Родом человеческим управляют две [силы], а именно естественное право и обычаи (mores). Естественным правом является то, что содержится в законе и Евангелии, по которому каждому предписывается поступать с другими так, как он хочет, чтобы другие поступали с ним, и запрещается причинять другим то, что он не хочет, чтобы причиняли ему...
Это же сказал Исидор2 в «Этимологии» (V, 2):
Глава I. Божественные законы установлены от природы, а человеческие — обычаями
«Все законы либо Божественные, либо человеческие. Божественные установлены от природы, а человеческие — обычаями, поэтому те и расходятся, ибо разное нравится разным народам. § 1. Fas есть закон Божественный, a jus — закон человеческий...»
1 Датируется XII в.
2 Исидор, епископ Севильский (ок. 560 — 636), Отец Церкви.
Грациан. ...Все, что является fas, принимают под именем Божественного, или естественного, закона, под именем человеческого закона понимают обычаи, правильно записанные, сохраненные и переданные...
Поэтому Исидор говорит в «Этимологии» (V, 3):
Глава II. Право есть род, а закон (lex) — разновидность
«Право есть общее имя, а закон — разновидность права. Правом же называется, ибо справедливо. Итак, всякое право установлено законами и обычаями».
Глава III. Что такое закон [Etym. V, 3]
«Закон есть письменное установление».
Глава IV. Что такое обычай (mos) [Etym. V, 3; II, 10]
«Обычай есть давнее обыкновение (consuetudo), выводимое лишь из привычек».
Глава V. Что такое обыкновение (consuetudo) [Etym. V, 3; II, 10]
«Обыкновение есть право, некогда установленное обычаями, которому следуют вместо закона, когда закон отсутствует.
§ 1. Не важно, установлено ли оно написанием или размышлением, поскольку размышлением и закон вырабатывается.
§ 2. С другой стороны, если закон устанавливается разумом, то законом будет все, что устанавливается разумом в той мере, в какой соответствует религии, приличествует дисциплине, содействует спасению.
§ 3. Называется же обыкновением, поскольку находится в общем употреблении».
Грациан. Итак, всякий раз, когда говорят: не важно, установлено ли оно написанием или размышлением, ясно, что обыкновение частично передается в писаниях, частично сохраняется привычкой пользующихся [им]. То, что передается в писаниях, называется установлением, или правом; а то, что не передается в писаниях, объединяется под общим именем «обыкновение».
§ 1. Есть и другое подразделение права, по свидетельству Исидора (V, 4), говорившего так:
Глава VI. Каковы суть разновидности права [Etym. V, 4]
«Существует право естественное, гражданское или [право] народов...»