Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Образование независимых государств на Ближнем и Среднем Востоке



 

Накануне получения независимости большинство стран Арабского Востока представляли собой феодальные или полуфеодальные общества. Несмотря на различие юридиче­ских форм зависимости от метрополий (Сирия, Ливия явля­лись подмандатными территориями; Кувейт, Марокко - протекторатами, а Египту, Ираку и Ливану была формаль­но предоставлена независимость), все эти страны фактиче­ски оставались колониями или полуколониями. В договорах с метрополиями были закреплены положения, серьезно ущемляющие суверенитет этих стран.

Традиционной формой правления в странах Арабско­го Востока была монархия, причем монархии чаще всего имели абсолютно-теократический характер. Абсолютные монархии сохранились и после завоевания независимости в королевстве Саудовская Аравия, в княжествах Аравий­ского полуострова (Оман, входящие в ОАЭ эмираты). В других арабских странах после освобождения образовались конституционные монархии (Египет до 1953 г., Тунис до 1957 г., Йемен до 1962 г., Ливия до 1971 г., Иордания, Марокко, Кувейт, Бахрейн). В этих странах были приняты конституции, провозглашено создание парламентов. Одна­ко в ряде стран (Кувейт в 1972 г., Саудовская Аравия в 1992 г., Оман в 1996 г.), поскольку конституции были "даро­ваны" правителями, были зафиксированы положения о том, что вся власть исходит от монарха. Таким образом, парла­ментаризм остался во многих странах лишь внешним при­крытием абсолютизма, не говоря уже о том, что типичной для этих стран ситуацией стал роспуск парламентов и от­сутствие их созыва в течение многих лет. В некоторых других странах (Марокко, Ливия, Иордания и др.) дейст­вуют правовые нормы мусульманского фундаментализма, основным источником права считается Коран.

Конституция Египта 1923 г. формально объявила его независимым государством и конституционной монархией. Фактически же в стране сохранялся режим английской во­енной оккупации. В 1951 г. египетский парламент пошел на одностороннюю отмену англо-египетского договора 1936 г., что вызвало введение в страну английских войск и глубо­кий политический кризис. В этой обстановке в 1952 г. пат­риотическая военная организация "Свободные офицеры" во главе с Гамалем Абдель Насером совершила государствен­ный переворот. Всю полноту власти сосредоточил в своих руках Совет руководства революцией.

С 1952 по начало 60-х гг. в Египте осуществлялся первый этап национально-освободительной революции, сопровождав­шийся принятием закона об аграрной реформе (1952 г.), отме­ной старой Конституции (1952 г.), ликвидацией монархии и принятием республиканской Конституции (1956 г.). После на­ционализации компании Суэцкого канала и последовавшей за этим агрессии Англии, Франции и Израиля (1956 г.) был издан закон о "египтизации" иностранных банков и фирм, причем немедленной национализации подлежала собствен­ность Великобритании и Франции.

С середины 1961 г. начался второй этап революции. В этот период осуществлялись меры по национализации бан­ков и предприятий, проведению второй аграрной реформы, введению государственного планирования. Принятая в июле 1962 г. Хартия национальных действий отвергла капитали­стический путь развития, а Временная конституция 1964 г. провозгласила Египет "социалистической демократической республикой". К середине 60-х гг. государственный сектор экономики Египта значительно возрос, однако программа углубления экономических реформ не смогла решить це­лый ряд важных экономических проблем. В связи с этим в целях стимуляции производства был вновь усилен частный сектор в городе и в деревне.

В 1971 г. на референдуме была одобрена новая Консти­туция Арабской Республики Египет, которая (в редакции 1980 г.) действует и сейчас. Конституция провозглашала АРЕ "государством с социалистическим демократическим стро­ем, основанным на союзе сил трудового народа". Высшим органом государственной власти провозглашалось Народ­ное собрание, главой государства - президент. Фактически же с середины 1970-х гг. страна развивается по капитали­стическому пути.

