Практика студентов является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования.
В процессе педагогической практики студенты знакомятся с современным состоянием учебно-воспитательной работы в общеобразовательных и специальных школах, с передовым педагогическим опытом, у них формируются потребности в совершенствовании профессионально–педагогических знаний и умений, в реализации различных функций педагогической деятельности через:
· углубление и закрепление теоретических знаний, и их применение в учебно-воспитательной работе;
· формирование умений организовывать познавательную деятельность учащихся, овладение методикой учебно-воспитательного процесса по безопасности жизнедеятельности;
· проведение учебно-воспитательной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников и с применением здоровьесберегающих технологий;
· самостоятельное планирование, проведение, контроль и корректировка урочной и внеурочной деятельности по безопасности жизнедеятельности;
· развитие умений самостоятельной педагогической деятельности в качестве учителя безопасности жизнедеятельности и классного руководителя;
· овладение современными педагогическими технологиями в преподавании безопасности жизнедеятельности;
· отработка приемов владения аудиторией, формирования мотивации учащихся;
· развитие у студентов умений выявлять, анализировать и преодолевать собственные педагогические затруднения;
· овладение некоторыми умениями научно-исследовательской работы в области педагогических наук, наблюдение, анализ и обобщение передового педагогического опыта.
Организация и содержание педагогической практики основаны на следующих положениях.
Пропедевтическая направленность.Прежде чем включить студента в преподавательскую деятельность, необходимо сформировать у него базовые педагогические умения и навыки: ориентации в новой педагогической реальности, педагогического общения, профессионального анализа педагогических явлений, гностические, конструктивные, организаторские, коммуникативные умения. Поэтому непрерывной практике на 5 курсе предшествует практика, направленная на формирование вышеперечисленных умений.
Связь с предметами психолого-педагогического цикла.Профессионально-педагогическая практика логически завершает изучение основного блока общепрофессиональных дисциплин: «Психология», «Педагогика», «Основы специальной педагогики и психологии», «Возрастная анатомия и физиология», и помогает познакомиться с явлениями, изучаемыми в последующих курсах: «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности», «Современные средства оценивания результатов обучения». Практика актуализирует знания студентов, обеспечивает их практическое применение.
Развитие педагогического мышления.Прежде чем приступить к самостоятельной профессиональной деятельности, студент должен накопить опыт анализа и сумму примеров педагогического мастерства. Для этого в содержание профессионально-педагогической практики включены наблюдение и анализ педагогического процесса в школе. За время практики студенты посещают и анализируют уроки учителей школы, воспитательные дела, преподавателями-наставниками и групповыми руководителями стимулируется взаимообучение, обмен опытом между студентами группы, работающими в одной школе.
Личностная ориентация.Формирование профессиональных педагогических навыков и умений требует индивидуального подхода к обучению каждого студента. С этой целью организуется непрерывное наставничество: студенты прикрепляются к классному руководителю, директор и его заместитель оказывают необходимую помощь, консультируют студентов. В любое время студенты могут получить консультацию у любого из них.
Динамика самостоятельности.Распределение содержания и разных видов работы и учебных заданий предполагает повышение самостоятельности студента от начала к концу практики. Если в начале руководители контролируют процесс адаптации студента в школе, то в конце студенты пользуются свободой в определении содержания работы, графика работы в школе. При подведении итогов студенты принимают участие в оценке каждого члена учебной группы.
РАЗДЕЛ I. ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
В системе профессиональной подготовки педагогических кадров важная роль принадлежит педагогической практике. Практика призвана углубить и закрепить теоретические знания, умения и навыки студентов по общепрофессиональным предметам и дисциплинам предметной подготовки.
Основными условиями повышения эффективности педагогической практики являются:
· комплексный подход к ее содержанию и организации, систематичность, непрерывность и преемственность в ее проведении;
· реализация обучающей, развивающей и воспитывающей функцией;
· развитие профессионально значимых качеств личности студентов;
· учет индивидуальных особенностей каждого студента;
· формирование у студентов интереса к научно-исследовательской работе в области педагогических наук;
· создание атмосферы повышения общей и профессиональной культуры, нравственного и физического совершенствования личности.
В основе системного подхода к практике студентов факультета безопасности жизнедеятельности лежат принципы:
· синхронности практики соответствующим теоретическим курсам, что позволяет иллюстрировать, дополнять и углублять теоретические знания, закреплять их на практике;
· последовательности усложнения видов практической деятельности студентов по форме и содержанию;
· вариативности содержания практики в зависимости от исходной базовой подготовки и специфики будущей профессиональной деятельности.
Знакомство студента с профессиональной педагогической деятельностью происходит на 3 – 4 году обучения, когда во время практики будущие учителя включаются в преподавательскую и воспитательную деятельность.
Содержание педагогической практики студентов факультета безопасности жизнедеятельности определяется настоящей программой, которая включает: учебную (в том числе факультативные занятия и внеклассную работу по специальности) и воспитательную работу, и служит закреплению знаний, умений и навыков общепедагогического характера. Из них наиболее важными, ключевыми (для первого выхода на практику с проведением занятий), являются навыки: постановки целей занятия, выбора и реализации методов обучения и воспитания, расчета времени на те или иные этапы урока, организации учебной деятельности учеников, общения с учениками.
Учебная работа студентов в период педагогической практики предполагает:
· изучение системы работы образовательного учреждения;
· овладение умениями применять на практике принципы единства обучения и воспитания, конкретизации обучающих, развивающих и воспитательных целей деятельности педагога, выделению в содержании программного материала основные мировоззренческие понятия;
· овладение профессионально-педагогическими умениями проведения системы внеучебной работы по предмету;
· овладение методикой осуществления индивидуального подхода к ребенку, формами и методами работы с детьми, имеющими различный уровень интеллектуального развития и воспитания;
· изучение методики и техники проведения занятий и других форм организации обучения и развития детей;
· приобретение навыков самостоятельного ведения учебной работы с детьми с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
· изучение передового педагогического опыта работы педагога по предмету и образовательного учреждения в целом.
Воспитательная работа студентов в период педагогической практики предполагает:
· ознакомление с планированием и овладением основами методики организации воспитательной работы образовательного учреждения;
· приобретение навыка самостоятельного ведения воспитательной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
· изучение с помощью совокупности психолого-педагогических методов возрастных и индивидуальных особенностей детей, составление психолого-педагогических характеристик;
· формирование умения педагогически правильно строить свои отношения с детьми, их родителями, коллегами;
· овладение умениями и навыками общественно-педагогической работы, воспитание качеств социально-активной личности педагога.
Педагогическая практика студентов проводится в условиях, максимально приближенных к реальным условиям будущей профессиональной деятельности - на базе образовательных учреждений г. Москвы.
1. Организационно–нормативные вопросы педагогической практики