Педагогическая практика студентов осуществляется по договорам заключенным между университетом и образовательным учреждениям. Контроль заключения договоров о прохождении педагогических практик студентами осуществляют групповые руководители практик и факультетский руководитель педагогической практики.
Студенты, заключившие договор с образовательными учреждениями на их трудоустройство, или работающие в образовательном учреждении параллельно с обучением в университете, педагогическую практику, как правило, проходят в этих образовательных учреждениях. Это должно подтверждаться соответствующими документами: справкой и характеристикой с места работы с оценкой профессиональной деятельности практиканта, подписанной руководителем образовательного учреждения.
Прикрепление студентов к групповым руководителям педагогической практики осуществляется заместителем заведующего кафедрой по учебной работе и факультетским руководителем педагогической практики.
Перед педагогической практикой в начале соответствующих семестров кафедра безопасности жизнедеятельности совместно с общеуниверситетской кафедрой педагогики и психологии обучения проводят установочную конференцию, на которой должны присутствовать все студенты-практиканты.
На установочной конференции факультетский руководитель педпрактики знакомит студентов с общими задачами педпрактики, порядком её прохождения и содержанием, объявляет приказ по университету о сроках педпрактики, распределении студентов по образовательным учреждениям и назначении групповых руководителей практики и методистов от кафедр, организует выдачу заданий и разъясняет порядок их выполнения.
В назначенный и согласованный с руководством образовательного учреждения день групповые руководители представляют студентов на местах педпрактики.
Педпрактика начинается со встречи с руководством образовательного учреждения, преподавателями-организаторами ОБЖ и классными руководителями. На время прохождения практики каждый студент закрепляется за классом, в котором будет проводить урокиОБЖ, воспитательную работу и внеклассную работу по специальности, участвовать в работе предметных (цикловых) комиссий, выполнять другие виды работ в соответствии с программой практики.
Первая неделя педагогической практики посвящается ознакомлению студентов со школой, классом и организацией учебно-воспитательной работы с учащимися. В этот период практиканты посещают уроки учителей в закрепленном классе, занятия по ОБЖ в других классах, участвуют во всех мероприятиях, проводимых классным руководителем, знакомятся с различными видами внеклассной работы.
К концу первой недели практикант должен иметь четкое представление о каждом учащемся своего класса: о его успеваемости, дисциплине, отношении к учебе, к общественной работе; должен изучить особенности организации и проведения занятий по ОБЖ. Кроме того, к концу этой недели каждый студент составляет индивидуальный план работы на весь период педпрактики, в которых определяются объем и содержание намечаемых программных, внеклассных (внеаудиторных) и факультативных занятий по специальности, мероприятия по классному руководству, психолого-педагогическому изучению развития личности учащихся. Индивидуальный план работы согласовывается с классным руководителем, преподавателем-организатором ОБЖ и утверждается групповым руководителем.
В ходе практики студенты проводят зачетные уроки (занятия), воспитательные и внеклассные мероприятия с дифференцированной оценкой, участвуют в их обсуждении и анализе. Количество зачетных уроков (занятий) и мероприятий определяется программой практики и графиком их проведения.
На IV курсе студенты работают помощниками классных руководителей, а на V курсе выполняют все обязанности классного руководителя.
В период практики студенты III курса под руководством преподавателей Института педагогики и психологии образования составляют психологическую характеристику на одного учащегося (ребенка); студенты IV курса - психолого-педагогическую характеристику коллектива учащихся.
В процессе педагогической практики студенты накапливают эмпирический материал по предметам психолого-педагогического цикла и частным методикам.
Педагогическая практика завершается итоговой конференцией, на которой проводится качественный анализ результатов состоявшейся педагогической практики в форме презентации проведенных работ, а также разрабатываются рекомендации по повышению ее эффективности.
На этой конференции выступают несколько студентов с докладами (сообщениями), отражающими передовой педагогический опыт отдельных школ, а также групповые руководители с кратким анализом педпрактики в своих школах и факультетский руководитель педпрактики, оценивающий педпрактику в целом, после чего студентам объявляются оценки за педпрактику. В своих выступлениях они обращают внимание на трудности, с которыми пришлось встретиться студентам при проведении уроков, внеклассной работы, работы в качестве классного руководителя или его помощника, высказывают предложения по их преодолению. Отмечают, при решении каких учебно-воспитательных задач студенты чувствовали себя уверенно и что им в этом помогало, какие знания и умения, приобретенные в университете, оказались особенно полезными, каких знаний и умений не доставало. Желательно, чтобы на конференции присутствовали заведующий кафедрой и ведущие преподаватели.
