Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Образование независимых государств в Южной и Юго-Восточной Азии



 

Характерной чертой социально-экономического разви­тия колониальных стран Южной и Юго-Восточной Азии был относительно высокий по сравнению с другими колониями уровень зрелости капиталистических отношений. Однако и здесь такие общие проявления колониального наследия, как многоукладность и архаичная структура экономики, нераз­витость социальных структур, определили в принципе сход­ные с другими освободившимися странами тенденции раз­вития политических систем.

В английских колониях Азии, за исключением Малайи, независимость была завоевана в целом относительно мир­ным путем. В конце 40-х гг. XX в. она была дарована Индии, Бирме и Цейлону. При этом Индия в 1947 г. была разделена на две части, получившие статус доминионов - Индийский союз и Пакистан. Разделение Индии по общинно-религиоз­ному признаку отражало традиционный принцип британ­ской колониальной политики и не только не помогло ре­шить прежних проблем страны, но и породило новые, став­шие причиной острых столкновений на религиозной и эт­нической почве. В свою очередь в составе Пакистана искус­ственно объединились два национально разнородных и географически удаленных друг от друга района*.

*В 1971 г. на территории Западного Пакистана было образовано независимое государство Бангладеш.

 

Приход к власти так называемой национальной бур­жуазии в Индии и Шри Ланке способствовал выработке политической линии на развитие независимой националь­ной экономики, становлению демократических форм нацио­нальной государственности.

Конституция независимого государства Индии 1949 г. провозгласила создание суверенной и демократической республики, в которой запрещались рабство и какие бы то ни было формы принудительного труда. В Конституции говорилось о равенстве всех граждан перед законом независимо от религиозной, расовой и кастовой принадлежности, пола и места рождения. Эти положения были затем подтверждены рядом законодательных актов, в том числе изданным в 1955 г. законом о наказуемости кастовой дискриминации. Конституция провозгласила неприкосновенность частной собственности.

По форме правления Индия представляет собой парла­ментарную республику. Высшим законодательным органом по Конституции является, парламент, состоящий из главы государства и двух палат - Народной палаты и Совета штатов. Народная палата и нижние палаты законодатель­ных собраний в штатах избираются путем всеобщих пря­мых выборов. Совет штатов формируется путем косвенных выборов - коллегией выборщиков, состоящей из членов законодательных собраний штатов.

Главой государства, по Конституции, является пре­зидент, избираемый особой коллегией. Согласно букве за­кона, он наделяется широкими полномочиями. Как "со­ставная часть" парламента, он обладает вместе с палата­ми законодательной властью. Ему принадлежит право на­значать премьер-министра и других высших должност­ных лиц государства, а также губернаторов штатов. Пре­зидент имеет право досрочного роспуска Народной пала­ты. Он может приостанавливать действие многих статей Конституции. В период между сессиями парламента пре­зидент может издавать указы, имеющие силу закона. Парламент может возложить на президента и другие вре­менные полномочия.

Президент, однако, первоначально по неписаным нор­мам, а теперь в соответствии с поправками к Конституции действует "по совету", фактически - по указанию, прави­тельства Индии во главе с премьер-министром. Правитель­ство - Совет министров - ответственно не перед президен­том, а перед нижней палатой парламента. Парламент может заставить правительство уйти в отставку путем вынесения вотума недоверия. Компетенция Совета министров в Консти­туции четко не определена. Как и в других парламентских республиках, правительство само осуществляет полномочия, формально принадлежащие президенту.

Индийский союз, согласно Конституции, является фе­дерацией. Вместе с тем к компетенции центральных орга­нов отнесено решение всех основных вопросов федерации, что дает возможность установить эффективный контроль за деятельностью правительств штатов. В определенных ус­ловиях центральное правительство может сместить избран­ные государственные органы штатов и ввести так называе­мое президентское правление (через назначенного губерна­тора). Эта конституционная прерогатива президента исполь­зовалась более 100 раз.

Одним из проявлений колониального наследия стало закрепление в Конституции 1949 г. прежнего территориаль­ного деления. Оно предусматривало существование различ­ных групп штатов, в том числе таких, где главой исполни­тельной власти являлся один из местных князей. В 1956 г. был принят Акт о реорганизации штатов, по которому с учетом национальных и языковых особенностей населения было создано 14 штатов и ряд союзных территорий. Впо­следствии число штатов возросло за счет преобразования в штаты некоторых союзных территорий и разделения от­дельных штатов (в 1997 г. - 25 штатов и 7 союзных терри­торий). Штаты в Индии имеют неодинаковое правовое по­ложение. Их границы изменяются без их согласия. В неко­торых штатах, несмотря на принимаемые меры, сложилась напряженная обстановка, действуют сепаратистские силы, сильны религиозно-общинные противоречия. Конституция 1949 г. определила и основные принципы миролюбивой внеш­ней политики страны.

