Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Психолого-педагогическая характеристика личности школьника



 

Для успешной профессиональной работы в период прохождения практики студент, применяя методы психологического изучения личности: наблюдение, метод беседы, эксперимент, метод обобщенных суждений и др., составляет психолого-педагогическую характеристику на одного ученика класса, с целью определения основных направлений дальнейшей работы.

 

Схема психолого-педагогической характеристики школьника

 

1. Общие сведения: класс, возраст, физическое развитие и состояние здоровья, принадлежность к формальной или неформальной организации.

2. Характеристика семейной среды: состав семьи, условия жизни и быта, взаимоотношения членов семьи, отношение к ребенку в семье.

3. Краткая характеристика классного коллектива: уровень организованности; отношения с педколлективом, отдельными учителями и общественными организациями; взаимоотношения в классном коллективе.

4. Личность учащегося в системе отношений классного коллектива. Соотношение официального, сознаваемого и действительного места школьника в системе отношений учащихся класса.

5. Круг общения:

· широта круга общения в классном коллективе и за его пределами;

· характеристика общения с разными категориями людей (взрослыми, сверстниками, младшими).

6. Характеристика деятельности:

· виды деятельности школьника и степень их соподчиненности;

· характеристика основных видов деятельности школьника.

7. Особенности учебной деятельности:

· успехи в учебной деятельности;

· качества личности, проявляемые в отношениях к учебной деятельности: активность, настойчивость, самостоятельность, аккуратность, умение работать с книгой и т.д.;

· мотивы учения.

8. Поведение (дисциплина учащегося в школе и вне ее, мотивы поведения).

9. Направленность личности учащегося (соотношение личной, деловой и общественной направленности).

10. Уровень развития познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение) и их структура.

11. Характеристики эмоционально-волевой сферы:

· преобладание эмоции и настроения;

· культура чувств (нравственных, эстетических, интеллектуальных, трудовых), уровень их развития:

· уровень волевой саморегуляции и волевые качества личности, отношение к самовоспитанию.

12. Тип темперамента (преобладающий).

13. Характеристика способностей и профессиональных интересов школьника.

14. Педагогические рекомендации возможных путей дальнейшего формирования личности школьника.

15. Общие выводы (свое впечатление о ребенке; можно дописать то, что не было в характеристике; пожелания ребенку - пути дальнейшего развития и воспитания личности).

Ход выполнения задания.Психолого-педагогическая характеристика составляется по схеме, указанной выше. Она должна быть полной, и может включать в себя другие, помимо указанных в схеме, стороны личности учащегося, если они для данного учащегося оказываются существенными, типичными.

Характеристика пишется на бумаге А-4 и является составной частью дневника педагогической практики. В верхней части указывается ее название, например, «Психолого-педагогическая характеристика ученика 8 класса средней школы № 5 Иванова Александра, составленная студентом факультета БЖД 401 группы Ивановым С.И.». Ниже проставляется дата составления характеристики. В конце текста характеристики студент ставит свою подпись.

Форма характеристики (текст) может быть более или менее произвольной, в рамках предложенной схемы. Студент при этом должен пользоваться принятой в учебной литературе психолого-педагогической терминологией. В общих выводах необходимо сжато обобщить основные достоинства и недостатки личности школьника.

За неделю до окончания практики студент знакомит классного руководителя школы с составленной им характеристикой учащегося и получает от него письменный краткий оценочный отзыв, проставляемый классным руководителем в конце текста характеристики и заверяемый его подписью.

Не позже чем за три дня до окончания практики студент лично сдает преподавателю кафедры педагогикиипсихологии составленную им характеристику ученика для ее проверки и оценки.

Проведение социометрического исследования и составление психолого-педагогической характеристики класса

 

Для успешной профессиональной работы в период практики студенту в течение первой недели необходимо изучить класс. При изучении класса используются различные методы, обеспечивающие объективность и научность выводов (изучение документации: клас­сного журнала, личных дел, медицинской карты; беседа с классным руководителем; наблюдение; социометрия; анкетирование, интервью, беседа, наблюдение, тесты-опросники), в т.ч. социометрические исследования.

Социометрического исследования предназначены для изучения структуры класса. Студент должен разнообразить процедуру исследования с учетом специфики класса, в котором он работает. Для этого при составлении программы исследования вышеуказанные методы дополняется выбранными самостоятельно методиками. Все выводы иллюстрируются при помощи рабочих материалов, полученных в ходе исследования.

