Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Различение I. Грациан



Родом человеческим управляют две [силы], а именно есте­ственное право и обычаи (mores). Естественным правом являет­ся то, что содержится в законе и Евангелии, по которому каж­дому предписывается поступать с другими так, как он хочет, чтобы другие поступали с ним, и запрещается причинять другим то, что он не хочет, чтобы причиняли ему...

Это же сказал Исидор2 в «Этимологии» (V, 2):

Глава I. Божественные законы установлены от природы, а человеческие — обычаями

«Все законы либо Божественные, либо человеческие. Боже­ственные установлены от природы, а человеческие — обычаями, поэтому те и расходятся, ибо разное нравится разным народам. § 1. Fas есть закон Божественный, a jus — закон человечес­кий...»

1 Датируется XII в.

2 Исидор, епископ Севильский (ок. 560 — 636), Отец Церкви.

 

Грациан. ...Все, что является fas, принимают под именем Божественного, или естественного, закона, под именем челове­ческого закона понимают обычаи, правильно записанные, со­храненные и переданные...

Поэтому Исидор говорит в «Этимологии» (V, 3):

Глава II. Право есть род, а закон (lex) — разновидность

«Право есть общее имя, а закон — разновидность права. Правом же называется, ибо справедливо. Итак, всякое право установлено законами и обычаями».

Глава III. Что такое закон [Etym. V, 3]

«Закон есть письменное установление».

Глава IV. Что такое обычай (mos) [Etym. V, 3; II, 10]

«Обычай есть давнее обыкновение (consuetudo), выводимое лишь из привычек».

Глава V. Что такое обыкновение (consuetudo) [Etym. V, 3; II, 10]

«Обыкновение есть право, некогда установленное обычаями, которому следуют вместо закона, когда закон отсутствует.

§ 1. Не важно, установлено ли оно написанием или размышлением, поскольку размышлением и закон вырабатывается.

§ 2. С другой стороны, если закон устанавливается разумом, то законом будет все, что устанавливается разумом в той мере, в какой соответствует религии, приличествует дисциплине, содействует спасению.

§ 3. Называется же обыкновением, поскольку находится в общем употреблении».

Грациан. Итак, всякий раз, когда говорят: не важно, уста­новлено ли оно написанием или размышлением, ясно, что обык­новение частично передается в писаниях, частично сохраняется привычкой пользующихся [им]. То, что передается в писаниях, называется установлением, или правом; а то, что не передается в писаниях, объединяется под общим именем «обыкновение».

§ 1. Есть и другое подразделение права, по свидетельству Исидора (V, 4), говорившего так:

Глава VI. Каковы суть разновидности права [Etym. V, 4]

«Существует право естественное, гражданское или [право] народов...»

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.