Для подготовки и проведения любой формы воспитательной работы, в том числе и классного часа, можно использовать определенный алгоритм, позволяющий наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс. Элементы его таковы:
а) определение целей и задач;
б) выбор формы воспитательной работы, определение жанра и названия мероприятия;
в) создание психологического настроя;
г) предварительная подготовка;
д) проведение самого мероприятия;
е) педагогический анализ, совершаемый на нескольких уровнях:
· обсуждение успешности (не успешности) предметного результата вместе с учащимися, проектирование более продуктивной деятельности в будущем;
· собственно педагогический анализ, осуществляемый взрослыми участниками,
· анализ воспитательного результата.
Воспитательное мероприятие не должно быть регламентировано временем (оно может продолжаться от нескольких минут до нескольких часов), не должно быть «привязано» к месту - классной комнате. Оно может быть проведено в музее, на природе, на улицах города. Субъектом его проведения необязательно должен быть студент-практикант или классный руководитель, это может быть любой работник школы, любой приглашенный, любой одноклассник, это может быть и группа людей (группа студентов, авторский коллектив, творческая группа и т.д.). Могут быть введены и другие правила.
2. Цели мероприятия (обучающие, развивающие и воспитывающие).
3. Организационная форма.
4. Место проведения.
5. Дата проведения и продолжительность.
6. Оборудование (средства наглядности, в том числе технические средства обучения, декорации, костюмы и т.д.).
7. Сценарий или сценарный план мероприятия: вступительная беседа; основная часть (работа по теме); подведение итогов мероприятия; домашнее задание (выпуск стенной газеты, фото отчета, конкурс рисунков, написание эссе, создание плаката и т.д.).
8. Материалы, использованные при подготовке мероприятия (литературные источники, Интернет-ресурсы, воспоминания интересных людей, участников событий, различные документы и др.).
9. Подготовка мероприятия (распределение поручений, помощь в их выполнении, контроль за ходом подготовки).
Подготовка и содержание отчета о воспитательной деятельности
Отчет о воспитательной деятельности является составной частью отчета о педагогической деятельности студента в период практики. В нем должны быть отражены следующие вопросы:
1. Характеристика воспитательной работы школы через:
а) описание направлений воспитательной работы (патриотическое, гражданское, художественно-эстетическое, экологическое, физическое, нравственное и др. направления);
б) анализ преобладающих форм воспитательной работы (мероприятия, их направленность, формы проведения);
в) оценку уровня системности воспитательной работы (связаны ли воспитательные мероприятия общей идеей; имеются ли в школе традиции, отвечающие интересам воспитания; наличие или отсутствие форм самоуправления и их роль в воспитательном процессе школы, наличие или отсутствие школьной печати, детских самодеятельных организаций и пр.).
2. Анализ состояния воспитательной работы в классе (в котором преимущественно проводились занятия):
а) направления воспитательной работы в классе (на основе плана работы классного руководителя);
б) преобладающие формы и методы воспитательной работы классного руководителя (на основе беседы с ним и личных наблюдений);
в) оценка уровня воспитанности класса (высокий, средний или низкий - с описанием признаков, по которым можно сделать заключение).
3. Отчет о проведении воспитательного мероприятия (или классного часа) по схеме:
а) число, класс, тема мероприятия, его форма;
б) основная (воспитывающая) цель мероприятия, а также сопутствующие ей обучающие и развивающие задачи;
в) содержание мероприятия (в виде плана-конспекта - с указанием фрагментов мероприятия, примерного времени каждого фрагмента и используемых в ходе каждого фрагмента форм и методов воспитательной работы);
г) средства (пособия, инвентарь) и литература, используемая для подготовки;
д) результаты - степень достижения целей и задач (если не достигли целей, то по каким причинам, если достигли, то в чем это выразилось).
4. Подмеченные Вами особенности и закономерности воспитательной работы (в том числе и в ходе проведения Вами уроков). Что показалось самым интересным и ярким? Каковы, на Ваш взгляд, наиболее типичные трудности воспитательной работы - на уроке и во внеурочной работе?
5. Ваши «педагогические приобретения» в воспитательном разделе работы (удавалось ли оказывать воспитательное воздействие на школьников в период прохождения практики; какие формы и приёмы воздействия были, на Ваш взгляд, наиболее удачными, эффективными и почему; каковы их видимые результаты - для Вас и для Ваших учеников; в какие моменты Вы были довольны собой как воспитателем).
6. Ваши «точки роста» (что Вам пока не удалось как воспитателю, где Вы увидели и почувствовали свои воспитательские «промахи» и «слабости»; какими методами и формами воспитательных воздействий хотели бы пополнить свой профессиональный инструментарий).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Байбородова Л.В., Индюков Ю.В. Методика обучения ОБЖ. Методическое пособие. - М.: ВЛАДОС, 2004.
2. Безопасность жизнедеятельности. Сб. нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций. // Сост. Латчук В.Н. и др. - М.: ДИК; АСТ - 1998.
3. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону, 2000.
4. Воронин А.М., Менячихин И.А., Сухов С.С. Методические рекомендации по педагогической практике для студентов очного и заочного отделения специальности «Безопасность жизнедеятельности». - Брянск: Издательство Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, 2004
5. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1995.
6. Глассер У. Школы без неудачников. Пер. с англ./ Общ. Ред. И предисл. В.Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 1991.
7. Джонсон, Д. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве / Д. Джонсон. – Спб., 2001. – 256 с
8. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя: Пособие для учителя – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 1998.
9. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М., Российское педагогическое агентство, 1995.
10. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений – М.: Издательский центр «Академия»,2001.
11. Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока: Практич. Пособие для учителей и руководителей образоват. Учреждений, студентов пед. Учеб. Заведений, слушателей ИГПС. – Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель», 2002.
12. Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: Учебно-методическое пособие для учителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Москва – Ростов-на-Дону: Творческий центр «Учитель», 2000.
13. Латчук В.Н. Всероссийская олимпиада школьников по основам безопасности жизнедеятельности: Методическое пособие / Науч. ред. Э.М.Никитин – М.: АПКиППРО, 2008.
14. Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе. 5-11 классы. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2002.
15. Латчук В.Н., Крючек Н.А., Миронов С.К. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях: Учебно-метод. пособие для проведения занятий с населением. // Под ред. Г.Н. Кириллова. - М,: Изд- во НЦ ЭНАС, 2001.
16. Личностно-ориентированное обучение: Хрестоматия: Для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений / Сост. Е.О.Иванова, И.М. Осмоловская. – М.: СГУ, 2005.
17. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности»: Учеб.-метод, пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 160с.: ил. - (Воспитание и доп. образование детей).
18. Михайлов Л.А., Старостенко А.В. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика обучения: 5-6 классы. Пособие для учителя.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.
19. Михайлов Л.А., Старостенко А.В. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика обучения: 7-8 классы. Пособие для учителя.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.
20. Михайлов Л.А., Старостенко А.В. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика обучения: 9-10 классы. Пособие для учителя.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001
21. Мишин Б.И. Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности. - М.: Астрель, 2002.
22. Ю.Нечаев М.П. Управление воспитательным процессом в классе: Учебно-методическое пособие для студентов и педагогов. – М.,2006.
24. Основы безопасности жизнедеятельности. Программы для общеобразовательных учреждений. 5- 11 кл./ В. Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 2006.
25. Основы безопасности жизнедеятельности, 5 кл.: Метод пособие // В.Н. Латчук, В.В. Марков, - М.: Дрофа - ДиК, 2000.
26. Основы безопасности жизнедеятельности, 6 кл.: Метод пособие // В.Н. Латчук, В.В. Марков, А.Г. Маслов. - М.: Дрофа - ДиК, 2000.
27. Основы безопасности жизнедеятельности, 7 кл.: Метод пособие // В.Н. Латчук, В.В. Марков, - М.: Дрофа - ДиК, 2000.
28. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 кл.: Метод пособие // В.Н. Латчук, В.В. Марков, А.Г. Маслов. - М.: Дрофа - ДиК, 2000.
29. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 кл.: Метод пособие // В.Н. Латчук, В.В. Марков, А.Г. Маслов. - М.: Дрофа - ДиК, 2000.
30. Основы безопасности жизнедеятельности, 10 кл.: Метод пособие // В.Н. Латчук, В.В. Марков, - М.: Дрофа, 2000.
31. Основы безопасности жизнедеятельности, 11 кл.: Метод пособие // В.Н. Латчук, В.В. Марков, - М.: Дрофа, 2000.
32. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9кл.: Дидактические материалы. // В.Н. Латчук, В.В. Марков, М.П. Фролов. - М.: Дрофа - ДиК, 2000.
33. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11кл.: Дидактические материалы. / В.Н. Латчук, В.Р. Лукьянов, С.К. Миронов. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.
34. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл.: Рабочая тетрадь для учителя / В.Н. Латчук, С.К. Миронов.– М.: Дрофа, 2002.
35. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 кл.: Рабочая тетрадь для учителя / В.Н. Латчук, С.К. Миронов. – М.: Дрофа, 2002.
36. Оценка качества подготовки выпускников основной общей школы по основам безопасности жизнедеятельности. // Г.А. Колодницкий, В.Н. Латчук, В.В, Марков и др. - М.: Дрофа, 2001.
37. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безо-пасности жизнедеятельности // Г. А. Колодницкий, В. Н. Латчук, В. В. Марков и др. - М.: Дрофа, 2002.
39. Педагогика. Часть П. Общие основы педагогики, теория обучения (дидактика), теория и методика воспитания. Основы управления педагогическими системами: Программы, методические материалы и рекомендации. Авторский коллектив: И.П. Андриади, С.Н. Ромашова.- М.:МГПУ,2005.
40. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. Учебное пособие. Рекомендовано Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Просвещение, 1999.
41. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич – Мн.: «Соврем. Слово», 2005.
42. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. Первая книга учителя. – М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство»,1998.
43. Положение о педагогической практике студентов в Псковском государственном педагогическом университете им. С.М. Кирова. – Псков: ПГПУ, 2007.
44. Положение об учебных и производственных практиках студентов Московского государственного областного института. Сборник нормативных положений и рекомендаций по учебной работе. Выпуск 1. М.; Издательство МГОУ, 2005
45. Сборник нормативных документов. Основы безопасности жизнедеятельности / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.
46. Сергеева В.П., Нестерова О.А. Дневник педагогической практики по специальности «Управление учебно-воспитательной деятельностью в образовательном учреждении». Учебно-методическое пособие. М.: УЦ Перспектива,2008.
47. Симонов В.П. Педагогическая практика в школе. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2000.
48. Скок Г.Б. Как анализировать собственную педагогическую деятельность. – М., 2000.
49. Смирнов А.Т., Мишин Б.И. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2001. – 160 с
50. Столяренко А.М. Экстремальная псиохпедагогика: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
51. Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 5 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов. – М.: Дрофа, 2002.
52. Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 6 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов. – М.: Дрофа, 2002.
53. Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 7 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов. – М.: Дрофа, 2002.
54. Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 8 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов. – М.: Дрофа, 2002.
55. Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 9 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов. – М.: Дрофа, 2002.
56. Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 10 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов. – М.: Дрофа, 2002.
57. Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 11 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов. – М.: Дрофа, 2002.
58. Топоров И.К. Методика преподавания курса ОБЖ в общеобразовательных учреждениях: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2000.