана Ком­мунистическая партия Китая. С целью объединения всех антиимпериалистических сил страны коммунисты в 1923 г. приняли решение о вступлении в партию Сунь Ятсена (воз­рожденный Гоминьдан) при условии сохранения организационной и идейной самостоятельности. Это вступление было оформлено в январе 1924 г. на I съезде Гоминьдана, ставше­го, таким образом, организационной формой единого нацио­нального антиимпериалистического фронта.

Под влиянием идей революции в России взгляды Сунь Ятсена претерпели значительные изменения, получили яр­кую антиимпериалистическую направленность. В этих ус­ловиях новой трактовке подверглись и "три народных принципа" Сунь Ятсена. Так, "принцип национализма" стал вы­ражать идею борьбы за свержение иностранного господства в Китае и за равноправие всех национальностей страны. "Принцип народовластия" содержал критику демократии западного типа, провозглашал "народовластие всего наро­да, а не только меньшинства". В "принцип народного благо­состояния" кроме уравнивания прав на землю были вклю­чены требования государственной помощи безработным, улучшения условий труда, защиты рабочих организаций и ограничения власти капитала. "Три народных принципа" в их новой трактовке были положены в основу политической программы Гоминьдана, принятой I съездом.

В апреле 1924 г. Сунь Ятсен выступил с "Общей про­граммой строительства государства", в которой изложил свои конституционные взгляды, выразившиеся в идеях о "трех периодах" и "пяти властях". Строительство государства он разделил на три периода: военное правление, политическая опека и конституционное правление. В первый из этих пе­риодов, по мысли Сунь Ятсена, все государственные учре­ждения должны контролироваться военной администраци­ей, одновременно военную силу намечалось использовать для объединения страны. В период политической опеки на­селение под руководством правительства организует само­управление. Конституционное правление наступает с организацией самоуправления во всех уездах страны созданием правительства "пяти властей", после чего следует созыв Национального собрания.

Выдвигая идею "пяти властей", Сунь Ятсен выступил поборником принципа разделения властей, но при этом к законодательной, исполнительной и судебной властям он до­бавил экзаменационную и контрольную власти. Введение этих видов властей он не связывал только с китайской тра­дицией - системой экзаменов для поступления на государ­ственную службу и институтом цензората. Он считал, что экзаменационная система "восполняет пробелы, свойствен­ные избирательной системе" для отбора наиболее достой­ных кандидатов на государственные посты.

Между тем Китай оставался политически раздроблен­ным, а большая часть его территории находилась под вла­стью военщины. Центральным правительством Китая счи­талось пекинское, с которым поддерживали дипломатиче­ские отношения иностранные государства. Время от времени они созывали (сепаратно от Юга) парламенты, осущест­вляли различные конституционные маневры (так, чжилийская клика в 1922 г. восстановила действие отмененной еще Юань Шикаем Конституции 1912 г., а в 1923 г. была даже принята первая Постоянная конституция Китайской рес­публики, отмененная уже в 1924 г., и т. п.).

К году смерти Сунь Ятсена (1925 г.) относится первая попытка воплощения в жизнь разработанного им плана го­сударственного строительства на сравнительно ограничен­ной территории страны, находившейся под властью гоминьдановского правительства в Гуанчжоу. Там был выработан и принят 1 июля 1925 г. "Органический закон национально­го правительства", опекаемого партией, которое по схеме Сунь Ятсена должно было функционировать на двух эта­пах: военного правления и политической опеки.

В 1926 году начался поход революционных сил Юга про­тив северных милитаристов. Поход закончился победой южан и взятием Пекина. Однако в 1927 г. произошел разрыв Гоминьдана с компартией. Ставший после смерти Сунь Ятсе­на фактическим лидером Гоминьдана, Чан Кайши совершил 22 апреля антикоммунистический переворот. Комму­нисты были вынуждены отступить в отдаленные сельские местности, где продолжили борьбу под своими лозунгами и знаменами. Но это уже была борьба против правительства Чан Кайши, объединившего под своей властью большую часть территории страны.