По результатам педагогической практики студентов, им выставляется оценка, которая приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.
Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, по решению дирекции Института естественных наук направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.
Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие неудовлетворительную оценку, отчисляются из университета как имеющие академическую задолженность.
По окончании практики студенты, проявившие ответственное и творческое отношение к работе, активность и заинтересованность, по представлению группового и факультетского руководителей могут быть поощрены руководством факультета.
Особенности организации и проведения непрерывной педагогической практики студентов выпускного курса
Одной из задач непрерывной педагогической практики студентов выпускногокурса является использование студентами всего комплекса полученных знаний, умений и навыков, их углубление и развитие в ходе практической работы, выработки и дальнейшего совершенствования собственного стиля профессиональной деятельности, соответствующей их индивидуальным особенностям и потребностям систем образования столичного региона.
Направление студентов на непрерывную педагогическую практику осуществляется на выпускном курсе, на основе договоров с образовательными учреждениями г. Москвы и оформляется приказом по университету.
Студенты V курса, по согласованию с кафедрой, а также факультетским руководителем непрерывной педагогической практики, могут самостоятельно выбирать место (образовательное учреждение) для прохождения непрерывной педагогической практики.
Работа студента-практиканта оплачивается согласно ETC пропорционально выполняемой нагрузки. Студент-практикант должен выполнять не более 0,5-1 ставки недельной нагрузки учителя или воспитателя образовательного учреждения. При этом ему оформляется трудовая книжка или с ним заключается договор. Администрация образовательного учреждения не должна привлекать студентов-практикантов к работе в качестве классных руководителей воспитателей групп продленного дня.
В период практики обучение студентов проводится по учебному плану.
Руководство, методическую помощь и контроль прохождения педагогической практики осуществляет кафедра безопасности жизнедеятельности, а также кафедры педагогики и психологии. Кафедры готовят задания, материалы и всю необходимую документацию для проведения практики.
Оценка педагогической практик проводится по итогам осеннего семестра и в конце учебного года на основе заключения кафедр, отчетной документации, представленной студентами, отзывов-характеристик администрации образовательных учреждений. По результатам практики в осеннем семестре студентам выставляется «зачет», а в конце учебного года - оценка. По окончании практики в 9 и 10 семестрах проводятся итоговые конференции.
Права и обязанности студентов-практикантов
В период педагогической практики студент должен показать свою профессиональную компетентность, проявить интерес к работе, готовность к взаимодействию с будущими коллегами, в сочетании со способностью анализа собственной деятельности. Он должен уметь строить свою деятельность в соответствии с новыми тенденциями и современными технологиями, стремиться к выработке собственного стиля деятельности с учетом предоставляемых ему условий разумной профессиональной и образовательной автономии.
Студент-практикант имеет право:
· по всем вопросам, возникающим в процессе практики, обращаться к администрации кафедры безопасности жизнедеятельности, групповому или факультетскому руководителю практики, администрации Института естественных наук или университета, а также педагогам школы;
· пользоваться библиотекой университета и учебно-воспитательного учреждения, его кабинетами и находящимися в них учебно-методическими пособиями;
· участвовать в конференциях и совещаниях, проводимых в образовательном учреждении;
· вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, организации и прохождения педагогической практики.
Студент-практикант обязан:
· явиться для прохождения практики в закрепленное образовательное учреждение, а при возникновении неожиданных обстоятельств, препятствующих явке в установленные сроки (болезнь, семейные обстоятельства и др.), своевременно известить группового руководителя и ответственного представителя образовательного учреждения;
· своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики, проводить учебно-воспитательную работу, обеспечивая единство социокультурного, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания детей;
· проявить себя как начинающий специалист,обладающий соответствующими профессиональными качествами, высокой нравственностью, общественной активностью, глубоким интересом к работе и любовью к детям, педагогической профессии;
· быть примером организованности, дисциплинированности и трудолюбия, активно участвовать в жизни образовательного учреждения.
· вести дневник, в котором фиксировать результаты наблюдения и анализа образовательной работы с детьми, а также тетрадь с планами-конспектами всех проведенных им уроков (занятий), воспитательных и внеклассных мероприятий по предмету;
· подчиняться правилам внутреннего распорядка и требованиям Устава образовательного учреждения, выполнять распоряжения администрации и руководителей практики.
В случае невыполнения обязанностей студент может быть отстранен от прохождения практики заведующим кафедрой безопасности жизнедеятельности, факультетским или групповым руководителем педагогической практики.