Государственно-правовые институты Шри Ланки так­же развивались в условиях буржуазно-демократического строя. С конца 40-х и до конца 70-х гг. эволюция этих ин­ститутов происходила в рамках парламентаризма, на осно­ве "вестминстерской модели". В 1978 г. была принята Кон­ституция, важнейшими чертами которой явились отказ от основных черт традиционного парламентаризма и наделе­ние президента очень широкими полномочиями. В 1988 г. в Шри Ланке после длительной борьбы был создан автоном­ный район для тамильского населения, но и другие провин­ции страны получили такие же права.

Авторитарные тенденции развития государственного механизма отчетливо проявились в тех странах Юго-Восточной Азии, где к власти пришел блок капиталистических и полуфеодальных слоев. После завоевания независимости в 40-х гг. XX в. в большинстве стран региона были воспри­няты западные государственно-правовые и политические формы, которые, однако, не соответствовали в то время местным социально-экономическим условиям, и в ряде стран в дальнейшем были изменены.

Действующая в настоящее время Конституция Индо­незии 1945 г. провозгласила суверенитет народа и пять прин­ципов государственной идеологии (панчасилы): веру в еди­ного Бога, единство нации, демократию, гуманизм, справед­ливость. Своеобразным высшим органом государственной власти здесь является Народный консультативный конгресс, который собирается один раз в пять лет для разработки и совершенствования конституции, избрания президента и вице-президента. Президент автоматически становится пре­мьер-министром, главой исполнительной власти, имеет очень широкие полномочия.

Усиление личной власти президента произошло в кон­це 50-х - начале 60-х гг., когда президент Сукарно провоз­гласил переход к "направляемой демократии". После мас­совых репрессий против левых сил (в связи с попыткой го­сударственного переворота) и установления "нового поряд­ка" под руководством генерала Сукарно в Индонезии была продолжена перестройка политической системы. Сущест­вующий военный режим опирается на превосходство одной партии - Голкар (официально разрешены три), которая имеет большинство мест в парламенте. Решающая роль в государственном руководстве обществом принадлежит во­енным, которые составляют личный аппарат президента и большую часть назначаемых членов консультативного кон­гресса и парламента.

На Филиппинах в 1946-1972 гг. действовала амери­канская модель президентской республики с двухпартий­ной системой. Вместе с тем уже в 50-х гг. эта система про­демонстрировала отступление от демократии, поскольку были запрещены левые партии и профсоюзы. С начала 70-х гг. был провозглашен курс на создание "нового общества", который характеризовался дальнейшей концентрацией вла­сти в руках президента, опорой на армию, установлением монополии одной партии. В качестве "прикрытия" режима личной власти на основе Конституции 1973 г. в стране продолжали формально действовать многопартийная система и законодательный орган, который длительное время не со­зывался. После свержения президента Маркоса была при­нята новая Конституция Филиппин 1986 г. Она сохранила форму президентской республики и предусмотрела созда­ние двух автономных районов.

Примером установления в 70-х гг. "конституционного авторитаризма" служит и ряд других военно-бюрократиче­ских режимов в азиатском регионе (Таиланд, Пакистан). Во­енная верхушка, несмотря на различные маневры и при­крытия в виде организации выборов и передачи власти гра­жданским лицам, играет здесь решающую роль в общест­венной жизни и осуществлении политической власти. В Мьянме (Бирме), которая еще в 1962 г. провозгласила про­грамму социалистической ориентации, в 1988 г. был уста­новлен военный режим, а в 1994 г. была принята новая Кон­ституция. Значительная часть парламента назначается, ре­ально в стране продолжается правление военных.

В результате национально-демократической революции в 1978 г. была провозглашена Демократическая Республика Афганистан. При поддержке бывшего СССР ее руководство заявило о социалистической ориентации, в Афганистан были введены войска СССР. После их вывода прежний режим был свергнут. В 1987 г. здесь была принята Конституция, изменившая название страны (Республика Афганистан). В течение многих лет в Афганистане идет междуусобная борь­ба, поддерживаемая рядом зарубежных государств. Попыт­ки создать правительство "национального примирения" пока не привели к желаемым результатам, Конституция 1987 г. отменена.

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.