К числу крупных арабских стран относится Алжир, не­зависимость которого была признана Францией после дли­тельной национально-освободительной войны (1954-1962 гг.). Курс на "социалистическое переустройство" общества, про­возглашенный Фронтом национального освобождения Алжира (ФНО) в 1962 г., был закреплен в последующих конституционных документах (1963, 1976 гг.). Так, Консти­туция АНДР 1976 г. закрепила господствующее положение общественной собственности, руководящую роль ФНО в построении социализма в рамках "национальных и исламских ценностей" и единство политического руководства пар­тии и государства.

После народных выступлений в конце 80-х гг., в 1989 г. была принята новая Конституция. Она являлась "деидеологизированным" основным законом; положения о социализ­ме были исключены (хотя в преамбуле и говорилось о цели ликвидации эксплуатации человека человеком). Было вве­дено разделение властей, установлена ответственность пра­вительства перед парламентом, ликвидировано монополь­ное положение ФНО и введена многопартийность. В 1996 г. в Алжире принята новая Конституция, которая, однако, не принесла стране стабильности: на протяжении уже многих лет здесь продолжаются террористические акции мусуль­манских экстремистов.

"Некапиталистический" путь развития был провозгла­шен правительством Народной Республики Южного Йемена, образованной в 1967 г. в результате борьбы колоний и про­текторатов юга Аравии за независимость. После фракцион­ной борьбы в Национальном фронте этот путь был оконча­тельно закреплен в конституциях 1970 и 1978 гг. Конститу­ция Народной Демократической Республики Йемен 1978 г. провозгласила целью страны построение единого демократи­ческого Йемена, закрепила исключительную собственность государства на землю, руководящую роль Йеменской социалистической партии и полновластие народных советов. На протяжении многих лет между Северным (Йеменская Араб­ская Республика) и Южным (НДРЙ) Йеменом велись пере­говоры о воссоединении, завершившиеся принятием консти­туции единого государства. В настоящее время действует Конституция единого Йемена 1992 г.

Одной из важнейших политических проблем на Араб­ском Востоке стал после второй мировой войны вопрос о создании самостоятельного Палестинского государства. До 1948 г. Палестина представляла собой английскую подман­датную территорию. После решения Генеральной Ассамб­леи ООН в 1947 г. о разделе Палестины и создании на ее территории двух самостоятельных государств - арабского и еврейского - английский мандат утратил силу. По окон­чании мандата на основании указанного решения в еврей­ской части страны было создано государство Израиль. Од­нако в другой части Палестины, фактически поделенной между Израилем и Иорданией, решение ООН не было осу­ществлено. Арабо-израильский конфликт сопровождался захватом Израилем в 60-80-х гг. ряда территорий, принадлежащих арабским государствам. В 1988 г. на сессии выс­шего органа палестинского народа - Национального совета Палестины - наряду с официальным признанием Израиля было провозглашено образование Палестинского государства. Фактическая реализация принципа "два народа - два государства" наталкивается на значительные препятствия. Вместе с тем на территории Израиля создана палестинская автономия, имеющая политический характер.

На протяжении 80-90-х гг. Ближний Восток остается одним из самых нестабильных и взрывоопасных регионов мира. С одной стороны, здесь усиливаются стремления к ин­теграции, которые уже выразились в создании региональ­ных межарабских организаций - Совета арабского сотруд­ничества (1989 г.) и Союза арабского Магриба (1989 г.) и в объединении Северного и Южного Йемена и пр. С другой стороны, острые противоречия в арабском мире уже неодно­кратно приводили к вооруженным региональным конфлик­там (Иран-Ирак, Ирак-Кувейт и др.). По-прежнему дале­ка от разрешения палестинская проблема. Ливан, государст­венный строй которого основан на конфессиональных нача­лах (важнейшие государственные посты в определенной про­порции распределяются между представителями различных религиозных общин), с 1975 г. длительное время находился в состоянии междоусобной религиозной войны. В настоящее время здесь сформированы новые органы с учетом изменен­ных норм конфессионального представительства.

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.