Государственный строй гоминьдановского Китая. В феврале 1928 г. на четвертом пленуме ЦИК Гоминьдана было образовано новое Национальное правительство, считавшее­ся общекитайским. "Органический закон Национального правительства" 1925 г. оставался в силе, в него были внесе­ны лишь некоторые изменения. В том же году были приня­ты законы об организации палат (юаней) правительства, воплощавших суньятсеновскую схему пяти властей, кото­рые, однако, не были созданы единовременно, а учрежда­лись постепенно. Так, в 1928 г. была учреждена законода­тельная палата, в 1930 г. - экзаменационная, а в 1931 г. - контрольная.

В основу государственного строительства, осуществлен­ного с приходом Гоминьдана к власти, был положен план Сунь Ятсена. Поскольку формальное объединение страны под властью Гоминьдана было завершено, в соответствии с "Общей программой строительства государства" Китай дол­жен был вступить в период политической опеки. Офици­альным началом этого периода был объявлен 1929 год.

В марте указанного года на III съезде Гоминьдана были оформлены опекунские функции партии. Согласно решени­ям съезда, в течение всего периода политической опеки выс­шим органом государственной власти объявлялся националь­ный съезд Гоминьдана, а в промежутках между его созыва­ми - Центральный исполнительный комитет. Свои функ­ции, связанные с определением деятельности правительст­ва, ЦИК Гоминьдана осуществлял через Центральный по­литический совет.

В 1931 году функции политической опеки Гоминьдана были оформлены государственным документом, названным Временной конституцией периода политической опеки. В со­ответствии с этой Конституцией национальному съезду Го­миньдана предоставлялось право осуществлять власть от имени Национального собрания. Все другие высшие органы государства были поставлены под контроль ЦИК Гоминь­дана, которому было предоставлено право назначать нацио­нальное правительство. Чан Кайши не удалось добиться учреждения для себя поста президента республики, он стал председателем национального правительства.

Конституция 1931 г. содержала некоторые деклара­ции и обещания в отношении гражданских прав и народ­ного благосостояния. Но за весь период гоминьдановского правления ничего не было сделано для проведения в жизнь этих деклараций и обещаний. Фактическую конституцию страны составили принятые в 1931 г. новые законы об ор­ганизации центральных правительственных учреждений, которые сосредоточили всю власть в руках председателя национального правительства. В частности, ему через на­ходившийся формально вне правительства военный коми­тет были подчинены вооруженные силы. Одновременно были приняты негласные установления о праве военного командования на вмешательство в дела административно­го управления и партийные дела в так называемых рай­онах "борьбы с бандитами", а также постановления о по­лицейской системе круговой поруки населения и другие подобные акты.

В год принятия Временной конституции периода поли­тической опеки началось дальнейшее расширение японской агрессии в Китае, имевшей своим результатом оккупацию Северо-Восточного Китая. В марте 1932 г. японское прави­тельство объявило о создании в границах Северо-восточного Китая "независимого" государства Маньчжоуго (Маньчжоу Диго) во главе с последним представителем свергнутой ди­настии Цин Пу И, что означало фактически превращение нескольких провинций Китая в японскую колонию. Гоминьдановское правительство не организовало отпора агрессорам, занятое подавлением революционного движения, каратель­ными экспедициями против созданных коммунистами рево­люционных баз - освобожденных районов. Лишь дальней­шее расширение японской агрессии, вызвавшее формирова­ние антияпонского патриотического фронта, настойчивые требования общественности прекратить гражданскую войну заставили руководство Гоминьдана заключить в 1937 г. со­глашение о внутреннем мире. Наступление на освобожден­ные районы было прекращено, однако в течение всей анти­японской войны эти районы подвергались блокаде.

Введение конституционного правления являлось в пе­риод антияпонской войны одним из важнейших демократи­ческих требований различных слоев населения страны. Стре­мясь ослабить политический нажим, гоминьдановцы назна­чали новые и новые даты введения конституционного прав­ления. Наконец 25 декабря 1946 г. Национальное собрание составом, сформированным десятилетие назад, приняло Конституцию Китайской Республики. Она формально во­шла в силу через год и поэтому обычно именуется Консти­туцией 1947 г. В этой Конституции были отражены многие институты, сформировавшиеся в период политической опе­ки. Вместе с тем вводился отсутствовавший в тот период пост президента страны, одновременно упразднялась долж­ность председателя национального правительства. Срок пол­номочий Национального собрания устанавливался в шесть лет. Кроме того, выборными органами становились Законо­дательная палата и Палата контроля (последняя путем непрямых выборов). Предусматривалось и создание выборных органов самоуправления.