В исследовании участвуют все учащиеся класса.Перед проведением исследования необходимо ответить на все вопросы респондентов. Процедура проведения опроса должна дать понять, что при желании отвечающих, группа может быть реорганизована в соответствии с ответами. При необходимости конкретизации ответа в вопрос можно ввести краткое предисловие. Каждому учащемуся предлагают:

1.Опросный лист «В качестве кого вы выбираете?» с инструкцией и списком класса:

 

Ф.И.О. учеников класса Близкий друг Приятель Деловой партнер Лишь здороваюсь Не хотел бы встречаться
Иванов Сергей Петров Олег Сидорова Светлана Потапов Артем и т.д.          
  Шкальные оценки          

Обработка результатов опроса. Суммирование по строкам - сколько раз каждый выбрал или отверг. Суммирование по столбцам - выбран или отвергнут.

Коэффициент сплоченности как частное от деления числа взаимных связей на теоретически возможное количество. Или по формуле C=Nb/[N(N-l)], где:

С- эмоциональная сплоченность группы;

Nb - количество взаимных выборов в группе;

N - количество участников группы;

N(N-1) - общее возможное число взаимных выборов в группе

Требования к интерпретации результатов опроса. В интерпретации должны содержаться ответы на вопросы:

а) Кто является неформальным лидером в классе? (Необходимо соблюдать точность терминологии: социометрический статус: «звезды» и «отвергаемые» («звезда» может быть неформальным лидером; понятия «лидер» и «звезда» не синонимичны).

б) Каково распределение статусов?

в) Какова эмоциональная сплоченность группы?

г) Кто кого предпочитает в общении?

д) Через кого лучше оказывать влияние на конкретного учащегося?

2. Анкеты для социометрического исследования и для выявления мотивов учения и интересов школьника (приложения 12 и 13).

Все выводы иллюстрируются при помощи рабочих материалов, полученных в ходе исследования.

 

Схема психолого-педагогической характеристики классного коллектива

 

1. Общие сведения о классе: состав класса, официальная структура, актив, уровень успеваемости, история формирования коллектива, стабильность, смена классных руководителей, дисциплинированность, учащиеся с ослабленным здоровьем, неполные, неблагополучные семьи, связи класса с другими коллективами и т.д.

2. Организационная структура класса как коллектива:характеристика межличностных отношений внутри коллектива учащихся класса, характеристика выборного актива класса (если он есть) и содержание его деятельности (умение приказывать и подчиняться, инициативность, авторитетность, требовательность к себе, правильность распределения функций). Неофи­циальный актив класса и его взаимоотношения с официальным. Лидеры, звезды, игнорируемые и отверженные класса, их краткие характеристики. Характеристика группировок в классе (если есть)

3. Классный коллектив как объект педагогических воздействий.

а) единство педагогических требований учителей к классу и их эффективность, выраженная в различных результатах деятельности класса: учебных успехах, общественной активности, в организации (дисциплинированности) класса, в состоянии соревнования среди учащихся, в наличии социально-ценного общественного мнения, широте и социальной значимости внеучебных интересов и склонностей класса;

б) роль педагогических воздействий классного руководителя в общей организации жизнедеятельности классного коллектива;

в) роль классного актива в общих успехах класса.

4. Классный коллектив как субъект деятельности (по усвоению требований учителей):

а) общий уровень развития учащихся, их интересы, кругозор, анализ доминирующих интересов класса, отрицательные и положительные проявления в учебной работе;

б) основные мотивы учебной деятельности класса, характеристика мотивов и интересов в других видах деятельности (трудовой, спортивной, технической и т.п.);

в) борьба класса за высокую успеваемость и дисциплину;

г) общественная жизнь класса:

· интересы класса к событиям, литературе, искусству, спорту и т.п. и формы проявления этих интересов (беседы, посещение театра, кино, диспуты и т.д.);

· общественно полезная работа в классе (конкретные виды, формы и результаты);

· участие класса в общественной жизни;

д) отношение коллектива к учителям, классному руководителю, администрации, авторитет учителей, оптимальный стиль педагогического руководства для данного класса и осуществление индивидуального подхода к ученикам;

е) традиции классного коллектива

5. Психологическое единство класса как коллектива. Показатели групповой сплоченности класса, эмоционального единства и их анализ. Степень эмоциональной включенности и удовлетворенно­сти классом отдельных учеников.

На основе данных, полученных при изучении класса, студенты формулируют основные положительные и отрицательные стороны в деятельности коллектива; рекомендации по ре-организации, которые представляют классному руководителю; определяют воспитательные цели и составляют план воспитательной работы с классом.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.