В 1947 году в контролируемых Гоминьданом районах страны проводились выборы депутатов Национального соб­рания, членов Законодательной и Контрольной палат, тогда же были назначены Экзаменационная палата и Палата юс­тиции.

Первая сессия Национального собрания, открывшаяся в марте 1948 г., еще до избрания главы государства, приня­ла "Временные правила на период национальной мобилиза­ции для подавления мятежа", которыми отменялись неко­торые важнейшие положения Конституции, а президенту предоставлялись чрезвычайные диктаторские полномочия. Президентом был избран Чан Кайши. Однако гоминьдановский режим был уже накануне падения - не прошло и полутора лет после первой сессии Национального собрания, как Конституция 1947 г. осталась ограниченно действую­щим основным законом на территории лишь одной провин­ции Тайвань.

 

§ 2. Образование и развитие Китайской Народной Республики

 

Китайская Народная Республика образовалась в ре­зультате длительного революционного процесса, который первоначально развивался в отдаленных сельских местностях. Новое государство сначала объединило освобожден­ные районы, которые назывались Советскими (Сувэйай цюй). С первых лет своего существования они находились под руководством Компартии, но в течение ряда лет не имели общих органов власти, управления и суда. Лишь в 1931 г. такие органы были созданы на состоявшемся в но­ябре 1931 г. в Жуйцзине (провинция Цзянси) Всекитай­ском съезде Советов. Съезд образовал Центральный ис­полнительный комитет (ЦИК) и Совет народных комисса­ров (СНК) Китайской Советской Республики (КСР). Оба эти органа могли издавать законы. Одновременно был об­разован Верховный суд. Местными органами власти про­возглашались Советы депутатов, которые формировали исполнительные комитеты. В новоосвобожденных и приф­ронтовых районах вся власть сосредоточивалась в руках революционных комитетов. Местными судебными органа­ми в Советских районах Китая являлись судебные отделы местных советских правительств (так обычно называли исполнительные комитеты).

На I Всекитайском съезде Советов был утвержден про­ект Основной конституционной программы КСР. В оконча­тельном виде она была принята на II Всекитайском съезде Советов в 1934 г., провозгласив "демократические свободы для трудящихся", национальное равноправие, равноправие мужчин и женщин, а также право всех народов Китая на самоопределение вплоть до государственного отделения и создания самостоятельных государств. Была безоговорочно признана независимость Внешней Монголии.

В соответствии с Основной конституционной програм­мой, Положением и Временным законом о выборах в Сове­ты (соответственно 1931 и 1933 гг.) активным и пассивным избирательным правом пользовались "только трудящиеся". Рабочим на выборах в Советы предоставлялись особые преимущества. Выборы депутатов проводились на специаль­ных собраниях по производственно-территориальному прин­ципу: рабочими - на предприятиях, а крестьянами, ремес­ленниками и др. - по месту жительства. Принципы работы Советов устанавливались специальными актами, приняты­ми на I и II съездах Советов (Положением и резолюцией о советском строительстве).

Неблагоприятная военная обстановка, сложившаяся для Красной Армии Китая в южной части страны, потребовала перебазирования вооруженных сил коммунистов в Северо-Западный Китай, которое завершилось в 1936 г. На границе провинций Шэньси, Ганьсу и Нинся в староосвобожденном районе, где власть коммунистов установилась до прихода основных сил Красной Армии, была создана главная рево­люционная база - Пограничный район Шэньси-Ганьсу-Нинся. Наступил следующий этап китайской революцион­ной войны против японских захватчиков.

В соответствии с условиями соглашения о внутреннем мире между Компартией и Гоминьданом Северо-Западная канцелярия Центрального Советского правительства Китая была преобразована в правительство Особого района Ки­тайской Республики, а Красная Армия Китая - в Народно-революционную армию (вскоре она получила наименование 8-я армия, позднее коммунистами была сформирована 4-я Новая армия). На территории освобожденных районов про­возглашался режим, основанный на всеобщем избиратель­ном праве. На время войны в освобожденных районах - антияпонских революционных базах - была прекращена конфискация земель у помещиков. Но это не означало воз­вращения уже конфискованных земель помещикам: всякие попытки в этом направлении строго пресекались. Вместе с тем для крестьян проводилась политика снижения аренд­ной платы и ссудного процента.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.